Государственная дума РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 05:12, курсовая работа

Описание работы

Государственная Дума Российской Федерации, в соответствии с теорией разделения властей – представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти.
Объектом исследования является система органов государственной власти.

Содержание работы

Введение 3

1.Порядок формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 4

2.Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 8

3.Основания досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 15

4. Акты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 20

Заключение 26

Список использованных источников и литературы 29

Файлы: 1 файл

Конституционное.docx

— 54.81 Кб (Скачать файл)

В случае, если Президент России не согласился с решением Государственной Думы о недоверии Правительству, Государственная Дума в течение трех месяцев вправе провести повторное голосование по вопросу о выражении недоверия Правительству.

В зависимости о того, кто является инициатором рассмотрения вопроса, в ч.3 и 4 ст.117 устанавливается  различный режим отношений Президента и Государственной Думы в случае принятия последней решения о недоверии Правительству. Общим и главным моментом здесь является то, что выражение Государственной Думой недоверия Правительству не влечет обязанности Президента принять решение об отставке Правительства.

Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, который назначается ею на срок, установленный федеральным конституционным законом об Уполномоченном по правам человека (ст.147 Регламента). Если кандидатура на должность Уполномоченного по правам человека отклонена палатой, фракции и депутатские группы вправе предложить для нового рассмотрения ту же или новую кандидатуру. Повторное рассмотрение кандидатуры проводится на следующий день после получения палатой соответствующего представления в порядке, установленной главой 19 Регламента.

Государственная Дума назначает  на должность и освобождает от должности Председателя Счетной  палаты и половины состава ее аудиторов. Кандидатуры представляются Комитетом  Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и назначаются  на срок, предусмотренный федеральным  законом о Счетной палате. Вопрос о назначении и освобождении от должности  аудитора Счетной палаты и Председателя Счетной палаты решается на заседании  Государственной Думы большинством голосов от общего числа депутатов.

В соответствии с пунктом  “г” статьи 83 Конституции Российской Федерации кандидатура на должность  Председателя Центрального банка представляется Президентом России.

Государственной Думой назначается  Председатель Центрального банка Российской Федерации на срок, предусмотренный Законом РФ и считается назначенным, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов Государственной Думы. Освобождение от должности Председателя Центрального Банка осуществляется после представления Президента в Государственную Думу, в свою очередь, Государственная Дума большинством голосов от числа избранных депутатов принимает решение об его освобождении (статьи 158-161 Регламента).

Государственная Дума может  вынести предложение о выдвижении обвинения против Президента России для отрешения его от должности, которое может быть внесено по инициативе не менее 1/3 от общего числа  депутатов Государственной Думы. В предложении должны быть конкретные указания на признаки преступления, которое  вменяется в вину Президенту Российской Федерации (ст.163 Регламента). В соответствии со статьей 164 Регламента предложение  о выдвижении обвинения против Президента направляется в Верховный Суд  Российской Федерации для дачи заключения о наличии в действиях Президента России признаков преступления. Специально созданная комиссия проверяет обоснованность выдвинутого против Президента Российской Федерации обвинения и большинством голосов принимает заключение о  наличии фактических обстоятельств, положенных в основу предложения  о выдвижении обвинения.

По итогам обсуждения 2/3 голосов  от общего числа депутатов палаты Государственная Дума принимает  постановление о выдвижении обвинения  против Президента Российской Федерации  в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности  или об отказе в выдвижении обвинения  против Президента, которое является окончательным и подлежит официальному опубликованию (ст.167 Регламента).

Также в ведении Государственной  Думы находятся вопросы амнистии, она принимает решение об объявлении амнистии. На уровне субъектов Федерации решения об амнистии приниматься не могут. Эти вопросы - исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы. Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Постановление об объявлении амнистии подписывается Председателем Государственной Думы и подлежит официальному опубликованию в течение трех дней.

Государственная Дума рассматривает  внешнеполитические вопросы по собственной  инициативе, или в связи с обращением Президента РФ, или по докладам и  сообщениям Правительства Российской Федерации и комитетов палаты. Президент Российской Федерации  в установленном порядке вносит в Государственную Думу подлежащий ратификации Международный договор  Российской Федерации с проектом федерального закона о его ратификации, пояснительной запиской и другими  необходимыми материалами. Совет Государственной  Думы, исходя из содержания поступившего на рассмотрение договора, определяет ответственный комитет по подготовке к его ратификации Государственной Думой и направляет договор и проект федерального закона о его ратификации с сопроводительными материалами на заключение в соответствующий комитет. Пакет документов одновременно направляется в Комитет Государственной Думы по международным делам и (или) в Комитет по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками в соответствии с их компетенцией.

Ответственный комитет направляет свое заключение в Государственную  Думу, а также направляются рекомендации других комитетов, если они содержат предложение воздержаться от ратификации  или сопроводить ее оговорками. После  чего Государственная Дума принимает  федеральный закон о ратификации  международного договора большинством голосов от общего числа депутатов.

Государственная Дума может  в случае необходимости заключать  с парламентами других государств и  с международными парламентскими организациями  соглашения о межпарламентском сотрудничестве (ст.191 Регламента). Государственная  Дума может обращаться в Конституционный  Суд Российской Федерации:

  • с ходатайствами по разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, международных договоров, не вступивших в силу для Российской Федерации;
  • с запросом о толковании Конституции Российской Федерации и по другим вопросам, относящимся к ведению Государственной Думы, предусмотренным в ст.125 Конституции Российской Федерации.

 

3. Основания досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Роспуск Государственной Думы — досрочное прекращение полномочий Государственной Думы по решению Президента РФ и по основаниям, предусмотренным в Конституции РФ. При демократических режимах роспуск парламента предполагает два взаимосвязанных процесса: прекращение деятельности парламента и назначение новых выборов. Роспуск парламента вытекает из природы разделения властей и выступает одним из важных механизмов в системе сдержек и противовесов властей. В российской Конституции этот широко известный на Западе институт появился впервые. При этом, в отличие от западных конституций, не устанавливающих конкретных ситуаций, могущих стать основанием для роспуска, Конституция РФ (ст. 111, 117) содержит три основания для роспуска Государственной Думы:

1) Государственная Дума  распускается после трехкратного  отклонения представленных ей  Президентом РФ кандидатур Председателя  Правительства РФ;

2) Государственная Дума  может быть распущена Президентом  РФ, если Председатель Правительства  РФ поставил перед Государственной  Думой вопрос о доверии Правительству  РФ, а она откажет Правительству  РФ в доверии;

3) Государственная Дума  может быть распущена Президентом  РФ, если она в течение трех  месяцев повторно выразит недоверие  Правительству РФ.

В случае роспуска Государственной  Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы  вновь избранная Государственная  Дума собралась не позднее чем  через четыре месяца с момента  роспуска предыдущей.

Таким образом, Конституция  РФ устанавливает гарантии непрерывности  функционирования законодательной  власти.

Государственная Дума не может  быть распущена в следующих случаях:

1) в связи с выражением  ею недоверия Правительству РФ  в течение года после ее  избрания;

2) с момента выдвижения  ею обвинения против Президента  РФ до принятия соответствующего  решения Советом Федерации;

3) в период действия  на всей территории Российской  Федерации военного или чрезвычайного  положения;

4) в течение шести месяцев  до окончания срока полномочий  Президента РФ.3

Полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным Федеральным  законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в  редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года N 133-ФЗ)4.

Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы5

1. Полномочия члена Совета  Федерации, депутата Государственной  Думы прекращаются досрочно в  случаях:

а) письменного заявления  члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы о сложении своих полномочий;

б) избрания члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным  лицом иного органа государственной  власти или органа местного самоуправления, а равно назначения члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы на иную государственную должность  Российской Федерации, государственную  должность субъекта Российской Федерации;6

в) поступления члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы на государственную или муниципальную  службу, вхождения их в состав органа управления хозяйственного общества или  иной коммерческой организации, осуществления  ими предпринимательской или  другой оплачиваемой деятельности, кроме  преподавательской, научной и иной творческой деятельности, финансирование которой не противоречит требованиям, предусмотренным пунктом "в" части второй статьи 6 настоящего Федерального закона;7

в.1) вхождения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;8

г) утраты членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации  либо приобретения гражданства иностранного государства;

д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося  членом Совета Федерации, депутатом  Государственной Думы;

е) вступления в законную силу решения суда об ограничении  дееспособности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо о признании их недееспособными;

ж) признания члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании  решения суда, вступившего в законную силу;

и) смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

2. Полномочия члена Совета  Федерации могут быть также  досрочно прекращены избравшим  (назначившим) его органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  в том же порядке, в котором  осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.9

3. Полномочия депутата  Государственной Думы прекращаются  также в случае:

а) роспуска Государственной  Думы, предусмотренного статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации;

б) выхода по личному заявлению  из состава фракции, в которой  он состоит в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;

в) несоблюдения требования части второй, четвертой, шестой или седьмой статьи 7.1 настоящего Федерального закона.10

4. Решение о прекращении  полномочий члена Совета Федерации  по основаниям, предусмотренным частью первой настоящей статьи, оформляется постановлением Совета Федерации, в котором определяется день прекращения полномочий члена Совета Федерации.11

5. Решение о прекращении  полномочий депутата Государственной  Думы по основаниям, предусмотренным частью первой и пунктами "б" и "в" части третьей настоящей статьи, оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения его полномочий.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Акты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Акты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации—решения, принимаемые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам ее ведения. Согласно ст.102 и 103 Конституции РФ Государственная Дума, осуществляя свои полномочия, принимает решения в форме постановлений. Постановлением палаты оформляется и принимаемый палатой закон, и политическое заявление или обращение. При этом каждая из палат принимает постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ, а также по вопросам организации своей внутренней деятельности. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации и Государственная Дума могут выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палат.

Информация о работе Государственная дума РФ