Формы социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 19:28, контрольная работа

Описание работы

Формирование системы социальной защиты населения как особого социального института находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения.
В новых экономических условиях он «пришел на замену» термина «социальное обеспечение», использовавшегося в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

Содержание работы

Введение 2
1. Государственные организационно-правовые формы социальной защиты населения в Российской Федерации 3
1.1 Доступное здравоохранение 4
1.2 Пенсионное обеспечение в РФ 5
1.3 Доступное образование 8
1.4 Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг 13
1.5 Меры социальной поддержки 15
2. Негосударственные организационно-правовые формы социальной защиты населения в РФ 16
2.1 Добровольное социальное страхование 17
2.2 Благотворительность 19
2.3 Частные системы здравоохранения 21
Заключение 22
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

псо.docx

— 58.73 Кб (Скачать файл)

·  Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы.

В Конституции Российской Федерации отмечено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии[19].

Анализ Основного закона РФ позволяет сделать вывод, что Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам России только общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. В то же время Конституция РФ не гарантирует гражданам России общедоступность и бесплатность начального общего и среднего (полного) общего образования, а из всех уровней профессионального образования, Конституция РФ гарантирует доступность и бесплатность получения гражданами только среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Если в области обеспечения доступности и бесплатности среднего профессионального образования государство хотя бы ставит перед собой цель – обеспечить доступность и бесплатность среднего профессионального образования и, по нашему мнению, стремиться к ней, то в области обеспечения доступности граждан к высшему профессиональному образованию государство вообще не ставит перед собой такую задачу, поскольку Конституция РФ гарантирует гражданам России только бесплатность (но не доступность) получения на конкурсной основе высшего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. В то же время, что касается формулировки положения Конституции РФ о том, что каждый имеет право на образование, необходимо отметить, что, по нашему мнению, иметь право на образование и иметь возможность реализовать это право на образование – это не одно и тоже. Кроме этого, Конституция РФ не гарантирует гражданам России общедоступность и бесплатность начального общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и высшего профессионального образования.

Анализ Закона РФ «Об образовании» показал, что одним из принципов, на которых основывается государственная политика в области образования, является общедоступность образования. Однако данный принцип не содержит конкретизации, какого уровня образование должно быть общедоступным. По всей вероятности, речь идет обо всех уровнях российского образования. В п.1 ст. 5 этого Закона гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от факторов, различающих людей: расы; национальности; языка; пола; возраста; состояния здоровья; социального; имущественного и должностного положения; социального происхождения; места жительства; отношения к религии; убеждений; партийной принадлежности; наличия судимости. В то же время формулировка – гарантируется возможность получения образования – выглядит не совсем корректно. На наш взгляд, понятия гарантируется возможность получения образования и гарантируется получение образования нетождественны. Гарантировать возможность получения образования – это еще не значит гарантировать получение образования. По нашему мнению, в п. 1 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» формулировку гарантируется возможность получения образования целесообразно заменить на формулировку – гарантируется получение образования. Закон РФ «Об образовании» предусматривает ограничение прав некоторых граждан на профессиональное образование как в интересах защиты их здоровья (например, по признакам пола, возраста, состояния здоровья), так и в интересах защиты интересов общества, (например по признакам наличия судимости), что, на наш взгляд, является абсолютно верным. Такие ограничения могут быть установлены только законом, что позволяет обезопасить граждан России от произвольного расширения таких ограничений органами управления образованием.

В п. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые[20].

Анализ Федерального Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» показал, что он не содержит государственных гарантий обеспечения доступности граждан России к высшему образованию. В законе лишь отмечено, что государство обеспечивает финансирование за счет средств федерального бюджета обучение в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации[21].

В октябре 2000 г. Постановлением Правительства Российской Федерации было принята Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации до 2025 года.

Анализ Национальной доктрины развития образования позволяет сделать вывод, что государство гарантирует гражданам доступность дошкольного, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования и не гарантирует доступность начального общего, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

9 декабря 2004 года Правительством  РФ были одобрены Приоритетные  направления развития образовательной  системы Российской Федерации. Для  повышения доступности качественного  общего образования Приоритетные  направления предусматривают:

·  максимально обеспечить образованием детей старшего дошкольного возраста;

·  создать механизмы осуществления адресной поддержки обучающихся с расширением доступности дополнительного образования;

·  перейти к профильному обучению в старших классах как способу удовлетворения индивидуальных потребностей и запросов учащихся;

·  изменить структуру стандарта общего образования, включить в него требования к уровню подготовки выпускников, условия осуществления образовательной деятельности, примерный базисный учебный план;

·  перейти к отраслевой системе оплаты труда работников образования, в том числе используя механизмы снижения нагрузки учащихся и повышение заработной платы.

Анализ задач, определенных Приоритетными направлениями по обеспечению доступности качественного общего образования, показывает, что, к сожалению, ничего конкретного, действительно обеспечивающего доступность общего образования данные направления не предусматривают. Так, например, переход к профильному обучению в старших классах, изменение структуры стандарта общего образования, переход к отраслевой системе оплаты труда вряд ли каким - то образом расширяют доступность молодежи, особенно сельской, к образованию при элементарном отсутствии средних школ в малочисленных населенных пунктах. Помимо этого, никаких гарантий обеспечения доступности общего образования Приоритетные направления не содержат.

Для удобства анализа государственных гарантий обеспечения доступности образования в России пункты основополагающих документов, содержащие правовые основы обеспечения государственных гарантий, сведем в единую таблицу 1.

Таблица 1 Правовые основы государственных гарантий обеспечения доступности образования в России

Наименование документа

Гарантирует доступность

Не гарантирует доступность

1

2

3

1.  Конституция РФ

- дошкольного

- основного общего

- среднего профессионального

- начального общего

- среднего (полного) общего

- начального профессионального

- высшего профессионального

- послевузовского профессионального

2.  Закон РФ «Об образовании»

- дошкольного

- начального общего

- основного общего

- среднего (полного) общего

- начального профессионального

- среднего профессионального

- высшего профессионального

- послевузовского профессионального

3.  ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

гарантии отсутствуют

- высшего профессионального

- послевузовского

профессионального

4.  Национальная доктрина развития образования до 2025 года

- дошкольного

- начального общего

- основного общего

- среднего (полного) общего

-начального профессионального

- среднего профессионального

- высшего профессионального

- послевузовского профессионального


 

Анализ таблицы 1 показывает, что основополагающие законодательные и нормативно - правовые документы, обеспечивающие государственные гарантии доступности образования крайне противоречивы.

Чем можно объяснить такое противоречие основных документов в вопросах государственных гарантий доступности различных уровней образования? На наш взгляд, проекты этих основополагающих нормативно - правовых документов готовили разные группы экспертов, которые не старались обеспечить преемственность и последовательность в вопросах обеспечения государственных гарантий доступности образования, а скорее всего, исходили из реальных возможностей государства на момент разработки каждого документа.

В то же время Президент России Д.А. Медведев, выступая на IХ съезде Российского союза ректоров 20 марта 2009 года, касаясь вопросов развития законодательства в образовании отметил, что образовательный цикл по своей природе носит длительный характер и в конечном счете необходимо сформировать современную нормативную базу, которая не должна подвергаться конъюнктурным изменениям[22].

На основании проведенных исследований с учетом сложившихся реалий можно сделать вывод, что в России на сегодняшний день государством гарантирована и обеспечена общедоступность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, но не обеспечена, хотя и продекларирована общедоступность дошкольного образования и отсутствуют государственные гарантии высшего и послевузовского профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг

 

Система социального обслуживание населения определяется не просто совокупностью учреждений с динамикой их развития на определенных территориях РФ, но и совокупностью составляющих, а именно: межведомственная взаимосвязь, определенный порядок взаимодействия органов социального обслуживания, обоснованные действия всех учреждений в пользу поддержки различных слоев населения; определенный способ устройства региональной упорядоченной множества учреждений, связанных общими функциями, целями, задачами; форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, сопоставление усилий, направленных на становление социальных служб и полученных результатов социального обслуживания, проявляющихся в основном в степени эффективности социальных услуг и удовлетворенности клиентов социальных служб.

Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» внесли новое представление о сущности социального обслуживания населения.

В статье 1 федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» выделяется, что социальное обслуживание выражает собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-медицинских, социально правовых, социально-бытовых, психолого-педагогических услуг и материальной помощи, в проведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудном житейском положении. Статьи Закона, раскрывающие основное содержания видов социального обслуживания, а именно: социального обслуживания в стационарных условиях, материальной помощи, социального обслуживания на дому, предоставления временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативной помощи, социального патронажа граждан и семей – наиболее важны для общества.

Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» значительно расширяет и уточняет представление о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества.

Его цель – регулирование отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, что является одним из основных направлений усилий по социальной защите населения. «Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах» – так определяется предмет в этом законе.

Социальное обслуживание охватывает всю совокупность социальных услуг, предоставляемых инвалидам и гражданам пожилого возраста в учреждениях социального обслуживания (вне зависимости от форм собственности) на дому.

Основные принципы социального обслуживания: совокупность, конфиденциальность, гуманность, адресность, добровольность, приоритетность, предоставление социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; соблюдение прав человека и гражданина.

Закон предоставляет возможность получения социальных услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей. Эти услуги включаются в территориальный и федеральный перечень социальных услуг, обеспеченных государством.

Термин «социальное обслуживание» описывает некоторый идеальный объект. Исходя из системных его свойств, социальное обслуживание – это множество подсистем и элементов. С другой точки зрения, социальное обслуживание является видом социальной деятельности, реализующейся по средствам сети социальных служб, взаимодействующих друг с другом для достижения переходных и конечных целей предоставления социальных услуг клиентам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Меры социальной поддержки

 

Меры социальной поддержки в Российской Федерации — мероприятия, проводимые органами социальной защиты в рамках социальной политики в России, направленные на предоставление отдельным категориям граждан помощи в соответствии с законодательными и правовыми актами Российской Федерации.

В зависимости от категории граждан различают следующие виды мер социальной поддержки[23]:

-детям (различные пособия  семьям с детьми; услуги, предоставляемые  семьям и детям);

-многодетным семьям (выдача  удостоверений многодетной семьи, различные пособия, денежные выплаты, оплата услуг ЖКХ и др.);

-ветеранам и инвалидам  боевых действий (различные денежные  выплата, комплексы услуг);

-малоимущим семьям;

-гражданам за особые  заслуги перед Отечеством;

Информация о работе Формы социальной защиты населения