Формы осуществления народовластия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ основных форм народовластия.
В ходе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи: рассмотреть историю развития представлений о народовластии, понятия и сущности демократии и рассмотреть ее основные формы, такие как непосредственная демократия и представительная демократия; проанализировать, как осуществляется народовластие в России и проблемы его становления.

Содержание работы

Введение 3-4
Глава I. Понятие и сущность народовластия. 5
§1. История развитий представлений о народовластии. Понятие и сущность демократии. 5-11
§2. Представительная демократия и непосредственная демократия, как основные формы народовластия. 11-18
Глава II. Анализ народовластия в Российской Федерации. 19
§1. Осуществление народовластия в России 19-26
§2. Проблемы становления демократии в Российской Федерации. 25-33
Заключение 34
Библиография 35-40
Приложение 41-43

Файлы: 1 файл

Курсовик готов.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

 Отечественные ученые В.В.Лапкин и В.И.Пантин утверждают,что демократию в России можно отнести к разряду «бедных демократий», которые являются слабыми демократиями. Но, тем не менее, тенденция вытеснения традиционных способов представительства расширяется, и политический процесс приобретает все новые и новые демократические черты. Важным испытанием прочности такой демократии является способность власти справиться с экономикой и проблемами, возникающими в обществе. Существенные изменения социальной и экономической политики могут придать определенную твердость возникающей демократии. Серьезную проблему вызывает политическая активность широких народных масс, которая имеет тенденцию к периодическому снижению, связанному с апатией и потерей надежд на улучшение своего положения. Правительству в такой ситуации не достает общественной поддержки, что препятствует принятию эффективных мер в экономической и других сферах.  Так же данные исследователи обращают внимание на способность адекватно передавать к политическим институтам через каналы взаимодействия и взаимовлияния запросы общественного мнения, не искажая их и не подменяя узкогрупповыми запросами. Здесь речь идет о том, насколько объективно передают настроения и ожидания большинства людей средства массовой информации, насколько свободными являются выборы, следует ли за политическими акциями быстрая реакция властей и т. д.67

Немецкие исследователи  В.Меркель и А.Круассан вводят определение «дефектной демократии» и определяют ее «как систему господства, в которой доступ к власти регулируется посредством значимого и действенного универсального «выборного режима» (свободных, тайных, равных и всеобщих выборов), но при этом отсутствуют прочные гарантии базовых политических и гражданских прав и свобод, а горизонтальный властный контроль и эффективность демократически легитимной власти серьезно ограничены».68

 «Дефектные  демократии» становятся таковыми  после изменения критериев «демократичности».  Так, в XIX веке правом голоса в демократических странах пользовалось меньшинство населения, так как этого права была лишены значительная часть людей по гендерному, этническому, расовому, экономическому и другим признакам. Однако, это не мешало называть США или Англию демократическими странами. Лишь при изменении критериев демократии, такие страны в конце ХХ столетия стали называть демократиями с прилагательными: делегативная, гибридная, электоральная, нелиберальная, заблокированная, дефектная. То есть повышение требований к демократии приводит к пересмотру критериев, которым должны отвечать демократические режимы.69

Таким образом  новый вид современной демократии, который по мнению некоторых исследователей в большей степени соответствует России, можно назвать делегативной демократией (в другой интерпретации – полномочная демократия), которую можно охарактеризовать так же, как демократию переходного периода, что представляет несомненный интерес для российской политической практики. По моему мнению, становление новых типов демократии не связано с характеристиками предшествующего авторитарного правления, а зависит от исторических факторов и степени сложности социально-экономических проблем, наследуемых демократическими правительствами.

 

 

 

 

Заключение.

В своей работе я достиг поставленной цели, подробно раскрыв тему «Формы осуществления народовластия». Я пришел к выводу, что современное государство немыслимо без демократии.

Рассмотрев  понятие и сущность народовластия, я понял, что демократия является важнейшим признаком правового государства. Рассмотрев основные формы демократии, такие как представительная и прямая демократия, мне стало ясно, что без соблюдения важнейших основных прав человека - свободу слова, печати, вероисповедания, собраний, права на равную защиту законом, на соблюдение законности и справедливое судопроизводство, культурные, политические и экономические права – не построить демократического государства.

Так же, в своей  работе я рассмотрел институты демократии в России. Конечно, в Российской Федерации  присутствует демократия, ей присущи ее основные принципы, которые нашли отражение в Конституции и законах РФ, но до идеальной демократии Россия еще не дожила. Причиной этому является переживание российским обществом переходного момента от тоталитаризма к демократии. Становление в России подлинно демократического государства потребует ещё немало времени и усилий её народа для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могли бы быть в полной мере реализованы.

Я считаю, что  общество построенное на принципах народовластия и самоорганизации будет не только способно динамично развиваться при сохранении внутренней стабильности, но и позволит, наконец, избавиться от социального паразитизма и эксплуатации предоставив каждому человеку максимум возможностей для личностной самореализации и самосовершенствования.

Библиография.

I.Нормативные правовые акты и официальные документы.

  1. Конституция Российской Федерации - М.: Издательство «Омега-Л», 2012.-64с.
  2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ  "О референдуме Российской Федерации"(в ред. Федерального конституционного закона от 24.04.2008 № 1-ФКЗ,с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.03.2007  № 3-П). //Российская газета. – 2004. – 30 июня; Российская газета. – 2008. – 30 апреля; Российская газета. – 2007. – 30 марта.
  3. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. Федерального закона  от 25.07.2011 № 263-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 20.10.2011 N 287-ФЗ). //Российская газета. - 2005. -  24 мая; Российская газета. – 2011. – 27 июля; Российская газета. – 2011. - 21 октября.
  4. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" ( в ред. Федерального закона от 25.07.2011 № 262-ФЗ,с изм., внесенными Федеральным законом от 20.10.2011 №  287-ФЗ). // Российская газета. – 2003. – 16 января; Российская газета. -  2011. – 27 июля; Российская газета. – 2011. – 21 октября.
  5. Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"(в ред. Федерального закона от  09.11.2009  № 250-ФЗ). //Российская газета. – 1996. – 4 декабря; Российская газета. – 2009. – 11 ноября.
  6. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"( с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.06.2010 № 14-П, в ред. Федерального закона от 20.10.2011 № 287-ФЗ). //Российская газета. – 2010. – 7 июля; Российская газета. – 2011. – 21 октября.
  7. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях"(в ред. Федерального закона от 02.04.2012 № 28-ФЗ).// Российская газета. – 2001. – 14 июля; Российская газета. – 2012. - 4 апреля.

II.Учебники, статьи, монографии, диссертации.

  1. Адамский А. Государственная воля и гражданская инициатива. //Первое сентября. - 2006. - 14 декабря. - С. 1.
  2. Андреев  А. В., Карасев А.Т. Представительная власть в субъектах Российской Федерации: общее и особенное//Известия вузов. Правоведение.-2003. - № 1.-С. 56 - 61.
  3. Арбузкин А. М. Народовластие в свете современных конституций .// Вестник Московского университета. - 2010. - № 1. - С. 29-40.
  4. Астафичев П. А. Народный суверенитет: понятие, содержание, конституционные формы выражения . // Конституционное и муниципальное право. - 2004. - № 4. - С. 2 - 10.
  5. Байкин И. М. Современный взгляд на проблему теории разделения властей Ш. Л. Монтескье. // Современное право. - 2010. - № 7. - С. 11-14.
  6. Баскин Ю. Я.. Кант . - М. : Юридическая литература, 1998. - 88с.
  7. Васильев В. А. Дж. Локк о воспитании добродетели. // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 2. - С. 181-195.
  8. Войниканис Е. А., Кочешкова Е. А.  Перечитывая Руссо: история, античность и проблемы демократии . // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - № 2. - С. 37-43.
  9. Делеева А. А. Формы прямой демократии как средство реализации населением полномочий контроля за деятельностью органов местного самоуправления. //Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 12. - С. 66-70.
  10. Дилигенский Г. Г. "Запад" в российском общественном сознании. // Общественные науки и современность. - 2000. -№ 5. - С. 5-19.
  11. Дилигенский Г. Г. Политика и общественное мнение в России. // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 10. - С. 46-57.
  12. Дилигенский Г.Г. Демократия на рубеже тысячелетий . //Правоведение. – 2008.- № 9. - С.27-44.
  13. Кабо В. Р. Первобытная доземледельческая община. - М.: Наука, 2004. – 302 с.
  14. Кнабе, Г. С.   Гегель, Европа и рубеж тысячелетий: Гегель. //Вопросы философии. - 2010. - № 1.- С. 3-15.
  15. Комаровский В. С. Демократия и выборы в России. //СОЦИС.-2006.-№6.-С.18-31.
  16. Конева Н. С. Народовластие как объединяющая категория концепции суверенной демократии . // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 9. - С. 2-4.
  17. Костюков А.Н.  Приоритеты конституционно-правового развития современной России. //Конституционное и муниципальное право.- 2010.- № 1.- С. 3-13.
  18. Красин Ю. А. Российская демократия: коридор возможностей. // Полис: Политические исследования. - 2004.- № 6. - С. 125-135.
  19. Красин Ю.А. Размышления о российской демократии в глобализирующемся мире. // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 12. - С. 60-68.
  20. Лапкин В. В., Пантин В.И. Освоение институтов и ценностей демократии украинским и российским массовым сознанием. // Полис: Политические исследования. - 2005. - № 1. - С. 50-62.
  21. Лебедев  В. А., Киреев В.С.  Демократия без суверенитета не существует! //Свободная мысль.-2008. - N 9.-С. 67-72.
  22. Масленникова С.В. Право граждан на представительство в системе конституционных прав: вопросы теории //Вестник Московского университета. Серия 11, право. - 2009. - № 6.- С.95-108.
  23. Махнач В. Л. Поиск земного совершенства : Различные страны добивались наибольших успехов тогда, когда в их государственном устройстве сочетались элементы монархии, аристократии и демократии. // Независимая газета. - 2008. - 13 июля. - С. 8.
  24. Мееровский Б. В. Гоббс . - М. : Мысль, 1995. – 208 с.
  25. Мельвиль А. Ю. Стукал Д.К.  Условия демократии и пределы демократизации. // Полис. - 2011. - № 3. - С. 164-183.
  26. Мельвиль А. Ю. Так что же случилось с «Российским выбором»? // Полис: Политические исследования. - 2003. - № 4. - С. 161-164.
  27. Меркель В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях. // Полис: Политические исследования. - 2002. - № 2. - С. 20-30.
  28. Надель С. Рыночная экономика и демократия // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 2. - С. 20-26.
  29. Нудненко Л. А. Непосредственная демократия - институт конституционного права России. // Вестник Московского университета Право. - 2001. - № 1. - С. 16-25.
  30. Павловский Г. Н. Демократия и ее использование в России. // Свободная мысль. - 2010. - № 8. - С. 113-124.
  31. Пантин В.И. Глобализация и проблемы развития демократических институтов. // Журнал российского права. -2008.- № 7. - С.36-42.
  32. Пантин В.И. Демократия в России: противоречия и проблемы. //ПОЛИС: Политические исследования.-2003. - № 1.-С. 134 - 148.
  33. Петришин А. В. Народовластие как фундамент демократического, правового, социального государства. // Известия высших учебных заведений. - 2010. - № 3. - С. 6-14.
  34. Петухов В. В. Демократия участия в современной России (Потенциал и перспективы развития). //ОНС. Общественные науки и современность.-2007.-№ 1. - С. 73-90.
  35. Платон, Аристотель.  Политика : Наука об управлении государством. - СПб. : ЭКСМО : TERRA FANTASTIKA, 2003. - 859с.
  36. Руденко В. Н. Методология исследования институтов прямой демократии в современном обществе. //Известия вузов. Правоведение. - 2003. – № 4. - С. 38 – 51.
  37. Руденко В.Н. Проблемы представительной демократии. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. - 2003. - № 4. - С. 84-94.
  38.    Самарская Е.А. Демократия и организация: философско-политический аспект. //Свободная мысль.-2007. -№ 9.- С. 107-119.
  39. Свасьян К. А. Россия и демократия. // Независимая газета. - 2006. - 19 сент. - С. 8.
  40. Симонов В. А. Прямая демократия и учет национальных интересов. // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - № 7. - С. 13-16.
  41. Сумбатян Ю.Г. Демократия как тип политического режима. //Обществознание в школе.-2009. - №6.-С.11-17.
  42. Черниловский З. М. Правовое государство: исторический опыт // Современное государство и право. - 2002. - № 4. – С.44-51.
  43. Чиркин В. Е. Конституционные поблемы власти народа. //Государство и право.-2004. – № 9. - С. 5 - 12.
  44. Чудаков М. Ф. Этапы мирового конституционного процесса . // Российский юридический журнал. - 2009. - № 3. - С. 27-32.
  45. Чуров В. Е., Эбзеев Б.С. Демократия и управление избирательным процессом: отечественная модель. //Журнал российского права.-2011. - № 11.-С. 5-20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

                               Приложение 1 составлено автором.

                         Приложение 2 составлено автором.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

                Приложение 3 составлено автором.

 


 



1 См.: Кабо В. Р. Первобытная доземледельческая община. - М.: Наука, 2004. – С. 21.

2 См.: Платон, Аристотель.  Политика : Наука об управлении государством. - СПб.: ЭКСМО : TERRA FANTASTIKA, 2003. – С. 356.

3 См.: Чиркин В. Е. Конституционные поблемы власти народа. //Государство и право.-2004. – № 9. - С. 5.

4 Мееровский Б. В. Гоббс . - М. : Мысль, 1995. – С. 132.

5 См.: Васильев В. А. Дж. Локк о воспитании добродетели. // Социально-гуманитарные знания.- 2002. - № 2. - С. 186.

6 См.: Байкин И. М. Современный взгляд на проблему теории разделения властей Ш. Л. Монтескье. // Современное право. - 2010. - № 7. - С. 12.

7 См.: Войниканис Е. А., Кочешкова Е. А.  Перечитывая Руссо: история, античность и проблемы демократии . // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - №2.- С. 39.

8 См.: Баскин Ю. Я. Кант . - М. : Юридическая литература, 1998. – 73 с.

9См.: Кнабе Г.С. Гегель, Европа и рубеж тысячелетий: Гегель. //Вопросы философии. - 2010. - № 1.- С. 8.

10 См.: Чудаков М. Ф. Этапы мирового конституционного процесса . // Российский юридический журнал. - 2009. - № 3. - С.28.

11 См.: Там же. С. 30.

12 См.: Сумбатян Ю.Г. Демократия как тип политического режима. //Обществознание в школе.-2009. - №6.-С.13.

13 См.: Приложение 3.

14 См.: Самарская Е.А. Демократия и организация: философско-политический аспект.//Свободная мысль.-2007. -№ 9.- С. 113.

15 См.: Дилигенский Г.Г. Демократия на рубеже тысячелетий. //Правоведение. – 2008.- №9.- С.35.

16 См.: Там же. С. 38.

17 См.: Махнач В. Л. Поиск земного совершенства : Различные страны добивались наибольших успехов тогда, когда в их государственном устройстве сочетались элементы монархии, аристократии и демократии. // Независимая газета. - 2008. - 13 июля. - С. 8.

18 См.: Дилигенский Г.Г. Указ. соч. С. 39.

19 См. : Там же. С. 42.

20 См.: Лебедев  В. А., Киреев В.С.  Демократия без суверенитета не существует!//Свободная мысль.-2008. - N 9.-С. 67-72.

21 См.: Симонов В. А. Прямая демократия и учет национальных интересов. // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - № 7. - С. 14.

22 См.: Там же С. 14

23 См.: Мельвиль А. Ю. Стукал Д.К.  Условия демократии и пределы демократизации. // Полис. - 2011. - № 3. - С. 171.

24 См.: Мельвиль А. Ю. Стукал Д.К. Указ. соч. с.172.

25 См.: Делеева А. А. Формы прямой демократии как средство реализации населением полномочий контроля за деятельностью органов местного самоуправления. //Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 12. - С. 66.

26 См.: Делеева А. А. Указ. соч. С. 68.

27 См.: Руденко В. Н. Методология исследования институтов прямой демократии в современном обществе. //Известия вузов. Правоведение. - 2003. – № 4. - С. 38 - 51.-(Теория и практика государственного управления).

28 См.: Симонов В. А. Прямая демократия и учет национальных интересов. // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - № 7. - С. 14.

29 См.: Руденко В.Н. Институты непосредственной демократии. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. - 2003. - № 4. - С. 88.

30 См.: Петришин А. В. Народовластие как фундамент демократического, правового, социального государства. // Известия высших учебных заведений. - 2010. - № 3. - С. 6-14.

31 См.: Адамский А. Государственная воля и гражданская инициатива. //Первое сентября. - 2006. - 14 декабря. - С. 1.

32 См.: Приложение 2.

33 См.: Арбузкин А. М. Народовластие в свете современных конституций .// Вестник Московского университета. - 2010. - № 1. - С. 29-40.

34 См.: Пантин В.И. Глобализация и проблемы развития демократических институтов. // Журнал российского права. -2008.- № 7. - С.39.

35 См.: Черниловский З. М. Правовое государство: исторический опыт. // Современное государство и право. - 2002. - № 4. – С.47.

36 См.: Масленникова С.В. Право граждан на представительство в системе конституционных прав: вопросы теории //Вестник Московского университета. Серия 11, право. - 2009. - № 6.- С.99.

37 См.:Чиркин В. Е. Конституционные поблемы власти народа. //Государство и право.-2004. – № 9. - С. 7.

38 См.: Руденко В.Н. Проблемы представительной демократии. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. - 2003. - № 4. - С. 86.

39 См. Там жею С. 89.

40 См.: Астафичев П. А. Народный суверенитет: понятие, содержание, конституционные формы выражения . // Конституционное и муниципальное право. - 2004. - № 4. - С. 5.

41 См.: Там же. С.6.

42 См.: Астафичев П. А. Указ. соч. С.7.

43 См.: Петухов В. В. Демократия участия в современной России. //ОНС. Общественные науки и современность.-2007.- № 1. - С. 81.

44 См.: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ  "О референдуме Российской Федерации"(в ред. Федерального конституционного закона от 24.04.2008 № 1-ФКЗ,с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.03.2007  № 3-П). //Российская газета. – 2004. – 30 июня; Российская газета. – 2008. – 30 апреля; Российская газета. – 2007. – 30 марта.

Информация о работе Формы осуществления народовластия