Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 19:28, контрольная работа
Описание работы
Формирование системы социальной защиты населения как особого социального института находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он «пришел на замену» термина «социальное обеспечение», использовавшегося в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.
Содержание работы
Введение 2 1. Государственные организационно-правовые формы социальной защиты населения в Российской Федерации 3 1.1 Доступное здравоохранение 4 1.2 Пенсионное обеспечение в РФ 5 1.3 Доступное образование 8 1.4 Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг 13 1.5 Меры социальной поддержки 15 2. Негосударственные организационно-правовые формы социальной защиты населения в РФ 16 2.1 Добровольное социальное страхование 17 2.2 Благотворительность 19 2.3 Частные системы здравоохранения 21 Заключение 22 Список использованных источников 23
-гражданам, имеющим право
на льготы (учащимся, пенсионерам, работникам
спец. госучреждений и др.);
-молодым семьям (программы
улучшения жилищных условий и
др.);
-прочие меры социальной
поддержки.
2. Негосударственные
организационно-правовые формы социальной
защиты населения в РФ
С развитием в России, в последние
десятилетия, рыночных отношений значительное
место в секторе социальной защиты и обеспечения
населения заняли негосударственные формы
социальной защиты населения.
К негосударственным организационно-правовым
формам социальной защиты населения относятся:
-добровольное социальное
страхование;
- благотворительность;
- частные системы здравоохранения.
2.1 Добровольное
социальное страхование
На смену единой системе государственного
социального страхования сегодня приходит
новая, с разветвленной сетью внебюджетных
видов страхования: социального, медицинского,
пенсионного, а также связанного с проблемой
занятости. Сюда же входит и добровольное,
т.е. негосударственное социальное страхование.
Цель социального страхования
— профилактика, снижение уровня социального
риска для трудового населения и компенсация
при наступлении страховых случаев.
Государство перестает быть
единственным собственником средств производства
и главным страхователем, но оно остается
одним из участников системы социального
страхования.
Его основными функциями становятся:
- формирование экономических
и правовых предпосылок, условий
для становления и развития
социального страхования, включая
содействие развитию инфраструктуры;
создание законодательной базы
социального страхования, определение
обязательных его видов, а также
размеров страховых взносов, пособий
и услуг;
- гарантирование социальной
защиты в области социального
страхования, контроль за исполнением
законов и за уровнем обеспечения
социальной защищенности трудящихся;
- посредничество в области
трудовых отношений с целью
согласования интересов субъектов
этих отношений;
- оказание необходимой
целевой помощи наиболее социально-уязвимым
категориям населения в рамках
социальной помощи, а также финансовое
участие в некоторых видах
социального страхования, предполагающих
долю ответственности государства.
Добровольное социальное страхование,
как дополнительное социальное страхование,
призвано обеспечить более полную и своевременную
защиту от социальных страховых рисков.
Этот вид страхования имеет договорную
основу и регулируется преимущественно
нормами гражданского права.
Договор страхования может
заключаться работодателем либо самим
гражданином, заинтересованным в дополнительной
страховой защите. Добровольное социальное
страхование, кроме того, может обеспечивать
защиту от социальных страховых рисов
тех граждан, которые не подлежат отдельным
видам социального страхования в обязательном
порядке.С точки зрения социальной защиты
работников в процессе труда наибольшее
значение имеет не индивидуальное добровольное
страхование, а коллективное (корпоративное)
страхование.
Например, развитие корпоративного
страхования от несчастных случаев и болезней
позволяет обеспечить более высокий уровень
социальной защищенности работника по
следующим причинам:
обеспечение защиты граждан
и членов их семей по рискам, не охваченным
обязательным страхованием, а также осуществление
дополнительного страхового покрытия
по рискам, подлежащим обязательному социальному
страхованию;
при обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на
производстве и профзаболеваний предусмотрен
ограниченный период ответственности
страховщика (исполнение застрахованным
трудовых обязанностей). Договор добровольного
коллективного страхования может распространяться
не только на время исполнения застрахованным
трудовых обязанностей, время в пути к
месту работы и обратно, но и на свободное
время, где бы в этом момент он не находился;
расходы на добровольное корпоративное
страхования от несчастных случаев и болезней
в размере 15 тыс. рублей в год на одного
работника можно отнести на счет затрат
на оплату труда, то есть включить в себестоимость
(глава 25 Налогового кодекса РФ)[24]. При этом страховой тариф при
корпоративном страховании значительно
ниже, чем при индивидуальном.
В целом система корпоративного
страхования дает возможность работодателю
современными методами решить ряд важных
для предприятия задач:
повысить заинтересованность
работников в росте результатов своего
труда и успешном развитии предприятия
в целом;
закрепить на предприятии наиболее
ценные кадры;
привлечь на работу квалифицированных
сотрудников;
оптимизировать затраты на
социальную защиту работников;
создать систему материального
поощрения сотрудников.
Корпоративным страхованием
должны быть охвачены все работники предприятия,
заключившие трудовые или гражданско-правовые
договора с работодателем. Размер взносов,
условия назначения и величина страховых
выплат должны определяться в договоре
найма, а в более широком рассмотрении
— в коллективном договоре работодателя
и работников.
Введение корпоративного страхования
на предприятии направлено на создание
дополнительных социальных гарантий для
работников и членов их семей, поэтому
положение о корпоративном страховании
может быть включено в социальный кодекс
предприятия, что широко практикуется
в развитых странах.
2.2 Благотворительность
Благотворительность — оказание
безвозмездной (или на льготных условиях)
помощи тем, кто в этом нуждается. Основной
чертой благотворительности является
свободный и непринужденный выбор формы,
времени и места, а также содержания помощи.
Благотворительная деятельность
в России регулируется Федеральным законом
№ 135 от 11 августа 1995 г. «О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях».
Кроме названного закона благотворительная
деятельность регулируется соответствующими
положениями Конституции (ст. 39) и Гражданского
кодекса.
Формы выражения благотворительной
деятельности
-передача имущества, в
том числе денег[25];
-бескорыстное выполнение
работ, оказание услуг (деятельность
про боно);
-иная поддержка.
Под иной поддержкой в данном
контексте понимается:
1)гуманитарная помощь: предоставление
продовольствия, одежды, лекарств и
другой гуманитарной помощи.
2)социальная помощь: добровольная
работа с незащищенными слоями
населения, детьми, престарелыми и
инвалидами.
3)бесплатные услуги юриста:
оказание услуг в профессиональной
деятельности благотворительным, общественным
и иным некоммерческим организациям,
а также частным лицам, которые
не могут подобную помощь оплатить
. Как правило, подобные услуги
оказываются юристами в виде
бесплатной юридической помощи.
Эта деятельность не включает
в себя иную благотворительную
деятельность, не связанную с
непосредственным применением навыков
юриста, в частности финансирование
различных программ и проектов,
организация и проведение мероприятий,
передача в дар вещей или
денежных средств и т. п.
Благотворительной организацией
является неправительственная (негосударственная
и немуниципальная) некоммерческая организация,
созданная для реализации благотворительных
целей путем осуществления благотворительной
деятельности в интересах общества в целом
или отдельных категорий лиц.
Благотворительные организации
создаются в формах общественных организаций
(объединений), фондов, учреждений и в иных
формах, предусмотренных федеральными
законами для благотворительных организаций.
Благотворительная организация
может создаваться в форме учреждения,
если ее учредителем является благотворительная
организация.
Благотворительный фонд - фонд,
ведущий благотворительную деятельность.
Фонды ведут различные социально ориентированные
программы или занимаются распределением
грантов. Деятельность фонда определяется
в его уставных документах. Фонды могут
изыскивать средства на свою деятельность
несколькими способами:
-получение благотворительных
пожертвований от организаций
и частных лиц;
-получать гранты и
целевое финансирование из других
благотворительных фондов;
-вести коммерческую деятельность;
-инвестировать собственные
средства в ценные бумаги, хранить
в депозите и пр.;
-вести другую не противоречащую
законодательству финансовую деятельность.
Кроме того, существует церковная
благотворительность. Церковной благотворительностью
в России и СНГ занимается Русская Православная
Церковь, Римско-католическая церковь
и некоторые протестантские церковные
общины[26]. Диаконическое служение Русской
Православной Церкви связано с деятельностью
Синодального отдела по церковной благотворительности
и социальному служению Московского Патриархата,
образованного в январе 1991 года в соответствии
с определением Святейшего Патриарха
и Священного Синода Русской Православной
Церкви. Кроме того, многие дела милосердия
и благотворительности осуществляются
на уровне епархий, монастырей, приходов,
братств и сестричеств.
2.3 Частные
системы здравоохранения
Частная медицинская практика
– оказание услуг медицинскими работниками
вне учреждений государственной или муниципальной
систем здравоохранения за счет личных
средств граждан, средств предприятий,
учреждений и организаций, в том числе
страховых медицинских организаций в
соответствии с заключенными гражданско-правовыми
договорами[27].
В соответствии с законодательством
об охране здоровья (ч. 4 ст. 57 Основ), разновидностью
частной медицинской практики является
народная медицина, то есть деятельность
народных целителей, применяющих методы
оздоровления, профилактики, диагностики
и лечения, основанных на утвердившихся
народных традициях, но не зарегистрированных
в установленном порядке органами здравоохранения.
В связи с тем, что данная сфера деятельности
непосредственно затрагивает здоровье
населения в целом и конкретного человека
в частности, она должна подвергаться
наибольшему, особому контролю со стороны
государства.
Для реализации особого контроля
над соблюдением прав граждан на охрану
здоровья в области осуществления медицинской
и фармацевтической деятельности используется
установленный законодательством разрешительный
порядок – лицензирование, предполагающее,
прежде всего, предварительный контроль
над лицами, желающими быть допущенными
на рынок медицинских (фармацевтических)
услуг. Поэтому основным условием законности
занятия частной медицинской практикой
и частной фармацевтической деятельностью
является получение соответствующей лицензии,
поскольку данные виды деятельности отнесены
законом к числу лицензируемых[28].
Частная медицинская практика
и частная фармацевтическая деятельность
строится в строгом соответствии с действующим
законодательством об охране здоровья
граждан, в связи, с чем правом на занятие
частной медицинской деятельностью обладают
исключительно медицинские работники,
которые должны иметь:
а) высшее или среднее медицинское
и фармацевтическое образование, а также
специальное звание;
б) сертификат специалиста;
в) лицензию на избранный вид
деятельности, входящий в перечень, установленный
Минздравом РФ (установлен Положением
о лицензировании медицинской деятельности,
утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 22.01.2007 г. №30).
Заключение
Социальная защита - система
мероприятий, осуществляющихся обществом
и его различными структурами, по обеспечению
гарантированных минимальных достаточных
условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения
и деятельного существования человека.
Ведущими организационно-правовыми
формами социальной защиты населения
в настоящее время являются пенсионное
обеспечение, обеспечение социальными
пособиями, льготами особо нуждающихся
категорий населения, государственное
социальное страхование, социальное обслуживание.
В целом организационно – правовые формы
социальной защиты населения можно подразделить
на две большие группы: государственные
и негосударственные.
К государственным организационно-правовым
формам социальной защиты населения относятся:
льготы, доступное здравоохранение, пенсионное
обеспечение, доступное образование, система
социального обслуживания и предоставления
социальных услуг, меры социальной поддержки.
К негосударственным организационно-правовым
формам социальной защиты населения относятся:
добровольное социальное страхование,
благотворительность, частные системы
здравоохранения.
В современных условиях социальная
защита становится важнейшей функцией
общества, всех его государственных органов
и социальных институтов.
В нашей стране появляется многоукладная
организационная структура системы социальной
защиты населения, в которой используются
практически все организационно-правовые
формы, существующие в странах с рыночной
экономикой, хотя они функционируют не
полностью в силу нерешенности ряда теоретических
и организационных проблем.
Список использованных
источников
1. Конституция Российской
Федерации от 12 декабря 1993 г. (действующая
редакция).
2. Закон РФ «Об образовании»
от 10 июля 1992 г. № 3266 - 1 (действующая
редакция)
3. "Основы законодательства
Российской Федерации об охране
здоровья граждан" от 22 июля 1993 года
№5487-1