Функции права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы направлена на изучение проблем, связанных с функциями социального обеспечения.
В связи с эти можно поставить следующие задачи:
Во-первых, изучить подробно каждую из функций социального обеспечения;
Во-вторых, определить, на что направлена конкретная из функций.
Объектом изучения в данной курсовой работе являются функции социального обеспечения.

Содержание работы

Введение………………
Глава1. Понятие социального обеспечения………………………
Глава 2. Функции социального обеспечения………………….
2.1. Понятие функций………………………..
2.1.1 Экономическая функция……………………………
2.1.2 Социальная (социально-реабилитационная) функция………………
2.1.3 Политическая функция………………….
2.1.4 Демографическая функция………………………..
2.1.5 Защитная функция……………………
Заключение……………….
Список литературы……………….

Файлы: 1 файл

школьный готовая кр.docx

— 45.56 Кб (Скачать файл)

Департамент образования  и науки Кемеровской области

Государственное образовательное  учреждение

среднего профессионального  образования 

Кузнецкий металлургический техникум

 

 

Специальность: 030912

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Дисциплина: Право социального обеспечения

Тема: Функции права социального обеспечения

 

 

 

 

Выполнила:

студент гр. ПВС-101

Школьный А.

Проверила:

преподаватель

Трещева О.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк, 2013

 

Содержание

Введение………………

Глава1. Понятие социального  обеспечения………………………

Глава 2. Функции социального  обеспечения………………….

2.1. Понятие функций………………………..

2.1.1 Экономическая функция……………………………

2.1.2 Социальная (социально-реабилитационная) функция………………

2.1.3 Политическая функция………………….

2.1.4 Демографическая функция………………………..

2.1.5 Защитная функция……………………

Заключение……………….

Список литературы……………….

 

 

Введение

Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый  этап в социально-экономическом  развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к  жизни процессы, которые даже в  западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.

Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули  коренные интересы всего населения  и потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики.

Сложность заключается в  том, что социальная политика не может  ориентироваться на краткосрочные  задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут  подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной  и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.

В условиях России это означает, что должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения.

При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.1

В России все еще сильно влияние централизованного управления и распределительно-уравнительной системы в социальной сфере, что в настоящее время проявляется в низкой эффективности деятельности социальных служб.

Федеральное правительство  выделяет средства для решения социальных проблем и распределяет их на местах. Однако, реального контроля за использованием средств нет, как нет, по большей  части, местных программ социального  развития, а следовательно нет  и ответственности.

Существовавшая в течение  многих лет система социального  обслуживания носила скорее формальный характер и требовала больше технических  исполнителей, нежели профессиональных социальных работников. Иными словами, специалистов в области социальной работы, как это принято в мировой  практике, в России не существовало и их подготовка не велась до начала 1991г.

Тенденция социально-экономического развития свидетельствует, что на смену  экстренным мерам, необходимым на данном этапе, должна прийти новая и стабильная социальная помощь, рациональная и  практичная по сути, формам и методам. Это должна быть научно обоснованная, структурно четкая система ориентированная на совокупность мер в сфере социального обеспечения, опирающаяся на надежную финансово- экономическую базу.

Теоретическое и практическое значение проблемы развития социального  обеспечения в ближайшей и более отдаленной перспективе, их актуальностью предопределили выбор темы данной работы.

Цель работы направлена на изучение проблем, связанных с функциями  социального обеспечения.

В связи с эти можно  поставить следующие задачи:

Во-первых, изучить подробно каждую из функций социального обеспечения;

Во-вторых, определить, на что направлена конкретная из функций.

Объектом изучения в данной курсовой работе являются функции социального  обеспечения.

Предметом исследования курсовой работе будет являться отношения, возникающие в праве социального обеспечения, по поводу правоотношений связанных с какой либо из функций социального обеспечения.

 

 

Глава1. Понятие  социального обеспечения.

Право социального обеспечения  как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.2

Человеческая жизнь очень  хрупка. В процессе жизни каждый человек находится в опасности  перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии  его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника  средств существования. К таким  обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца  и другие. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку  они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят  от воли отдельного человека. Но они  прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает  на себя определенную долю ответственности  за их наступление и создает систему  социальной защиты, предоставляет государственные  пенсии, социальные пособия и услуги.  

Концепция социальной защиты населения России применительно  к новым политическим и экономическим  условиям находится в процессе разработки. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений. Под  социальной защитой в широком  смысле понимают деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной  личности, на выявление и нейтрализацию  негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для  самоопределения и утверждения  в жизни. 

В узком смысле социальную защиту рассматривают как совокупность законодательно закрепленных экономических  и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого уровня жизни. 

Но при всей новизне  эта концепция должна базироваться на результатах и выводах отечественных  ученых, ранее исследовавших такие  важнейшие составные элементы социальной защиты, как социальное обеспечение  и социальное страхование.3 Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других. 

Экономическая функция социального  обеспечения заключается в замещении  заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей  кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также  оказании минимальной денежной или  натуральной помощи малоимущим гражданам.  

Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды  социального назначения, которые  образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального  назначения относятся: пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки. 

Политическая функция  социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются  значительные различия в уровне жизни  различных слоев населения. 

Демографическая функция  призвана стимулировать воспроизводство  народонаселения, необходимое для  нормального развития страны. 

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества. 

Таким образом, социальное обеспечение  представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования  и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях  утраты заработка или трудового  дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке  других членов семьи, нуждающихся в  уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным  социально значимым причинам, а также  по оказанию медицинской помощи и  социальному обслуживанию. 

Удовлетворение потребностей может осуществляться с помощью: - назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на безэквивалентной, но нормированной основе, либо бесплатно (алиментарно) вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов; - предоставление бесплатных для потребителя  медицинских услуг по программам ОМС; - оказания бесплатных для потребителя  социальных услуг в пределах государственных  минимальных стандартов, а сверх  них - по льготным тарифам.

Существование указанного комплекса  отношений обусловлено объективными причинами, поэтому государство  заинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование. 

Что касается соотношения  государственных систем социальной защиты и социального обеспечения, то вторую следует рассматривать  как составную часть первой. Помимо социального обеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной  среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

Глава 2. Функции  социального обеспечения

2.1. Понятие функций

 Функция - слово латинского происхождения, означает выполнение, свершения. Под ней понимают деятельность, обязанность, работу, назначение, роль и т.п.. Впервые этот термин в научный оборот ввел в 1692 г. известный немецкий философ и математик Г. Лейбниц. Сейчас в науке этот термин употребляется в разных значениях. В философии - это отношение двух (группы) объектов, изменение одного из которых ведет к изменению другого. В математике - величина, которая меняется с изменением независимой переменной (аргумента). В физиологии - специфическая деятельность органа или организма (например, функция обмена веществ). В социологии - роль, которую выполняет определенный социальный институт отношении общества. В лингвистике - назначение, роль (иногда и значение) языковой единицы или элемента языковой структуры.5

Этот термин сто лет  назад стали употреблять и  в юридической науке для характеристики социальной роли государства и права.

Его используют во многих смыслах, но среди ученых нет единства относительно необходимости этого термина, его  понятие, названия и содержания отдельных  функций и их классификации. Попытка  через функции раскрыть классовую  сущность права и сформировать особые функции отдельных отраслей права  с применением их в дальнейшем как одного из критериев разграничения  норм права самостоятельными отраслями  права завел исследователей в  тупик.

В литературе по теории права  чаще всего дают три определения  функций права, которые поддерживают и специалисты права социального  обеспечения. Под ними понимают или социальное назначение права, или направления правового воздействия на общественные отношения, либо то и другое вместе.

Функции права социального  обеспечения - это правовые характеристики социальной роли (назначения) этой отрасли  права в жизни общества и главных  направлений воздействия его  норм на поведение людей с целью  реализации целей и задач государства  в сфере социального обеспечения  населения.

Основной функцией права  социального обеспечения регулятивная. Именно в ней проявляется суть и ценность этой отрасли права. Назначение права социального обеспечения - регулирование общественных отношений, складывающихся в условиях индивидуальной формы распределения материальных благ из специально созданных для  этого социальных фондов.

Информация о работе Функции права социального обеспечения