Гарантии прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

В государственно-организованном обществе социальные позиции личности находят юридическое закрепление в государственных установлениях. Государство как властвующая (политическая) организация в обществе правовыми средствами активно направляет и регулирует общественные отношения, поведение людей. Правовые нормы представляют часть нормирования общественного и индивидуального поведения.
Осуществляя функцию регулирования общественных отношений и процессов, государство активно воздействует на довольно обширную область жизни человека. Границы и характер свободы личности, ее автономии определяются объективными закономерностями развития общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общая характеристика института прав человека
1.1 Правовой статус человека и гражданина
1.2 Система прав и свобод человека и гражданина
Глава 2. Система гарантий прав и свобод личности
2.1 Понятие гарантий прав и свобод личности
2.2 Российская правовая политика в сфере гарантирования и охраны прав и свобод личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Гарантии прав человека.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

К личным правам человека относятся  также право на свободное передвижение, выбор места жительства и пребывания (ст. 27). Хотя Конституционный Суд Российской Федерации официально отменил институт прописки, реализация этого права все еще затруднена. Конституция закрепляет также право каждого определять и указывать свою национальность (ст. 26), право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26). К личным правам следует отнести свободу совести и вероисповедания (ст. 28), свободу мысли и слова, свободу информации (ст. 29).

Особое значение среди основных прав приобретают политические права, прежде всего право участвовать  в управлении делами государства  и избирательное право (ст. 32). Только граждане являются субъектами политических прав. Они олицетворяют активный статус гражданина, дают ему возможность принимать участие непосредственно или через своих представителей в управлении государственными делами, в органах местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.

Основной Закон закрепляет право  граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), провозглашая таким образом право участия граждан в политической жизни общества. Основополагающий принцип политической жизни изложен в ст. 1, которая закрепляет демократический характер формирования государственного строя. К политическим правам также относятся: равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32), право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32), право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Система использования и защиты важнейших политических прав граждан  подробно регламентируется федеральными законами.

Избирательное право осуществляется на основании целой системы правовых норм и прежде всего Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. Право гражданина на участие в референдуме осуществляется и согласно Федеральному конституционному закону «О референдуме РФ» от 3 октября 1995 г.

Конституция провозглашает такие  социально-экономические и культурные права, как право на свободное  использование своих способностей и имущества, свобода экономической деятельности (ст. 34), право частной собственности (ст. 35) и право граждан иметь в частной собственности землю (ст. 36). Конституционное право частной собственности дает возможность каждому свободно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, принадлежащим ему на законном основании. К социально-экономическим и культурным правам также относятся: право на труд (ст. 37), право на отдых (ч. 5 ст. 37), право на социальное обеспечение (ст. 7 и 39), право на жилище (ст. 40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42), право на образование (ст. 43), право на участие в культурной жизни и пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям, свободу творчества (ст. 44).

Вопрос о конституционном характере  социальных прав с течением времени  приобретает особую актуальность. Хотя Основной Закон и закрепляет основные социальные права, но государственное  право еще не разработало единой концепции их осуществления. Об этом свидетельствуют чисто декларативные определения государства как «демократического федеративного правового государства» (ст. 1, ч. 1), «социального государства» (ст. 7, ч. 1). Разумеется, когда общество находится в глубоком кризисе, обеспечить защиту социальных прав граждан сложно, но с государства такая ответственность не снимается. Социальные блага, закрепленные в Конституции, возлагают на государство обязанность обеспечить их защиту. Однако Конституция прямо не говорит об этом, в ней сказано: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7).

Глава 2. Система гарантий прав и  свобод личности

2.1 Понятие гарантий прав и  свобод личности

Во многом реализация основных прав и свобод личности зависит от тех  гарантий культурного, социально-экономического, материального, политического, организационного и юридического характера, которые  устанавливаются и обеспечиваются государством. Общеизвестно, что с уровнем материально-технического развития общества связаны социальная стабильность и безопасность, в условиях которых человек в большей мере способен реализовать свой социальный и творческий потенциал. Его личные и социальные интересы не вступают в противоречие. Богатое общество всегда в состоянии тратить больше средств на социальную сферу и работу тех органов, которые обеспечивают осуществление прав граждан.

Порядок организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления основывается на исходных началах конституционного правового статуса личности. Соответственно Основной Закон закрепляет и конкретные гарантии их реализации.

 

Следует приветствовать стремление российского  законодателя создать и обеспечить все необходимые средства, гарантирующие уважение и защиту фундаментальных прав и свобод граждан, а также препятствующие возвращению к практике прошлых десятилетий.

Особое место в системе гарантий прав и свобод граждан занимают юридические  гарантии, посредством которых обеспечиваются различные стадии процесса осуществления, охраны и защиты прав и свобод граждан. В обществе действует развернутая система гарантий субъективных прав граждан. Однако в конечном счете эта система обеспечения субъективных прав реализуется лишь через юридические гарантии, нормы правоустанавливающего и правовосстанавливающего характера, которые непосредственно обеспечивают реальный правовой статус личности.

В правовой науке под гарантиями понимается система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 2006. С. 168..

Юридические гарантии прав и свобод граждан - это  совокупность специальных правовых средств и способов, при помощи которых реализуются, охраняются и  защищаются права и свободы, пресекаются  их нарушения, восстанавливаются нарушенные права.

К юридическим  гарантиям реализации прав и свобод человека и гражданина относятся  закрепленные правовыми нормами  пределы их осуществления, способы  конкретизации; юридические факты, связанные с их обеспечением; процессуальные формы осуществления прав и свобод; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной их реализации.

Некоторые авторы высказывают мысль, что в  число юридических гарантий прав личности следует включить: закрепленные нормами права меры надзора и  контроля для выявления случаев правонарушений; меры правовой защиты; меры юридической ответственности; меры пресечения и другие правоохранительные меры; процессуальные формы охраны прав (включая формы применения правоохранительных мер); меры профилактики и предупреждения правонарушений Общая теория права: Курс лекций. Нижний Новгород, 2008. С. 532..

Такой же позиции  придерживаются авторы учебника «Общая теория права и государства», но при этом они вносят два существенных уточнения: во-первых, в рамках теории гарантии необходимо рассматривать негативные воздействия, без знания которых невозможна эффективная деятельность по укреплению законности, обеспечению прав личности; во-вторых, реально гарантии действуют как совокупность каких-либо явлений, процессов, включающих как положительные, так и отрицательные воздействия Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2009. С. 187 - 192..

Система юридических  гарантий будет эффективнее, если нормативные, институциональные, процессуальные, организационные  элементы этой системы будут основываться и функционировать на принципе «гарантия гарантиям». Так, В. С. Нерсесянц утверждает, что юридические гарантии воплощают идею согласованного действия права и государства, когда одни формы, направления и функции государственно-правовой регуляции и деятельности служат одновременно защитным механизмом для других, и наоборот. Именно в контексте взаимной поддержки и согласованности различных частей и аспектов всего государственно-правового комплекса отдельные специальные формы и конструкции юридических гарантий прав и свобод личности могут реально осуществить свою защитную роль. Словом, юридические гарантии сами нуждаются в юридических гарантиях, в форме которых выступают правовое государство и правовые законы Нерсесянц В.С. Правовое государство: концепция и пути реализации. М., 2006. С. 60 - 61..

Юридические гарантии защиты прав человека можно  подразделить на внутригосударственные  и международные механизмы гарантий прав человека и гражданина.

Защита  и непосредственное обеспечение  прав человека и основных свобод осуществляются прежде всего во внутригосударственном законодательстве. Внутригосударственные институты защиты прав человека и гражданина - это система культурных, социально-экономических, политических и правовых средств и условий, обеспечивающих непосредственную защиту прав человека и гражданина. Они закреплены в Основном Законе государства либо в законах, имеющих конституционное значение.

Конституция устанавливает общие принципы юридических  гарантий. Общими юридическими гарантиями являются положения главы 1 Основного Закона: «Основы конституционного строя» и прежде всего статьи 1, 2, 7, 15. Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» закрепляет целую систему юридических гарантий, обеспечивающих индивиду беспрепятственное осуществление его прав.

К числу  важнейших конституционных гарантий относятся: принцип разделения властей (ст. 10), обеспечивающий политическую свободу  личности; обязанность государства  защищать права и свободы человека (ст. 45), в том числе и обязанность  судебной защиты его прав (ч. 1 ст. 46); право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45); право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48); принцип презумпции невиновности (ст. 49); право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47); право на защиту потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, обеспечение им доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52); право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53); гарантии в области правосудия (ст. 50, 51).

Права и  свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и  исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Это непосредственно действующие  права. В данной сфере Конституция отводит особую роль Президенту. Выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80), Президент реализует свое конституционное полномочие в процессе осуществления законодательной инициативы, а также при издании указов, направленных на защиту правового положения личности в целом и отдельных групп населения, включая пенсионеров, военнослужащих, студентов и других особо нуждающихся в защите со стороны государства.

Важнейшими  гарантиями основных прав и свобод личности являются институт конституционного контроля, установленный ст. 125 Конституции Российской Федерации, и принцип презумпции невиновности, суть которого в том, что каждый человек, обвиненный в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в судебном порядке.

Международные механизмы гарантий прав личности - это меры, направляемые мировым сообществом  на обеспечение и защиту прав человека и гражданина. Эти меры включают культурные, политические, организационные  и правовые средства международного характера. Политико-правовая система международных гарантий прав человека, в частности, включает: систему международных пактов и конвенций по правам человека; Комиссию по правам человека в рамках ООН; Комитет по правам человека; Европейскую комиссию по правам человека; Европейский суд по правам человека и ряд других механизмов, способных установить международно-правовую ответственность за ординарные нарушения прав человека. Эффективность и действенность юридических гарантий зависит прежде всего от зрелости институтов гражданского общества и правового государства, высокого уровня правовой культуры населения и всех звеньев государственного аппарата, качества работы нормотворческих и правоприменительных органов, их должностных лиц.

2.2 Российская  правовая политика в сфере гарантирования и охраны прав и свобод личности

Охрана  и гарантирование прав, свобод и  законных интересов - важнейшее направление  деятельности как структур государственной  власти всех уровней, так и органов  местного самоуправления, различных негосударственных организаций и общественных объединений. Полисубъектность участников комплексной деятельности по обеспечению установленных дозволений, направленных на реализацию интересов всех участников правоотношений, предполагает достаточно сложную схему практического применения правовых средств в гарантировании оптимального и адекватного социальным реалиям управления общественными отношениями.

Сказанное обусловливает тот факт, что сама деятельность по обеспечению прав, свобод и законных интересов выступает в качестве объекта, вокруг которого право должно сосредоточить свой регулятивный потенциал в целях придания позитивной динамики осуществления отмеченной деятельности. По нашему мнению, охрана и защита прав, свобод и законных интересов должны осуществляться в рамках правовой политики, которая предполагает своеобразный методологический ресурс координации усилий всех сторон по надлежащему гарантированию использования предусмотренных правом дозволений.

В последнее  время о правовой политике не без  оснований говорится достаточно много. Это обусловливается следующим фактом. Как ученые, так и практические работники приходят к выводу о том, что правовая политика - одна из важнейших разновидностей государственной политики в целом, которая имеет собственное юридическое содержание и самостоятельное значение в правовой жизни общества. Бесспорно, что сегодня правовая политика выходит на передние рубежи жизнедеятельности общества.

Информация о работе Гарантии прав человека