Государственная дума РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 05:12, курсовая работа

Описание работы

Государственная Дума Российской Федерации, в соответствии с теорией разделения властей – представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти.
Объектом исследования является система органов государственной власти.

Содержание работы

Введение 3

1.Порядок формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 4

2.Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 8

3.Основания досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 15

4. Акты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 20

Заключение 26

Список использованных источников и литературы 29

Файлы: 1 файл

Конституционное.docx

— 54.81 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 3

 

1.Порядок  формирования Государственной Думы  Федерального Собрания Российской  Федерации. 4

 

2.Компетенция  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации. 8

 

3.Основания  досрочного прекращения полномочий  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации. 15

 

4. Акты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 20

 

Заключение 26

 

Список использованных источников и литературы 29

               

 

 

 

 

Введение

Государственная Дума Российской Федерации, в соответствии с теорией разделения властей  – представляет собой общегосударственный  представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной  власти.

Объектом  исследования является система органов  государственной власти.

Так как государственный орган – это составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти. Система государственных органов состоит из органов законодательной власти; органов исполнительной власти и органов судебной власти.

Предметом исследования является Государственная  Дума, как высший законодательный  и представительный орган государственной  власти. Характеристика Государственной  Думы, как представительного органа означает, что она в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ России, являясь  его законным представителем в силу Конституции. О том, что Государственная  Дума РФ является законодательным органом, говорят возложенные на него полномочия издания правовых актов самой  высокой юридической силы, выше которой  только сила самой Конституции и  международных договоров.

Исходя  из выше изложенного, можно определить цель работы, которая состоит в  определении конституционно-правового  статуса Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Задачами  работы является: обоснование структуры  и определение порядка формирования Государственной Думы РФ и ее полномочий, обоснование правового статуса депутатов Государственно Думы.  
1.Порядок формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Деятельность Государственной  Думы основывается на принципах политического  многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении  вопросов. В Государственной Думе через депутатов представлены все  граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.

Численный состав Государственной  Думы - 450 депутатов - образует общее  число депутатов, исходя из которого Конституция определяет долю, необходимую для принятия решений Государственной Думой и осуществления групповых инициатив ее депутатов.

Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Четырехлетний  срок полномочий Государственной Думы представляется оптимальным: он позволяет  депутатам не только набрать необходимый  опыт работы, но и использовать его  в течение значительного времени. Периодические перевыборы Государственной Думы приспосабливают ее состав к изменяющимся социально-политическим отношениям в обществе, позволяют отразить в депутатском корпусе умонастроения, политические симпатии и антипатии избирателей.

Конституцией устанавливаются  требования предъявляемые к кандидатам в депутаты государственной думы: им может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Необходимо сделать оговорку, что одно и то же лицо не может  одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной  Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании. Участие  гражданина Российской Федерации в  выборах является свободным и  добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к  участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.1

Депутаты Государственной  Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.2

Кандидаты в депутаты Государственной  Думы  выдвигаются в составе  федеральных списков кандидатов.

 Выдвижение кандидатов  в составе федеральных списков  кандидатов осуществляется политическими  партиями, имеющими в соответствии  с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических  партиях"  право принимать участие  в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии.

Проведение выборов депутатов  Государственной Думы в сроки, установленные  Конституцией Российской Федерации  и настоящим Федеральным законом, является обязательным.

Выборы депутатов Государственной  Думы нового созыва назначаются Президентом  Российской Федерации.

Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов  Государственной Думы в срок, выборы назначаются Центральной избирательной  комиссией Российской Федерации  и проводятся в первое воскресенье  месяца, в котором истекает конституционный  срок, на который была избрана Государственная  Дума предыдущего созыва.

При роспуске Государственной  Думы в случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией Российской Федерации, Президент  Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов  Государственной Думы нового созыва

В соответствии со ст.101 Конституции  Российской Федерации Государственная  Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты. В обязательном порядке Государственная  Дума образует:

  • Комитет по конституционному законодательству судебно-правовой реформе и правам человека;
  • Комитет по социальной политике;
  • Комитет по бюджету, налогам и финансам;
  • Комитет по вопросам собственности и предпринимательской деятельности;
  • Комитет по аграрной политике;
  • Комитет по вопросам экологии и природопользования;
  • Комитет по международным делам и обороне;
  • Комитет по вопросам безопасности;
  • Комитет по образованию, науке и культуре;
  • Комитет по делам общественных объединений, религиозных организаций и средств массовой информации;
  • Комитет по внутренней организации деятельности палаты.

Но общее количество комитетов  не должно превышать 15, а в случае необходимости могут образовываться и другие комитеты.

Численный состав каждого  комитета определяется Государственной  Думой, но не может быть менее 25 депутатов  палаты.

Комитет может служить  для более детального рассмотрения вопросов, а также по основным направлениям своей деятельности образовывать подкомитеты.

В соответствии со ст.28 Регламента депутатское объединение в Государственной  Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную  Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным  округам именуется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы, обладающие равными  правами. Депутаты Государственной  Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских  объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в  любое из них с согласия его  членов.

Депутат Государственной  Думы вправе состоять только в одном  депутатском объединении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Основной задачей Государственной Думы является рассмотрение и принятие федеральных законов и федеральных конституционных законов. Процедура принятия законов, от внесения законопроекта в парламент и до его опубликования принятого закона и вступления его в силу называется законодательным процессом. Он строго регламентирован (ст.104-108 конституции РФ) и состоит из нескольких стадий.

Существуют три основные группы полномочий палаты, которые  установлены Конституцией:

  • относящиеся к исключительному ведению палаты (статьи 102 и 103);
  • связанные с организацией деятельности палаты (ст.101);
  • по принятию федеральных законов (ст.105).

Статьи 102 и 103 являются юридическим  выражением системы сдержек и  противовесов в построении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Вопросы ведения Государственной  Думы

В ст.103 определяются вопросы  исключительного ведения Государственной  Думы:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о  доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность  и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность  и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава  ее аудиторов;

д) назначение на должность  и освобождение от должности Уполномоченного  по правам человека, действующего в  соответствии с федеральным конституционным  законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения  против Президента Российской Федерации  для отрешения его от должности.

Частями 2 и 3 той же статьи установлено, что Государственная  Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению  Конституцией Российской Федерации, которые  принимаются большинством голосов  от общего числа депутатов Государственной  Думы, если иной порядок принятия решений  не предусмотрен Конституцией.

Регламентом Государственной  Думы предусмотрен целый раздел (IV), посвященный вопросам, которые относятся  к исключительному ведению Государственной  Думы.

В частности, Государственная  Дума дает согласие Президенту России на назначение председателя Правительства  в соответствии со ст.103 Конституции  Российской Федерации. Кандидат на должность  Председателя Правительства Российской Федерации докладывает Государственной  Думе программу основных направлений  деятельности будущего Правительства  Российской Федерации (ч.2 ст.137 Регламента).

Согласие на назначение Председателя Правительства считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало  большинство от общего числа депутатов  Государственной Думы (ч.2 ст. 138 Регламента).

В случае отклонения кандидатуры  Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит на согласование палаты новую кандидатуру.

А в случае двукратного  отклонения представленных кандидатур на должность Председателя Правительства  Российской Федерации Государственной  Думой Президент Российской Федерации  в течение недели со дня отклонения второй кандидатуры вправе представить  третью кандидатуру (ст.140 ч.1 Регламента).

Условием, сдерживающим свободу  Государственной Думы при определении  своей позиции по кандидатур на должность  Председателя Правительства является положение ч.4 ст.111 Конституции, в  которой указано, что в случае трехкратного принятия Думой решения об отклонении представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства Президент без предварительного согласия ГД назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

К исключительной компетенции  Государственной Думы отнесено решение  вопроса о доверии Правительству (п.”б” ст.103 Конституции), что является юридической формой ответственности Правительства перед парламентом. В соответствии со статьями 143 и 144 Регламента, Государственная Дума принимает постановление о недоверии Правительству Российской Федерации большинством голосов от общего числа депутатов. Предложение о выражении недоверия Правительству считается отклоненным, если оно не собрало большинства голосов депутатов.

Информация о работе Государственная дума РФ