Формирование цены общественного блага

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование роли государство как поставщика общественных благ и изучение формирование цены общественного блага.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:
- рассмотреть понятия, свойства и классификация общественных благ;
- определить государственное участие в обеспечении общественными
благами;
- выявить причины неэффективности государства;
- рассмотреть специфика формирования спроса чистых и смешанных
общественных благ;
- изучить формирование цены Линдаля и равновесие Линдаля.

Содержание работы

Введение 5
1. Общественные блага, их свойства и классификация 7
1.2 Характерные особенности общественных благ 7
1.2 Виды общественных благ 8
2. Государство как поставщик общественных благ 12
2.1 Государственное участие в обеспечении общественными
благами 12
2.2 Причины неэффективности государства 18
3. Формирование цены общественного блага 21
3.1 Специфика формирования спроса чистых и смешанных
общественных благ 21
3.2 Цены Линдаля и равновесие Линдаля 23
Заключение 26
Список используемых источников 28

Файлы: 1 файл

кур.р.гос-во как пост.об.благ..docx

— 68.22 Кб (Скачать файл)

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа содержит 28 с., 2 рисунка, 25 источников.

 

Общественные блага, блага совместного потребление, чистые общественные блага, коллективные блага, перегружаемые общественные блага, смешанные общественные блага, государство, общественный сектор, субсидии,

лоббирование, спрос и предложение общественных благ, цены Линдаля, равновесие Линдаля.

 

Объектом исследования выступают общественные блага.

Целью настоящей работы является рассмотрение государственное участие в обеспечении общественными благами.

В ходе анализа наряду с  другими были рассмотрены следующие  задачи:

- определено понятия, свойства и классификация общественных благ;

- рассмотрено государственное участие в обеспечении общественными

благами;

- выявлены причины неэффективности государства;

- рассмотрена специфика формирования спроса чистых и смешанных

общественных благ;

- изучено формирование цены Линдаля и равновесие Линдаля.

Общественные блага - это конечные результаты функционирования общественного сектора. Общественный сектор хозяйства - совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства.

Общественные блага обладают двумя характерными свойствами: несоперничество в потреблении и неисключаемостью.

Исключаемость в потреблении  означает, что обладание благом одним  субъектом исключает доступность  этого блага для других потребителей. Неисключаемость же означает, что  производитель не имеет реального  выбора, предоставлять ли благо только тем, кто за него платит, или всем желающим.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение           5

1. Общественные блага, их свойства и классификация   7

1.2 Характерные особенности  общественных благ    7

1.2 Виды общественных благ       8

2. Государство как поставщик общественных благ    12

2.1 Государственное участие  в обеспечении общественными 

      благами          12

2.2 Причины неэффективности  государства     18

3. Формирование цены общественного блага     21

3.1 Специфика формирования  спроса чистых и смешанных 

      общественных благ        21

3.2 Цены Линдаля и равновесие Линдаля     23

Заключение          26

Список используемых источников       28

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Результаты функционирования общественного сектора воплощаются  главным образом в общественных благах. Доходы и расходы государства  должны как можно точнее соответствовать  предъявляемым гражданами потребностям в конкретных общественных благах и  целенаправленно использоваться для  удовлетворения этих потребностей. Понимание  особенностей общественных благ, умение их распознавать, находить оптимальные  варианты обеспечения ими потребителей и анализировать возможности  замещения общественных благ частными, а также навык сопоставления  бюджетов всех уровней с реальным спросом и фактическим предложением общественных благ принципиально важны  для обоснования социально-экономической  политики.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что вопросы  развития человеческих потребностей и  потребления достаточно широко разрабатывались  в философии, социологии, психологии, политэкономии, но при этом не проводились  разграничения между потребностями  в индивидуальных и потребностями  в общественных благах. В тоже время  существуют значительные различия в  их формировании, выявлении, способах удовлетворения. Кроме того, недостаточно изучена роль государства в процессе формирования общественных благ. Не получили должного развития вопросы эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах и их влияния на общественное благосостояние.

Целью работы является исследование роли государство как поставщика общественных благ и изучение формирование цены общественного блага.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие  основные задачи:

- рассмотреть понятия, свойства и классификация общественных благ;

- определить государственное участие в обеспечении общественными

благами;

- выявить причины неэффективности государства;

- рассмотреть специфика формирования спроса чистых и смешанных

общественных благ;

- изучить формирование цены Линдаля и равновесие Линдаля.

Объектом исследования является государства как поставщик общественных благ.

Предметом исследования выступают  процессы формирования и предоставления общественных благ в современной  экономике посредством рынка  и государства.

Теоретическую и методологическую основу курсовой составляют труды отечественных  и зарубежных ученых в области  институциональной теории, экономической  теории благосостояния, теории общественного  сектора экономики, а также научные  работы по экономике и социологии.

 

1 ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА, ИХ СВОЙСТВА И КЛАССИФИКАЦИЯ

 

 

1.2 Характерные  особенности общественных благ

К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные, не похожие на обычные товары. Тем  не менее это вполне реальные экономические  блага, поскольку, с одной стороны, они обладают полезностью для  потребителей, а с другой - их создание требует затрат ресурсов, которые  могли бы быть использованы для производства других благ.

В основе классификации благ лежат два критерия: тип присвоения, регулирующий доступность блага  в потреблении, и характер распределения  полезности блага среди потребителей в процессе потребления блага.

В соответствие с первым критерием выделяются такие свойства благ, как исключаемость и неисключаемость. Исключаемость в потреблении  означает, что обладание благом одним  субъектом исключает доступность  этого блага для других потребителей. В этом случае присвоение (потребление) блага возможно только на основе эквивалентного (рыночного) обмена. Неисключаемость  же означает, что производитель не имеет реального выбора, предоставлять  ли благо только тем, кто за него платит, или всем желающим. Санкции  против неплательщиков обернулись бы ущербом для добросовестных пользователей. Выступая лишь в качестве представителей той или иной группы. В итоге поставщик общественного блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности.

В соответствии со вторым критерием  выделяются такие признаки благ, как  избирательность (конкурентность) и  неизбирательность (неконкурентность). Избирательность в потреблении  означает, что получение определенных выгод от потребления блага одним  субъектом делает невозможным то же самое для другого субъекта. Суть данного свойства состоит в  том, что потребители вынуждены  конкурировать за право потребления  блага. Неизбирательность в потреблении  означает, что получение выгод  от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможность получения тех же выгод для других. Множество людей совместно и одновременно пользуются защитой от пожаров и военного нападения, и нельзя сказать, кто из них «основной» получатель услуги, а кому достается внешний эффект. Численность пользователей может расти при стабильном уровне производства общественных благ. Например, нет надобности возводить дополнительный маяк рядом с построенным ранее, если возрастает число судов, проходящих мимо места, где расположен последний. Следовательно, несоперничество порождает необычные для рыночной экономики ситуации: если имеется индивид, желающий воспользоваться благом, но не готовый за него платить, оптимальное использование ресурсов предполагает предоставление ему данного блага даром.

Так для общественных благ характерны два свойства:

- увеличение числа потребителей  блага не влечет за собой  снижения полезности, доставляемой  каждому, из них;

- ограничение доступа  потребителей к такому благу  практически невозможно.

Необходимо отметить, что  свойства, характерные для общественных благ, могут проявляться с разной степенью интенсивности1.

1.2 Виды общественных  благ

Необходимо отметить, что  для очень немногих благ, таких, как, например, законодательство или стратегические ядерные вооружения, численность  индивидов, извлекающих преимущества из их наличия, может едва ли не беспредельно увеличиваться без дополнительных затрат, а ограничение доступа  к этим благам, если и осуществимо, то для целых групп, но не для отдельного лица персонально. На практике чаще встречаются  несколько иные ситуации.

Чистое частное благо - благо, которое обладает признаками избирательности и исключаемости. Потребление такого блага одним  субъектом препятствует тому же для других и приносит полезность только его владельцу. Иначе говоря, чистое частное благо - благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу. Такие блага могут быть оценены и проданы поштучно и, в этом смысле, наиболее отвечают требованиям рыночного обмена.

Чистое общественное благо - благо, которое обладает признаками неизбирательности и неисключаемости. Никто не может быть исключен из числа потребителей такого блага, а  потребление его одним субъектом  не ограничивает его полезность для  других. Каждый отдельный гражданин  пользуется выгодами от национальной обороны, не ущемляя при этом полезности, извлекаемой из нее другими. Одновременно никто не может быть исключен из числа потребителей этого блага. Следовательно, чистое общественное благо - благо, которое не может быть предоставлено  кому-то отдельно и потребляемое только сообща.

Чистые общественные блага  обладают рядом специфических характеристик. Присущая им абсолютная неизбирательность  означает, что:

1. любое потребление кем-либо  чистого общественного блага  не влияет на предоставление его количества другим;

2. включение в потребление  блага дополнительных потребителей  не уменьшает выгод, извлекаемых  от потребления блага существующими  потребителями;

3. предельные издержки  предоставления блага дополнительному  потребителю равны нулю.

Типичные примеры чистых общественных благ - национальная оборона, пожарная служба, органы правопорядка, меры по защите окружающей среды, уличное  освещение, беспроводные радио- и телепередачи.

Можно сделать вывод, что  разным общественным благам в неодинаковой мере присущи свойства несоперничества  в потреблении и неисключаемости.         Те которые в высокой степени обладают обоими свойствами, называются чистыми общественными благами. Те, у которых хотя бы одно из свойств выражено в умеренной степени, называются смешанными общественными благами. В связи с этим выделяют еще несколько видов благ, которые в той или иной степени обладают признаками и частного, и общественного блага2.

Блага совместного потребление (общие блага) - это блага, характеризующиеся  высокой степенью избирательности  и низкой степенью исключаемости. Например, места парковки автомобилей на общественной стоянке доступны всем и в этом смысле являются неисключаемым благом. Однако использование парковочного места одним лицом делает невозможным  то же для других, что придает  благу признак избирательности. Специфика общественных благ состоит  в том, что, несмотря на высокую степень  конкурентности в потреблении, ограничение  доступа к благу связано с  высокими издержками. Чаще всего это  блага, предоставляемые муниципалитетами, - общественные парки, пляжи, другие места  общественного пользования, отчего их еще называют коммунальными. Совместный характер потребления таких благ обуславливает высокую степень  конкуренции в отношении их использования, которое осуществляется по принципу «первый пришел - первый воспользовался».

Коллективные блага (исключаемые  общественные блага) - это блага, обладающие высокой степенью исключаемости  и низкой степенью избирательности. Прием телевизионного сигнала по кабельному телевидению одним субъектом  не уменьшает возможности того же для других пользователей, притом с  нулевыми предельными издержками. Поэтому  конкурентность в потреблении этого  блага является низкой. Однако данному  благу можно без труда придать  признак исключаемости, введя плату  за подключение к сети кабельного телевиденья. То же относится к такому благу, как образование. Специфика  данного вида благ заключается в  том, что доступ к их потреблению  может быть ограничен с незначительными  издержками.

В некоторых случаях степень  неизбирательность блага снижается  по мере роста числа его потребителей, и с определенного момента («точка перегрузки») предоставление такого блага  дополнительному потребителю связано  с ростом предельных издержек предоставления, то есть со снижением полезности для

существующих потребителей.

Такого рода общественные блага называют перегруженными. Перегружаемые общественные блага - это блага, неконкурентность в потреблении которых сохраняется только в рамках определенного числа потребителей. Типичными примерами таких благ являются объекты транспортной инфраструктуры (дороги, мосты, паромные переправы) и культурного назначения (библиотеки, музеи и т. п.). Суть здесь в том, что дополнительные пользователи не уменьшают доступности блага для других только для определенного момента. Так, по мере увеличения числа пользователей загруженность проезжей части дороги растет и скорость движения (полезность) снижается.

Информация о работе Формирование цены общественного блага