Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ основных форм народовластия.
В ходе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи: рассмотреть историю развития представлений о народовластии, понятия и сущности демократии и рассмотреть ее основные формы, такие как непосредственная демократия и представительная демократия; проанализировать, как осуществляется народовластие в России и проблемы его становления.
Введение 3-4
Глава I. Понятие и сущность народовластия. 5
§1. История развитий представлений о народовластии. Понятие и сущность демократии. 5-11
§2. Представительная демократия и непосредственная демократия, как основные формы народовластия. 11-18
Глава II. Анализ народовластия в Российской Федерации. 19
§1. Осуществление народовластия в России 19-26
§2. Проблемы становления демократии в Российской Федерации. 25-33
Заключение 34
Библиография 35-40
Приложение 41-43
Отечественные ученые В.В.Лапкин и В.И.Пантин утверждают,что демократию в России можно отнести к разряду «бедных демократий», которые являются слабыми демократиями. Но, тем не менее, тенденция вытеснения традиционных способов представительства расширяется, и политический процесс приобретает все новые и новые демократические черты. Важным испытанием прочности такой демократии является способность власти справиться с экономикой и проблемами, возникающими в обществе. Существенные изменения социальной и экономической политики могут придать определенную твердость возникающей демократии. Серьезную проблему вызывает политическая активность широких народных масс, которая имеет тенденцию к периодическому снижению, связанному с апатией и потерей надежд на улучшение своего положения. Правительству в такой ситуации не достает общественной поддержки, что препятствует принятию эффективных мер в экономической и других сферах. Так же данные исследователи обращают внимание на способность адекватно передавать к политическим институтам через каналы взаимодействия и взаимовлияния запросы общественного мнения, не искажая их и не подменяя узкогрупповыми запросами. Здесь речь идет о том, насколько объективно передают настроения и ожидания большинства людей средства массовой информации, насколько свободными являются выборы, следует ли за политическими акциями быстрая реакция властей и т. д.67
Немецкие исследователи В.Меркель и А.Круассан вводят определение «дефектной демократии» и определяют ее «как систему господства, в которой доступ к власти регулируется посредством значимого и действенного универсального «выборного режима» (свободных, тайных, равных и всеобщих выборов), но при этом отсутствуют прочные гарантии базовых политических и гражданских прав и свобод, а горизонтальный властный контроль и эффективность демократически легитимной власти серьезно ограничены».68
«Дефектные
демократии» становятся
Таким образом новый вид современной демократии, который по мнению некоторых исследователей в большей степени соответствует России, можно назвать делегативной демократией (в другой интерпретации – полномочная демократия), которую можно охарактеризовать так же, как демократию переходного периода, что представляет несомненный интерес для российской политической практики. По моему мнению, становление новых типов демократии не связано с характеристиками предшествующего авторитарного правления, а зависит от исторических факторов и степени сложности социально-экономических проблем, наследуемых демократическими правительствами.
Заключение.
В своей работе я достиг поставленной цели, подробно раскрыв тему «Формы осуществления народовластия». Я пришел к выводу, что современное государство немыслимо без демократии.
Рассмотрев понятие и сущность народовластия, я понял, что демократия является важнейшим признаком правового государства. Рассмотрев основные формы демократии, такие как представительная и прямая демократия, мне стало ясно, что без соблюдения важнейших основных прав человека - свободу слова, печати, вероисповедания, собраний, права на равную защиту законом, на соблюдение законности и справедливое судопроизводство, культурные, политические и экономические права – не построить демократического государства.
Так же, в своей работе я рассмотрел институты демократии в России. Конечно, в Российской Федерации присутствует демократия, ей присущи ее основные принципы, которые нашли отражение в Конституции и законах РФ, но до идеальной демократии Россия еще не дожила. Причиной этому является переживание российским обществом переходного момента от тоталитаризма к демократии. Становление в России подлинно демократического государства потребует ещё немало времени и усилий её народа для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могли бы быть в полной мере реализованы.
Я считаю, что общество построенное на принципах народовластия и самоорганизации будет не только способно динамично развиваться при сохранении внутренней стабильности, но и позволит, наконец, избавиться от социального паразитизма и эксплуатации предоставив каждому человеку максимум возможностей для личностной самореализации и самосовершенствования.
Библиография.
I.Нормативные правовые акты и официальные документы.
II.Учебники, статьи, монографии, диссертации.
Приложение.
Приложение 1 составлено автором.
Приложение 2 составлено автором.
Приложение 3 составлено автором.
1 См.: Кабо В. Р. Первобытная доземледельческая община. - М.: Наука, 2004. – С. 21.
2 См.: Платон, Аристотель. Политика : Наука об управлении государством. - СПб.: ЭКСМО : TERRA FANTASTIKA, 2003. – С. 356.
3 См.: Чиркин В. Е. Конституционные поблемы власти народа. //Государство и право.-2004. – № 9. - С. 5.
4 Мееровский Б. В. Гоббс . - М. : Мысль, 1995. – С. 132.
5 См.: Васильев В. А. Дж. Локк о воспитании добродетели. // Социально-гуманитарные знания.- 2002. - № 2. - С. 186.
6 См.: Байкин И. М. Современный взгляд на проблему теории разделения властей Ш. Л. Монтескье. // Современное право. - 2010. - № 7. - С. 12.
7 См.: Войниканис Е. А., Кочешкова Е. А. Перечитывая Руссо: история, античность и проблемы демократии . // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - №2.- С. 39.
8 См.: Баскин Ю. Я. Кант . - М. : Юридическая литература, 1998. – 73 с.
9См.: Кнабе Г.С. Гегель, Европа и рубеж тысячелетий: Гегель. //Вопросы философии. - 2010. - № 1.- С. 8.
10 См.: Чудаков М. Ф. Этапы мирового конституционного процесса . // Российский юридический журнал. - 2009. - № 3. - С.28.
11 См.: Там же. С. 30.
12 См.: Сумбатян Ю.Г. Демократия как тип политического режима. //Обществознание в школе.-2009. - №6.-С.13.
13 См.: Приложение 3.
14 См.: Самарская Е.А. Демократия и организация: философско-политический аспект.//Свободная мысль.-2007. -№ 9.- С. 113.
15 См.: Дилигенский Г.Г. Демократия на рубеже тысячелетий. //Правоведение. – 2008.- №9.- С.35.
16 См.: Там же. С. 38.
17 См.: Махнач В. Л. Поиск земного совершенства : Различные страны добивались наибольших успехов тогда, когда в их государственном устройстве сочетались элементы монархии, аристократии и демократии. // Независимая газета. - 2008. - 13 июля. - С. 8.
18 См.: Дилигенский Г.Г. Указ. соч. С. 39.
19 См. : Там же. С. 42.
20 См.: Лебедев В. А., Киреев В.С. Демократия без суверенитета не существует!//Свободная мысль.-2008. - N 9.-С. 67-72.
21 См.: Симонов В. А. Прямая демократия и учет национальных интересов. // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - № 7. - С. 14.
22 См.: Там же С. 14
23 См.: Мельвиль А. Ю. Стукал Д.К. Условия демократии и пределы демократизации. // Полис. - 2011. - № 3. - С. 171.
24 См.: Мельвиль А. Ю. Стукал Д.К. Указ. соч. с.172.
25 См.: Делеева А. А. Формы прямой демократии как средство реализации населением полномочий контроля за деятельностью органов местного самоуправления. //Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 12. - С. 66.
26 См.: Делеева А. А. Указ. соч. С. 68.
27 См.: Руденко В. Н. Методология исследования институтов прямой демократии в современном обществе. //Известия вузов. Правоведение. - 2003. – № 4. - С. 38 - 51.-(Теория и практика государственного управления).
28 См.: Симонов В. А. Прямая демократия и учет национальных интересов. // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - № 7. - С. 14.
29 См.: Руденко В.Н. Институты непосредственной демократии. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. - 2003. - № 4. - С. 88.
30 См.: Петришин А. В. Народовластие как фундамент демократического, правового, социального государства. // Известия высших учебных заведений. - 2010. - № 3. - С. 6-14.
31 См.: Адамский А. Государственная воля и гражданская инициатива. //Первое сентября. - 2006. - 14 декабря. - С. 1.
32 См.: Приложение 2.
33 См.: Арбузкин А. М. Народовластие в свете современных конституций .// Вестник Московского университета. - 2010. - № 1. - С. 29-40.
34 См.: Пантин В.И. Глобализация и проблемы развития демократических институтов. // Журнал российского права. -2008.- № 7. - С.39.
35 См.: Черниловский З. М. Правовое государство: исторический опыт. // Современное государство и право. - 2002. - № 4. – С.47.
36 См.: Масленникова С.В. Право граждан на представительство в системе конституционных прав: вопросы теории //Вестник Московского университета. Серия 11, право. - 2009. - № 6.- С.99.
37 См.:Чиркин В. Е. Конституционные поблемы власти народа. //Государство и право.-2004. – № 9. - С. 7.
38 См.: Руденко В.Н. Проблемы представительной демократии. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. - 2003. - № 4. - С. 86.
39 См. Там жею С. 89.
40 См.: Астафичев П. А. Народный суверенитет: понятие, содержание, конституционные формы выражения . // Конституционное и муниципальное право. - 2004. - № 4. - С. 5.
41 См.: Там же. С.6.
42 См.: Астафичев П. А. Указ. соч. С.7.
43 См.: Петухов В. В. Демократия участия в современной России. //ОНС. Общественные науки и современность.-2007.- № 1. - С. 81.
44 См.: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"(в ред. Федерального конституционного закона от 24.04.2008 № 1-ФКЗ,с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 № 3-П). //Российская газета. – 2004. – 30 июня; Российская газета. – 2008. – 30 апреля; Российская газета. – 2007. – 30 марта.