Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 19:28, контрольная работа
Описание работы
Формирование системы социальной защиты населения как особого социального института находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он «пришел на замену» термина «социальное обеспечение», использовавшегося в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.
Содержание работы
Введение 2 1. Государственные организационно-правовые формы социальной защиты населения в Российской Федерации 3 1.1 Доступное здравоохранение 4 1.2 Пенсионное обеспечение в РФ 5 1.3 Доступное образование 8 1.4 Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг 13 1.5 Меры социальной поддержки 15 2. Негосударственные организационно-правовые формы социальной защиты населения в РФ 16 2.1 Добровольное социальное страхование 17 2.2 Благотворительность 19 2.3 Частные системы здравоохранения 21 Заключение 22 Список использованных источников 23
Формирование системы социальной
защиты населения как особого социального
института находится в процессе своего
развития. Термин «социальная защита»
имеет различные значения.
В новых экономических условиях
он «пришел на замену» термина «социальное
обеспечение», использовавшегося в советской
экономике, где он характеризовал специфическую
организационно-правовую форму социальной
защиты, осуществляемую непосредственно
государством.
В современных условиях потребовалось
развитие других организационно-правовых
форм социальной поддержки наиболее уязвимых
категорий населения. Был введен термин
«социальная защита», который давно использовался
в мировой практике.
Социальная защита - система
мероприятий, осуществляющихся обществом
и его различными структурами, по обеспечению
гарантированных минимальных достаточных
условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения
и деятельного существования человека.
В современных условиях социальная
защита становится важнейшей функцией
общества, всех его государственных органов
и социальных институтов. Появляются и
формы социальной защиты частного характера
– пенсионного обеспечения, медицинского
страхования, социального обслуживания.
Это свидетельствует о том, что в нашей
стране появляется многоукладная организационная
структура системы социальной защиты
населения, в которой используются практически
все организационно-правовые формы, существующие
в странах с рыночной экономикой, хотя
они функционируют не полностью в силу
нерешенности ряда теоретических и организационных
проблем.
Ведущими организационно-правовыми
формами социальной защиты населения
в настоящее время являются пенсионное
обеспечение, обеспечение социальными
пособиями, льготами особо нуждающихся
категорий населения, государственное
социальное страхование, социальное обслуживание.
В целом организационно – правовые формы
социальной защиты населения можно подразделить
на две большие группы: государственные
и негосударственные, как первая так и
вторая названные группы и будут в дальнейшем
раскрыты в данной работе.
1. Государственные
организационно-правовые формы социальной
защиты населения в Российской
Федерации
К государственным организационно-правовым
формам социальной защиты населения относятся:
льготы, доступное здравоохранение, пенсионное
обеспечение, доступное образование, система
социального обслуживания и предоставления
социальных услуг, меры социальной поддержки.
Действующая система социальной
защиты в России базируется на принципах:
-поощрительности, – властными
структурами с целью общественно-политического
резонанса на те или иные
социально значимые события, получившие
общественную оценку, либо для
поддержания государственных важных
деяний, принимаются решения, ориентированные
на социальную поддержку отдельных
социальных групп, слоев населения,
а в некоторых случаях –
индивидов;
-заявительности, – социальная
помощь предоставляется нуждающемуся
гражданину по мере письменного
обращения заявителя или лица,
представляющего его интересы;
-патернализма, обозначающего
государственную опеку («отеческую
заботу») по отношению к менее
социально и экономически защищенным
слоям и группам населения.
1.1 Доступное
здравоохранение
Охрана здоровья граждан в России
— это совокупность мер политического,
экономического, правового, социального,
культурного, научного, медицинского,
санитарно-гигиенического и противоэпидемического
характера, направленных на сохранение
и укрепление физического и психического
здоровья каждого человека, поддержание
его долголетней активной жизни, предоставление
ему медицинской помощи в случае утраты
здоровья[1].
Доступность здравоохранения,
наряду с повышением качества государственных
и частных медицинских услуг, является
одной из важнейших задач национального
проекта «Здоровье» и демографической
политики РФ. Совокупные расходы на здравоохранение
в России в 2006 году составляли 3,9 % ВВП,
а уже в 2007 году выросли до 4,4 % ВВП[2]. Общие расходы на здравоохранение
(в абсолютных цифрах) в 2007 году составили
493 долл. на человека[3].
Основы законодательства РФ
об охране здоровья граждан закрепляют
целый комплекс прав граждан в области
охраны здоровья, в их число входят такие
права как:
Право граждан Российской Федерации
на охрану здоровья (ст.17). Закреплено,
что граждане Российской Федерации обладают
неотъемлемым правом на охрану здоровья
и это право обеспечивается, в том числе,
предоставлением населению доступной
медико-социальной помощи.
Право граждан на оказание им
первой помощи (ст.19 Основ)
Право граждан на медико-социальную
помощь(ст.20 Основ), включающее в себя право
на бесплатную медицинскую помощь в государственной
и муниципальной системах и гарантированный
объем бесплатной медицинской помощи.
Комплекс прав для отдельных
категорий и групп граждан (военных, несовершеннолетних,
беременных женщин, заключенных и др.)
закреплен в ст.21-29 Основ законодательства
РФ об охране здоровья граждан.
Таким образом государство
не только на правовом уровне старается
обеспечить доступность здравоохранения
всем своим гражданам (а в особенности
социально незащищенным слоям населения),
но и тратит на реализацию своих целей
в сфере здравоохранения колоссальные
средства.
1.2 Пенсионное
обеспечение в РФ
Пенсионная система России
— это совокупность создаваемых в Российской
Федерации правовых, экономических и организационных
институтов и норм, имеющих целью предоставление
гражданам материального обеспечения
в виде пенсии. В стране продолжается пенсионная
реформа. Пенсионная система России в
современном виде введена с 1 января 2002
года и включает в себя отношения по формированию,
назначению и выплате следующих видов
пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному
пенсионному обеспечению, негосударственной
пенсии.
Трудовая пенсия — ежемесячная
денежная выплата в целях компенсации
застрахованным лицам заработной платы
и иных выплат и вознаграждений, утраченных
ими в связи с наступлением нетрудоспособности
вследствие старости или инвалидности,
а нетрудоспособным членам семьи застрахованных
лиц — заработной платы и иных выплат
и вознаграждений кормильца, утраченных
в связи со смертью этих застрахованных
лиц, право на которую определяется в соответствии
с условиями и нормами, установленными
настоящим Федеральным законом[4].
Законом установлены следующие
виды трудовых пенсий:
-трудовая пенсия по
старости;
-трудовая пенсия по
инвалидности;
-трудовая пенсия по
случаю потери кормильца[5].
Тарифы страховых взносов на
пенсионное страхование составляют, в
процентах от заработной платы застрахованных
лиц (за исключением отдельных категорий
страхователей, для которых установлены
пониженные тарифы):
1) в 2010 году — 20 %; при этом,
для лиц 1966 года рождения и
старше все 20 % направляются на
финансирование страховой части
трудовой пенсии, а для лиц 1967
года рождения и моложе 14 % направляются
на финансирование страховой
части, а 6 % — на финансирование
накопительной части трудовой
пенсии;
2) начиная с 2011 года —
26 %; при этом, для лиц 1966 года рождения
и старше все 26 % направляются
на финансирование страховой
части трудовой пенсии, а для
лиц 1967 года рождения и моложе
20 % направляются на финансирование
страховой части, а 6 % — на финансирование
накопительной части трудовой
пенсии[6].
С заработной платы, получаемой
от одного работодателя и превышающей
415 тыс. руб., страховые взносы с 1 января
2010 года не взимаются[7].
Трудовая пенсия по старости
— это ежемесячная денежная выплата, назначаемая
гражданам, достигшим установленного
законом возраста и имеющих необходимый
трудовой стаж, в целях компенсации им
заработной платы или иного дохода, которые
они получали в период трудовой деятельности.
Право на трудовую пенсию по
старости имеют мужчины, достигшие возраста
60 лет, и женщины, достигшие возраста 55
лет, при условии наличия не менее пяти
лет страхового стажа[8]. Отдельные категории граждан,
указанные в статьях 27, 27.1 и 28 Федерального
закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях
в Российской Федерации», имеют право
на досрочное назначение трудовой пенсии.
Трудовая пенсия по старости
может состоять из следующих частей: 1)
страховой части; 2) накопительной части.
До 1 января 2010 года существовала также
базовая часть трудовой пенсии по старости,
но с 1 января 2010 года она была объединена
со страховой частью в связи с отменой
единого социального налога[9].
Размер трудовой пенсии по старости
определяется как сумма её страховой и
накопительной частей[10].
Расчетный пенсионный капитал
и размер страховой части трудовой пенсии
подлежит периодической индексации в
соответствии с уровнем роста цен и ростом
уровня среднемесячной заработной платы[11].
В соответствии с Постановлениями
Правительства РФ от 21.03.2009 № 248, от 25.03.2008
№ 205, 27.03.2007 № 183, от 24.03.2006 № 166, от 11.07.2005
№ 417, от 15.03.2004 № 141, от 13.03.2003 № 152 расчетный
пенсионный капитал увеличен с 2002 по 2008
года в 3,423 раза.
В настоящее время Правительством
РФ разрабатывается законопроект о возможности
выплаты негосударственной пенсии за
счет пенсионных накоплений по выбору
застрахованного лица. В соответствии
с законопроектом срок выплаты такой негосударственной
пенсии должен составлять не менее 5 лет.
Таким образом, пенсионеры в будущем могут
получить право на получение повышенной
пенсии в течение 5 или более лет, а после
истечения этого срока они будут получать
только страховую часть пенсии.
Право на трудовую пенсию по
инвалидности имеют граждане, признанные
инвалидами I, II или III группы в порядке,
предусмотренном Федеральным законом
«О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации»[12].
Право на трудовую пенсию по
случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные
члены семьи умершего кормильца, состоявшие
на его иждивении. Одному из родителей
или супругу указанная пенсия назначается
независимо от того, состояли они или нет
на иждивении умершего кормильца[13].
Пенсия по государственному
пенсионному обеспечению — ежемесячная
государственная денежная выплата, которая
предоставляется гражданам в целях компенсации
им заработка (дохода), утраченного в связи
с прекращением федеральной государственной
гражданской службы при достижении установленной
законом выслуги при выходе на трудовую
пенсию по старости (инвалидности); либо
в целях компенсации утраченного заработка
гражданам из числа космонавтов или из
числа работников летно-испытательного
состава в связи с выходом на пенсию за
выслугу лет; либо в целях компенсации
вреда, нанесенного здоровью граждан при
прохождении военной службы, в результате
радиационных или техногенных катастроф,
в случае наступления инвалидности или
потери кормильца, при достижении установленного
законом возраста; либо нетрудоспособным
гражданам в целях предоставления им средств
к существованию[14].
Федеральные государственные
гражданские служащие имеют право на пенсию
за выслугу лет при наличии стажа государственной
гражданской службы не менее 15 лет и замещении
должности федеральной государственной
гражданской службы не менее 12 полных
месяцев при увольнении с федеральной
государственной гражданской службы.
Пенсия за выслугу лет устанавливается
к трудовой пенсии по старости (инвалидности),
и выплачивается одновременно с ней.
Лица, проходившие военную службу,
службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю
за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, имеют право на пенсию за выслугу
лет при наличии на день увольнения со
службы выслугу 20 лет и более; и лица, уволенные
со службы по достижении предельного возраста
пребывания на службе, состоянию здоровья
или в связи с организационно-штатными
мероприятиями и достигшие на день увольнения
45-летнего возраста, имеющие общий трудовой
стаж 25 календарных лет и более, из которых
не менее 12 лет шести месяцев составляет
военная служба и другая указанная служба[15].
Гражданам, не имеющим по каким-либо
причинам права на трудовую пенсию, устанавливается
социальная пенсия[16].
Негосударственная пенсия —
денежные средства, регулярно выплачиваемые
участнику в соответствии с условиями
пенсионного договора. Пенсионный договор
— соглашение между негосударственным
пенсионным фондом и вкладчиком негосударственного
пенсионного фонда (НПФ), в соответствии
с которым вкладчик обязуется уплачивать
пенсионные взносы в НПФ, а НПФ обязуется
выплачивать участнику (участникам) фонда
негосударственную пенсию[17].
Таким образом, реформа пенсионного
обеспечения является составной частью
структурных преобразований в экономике
и социальной политике государства, ее
цель – создание многоуровневой системы
пенсионного обеспечения, позволяющей
обеспечить гражданам возможность получения
достойной пенсии после окончания трудовой
деятельности.
1.3 Доступное
образование
Задача обеспечения государственных
гарантий доступности образования является
одной из главных задач современного этапа
реформирования российской образовательной
системы. Президент Российской Федерации
Д.А. Медведев, выступая в Красноярске
на открытии V экономического форума в
феврале 2008 года, отметил: «Результатом
нашей работы должна стать система непрерывного
образования доступного для каждого человека»[18]. Исследования законодательных
и нормативно-правовых актов показали,
что правовыми основами государственных
гарантий обеспечения доступности граждан
к получению образования в России являются:
· Конституция Российской Федерации;
· Закон РФ «Об образовании»;
· Федеральный Закон РФ «О высшем
и послевузовском профессиональном образовании»;
· Национальная доктрина образования
в РФ до 2025 года;
· Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года;
· Приоритетные направления
развития образовательной системы РФ;
· Федеральная программа развития
образования на 2000 - 2005 годы;