Гарантии прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

В государственно-организованном обществе социальные позиции личности находят юридическое закрепление в государственных установлениях. Государство как властвующая (политическая) организация в обществе правовыми средствами активно направляет и регулирует общественные отношения, поведение людей. Правовые нормы представляют часть нормирования общественного и индивидуального поведения.
Осуществляя функцию регулирования общественных отношений и процессов, государство активно воздействует на довольно обширную область жизни человека. Границы и характер свободы личности, ее автономии определяются объективными закономерностями развития общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общая характеристика института прав человека
1.1 Правовой статус человека и гражданина
1.2 Система прав и свобод человека и гражданина
Глава 2. Система гарантий прав и свобод личности
2.1 Понятие гарантий прав и свобод личности
2.2 Российская правовая политика в сфере гарантирования и охраны прав и свобод личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Гарантии прав человека.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Представляется, что правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по совершенствованию эффективного механизма правового регулирования, цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры общества и личности.

Н.И. Матузов  в правовой политике видит комплекс мер, идей, целей, задач, программ, методов, реализуемых в сфере действия права и посредством права Матузов Н.И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2008. Ноябрь. С. 28.. Н.В. Исаков под правовой политикой понимает особое политико-правовое явление, формирующееся вследствие системной, научно обоснованной деятельности государства и общественных объединений и направленное на определение стратегии и тактики правового развития общества, совершенствование механизма правового регулирования, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, построение правового государства Исаков Н.В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. С. 21..

Необходимо  также подчеркнуть, что правовая политика - это наиболее приемлемая форма руководства и регулирования общественных отношений, основывающаяся на оптимальном сочетании правовых средств и юридических конструкций, составляющих эффективный механизм правового регулирования, который проявляется в различных формах, опосредует все уровни власти, соответствует выработанной концепции стратегии развития государства и преследует социально полезные цели.

Приведенные выше дефиниции правовой политики сближает тот факт, что их авторы признают ее направленность на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, видят в правовой политике деятельность по оптимизации использования юридических средств в достижении социально обусловленных, полезных целей. Сказанное актуализирует охрану и защиту прав, свобод и законных интересов участников правоотношений в качестве не только основного объекта осуществления правовой политики, но и ее средства.

Надлежащая  гарантированность исследуемых  форм дозволений является не только целью  правовой политики, показателем эффективности ее осуществления, но и средством осуществления задач, стоящих перед механизмом правового регулирования и правовой политикой в целом.

В связи  с этим О. Ю. Рыбаков верно пишет, что целью и главным критерием  эффективности правовой политики являются правовой статус и социально-экономическое положение личности. В широком смысле он определяет правовую политику как деятельность прежде всего государственных и муниципальных органов, общественных объединений, отдельных лиц, включающую формирование системы идей, целей, мер и способов, обеспечивающую функционирование и воспроизводство правового механизма, основанного на Конституции РФ, нормах международного права, направленную на осуществление интересов, прав и свобод личности во взаимодействии с ее обязанностями Рыбаков О.Ю. Понятие и признаки правовой политики // Правовая политика субъектов Российской Федерации: Материалы круглого стола. Владивосток, 2010. С. 30..

Несколько позднее О.Ю. Рыбаков прямо утверждал, что, «если правовая политика способствует созданию правового государства, она служит делу защиты прав и свобод личности» Рыбаков О.Ю. Личность. Права и свободы. Правовая политика. М., 2011. С. 20..

Вместе  с тем тот факт, что права, свободы  и законные интересы не только личности, но и любых других участников правоотношений являются целью правовой политики, не может не актуализировать постановку вопроса о необходимости соответствующей правовой политики в сфере охраны и защиты прав, свобод и законных интересов.

«Правовая политика» - понятие в известном смысле собирательное, характеризующее определенный вид государственной деятельности. Осуществляться же она может в различных сферах. Так, в зависимости от сферы реализации она может подразделяться на законодательную, исполнительную, судебную, прокурорскую, нотариальную, наградную, дисциплинарную и др. О сложности структуры правовой политики говорит и то, что она существует на нескольких уровнях (международном; на уровне СНГ; общефедеральном; в федеральном округе; в субъектах РФ; муниципальном; локальном), которые взаимодействуют между собой.

Говоря  о правовой политике в сфере защиты прав и свобод личности, О. Ю. Рыбаков  выделяет в ней следующие составляющие: доктринальную, организационно-формальную и перспективно-преобразовательную.

Под доктринальной составляющей он понимает комплекс концепций, учений, идей, ценностей, ориентиров правового  бытия личности и их выражение  в виде программы конкретных действий. Организационно-формальная составляющая - это все то, что позволяет  суммировать и непосредственно реализовывать в политико-правовой действительности потребности и интересы личности. Это конкретные формы, виды, приоритеты правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности. Перспективно-преобразовательная составляющая заключается в аккумулировании и воспроизводстве наиболее эффективных, значимых, перспективных направлений прав и свобод Рыбаков О.Ю. Личность. Права и свободы. Правовая политика. С. 20-23..

К принципам осуществления правовой политики в сфере защиты прав и  свобод личности О. Ю. Рыбаков относит: 1) соответствие этой политики взаимосвязанным интересам личности, семьи, государства и общества; 2) стратегическую направленность на развитие гуманистически ориентированного законодательства; 3) связь с идеями и духом конституционализма; 4) использование государственного воздействия, осуществляемого исключительно на основе права; 5) открытость Там же. С. 24..

Выделяемые принципы, бесспорно, концентрируют  сущность правовой политики в сфере  защиты прав и свобод личности, фокусируют приоритеты ее регулятивного воздействия на общественные отношения. Вместе с тем вряд ли можно утверждать, что перечисленные принципы можно отнести только к правовой политике в сфере охраны и защиты прав и свобод участников правоотношений. По нашему мнению, они скорее присущи правовой политике в целом, нежели специфической ее разновидности в сфере охраны и защиты исследуемых форм дозволений.

Учитывая значительное количество государственных и негосударственных  структур, призванных обеспечивать права, свободы и законные интересы участников правоотношений, считаем целесообразным дифференцированное отношение к позиции О. Ю. Рыбакова о выделении различных форм реализации соответствующей правовой политики. Так, можно согласиться с тем, что правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности имеет следующие формы: правозащитную, правотворческую, правоприменительную, надзорно-контрольную и др. Рыбаков О.Ю. Личность. Права и свободы. Правовая политика. С. 34.

О.Ю. Рыбаков верно отмечает, что  виды правовой политики в целом являются структурообразующим элементом для направлений правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности Там же. С. 53.. Однако можно считать не в полной мере обоснованным тезис о том, что к видам правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности следует относить конституционно-правовую, уголовно-правовую, гражданско-правовую, финансово-правовую, процессуальную и другую правовую политику.

Тот факт, что отмеченные виды правовой политики (как и правовая политика в целом, выступая в качестве важнейшей разновидности деятельности государства) направлены на защиту прав и свобод личности, - вполне объяснимое явление, потому что любая правовая политика направлена на создание эффективного механизма правового регулирования, призванного содействовать реализации целесообразных интересов всех участников правоотношений, использует юридические средства, которые должны нейтрализовать препятствия, стоящие на пути реализации субъектом своих интересов, основанных на праве.

Тем не менее отмеченное не дает оснований считать, что уголовно-правовая, конституционно-правовая и иные виды политики, имея собственные цели, задачи и приоритеты, являются разновидностями правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности.

Следуя избранной в контексте  исследования логике, заключим от обратного: правовая политика в сфере защиты прав человека является разновидностью конституционно-правовой политики государства. Обобщения, изложенные О.Ю. Рыбаковым, как нам кажется, требуют иной аргументации.

Правовая политика в сфере защиты прав, свобод и законных интересов - деятельность, которая включает различные направления и способы осуществления. Отмеченный факт объясняет позицию некоторых ученых относительно возможности выделения самостоятельных видов правовой политики в рамках исследуемого для них якобы родового понятия. Вместе с тем это может привести к искусственной подмене предмета, на котором фокусируется регулятивный потенциал правовой политики, и, обобщений ради, трансформировать метод осуществления соответствующего направления государственной деятельности.

Бесспорно, правовая политика в сфере  охраны и защиты прав, свобод и законных интересов теснейшим образом  связана и с конституционно-правовой, и с гражданско-правовой, и с  другими разновидностями правовой политики. Вместе с тем каждая из отмеченных разновидностей правовой политики имеет свои предмет и метод регулирования, свои цели и приоритетные направления деятельности.

Так, правовая политика в сфере  охраны и защиты прав, свобод и законных интересов призвана способствовать созданию эффективного механизма гарантий обозначенных форм дозволений, оптимизации удовлетворения законных интересов в целях недопустимости реализации одного правомерного стремления в ущерб другому.

Конституционно-правовая политика, не абстрагируясь (что вполне понятно) от охраны и защиты прав, свобод и законных интересов участников правоотношений, в качестве основного приоритета своей деятельности должна ставить разработку стратегии и тактики использования конституционно-правовых средств в разрешении различных задач, в том числе обеспечения механизмов реализации правомерных стремлений граждан.

Подобно тому, как предмет и метод  правового регулирования служат основанием выделения самостоятельных  отраслей права, предмет правовой политики как особой разновидности деятельности государственных и негосударственных органов и методы ее осуществления являются основанием выделения соответствующих видов правовой политики.

Обобщая сказанное, следует задаться вопросом: правомерным ли будет выделение  таких подвидов правовой политики в сфере охраны и защиты прав, свобод и законных интересов, как правовая политика в сфере охраны отмеченных дозволений, правовая политика в сфере их защиты либо правовая политика в сфере охраны и защиты прав, правовая политика в сфере охраны и защиты законных интересов и т. д.?

Ответ на поставленный вопрос вряд ли будет однозначным. Он должен быть обусловлен осуществлением соответствующей деятельности государственных и негосударственных  субъектов, системой ее приоритетов. Так, вполне заслуживает рассмотрения в качестве самостоятельного вида правовой политики деятельность по оптимизации осуществления законных интересов, усилия по надлежащей их охране и защите. Основным объектом здесь выступает законный интерес как специфическое средство правового регулирования и форма удовлетворения правомерных запросов разнородных участников правоотношений.

Если соответствующая правовая политика ставит своей целью систематизировать  работу с имеющимися разновидностями  дозволений путем совершенствования  механизмов их охраны и защиты, то целесообразнее говорить о двух самостоятельных видах правовой политики: 1) в сфере охраны и защиты прав и свобод; 2) в сфере осуществления законных интересов.

Тем не менее правовая политика в  сфере охраны и защиты всех форм дозволений предполагает системное совершенствование деятельности по обеспечению каждого из них: права, свободы и законного интереса. В связи с этим направления осуществления правовой политики в данной сфере могут быть представлены в виде системы с соответствующими подвидами комплексной государственной деятельности.

Заранее же готового ответа на вопрос о видах и подвидах правовой политики, осуществляемой в сфере регулирования  соответствующих общественных отношений, быть не может.

Следует отметить, что правовая политика - это, бесспорно, важнейшая разновидность соответствующей деятельности государства. Вместе с тем «правовая политика» и «государственная политика» не тождественные понятия.

Несмотря на то что основным субъектом  осуществления правовой политики выступает  государство, среди иных субъектов можно назвать муниципальные органы власти, негосударственные организации, фонды, общественные объединения и т. д. Задача государства как субъекта осуществления правовой политики - умело скоординировать усилия перечисленных субъектов в достижении общих целей.

Государственная политика - это основа и соответствующая методологическая призма координации всех субъектов  реализации правовой политики, в том  числе самого государства, в осуществлении  единой деятельности, основанной на праве. Государственная политика не всегда может быть правовой, не всегда может опираться на усилия широкого состава участников. Вместе с тем соответствующая государственная политика - залог успешного осуществления политики правовой.

Любая разновидность правовой политики - это комплексная и достаточно разнородная деятельность. Так, права, свободы и законные интересы пронизывают различные сферы общественных отношений, наполняют специфическим содержанием отрасли права. Права, свободы, законные интересы могут быть политическими, социально-экономическими, культурными и т. д.

В связи с этим отметим, что исследуемая  нами разновидность правовой политики призвана обобщать юридическую практику, накопленную в различных сферах, учитывать специфику правового  регулирования отраслей права. К примеру, А.П. Александрова, анализируя защиту социально-экономических прав и свобод, констатировала, что подобная деятельность включает в себя социальную защиту, защиту трудовых правоотношений, защиту молодежи и несовершеннолетних, защиту от безработицы и т. д. Александрова А.П. Защита социально-экономических прав и свобод: общетеоретический анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2008. С. 19..

Таким образом, правовую политику в  сфере охраны и защиты прав, свобод и законных интересов следует определить как планомерную, системную и научно обоснованную деятельность государственных и негосударственных органов, организаций и учреждений по созданию эффективного механизма юридического обеспечения всех форм дозволений.

Информация о работе Гарантии прав человека