Формы осуществления народовластия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ основных форм народовластия.
В ходе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи: рассмотреть историю развития представлений о народовластии, понятия и сущности демократии и рассмотреть ее основные формы, такие как непосредственная демократия и представительная демократия; проанализировать, как осуществляется народовластие в России и проблемы его становления.

Содержание работы

Введение 3-4
Глава I. Понятие и сущность народовластия. 5
§1. История развитий представлений о народовластии. Понятие и сущность демократии. 5-11
§2. Представительная демократия и непосредственная демократия, как основные формы народовластия. 11-18
Глава II. Анализ народовластия в Российской Федерации. 19
§1. Осуществление народовластия в России 19-26
§2. Проблемы становления демократии в Российской Федерации. 25-33
Заключение 34
Библиография 35-40
Приложение 41-43

Файлы: 1 файл

Курсовик готов.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Основными недостатками данной формы являются низкая эффективность  принимаемых решений вследствие недостаточной компетентности и  ответственности должностных лиц, поскольку важнейшие решения принимаются  широким  кругом никем не контролируемых и не несущих за это ответственности непрофессионалов; повышение опасности тоталитаризма или популистского авторитаризма вследствие подверженности масс идеологическим влияниям и их склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счёт равенства, сложности и дороговизны при практическом осуществлении; невозможность привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы, поскольку основная масса населения не желает добровольно заниматься политикой.24

В cиcтeмe инcтитутoв  нeпocpeдcтвeннoй дeмoкpaтии вaжнeйшee мecтo пpинaдлeжит выбopaм - фopмe нaибoлee шиpoкoгo учacтия гpaждaн в упpaвлeнии гocудapcтвeнными дeлaми.

Выборы — процедура, с  помощью которой определяются исполнители  на некоторые ключевые позиции в  различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.25

Выборы проводятся для  осуществления законного утверждения  в должности руководителя административного  органа управления или представителя  от лица участвующих в выборах  лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).26

Тайное голосование - обязательный атрибут демократической  системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет  свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата.27

Существуют  разные виды выборов:

1. очередные  — проводятся по истечении  установленного законом срока  полномочий выбираемого органа;

2. досрочные  выборы — проводятся в связи  с прекращением ранее объявленного  срока полномочий избирательных  органов власти или выборных  должностных лиц;

3. выборы депутатов  в порядке ротаций. Могут проводиться  в отношении части депутатов  представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные  выборы (довыборы) — назначаются  в случае возникновения вакансий  во время срока полномочий  коллегиального органа;

5. повторные  выборы — проводятся тогда,  когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.28

Не следует  путать повторные выборы и повторное  голосование, которое проводится в  рамках выборов в случае, когда  ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.

Нapяду co cвoбoдными  выбopaми выcшим нeпocpeдcтвeнным   
выpaжeниeм влacти нapoдa являeтcя peфepeндум.

Референдум  — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу. Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.29

С муниципальными выборами тесно связана такая  форма прямого волеизъявления граждан, как отзыв депутата представительного органа местного самоуправления или выборного должностного лица. Под ним, как правило, понимается, установленная в законодательстве возможность досрочного прекращения полномочий депутата или выборного должностного лица по инициативе избирателей.30

Другим институтом прямой демократии является инициатива. Инициатива - это процедура, посредством которой граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос непосредственно на референдуме либо законодательными органами. Инициатива реализуется через сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума.31

В системе демократических  форм имеются, помимо приведенных выше, иные институты народовластия.32

Так же существует еще одна форма демократии -  плебисцитная демократия — это вид прямой демократии, который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона либо другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.33

По моему  мнению, данная форма народовластия не может называться демократией, в связи с тем, что она содержит в себе принципы, которые не позволяют отнести плебисцитную демократию к демократии в целом.

Представительная  демократия — политический режим, при  котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах.34

Носителями  представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные  органы в центре и на местах, а  также выборные представители исполнительной и судебной властей. Они выражают интересы различных классов, социальных слоёв, политических группировок и профессиональных групп, составляющих гражданское общество.35

В современном  демократическом обществе формирование государственной политики на всех уровнях  происходит главным образом в  представительных учреждениях, в которых работают профессиональные политики и управленцы. Это обусловлено возросшей сложностью присущих современной цивилизации экономических, социальных, политических и других проблем. Главным является ответственность на всех уровнях власти и государственного управления, в то время как принцип соучастия граждан отнёсся на второй план, хотя в целом и не отвергается, ибо без признания народа источником и высшим контролёром власти демократизация невозможна уже по своему определению - народовластие.36

Воля народа не отождествляется с его прямым участием. Она выражается как непосредственно на выборах, так и делегируется и представительным органам власти, которые в пределах предоставляемых им полномочий самостоятельно формируют волю народа, а порой действуют вопреки ей под свою ответственность. Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля, доверия, ограничения компетенций органов власти и должностных лиц и их полной независимости в пределах закона.37

Достоинством  данной формы является то, что она гарантирует политическую стабильность и порядок. Высокая эффективность представительной демократии объясняется рациональностью организации политической системы, четким разделением труда, более высокой, по сравнению с непосредственной демократией компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения.38

Среди недостатков  представительной демократии можно  выделить несколько основных: фактическое  отстранение народа от власти в промежутке между выборами и тем самым  отход от сути народовластия; неизбежная бюрократизация, вследствие сложной иерархической системы управления, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан; приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц; нарастание в государстве авторитарных тенденций вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью и др.39

Таким образом, я выяснил, что поиском лучшего государственного строя занимались мыслители разных народов мира, которые за два с половиной тысячелетия создали немало для понимания демократии. Каждая эпоха, каждое государство вносили новизну и своеобразие в трактовку демократии. И сегодня наблюдается новое видение содержания демократии, которая не понимает под собой жестокое принуждение, а является необходимым элементом рационального и нормального существования любого общества, государства.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Анализ народовластия в Российской Федерации.

§1. Осуществление народовластия в России.

По моему  мнению, основной целью осуществления народовластия в России является создание такого механизма власти, который может обеспечить нормальное функционирование в соответствии с волей многонационального народа органов представительной демократии, а также непосредственное принятие самим народом решений по важнейшим вопросам жизни государства и общества.

Конституция РФ, признавая носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве многонациональный народ Российской Федерации, провозглашает его верховенство и полноту власти в российском государстве.

Суверенитет народа означает, во-первых, что власть в  государстве исходит только от народа. Народ, объединяющий всех граждан, является единственным источником власти: его  суверенная воля, выраженная на референдуме, выборах, является основой легитимности полномочий всех органов государственной власти, органов местного самоуправления.40

Во-вторых, суверенитет  народа означает, что народ осуществляет свою власть самостоятельно путем непосредственного (прямого) выражения своей воли на референдуме, выборах, решая наиболее важные государственные и общественные вопросы, определяя состав избираемых им органов публичной власти. Свою власть народ осуществляет и опосредованно: через органы государственной власти, органы местного самоуправления.41

В-третьих, суверенитет  народа означает, что народу принадлежит  верховенство в государстве, в системе  власти, его суверенная государственная  воля обязательна для всех органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, вообще для всех лиц, организаций на территории государства. Все органы публичной власти, их должностные лица, осуществляя свои полномочия, должны действовать в соответствии с волей народа, выраженной в Конституции, законах, на выборах, в решениях, принимаемых на референдуме, и в его интересах.42

Референдум представляет собой одну из форм непосредственного проявления народовластия. Путем референдума народ может выражать свою государственную волю и придавать ей общегосударственный характер.43

Референдум  РФ проводится на всей территории нашей страны на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает всего одним голосом. Гражданин России голосует на референдуме лично. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина никаким образом не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Правом на участие в референдуме обладает каждый российский гражданин, достигший на день проведения референдума совершеннолетия (18-ти лет). Не имеют лишь права участвовать в референдуме РФ граждане России, признанные судом недееспособными или содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда.44

В Федеральном  конституционном законе от 28.06.2004 «О референдуме в Российской Федерации говорится:

«Инициатива проведения референдума РФ принадлежит:

  1. не менее чем 2-м млн. граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории России проживают не более 10% из них;
  2. Конституционному Собранию в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РФ. А именно Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.»45

Если давать некую оценку проведению референдумов в нашей стране, то с оной стороны, непосредственное осуществление власти народом придает наибольший авторитет решениям, принимаемым на референдуме. В связи с этим решение ряда важнейших вопросов общественной и государственной жизни является окончательным. Роль парламентов, правительств, политических общественных объединений при этом ограничивается подготовкой, обсуждением, участием в процедуре предварительного одобрения проекта для вынесения его на референдум.46

 Существует ряд серьезных сомнений в целесообразности применения референдума для решения сложных вопросов. Во-первых, очевидна трудность принятия гражданином решения по сложному вопросу, например о принятии проекта Конституции или иного сложного закона, состоящего из сотен предписаний, каждое из которых гражданин может оценивать по-разному, а ответить он праве только «да» или «нет» один раз обо всем проекте, полагаясь на свое общее впечатление о нем, на мнения и авторитет парламентариев (депутатов), позиции политических партий . Во-вторых, как работа над текстом законопроект, так и компетентное голосование по вопросу о его принятии очень часто требуют специальных знаний в различных областях, что часто бывает затруднительно для рядового гражданина.47

Информация о работе Формы осуществления народовластия