Гарантии прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

В государственно-организованном обществе социальные позиции личности находят юридическое закрепление в государственных установлениях. Государство как властвующая (политическая) организация в обществе правовыми средствами активно направляет и регулирует общественные отношения, поведение людей. Правовые нормы представляют часть нормирования общественного и индивидуального поведения.
Осуществляя функцию регулирования общественных отношений и процессов, государство активно воздействует на довольно обширную область жизни человека. Границы и характер свободы личности, ее автономии определяются объективными закономерностями развития общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общая характеристика института прав человека
1.1 Правовой статус человека и гражданина
1.2 Система прав и свобод человека и гражданина
Глава 2. Система гарантий прав и свобод личности
2.1 Понятие гарантий прав и свобод личности
2.2 Российская правовая политика в сфере гарантирования и охраны прав и свобод личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Гарантии прав человека.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Можно отметить, что вряд ли возможно защитить один законный интерес, не ущемив другой. Данная ситуация в корне отличается от механизма защиты прав и свобод граждан, когда защита права предполагает устранение препятствий, вызванных, как правило, неправомерными действиями третьих лиц. В любом случае, защищая право либо свободу, нарушить аналогичное правомочие другого лица невозможно, если защита осуществляется правомерными способами.

С законными интересами дело обстоит  иначе. Защищая один законный интерес, не нарушить другой попросту нельзя, поскольку правомерное стремление одного лица упирается в не менее правомерное стремление другого лица. Сказанное достаточно часто приводит к банальной ситуации, когда защищается тот законный интерес, о котором быстрее заявили.

Именно подобное развитие ситуаций требует разработку определенных критериев целесообразности удовлетворения одних законных интересов на фоне существования множества других. Понятно, что подобные критерии будут иметь достаточно условный характер и зависеть от тех факторов и обстоятельств, которые способствуют реализации каждого конкретного правомерного стремления.

В итоге можно прийти к тому, что гарантировать реализацию всех законных интересов не представляется возможным.

Помимо сказанного, правовая политика в сфере охраны и защиты прав, свобод и законных интересов должна содействовать законодательному закреплению механизмов гарантирования дозволений различных категорий граждан. Это позволит перевести правовые режимы охраны прав, свобод и законных интересов в плоскость реального времени, адаптировать последние к сложившимся социальным реалиям. К примеру, повышенного внимания со стороны законодателя требует правовое обеспечение (включающее как охрану, так и защиту) прав и законных интересов инвалидов, несовершеннолетних, потерпевших от преступлений.

Так, в специальном докладе Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  отмечается, что, по данным статистики, ежегодно каждый 10-й житель России становится жертвой того или иного преступления и в соответствии с установленным порядком признается потерпевшим. Однако в докладе подчеркивается, что «лица, признанные потерпевшими, крайне редко обращаются за защитой своих прав к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Логических объяснений этому феномену немало. Ясно, например, что нарушение прав потерпевших сплошь и рядом носит латентный характер и соответственно далеко не всегда осознается самими потерпевшими. Вместе с тем беглый анализ действующего законодательства, призванного защитить права потерпевших, позволяет говорить о его недостаточной эффективности» Лукин В. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Российская газета. 2008. 4 июня. С. 21..

Ситуация, аналогичная обозначенной выше, касается и многих других категорий граждан, эффективно обеспечить права, свободы и законные интересы которых соответствующими юридическими инструментами - первоочередная задача субъектов охраны и защиты в данной области.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Права и свободы человека - это  те универсальные правовые ценности, для которых характерно установление единых международно-правовых стандартов в области охраны прав личности. В настоящее время в мире существует много средств, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина. Однако права личности пока еще часто нарушаются, а способы их защиты не всегда достаточно эффективны, так как не акцентированы именно на защите. Вот почему возникает проблема не только совершенствования уже имеющихся методов и средств, но и создания новых институтов, гарантирующих и охраняющих права личности - чем больше таких институтов, тем эффективнее обеспечение прав человека в современном мире.

К середине XX в. в связи с развитием правового и социального государства появилась необходимость гарантирования прав и свобод всех граждан независимо от имущественного положения и какого-либо, кроме возрастного, ценза. Основные права и свободы человека перестали быть чисто внутренним делом государства. Обеспечение всей совокупности прав и свобод человека - не внутреннее дело государств, а их обязательство по Уставу ООН, международным пактам, конвенциям.

Обеспечение прав человека осуществляется как во внутригосударственном законодательстве, так и на уровне международного сообщества. Конституция РФ (ч. 3 ст. 46) устанавливает, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Основной механизм такого обращения установлен Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах.

С момента принятия Устава ООН и  Всеобщей декларации прав человека началось реальное сотрудничество государств в обеспечении прав человека. Были выработаны международные стандарты в области прав человека, определившие общее понятие прав человека и основных свобод, а также их перечень. Впоследствии данные положения получили закрепление в международных пактах о правах человека - международных договорах обязывающего характера. В них вошли нормы и положения, в силу которых государства, подписавшие пакты, обязаны обеспечивать в пределах своей юрисдикции уважение к правам человека и нести ответственность перед международным сообществом за их соблюдение.

Итак, права, свободы и законные интересы - мощнейшие средства специально-юридического воздействия на общественные отношения. Для того чтобы полноценно использовать их регулятивный потенциал, участникам правоотношений необходимо предоставить надлежащие гарантии их осуществления, что предполагает соответствующую деятельность в сфере их охраны и защиты.

Отмеченная деятельность включает в себя системные научные усилия различных субъектов - государственных  и муниципальных органов власти, общественных организаций, иных структур гражданского общества в целях оптимальной и адекватной социальным реалиям координации обозначенных процессов.

Таким образом, обусловливается необходимость  проведения именно правовой политики в сфере охраны и защиты прав, свобод и законных интересов участников правоотношений, которая для всестороннего, полномасштабного воздействия на общественные отношения должна эффективно задействовать все формы своей реализации, среди которых целесообразно выделять правотворческую, правоприменительную, правоинтерпретационную, доктринальную и правообучающую.

 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 года Генеральной  Ассамблеей ООН) // Российская газета. - 1995. - 5 апреля.

 

2. Конституция Российской Федерации  (принята на всенародном голосовании  12 декабря 1993 года) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

 

3. О референдуме Российской Федерации:  Федеральный конституционный закон  № 5-ФКЗ от 28 июня 2004 года // Российская газета. - 2004. - 30 июня.

 

4. Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации: Федеральный закон  № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года // Российская  газета. - 2002. - 15 июня.

 

5. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений: В 2 т. Т. 1. - М., 2004. - 477 с.

 

6. Александрова А.П. Защита социально-экономических  прав и свобод: общетеоретический  анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2008. - 26 с.

 

7. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2011. - 356 с.

 

8. Игнатенкова К.Е. Дозволение  как способ правового регулирования:  Дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2006. 210 с.

 

9. Исаков Н.В. Правовая политика  современной России: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Ростов н/Д, 2004. - 210 с.

 

10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное  право Российской Федерации. - М., 2011. - 380 с.

 

11. Матузов Н.И. Общая концепция  и основные приоритеты российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. - 2000. - Ноябрь. - С. 28-38.

 

12. Мордовец  А.С. Социально-юридический механизм  обеспечения прав человека и  гражданина. - Саратов, 2006. - 268 с.

 

13. Нерсесянц  В.С. Правовое государство: концепция и пути реализации. - М., 2006. - 99 с.

 

14. Новгородцев  П.И. История новой философии  права (немецкие учения XIX в.): Лекции. - М., 2009. - 109 с.

 

15. Общая  теория права и государства:  Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 2009. - 399 с.

 

16. Общая  теория права: Курс лекций. - Нижний Новгород, 2008. - 832 с.

 

17. Рыбаков  О.Ю. Личность. Права и свободы.  Правовая политика. - М., 2011. - 203 с.

 

18. Рыбаков  О.Ю. Понятие и признаки правовой  политики // Правовая политика субъектов  Российской Федерации: Материалы круглого стола. - Владивосток, 2010. - С. 30-37.


Информация о работе Гарантии прав человека