Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 10:29, курсовая работа
Целью работы является исследование роли государство как поставщика общественных благ и изучение формирование цены общественного блага.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:
- рассмотреть понятия, свойства и классификация общественных благ;
- определить государственное участие в обеспечении общественными
благами;
- выявить причины неэффективности государства;
- рассмотреть специфика формирования спроса чистых и смешанных
общественных благ;
- изучить формирование цены Линдаля и равновесие Линдаля.
Введение 5
1. Общественные блага, их свойства и классификация 7
1.2 Характерные особенности общественных благ 7
1.2 Виды общественных благ 8
2. Государство как поставщик общественных благ 12
2.1 Государственное участие в обеспечении общественными
благами 12
2.2 Причины неэффективности государства 18
3. Формирование цены общественного блага 21
3.1 Специфика формирования спроса чистых и смешанных
общественных благ 21
3.2 Цены Линдаля и равновесие Линдаля 23
Заключение 26
Список используемых источников 28
РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 28 с., 2 рисунка, 25 источников.
Общественные блага, блага совместного потребление, чистые общественные блага, коллективные блага, перегружаемые общественные блага, смешанные общественные блага, государство, общественный сектор, субсидии,
лоббирование, спрос и предложение общественных благ, цены Линдаля, равновесие Линдаля.
Объектом исследования выступают общественные блага.
Целью настоящей работы является рассмотрение государственное участие в обеспечении общественными благами.
В ходе анализа наряду с другими были рассмотрены следующие задачи:
- определено понятия, свойства и классификация общественных благ;
- рассмотрено государственное участие в обеспечении общественными
благами;
- выявлены причины неэффективности государства;
- рассмотрена специфика формирования спроса чистых и смешанных
общественных благ;
- изучено формирование цены Линдаля и равновесие Линдаля.
Общественные блага - это конечные результаты функционирования общественного сектора. Общественный сектор хозяйства - совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства.
Общественные блага обладают двумя характерными свойствами: несоперничество в потреблении и неисключаемостью.
Исключаемость в потреблении
означает, что обладание благом одним
субъектом исключает
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
1. Общественные блага, их свойства и классификация 7
1.2 Характерные особенности общественных благ 7
1.2 Виды общественных благ 8
2. Государство как поставщик общественных благ 12
2.1 Государственное участие в обеспечении общественными
благами 12
2.2 Причины неэффективности государства 18
3. Формирование цены общественного блага 21
3.1 Специфика формирования спроса чистых и смешанных
общественных благ 21
3.2 Цены Линдаля и равновесие Линдаля 23
Заключение 26
Список используемых источников 28
ВВЕДЕНИЕ
Результаты функционирования
общественного сектора
Актуальность данной проблемы
заключается в том, что вопросы
развития человеческих потребностей и
потребления достаточно широко разрабатывались
в философии, социологии, психологии,
политэкономии, но при этом не проводились
разграничения между
Целью работы является исследование роли государство как поставщика общественных благ и изучение формирование цены общественного блага.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:
- рассмотреть понятия, свойства и классификация общественных благ;
- определить государственное участие в обеспечении общественными
благами;
- выявить причины неэффективности государства;
- рассмотреть специфика формирования спроса чистых и смешанных
общественных благ;
- изучить формирование цены Линдаля и равновесие Линдаля.
Объектом исследования является государства как поставщик общественных благ.
Предметом исследования выступают процессы формирования и предоставления общественных благ в современной экономике посредством рынка и государства.
Теоретическую и методологическую основу курсовой составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области институциональной теории, экономической теории благосостояния, теории общественного сектора экономики, а также научные работы по экономике и социологии.
1 ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА, ИХ СВОЙСТВА И КЛАССИФИКАЦИЯ
1.2 Характерные особенности общественных благ
К числу общественных благ
относятся некоторые
В основе классификации благ лежат два критерия: тип присвоения, регулирующий доступность блага в потреблении, и характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе потребления блага.
В соответствие с первым
критерием выделяются такие свойства
благ, как исключаемость и
В соответствии со вторым критерием
выделяются такие признаки благ, как
избирательность (конкурентность) и
неизбирательность (неконкурентность).
Избирательность в потреблении
означает, что получение определенных
выгод от потребления блага одним
субъектом делает невозможным то
же самое для другого субъекта.
Суть данного свойства состоит в
том, что потребители вынуждены
конкурировать за право потребления
блага. Неизбирательность в
Так для общественных благ характерны два свойства:
- увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому, из них;
- ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.
Необходимо отметить, что свойства, характерные для общественных благ, могут проявляться с разной степенью интенсивности1.
1.2 Виды общественных благ
Необходимо отметить, что
для очень немногих благ, таких, как,
например, законодательство или стратегические
ядерные вооружения, численность
индивидов, извлекающих преимущества
из их наличия, может едва ли не беспредельно
увеличиваться без
Чистое частное благо
- благо, которое обладает признаками
избирательности и
Чистое общественное благо
- благо, которое обладает признаками
неизбирательности и
Чистые общественные блага
обладают рядом специфических
1. любое потребление кем-либо чистого общественного блага не влияет на предоставление его количества другим;
2. включение в потребление
блага дополнительных
3. предельные издержки
предоставления блага
Типичные примеры чистых общественных благ - национальная оборона, пожарная служба, органы правопорядка, меры по защите окружающей среды, уличное освещение, беспроводные радио- и телепередачи.
Можно сделать вывод, что
разным общественным благам в неодинаковой
мере присущи свойства несоперничества
в потреблении и
Блага совместного потребление
(общие блага) - это блага, характеризующиеся
высокой степенью избирательности
и низкой степенью исключаемости. Например,
места парковки автомобилей на общественной
стоянке доступны всем и в этом
смысле являются неисключаемым благом.
Однако использование парковочного
места одним лицом делает невозможным
то же для других, что придает
благу признак избирательности.
Специфика общественных благ состоит
в том, что, несмотря на высокую степень
конкурентности в потреблении, ограничение
доступа к благу связано с
высокими издержками. Чаще всего это
блага, предоставляемые
Коллективные блага (исключаемые общественные блага) - это блага, обладающие высокой степенью исключаемости и низкой степенью избирательности. Прием телевизионного сигнала по кабельному телевидению одним субъектом не уменьшает возможности того же для других пользователей, притом с нулевыми предельными издержками. Поэтому конкурентность в потреблении этого блага является низкой. Однако данному благу можно без труда придать признак исключаемости, введя плату за подключение к сети кабельного телевиденья. То же относится к такому благу, как образование. Специфика данного вида благ заключается в том, что доступ к их потреблению может быть ограничен с незначительными издержками.
В некоторых случаях степень
неизбирательность блага
существующих потребителей.
Такого рода общественные блага называют перегруженными. Перегружаемые общественные блага - это блага, неконкурентность в потреблении которых сохраняется только в рамках определенного числа потребителей. Типичными примерами таких благ являются объекты транспортной инфраструктуры (дороги, мосты, паромные переправы) и культурного назначения (библиотеки, музеи и т. п.). Суть здесь в том, что дополнительные пользователи не уменьшают доступности блага для других только для определенного момента. Так, по мере увеличения числа пользователей загруженность проезжей части дороги растет и скорость движения (полезность) снижается.