Функции права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы направлена на изучение проблем, связанных с функциями социального обеспечения.
В связи с эти можно поставить следующие задачи:
Во-первых, изучить подробно каждую из функций социального обеспечения;
Во-вторых, определить, на что направлена конкретная из функций.
Объектом изучения в данной курсовой работе являются функции социального обеспечения.

Содержание работы

Введение………………
Глава1. Понятие социального обеспечения………………………
Глава 2. Функции социального обеспечения………………….
2.1. Понятие функций………………………..
2.1.1 Экономическая функция……………………………
2.1.2 Социальная (социально-реабилитационная) функция………………
2.1.3 Политическая функция………………….
2.1.4 Демографическая функция………………………..
2.1.5 Защитная функция……………………
Заключение……………….
Список литературы……………….

Файлы: 1 файл

школьный готовая кр.docx

— 45.56 Кб (Скачать файл)

С помощью норм права социального  обеспечения определяются: 1) цель и  задачи государства в сфере социальной защиты населения, 2) круг субъектов, уполномоченных создавать социальные фонды и  осуществлять с ним социальные выплаты, 3) круг субъектов из числа инвалидов, лиц стариков, детей, оставшихся без  попечения родителей, и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке  со стороны государства; 4) размеры  взносов граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также бюджетных  средств в социальных страховых  фондов и их виды, 5) перечень видов  социального обеспечения, предоставляемых  наиболее уязвимым слоям населения; 6) условия предоставления определенного  вида социального обеспечения круг жизненных обстоятельств, с какими социально-обеспечительных нормы  связывают наступление тех или  иных юридических последствий (болезнь, старость, потеря трудоспособности, инвалидность, безработица и т.д.) 7) компетенция  государственных органов и правовой статус (права и обязанности) граждан, иностранных граждан и лиц  без гражданства в сфере социального  обеспечения 8) порядок и размеры  предоставления отдельного вида социального  обеспечения, 9) государственные гарантии по обеспечению социальных прав человека и гражданина; 10) основы негосударственного социального обеспечения отдельных групп населения.

Задачей регулятивной функции  права социального обеспечения  не только фиксация субъективного состава  социально-обеспечительных правоотношений, правового статуса участников этих отношений и определение юридических  фактов, при которых могут возникать  указанные правоотношения, но и изменение  или отмену отдельных его элементов  или введения новых. Ведь государственное  социальное обеспечение возможно только на основании норм права. Физическое лицо может претендовать при наличии  соответствующих условий только на тот вид социального обеспечения, который закреплен в законе. Орган  социальной защиты населения обязан предоставить такой вид обеспечения  также только на основании закона. Нормы права здесь выступают  критерием оценки действий субъектов  социально-обеспечительных правоотношений, возникающих на их базе.

Право социального обеспечения  на длительное время в пределах государства  закрепляет возможное и должное  поведение людей в сфере социального  обеспечения и с помощью угрозы применения государственного принуждения  заставляет их действовать в определенных правом рамках и тем самым удерживает социально-обеспечительных правоотношения в желаемом состоянии. Эти отношения  характеризуются стабильностью, цикличностью, непрерывным повторением, прогнозируемость, т.е. постоянным воспроизводством. Под  влиянием общественной жизни эти  отношения корректируются нормами  права.

Одним из свойств социально-обеспечительных  норм является их нормативность, которая  включает предписания, правила поведения  общего характера, которые распространяются на любого, кто попадает в сферу  действия этих норм, а также способность  права социального обеспечения  в соответствии с его предписаниями  четко зафиксировать общественные отношения, складывающиеся при предоставлении физическим лицам пенсий, пособий, социальных услуг. Таким образом, с помощью  утверждения в жизни общества нормативных основ упорядочиваются общественные отношения в социальной сфере.

Регулятивное воздействие  права социального обеспечения  на общественные отношения состоит  в том, что нормы этой отрасли  права, определяя права и обязанности  субъектов социально-обеспечительных  правоотношений, тем самым выступают  общеобязательному образцом их правомерного поведения. Эти нормы детально и  в императивной форме определяют условия, при которых лицо имеет  право на социальное обеспечение, порядок  реализации этого права, компетенцию  органов социальной защиты населения  в этой сфере.

Отдельная отрасль права  состоит не только из регулятивных, но и правоохранительных норм, определяющих условия применения к субъектам  мер государственного принуждения, характер и содержание этих мер. Направление  воздействия этих норм на общественные отношения и характеризует охранительную  функцию права.

В охранной функцией права  социального обеспечения понимают целенаправленное воздействие норм данной отрасли права на социально-обеспечительных  правоотношения с целью охраны их и вытеснение из них отношений, вредных  для общества с точки зрения государства. Составляющими этой функции являются: 1) запреты, предусмотренные нормами  права, 2) санкции, которые принимают  к правонарушителям, 3) непосредственное юридическая ответственность субъектов  правоотношений.

В основе охранительной функции  права социального обеспечения  лежат запрещающие правовые нормы, которые указывают, что не следует  делать, какие действия будут осуждены государством. В случае совершения противоправного деяния наступает  юридическая ответственность, целью  которой является защита установленного правопорядка и воспитание граждан  в духе уважения к праву. Эта цель конкретизируется в функциях юридической  ответственности, к которым чаще всего относят репрессивно-карательную (штрафную) и правовосстановительные (компенсационную).

Главным назначения охранительной  функции права социального обеспечения, прежде всего, превентивная (предупредительная) охрана социально-обеспечительных  правоотношений, предупреждения нарушения  норм права, на основании которых  возникли эти отношения. Нормы права  детально предусматривают процедуру  реализации гражданами своего права  на конкретный вид социального обеспечения. Законодательство устанавливает различные  виды юридической ответственности  должностных лиц органов социальной защиты населения за создание препятствий  в реализации гражданами своих социальных прав (бюрократизм, волокита, безосновательный отказ в удовлетворении того или  иного ходатайства, вымогательство взятки и т.д.). Закон также возлагает  на граждан обязанность (а значит предполагает и надлежащую ответственность) представлять в органы социальной защиты населения достоверные сведения о фактах, имеющих юридическое  значение для социального обеспечения. Установление запретов и санкций  за их нарушение побуждает субъектов  социально-обеспечительных правоотношений действовать согласно предписаниям правовых норм. Соблюдение гражданами и должностными лицами требований социального законодательства является критерием эффективности охранительной функции права социального обеспечения.

Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. В неё входит деятельность государства, органов местного самоуправления, организаций  по созданию благоприятных для человека условий жизнедеятельности, оказание помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, содействию занятости, охране труда, регулированию  заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию  права собственности граждан, материальному  обеспечению и обслуживанию нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан.6

Самой важной функцией системы  социального обеспечения является, безусловно, обеспечение приемлемого  уровня жизни населения. Структура  такой системы такова: нетрудоспособным оказывается социальная помощь; трудоспособным предоставляется возможность социального  страхования, нуждающимся в социальной поддержке оказывается поддержка  социальным обслуживанием. Второй важнейшей  функцией можно назвать функцию  перераспределения доходов. Типичным примером перераспределения дохода в социальном обеспечении является социальная помощь, которая, можно сказать, осуществляет "вертикальное перераспределение  доходов". Еще одним структурным  направлением, которое выполняет  функцию "вертикального перераспределения", является социальное обслуживание. Функции "горизонтального распределения" выполняет социальное страхование.

Третьей основной функцией социального обеспечения, является функция экономической стабилизации.

Функции социального обеспечения  – это обусловленные его природой и целевым назначением направления  воздействия на общество. Существует много функций социального обеспечения: экономическая, социальная, политическая, демографическая и другие.7

2.1.1 Экономическая функция

Одной из важнейших функций социального  обеспечения является экономическая функция. Она заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Данная функция оказывает положительное  воздействие социального обеспечения  на экономику, на интересы людей как  участников процесса производства. Экономическая  функция по структуре сложна и  имеет подфункции. Например, с помощью  распределительной подфункции происходит доведение до потребителей специфических  материальных благ и услуг особым экономическим способом – это  действие различных органов государства, по отчислению денежных средств в  фонды, предназначенные для социального  обеспечения, по направлению указанных  средств для выплаты пенсий, пособий, обслуживания пенсионеров.

Государство использует социальное обеспечение  в качестве одного из способов распределения  части валового внутреннего продукта, тем самым, оказывая определенное воздействие  на выравнивание личных доходов граждан  путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг и др.) вместо утраченного  заработка либо наряду с ним при  наступлении указанных в законах  социальных рисков.  Реализация экономической функции конкретно воплощается в перераспределении валового внутреннего продукта путем аккумуляции финансовых средств в целевых источниках (во внебюджетных фондах социального страхования, в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Федерации, фондах социальной поддержки населения).

2.1.2 Социальная (социально-реабилитационная) функция

Социальная функция отражает взаимосвязь социального обеспечения и социальной системы общества. В зависимости от конкретной ситуации в социальной функции можно выделить защитную, реабилитационную и компенсационные функции. Защитная – защита граждан от непредвиденных жизненных ситуаций, реабилитационная – восстановление физических и иных способностей нетрудоспособных и приспособление их к труду и вовлечение к трудовой деятельности.

Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать.

Социально-реабилитационная функция ставит своей главной задачей восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения путём предоставления им различных видов материального обеспечения и социальных услуг, для того чтобы избежать обнищания и поддерживать достойный уровня жизни.

2.1.3 Политическая функция

Политическая функция  социальной защиты призвана обеспечить формирование и поддержание эффективных институтов и механизмов социальной защиты с целью обеспечения гарантированных Конституцией и законодательством социальных и правовых норм защиты и поддержания социальной стабильности в обществе.

Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Конституция РФ (ст. 7) закрепляет положение о том, что Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В настоящее время по официальной  статистике примерно 30% работающих граждан  имеют доходы на уровне прожиточного минимума и ниже, большая часть  пенсионеров (их общее количество составляет 37 млн. человек) получают пенсию ниже прожиточного минимума115.

Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия  жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему  социального обеспечения. Так, в 1999 г. Федеральным законом введено  новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи — бедность. Появился, следовательно, новый субъект социального обеспечения  — граждане, имеющие душевой доход  ниже прожиточного минимума.

От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального  покоя в обществе. Социальная напряженность  в обществе на современном этапе  свидетельствует о том, что состояние  российской системы социального  обеспечения не отвечает потребностям населения.

2.1.4 Демографическая функция

 Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми безусловно повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.8

2.1.5 Защитная функция

Защитная функция социального обеспечения предполагает как экономические меры со стороны субъектов социального обеспечения, так и правовые. Защитная функция социального обеспечения реализуется отраслями, имеющими как публичный, так и частный характер. Право социального обеспечения относится  к числу публичных отраслей.

Информация о работе Функции права социального обеспечения