Формы социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 19:28, контрольная работа

Описание работы

Формирование системы социальной защиты населения как особого социального института находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения.
В новых экономических условиях он «пришел на замену» термина «социальное обеспечение», использовавшегося в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

Содержание работы

Введение 2
1. Государственные организационно-правовые формы социальной защиты населения в Российской Федерации 3
1.1 Доступное здравоохранение 4
1.2 Пенсионное обеспечение в РФ 5
1.3 Доступное образование 8
1.4 Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг 13
1.5 Меры социальной поддержки 15
2. Негосударственные организационно-правовые формы социальной защиты населения в РФ 16
2.1 Добровольное социальное страхование 17
2.2 Благотворительность 19
2.3 Частные системы здравоохранения 21
Заключение 22
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

псо.docx

— 58.73 Кб (Скачать файл)

-гражданам, имеющим право  на льготы (учащимся, пенсионерам, работникам  спец. госучреждений и др.);

-молодым семьям (программы  улучшения жилищных условий и  др.);

-прочие меры социальной  поддержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Негосударственные  организационно-правовые формы социальной  защиты населения в РФ

 

С развитием в России, в последние десятилетия, рыночных отношений значительное место в секторе социальной защиты и обеспечения населения заняли негосударственные формы социальной защиты населения.

К негосударственным организационно-правовым формам социальной защиты населения относятся:

-добровольное социальное  страхование;

- благотворительность;

- частные системы здравоохранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Добровольное  социальное страхование

 

На смену единой системе государственного социального страхования сегодня приходит новая, с разветвленной сетью внебюджетных видов страхования: социального, медицинского, пенсионного, а также связанного с проблемой занятости. Сюда же входит и добровольное, т.е. негосударственное социальное страхование.

Цель социального страхования — профилактика, снижение уровня социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении страховых случаев.

Государство перестает быть единственным собственником средств производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников системы социального страхования.

Его основными функциями становятся:

- формирование экономических  и правовых предпосылок, условий  для становления и развития  социального страхования, включая  содействие развитию инфраструктуры; создание законодательной базы  социального страхования, определение  обязательных его видов, а также  размеров страховых взносов, пособий  и услуг;

- гарантирование социальной  защиты в области социального  страхования, контроль за исполнением  законов и за уровнем обеспечения  социальной защищенности трудящихся;

- посредничество в области  трудовых отношений с целью  согласования интересов субъектов  этих отношений;

- оказание необходимой  целевой помощи наиболее социально-уязвимым  категориям населения в рамках  социальной помощи, а также финансовое  участие в некоторых видах  социального страхования, предполагающих  долю ответственности государства.

Добровольное социальное страхование, как дополнительное социальное страхование, призвано обеспечить более полную и своевременную защиту от социальных страховых рисков. Этот вид страхования имеет договорную основу и регулируется преимущественно нормами гражданского права.

Договор страхования может заключаться работодателем либо самим гражданином, заинтересованным в дополнительной страховой защите. Добровольное социальное страхование, кроме того, может обеспечивать защиту от социальных страховых рисов тех граждан, которые не подлежат отдельным видам социального страхования в обязательном порядке.С точки зрения социальной защиты работников в процессе труда наибольшее значение имеет не индивидуальное добровольное страхование, а коллективное (корпоративное) страхование.

Например, развитие корпоративного страхования от несчастных случаев и болезней позволяет обеспечить более высокий уровень социальной защищенности работника по следующим причинам:

обеспечение защиты граждан и членов их семей по рискам, не охваченным обязательным страхованием, а также осуществление дополнительного страхового покрытия по рискам, подлежащим обязательному социальному страхованию;

при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний предусмотрен ограниченный период ответственности страховщика (исполнение застрахованным трудовых обязанностей). Договор добровольного коллективного страхования может распространяться не только на время исполнения застрахованным трудовых обязанностей, время в пути к месту работы и обратно, но и на свободное время, где бы в этом момент он не находился;

расходы на добровольное корпоративное страхования от несчастных случаев и болезней в размере 15 тыс. рублей в год на одного работника можно отнести на счет затрат на оплату труда, то есть включить в себестоимость (глава 25 Налогового кодекса РФ)[24]. При этом страховой тариф при корпоративном страховании значительно ниже, чем при индивидуальном.

В целом система корпоративного страхования дает возможность работодателю современными методами решить ряд важных для предприятия задач:

повысить заинтересованность работников в росте результатов своего труда и успешном развитии предприятия в целом;

закрепить на предприятии наиболее ценные кадры;

привлечь на работу квалифицированных сотрудников;

оптимизировать затраты на социальную защиту работников;

создать систему материального поощрения сотрудников.

Корпоративным страхованием должны быть охвачены все работники предприятия, заключившие трудовые или гражданско-правовые договора с работодателем. Размер взносов, условия назначения и величина страховых выплат должны определяться в договоре найма, а в более широком рассмотрении — в коллективном договоре работодателя и работников.

Введение корпоративного страхования на предприятии направлено на создание дополнительных социальных гарантий для работников и членов их семей, поэтому положение о корпоративном страховании может быть включено в социальный кодекс предприятия, что широко практикуется в развитых странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Благотворительность

 

Благотворительность — оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи.

Благотворительная деятельность в России регулируется Федеральным законом № 135 от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Кроме названного закона благотворительная деятельность регулируется соответствующими положениями Конституции (ст. 39) и Гражданского кодекса.

Формы выражения благотворительной деятельности

-передача имущества, в  том числе денег[25];

-бескорыстное выполнение  работ, оказание услуг (деятельность  про боно);

-иная поддержка.

Под иной поддержкой в данном контексте понимается:

1)гуманитарная помощь: предоставление  продовольствия, одежды, лекарств и  другой гуманитарной помощи.

2)социальная помощь: добровольная  работа с незащищенными слоями  населения, детьми, престарелыми и  инвалидами.

3)бесплатные услуги юриста: оказание услуг в профессиональной  деятельности благотворительным, общественным  и иным некоммерческим организациям, а также частным лицам, которые  не могут подобную помощь оплатить . Как правило, подобные услуги  оказываются юристами в виде  бесплатной юридической помощи. Эта деятельность не включает  в себя иную благотворительную  деятельность, не связанную с  непосредственным применением навыков  юриста, в частности финансирование  различных программ и проектов, организация и проведение мероприятий, передача в дар вещей или  денежных средств и т. п.

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

Благотворительный фонд - фонд, ведущий благотворительную деятельность. Фонды ведут различные социально ориентированные программы или занимаются распределением грантов. Деятельность фонда определяется в его уставных документах. Фонды могут изыскивать средства на свою деятельность несколькими способами:

-получение благотворительных  пожертвований от организаций  и частных лиц;

-получать гранты и  целевое финансирование из других  благотворительных фондов;

-вести коммерческую деятельность;

-инвестировать собственные  средства в ценные бумаги, хранить  в депозите и пр.;

-вести другую не противоречащую  законодательству финансовую деятельность.

Кроме того, существует церковная благотворительность. Церковной благотворительностью в России и СНГ занимается Русская Православная Церковь, Римско-католическая церковь и некоторые протестантские церковные общины[26]. Диаконическое служение Русской Православной Церкви связано с деятельностью Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, образованного в январе 1991 года в соответствии с определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви. Кроме того, многие дела милосердия и благотворительности осуществляются на уровне епархий, монастырей, приходов, братств и сестричеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Частные  системы здравоохранения

 

Частная медицинская практика – оказание услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной или муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан, средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций в соответствии с заключенными гражданско-правовыми договорами[27].

В соответствии с законодательством об охране здоровья (ч. 4 ст. 57 Основ), разновидностью частной медицинской практики является народная медицина, то есть деятельность народных целителей, применяющих методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанных на утвердившихся народных традициях, но не зарегистрированных в установленном порядке органами здравоохранения. В связи с тем, что данная сфера деятельности непосредственно затрагивает здоровье населения в целом и конкретного человека в частности, она должна подвергаться наибольшему, особому контролю со стороны государства.

Для реализации особого контроля над соблюдением прав граждан на охрану здоровья в области осуществления медицинской и фармацевтической деятельности используется установленный законодательством разрешительный порядок – лицензирование, предполагающее, прежде всего, предварительный контроль над лицами, желающими быть допущенными на рынок медицинских (фармацевтических) услуг. Поэтому основным условием законности занятия частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью является получение соответствующей лицензии, поскольку данные виды деятельности отнесены законом к числу лицензируемых[28].

Частная медицинская практика и частная фармацевтическая деятельность строится в строгом соответствии с действующим законодательством об охране здоровья граждан, в связи, с чем правом на занятие частной медицинской деятельностью обладают исключительно медицинские работники, которые должны иметь:

а) высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование, а также специальное звание;

б) сертификат специалиста;

в) лицензию на избранный вид деятельности, входящий в перечень, установленный Минздравом РФ (установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. №30).

 

 

 

 

 

Заключение

 

Социальная защита - система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты населения в настоящее время являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание. В целом организационно – правовые формы социальной защиты населения можно подразделить на две большие группы: государственные и негосударственные.

К государственным организационно-правовым формам социальной защиты населения относятся: льготы, доступное здравоохранение, пенсионное обеспечение, доступное образование, система социального обслуживания и предоставления социальных услуг, меры социальной поддержки.

К негосударственным организационно-правовым формам социальной защиты населения относятся: добровольное социальное страхование, благотворительность, частные системы здравоохранения.

В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов.

В нашей стране появляется многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя они функционируют не полностью в силу нерешенности ряда теоретических и организационных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993 г. (действующая  редакция).

2. Закон РФ «Об образовании»  от 10 июля 1992 г. № 3266 - 1 (действующая  редакция)

3. "Основы законодательства  Российской Федерации об охране  здоровья граждан" от 22 июля 1993 года  №5487-1

Информация о работе Формы социальной защиты населения