Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 10:29, курсовая работа
Целью работы является исследование роли государство как поставщика общественных благ и изучение формирование цены общественного блага.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:
- рассмотреть понятия, свойства и классификация общественных благ;
- определить государственное участие в обеспечении общественными
благами;
- выявить причины неэффективности государства;
- рассмотреть специфика формирования спроса чистых и смешанных
общественных благ;
- изучить формирование цены Линдаля и равновесие Линдаля.
Введение 5
1. Общественные блага, их свойства и классификация 7
1.2 Характерные особенности общественных благ 7
1.2 Виды общественных благ 8
2. Государство как поставщик общественных благ 12
2.1 Государственное участие в обеспечении общественными
благами 12
2.2 Причины неэффективности государства 18
3. Формирование цены общественного блага 21
3.1 Специфика формирования спроса чистых и смешанных
общественных благ 21
3.2 Цены Линдаля и равновесие Линдаля 23
Заключение 26
Список используемых источников 28
Количество смешанного общественного
блага, доступного для потребления,
обычно поддается увеличению; например,
перегруженную дорогу можно расширить.
Однако для этого требуются средства
точно так же, как и для увеличения
производства частных благ. Избегая
чрезмерных затрат, пользователи нередко
предпочитают мириться с довольно высокой
степенью переполнения. При этом они
делят между собой как
Следовательно, необходимо искать оптимум, сопоставляя издержки и выгоды, причем оптимальная численность пользователей смешанного общественного блага не обязательно совпадает с численностью, при которой не ощущается перегрузка3.
2 ГОСУДАРСТВО КАК ПОСТАВЩИК ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ
2.1 Государственное участие в обеспечении общественными благами
Формы участия государства
в обеспечении общественными
благами могут быть разными, от непосредственного
производства блага - национальная оборона,
пожарная охрана, до финансирования производимых
частным сектором общественных благ
- уборка мусора, некоторые виды медицинской
помощи. Однако суть их одна - производство
предоставляемых посредством
Наиболее очевидна целесообразность
участия государства в
Если находится группа,
желающая удовлетворить потребности
своих членов в чистом общественном
благе на основе добровольного сотрудничества,
она сталкивается с проблемой
положительных внешних
Например, если государство
не способно осуществлять призыв на военную
службу и собирать налоги на содержание
армии, сравнительно маловероятно, что
спонтанно возникнет
Приведенный пример (в котором могли бы фигурировать и другие блага) помогает понять, что, во-первых, различные сообщества, в которые входит индивид, способны выступать по отношению к нему в роли конкурирующих производителей взаимозаменяемых общественных благ, причем те сообщества, которые демонстрируют неконкурентоспособность, оказываются перед угрозой распада на более мелкие или поглощения более крупными. Во-вторых, эффективное производство чистых общественных благ предполагает коллективные действия в сообществах наибольшего масштаба. В-третьих, чем масштабнее коллективные действия, тем, при прочих равных условиях, выше издержки их обеспечения (в частности, тем вероятнее необходимость прямо или косвенно использовать принуждение, иными словами, прибегать к содействию государства). В-четвертых, абсолютный рост издержек может отставать от увеличения достигаемых результатов за счет опережающего повышения численности потребителей, для которых доступно общественное благо, и его полезности для каждого из них. В-пятых, введение принуждения и подчинение ему могут быть добровольными. Так, избиратели склонны одобрять налогообложение, если им ясны конкретные цели, достижению которых оно служит, реализация этих целей отвечает их интересам и вместе с тем отсутствует более эффективный способ решения тех же задач.
Нельзя категорически
утверждать, что чистые общественные
блага не могут производиться
без участия государства. В частности,
перевороты в науке и культурные
инновации, которые в конечном итоге
меняли к лучшему жизнь миллионов
людей, нередко осуществлялись за счет
добровольных усилий и средств отдельных
лиц или небольших групп. В
подобных случаях индивидуальная инициатива
заменяла коллективные действия лишь
потому, что индивид имел возможность
и желание мириться с наличием
многочисленных «безбилетников». Для
этого требуется, чтобы уровень
издержек был посилен для одного
или нескольких индивидов и у
них имелась исключительно
Круг чистых общественных благ относительно не широк, но многие из них выступают в роли своеобразных ресурсов, используемых во всех отраслях экономики. Так, к числу чистых общественных благ относятся услуги государства по обеспечению законности, в том числе правовых основ хозяйственной деятельности, поддержанию денежной системы и т. д. В большинстве стран государство не только финансирует поставку подобных благ за счет налогов, но и непосредственно организует их создание силами своих служащих.
Смешанные общественные блага нередко производятся и поставляются на основе сотрудничества и разделения функций между государством и предпринимательским либо частным некоммерческим сектором. Это касается как источников финансирования, так и выполнения конкретных работ.
Когда речь идет о смешанных
общественных благах, допустима и
целесообразна постановка вопроса
о минимизации участия
Анализ перспектив частичного
замещения государства другими
производителями общественных благ
полезен, даже если он не опирается
на точные количественные оценки, а
только приблизительно очерчивает пределы,
в которых удовлетворение потребностей
в конкретном благе предполагает
принуждение к коллективным действиям.
Причем основным результатом анализа
должно, как правило, становиться
не само по себе решение об участии
или полном самоустранении государства
(последнее редко осуществимо
в отношении большинства
Проследив связь между общественным сектором и общественными благами, следует поставить вопрос о целесообразности участия государства в производстве и поставке частных благ. Очевидно, оно может быть оправданным только в ситуациях изъянов рынка. Однако наличие изъяна рынка еще не говорит о том, что общественный сектор должен полностью взять на себя удовлетворение запросов потребителей.
Во многих, если не в большинстве случаев участие государства ограничивается регулятивными мерами, например установлением предельных цен в ситуации естественной монополии, специальных налогов на производителей, создающих негативные экстерналии, или контроля за поставщиками, имеющими существенные информационные преимущества перед потребителями. Все это предполагает функционирование общественного сектора, но лишь в лице регулирующих и контролирующих звеньев государственного аппарата, непосредственные результаты деятельности которых, несомненно, относятся к категории общественных, а не частных благ. Потребность в бюджетном финансировании в подобных случаях также сводится к содержанию этих органов.
Принято считать, что финансирование
производства частных благ за счет
налоговых средств оправдано, если
это так называемые блага, обладающие
особыми достоинствами. Это такие
блага, потребление которых общество
в целом желало бы сделать обязательным
для своих членов. В качестве примеров
можно указать услуги образования,
культуры и здравоохранения, расходы
на оказание которых в большинстве
развитых стран покрываются за счет
бюджета или обязательного
Для благ, обладающих особыми
достоинствами, характерны очень значительные
позитивные экстерналии. Именно это
и обусловливает
В ряде случаев государство
вмешивается в производство и
распределение частных благ исходя
из политических или социальных целей.
Например, чтобы избежать безработицы,
оно может субсидировать
Принципы, на которых построена
рыночная система, несовместимы с прямым
или косвенным использованием принуждения
в исключительных интересах отдельного
лица. Действия, не предполагающие законного
права принуждения, могут быть осуществлены
без участия государства и
финансирования его аппарата. В то
же время каждая акция государства,
которая опирается на принудительную
реаллокацию или
Вывод: роль государства в производстве общественных благ неоднозначна.
Чистые общественные блага поставляются с более высокой вероятностью активной роли государства в их производстве.
При производстве смешанных общественных благ допускается и обосновывается минимальное участие государства в их создании и финансировании.
Финансирование производства чистых благ за счет налогов оправдано, если эти блага доступны и (или) обязательны для всех членов общества.
Сокращение производства общественных благ в современных условиях считается оправданным, когда оно обеспечивает рост производства частных благ.
Исследование проблем воспроизводства общественных благ позволяет
определить роль государства в формировании и реализации социально-экономической политики страны.
2.2 Причины неэффективности государства
Призванное устранять посредством своих политических институтов недостатки рынка, государство также не лишено изъянов. Причем суть вопроса состоит не в допущении управленческих ошибок, а в наличии внутренне присущих государству факторов, которые препятствуют достижению эффективности. В этой связи следует выделить несколько аспектов, препятствующих принятию оптимальных решений.
Внутренняя неэффективность производства чистых общественных благ, выражающаяся в невозможности достижения эффективного объема производства каждого блага, проистекает уже из того, что предоставление общественных благ осуществляется взаимоувязано, то есть единым пакетом. В отличие от частных благ, набор и количество которых определяет сам потребитель, набор и объемы предоставления общественных благ определяются на основе решения большинства. Это сужает возможности потребительского выбора. Нельзя упускать из виду и того обстоятельства, что в противном случае некоторые блага оказались бы вообще недоступными для многих потребителей.