Государственная дума РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 05:12, курсовая работа

Описание работы

Государственная Дума Российской Федерации, в соответствии с теорией разделения властей – представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти.
Объектом исследования является система органов государственной власти.

Содержание работы

Введение 3

1.Порядок формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 4

2.Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 8

3.Основания досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 15

4. Акты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 20

Заключение 26

Список использованных источников и литературы 29

Файлы: 1 файл

Конституционное.docx

— 54.81 Кб (Скачать файл)

Основные акты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – это законы.

Законы принимаются палатами Федерального Собрания в особом порядке, который реализуется а законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания. В Российской Федерации законодательный процесс состоит из нескольких стадий.

1) Законодательная инициатива – первая стадия законодательного процесса – внесение подготовленного законопроекта в ГД. Орган, обладающий таким правом, считается объектом законодательной инициативы. Конституция РФ (в ч. 1 ст. 104) наделяется этим правом Президента, Совет Федерации, членов совета федерации, депутатов государственной думы, Правительство, законодательные органы субъектов РФ. Кроме того, право законодательной инициативы принадлежит высшим судам РФ – Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду – по вопросам их ведения, т.е. связанным с организацией и деятельностью соответствующих судебных систем.

 Рассмотрение законопроекта  в государственной думе осуществляется  в трёх чтениях, если применительно  к конкретному законопроекту  не будет принято иное решение.  В первом чтении даётся общая  оценка концепции законопроекта,  решается вопрос о необходимости  его принятия и определяется  комитет (комитеты), куда будет  направлен рассматриваемый законопроект. Ответственный комитет ГД изучает  и обобщает поступившие на  законопроект поправки. Принятый  во втором чтении законопроект  вновь поступает в думский  комитет, где при участи Правового  управления аппарата Государственной  Думы устраняются возможные внутренние  противоречия законопроекта, устанавливаются  правильные взаимосвязи статей, осуществляется редакторская правка.

2) Принятие закона. Федеральные  законы принимаются Государственной  Думой, а федеральные конституционные  законы – Государственной Думой  и Советом Федерации.

Дума принимает федеральный  закон большинством голосов от общего числа депутатов. В случае принятии федерального закона он в пятидневный  срок передаётся на рассмотрении в  Совет Федерации, который должен либо одобрить, его либо отклонить.

Федеральный конституционный  закон принимается ГД большинством не менее 2/3 голосов от общего числа  депутатов, после чего он передаётся на рассмотрение Совета Федерации. Последний  принимает федеральный конституционный закон большинством голосов (не менее ¾ от общего числа членов палаты). Регламент Совета Федерации допускает проведение голосования его членов в форме опроса с закреплением их мнения в подписном листе. Принятый Федеральным Собранием федеральный конституционный закон подлежит в двухнедельный срок подписанию Президентом и обнародованию.

3) Одобрение закона. Эта  стадия предусмотрена только  для федеральных законов, т.к.  федеральные конституционные законы  принимаются обеими палатами  Парламента. Федеральный закон считается  одобренным, если за него проголосовало  больше половины от общего  числа членов Совета Федерации.  Если Совет Федерации в течении 14 дней не рассмотрит федеральный закон, то он также считается одобренным верхней палатой (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ); обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; воины и мира ( ст. 106 Конституции РФ). В случае отклонения федерального закона Совета Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Вместе с тем, Дума может преодолеть вето Совета Федерации, если при повторном голосовании по федеральному закону он подтвердит своё прежнее решение и проголосует за него в той же редакции большинством не менее 2/3 от общего числа депутатов. В таком случае ГД направляет федеральный закон для подписания и обнародования непосредственно Президенту.

4) Промульгация закона. Это  заключительная стадия законодательного  процесса состоит в том, что  принятый Федеральным Собранием  закон направляется Президенту. Федеральный закон должен быть  рассмотрен им в течении 14 дней с момента поступления. Глава государства либо подписывает и обнародует закон, либо отклоняет его. В последнем случае закон снова направляется в Федеральное Собрание. Для повторного рассмотрения. Федеральное Собрание может преодолеть Президентское вето, если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятые редакции большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Если Федеральное Собрание сумело преодолеть вето Президента, глава государства обязан в семидневный срок подписать и обнародовать закон.

Еще одним видом актов, принимаемых палатами Федерального Собрания являются постановления.

Совет Федерации и Государственная  Дума принимают постановления по вопросам, отнесенным к их ведению  Конституцией Российской Федерации. В соответствии со ст. 103,125 и 134 Конституции Российской Федерации Государственная Дума принимает постановления по следующим вопросам, отнесенным к ее ведению: о даче согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; о доверии Правительству Российской Федерации; о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; о назначении на должность и об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека; об объявлении амнистии; о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности; о запросе в Конституционный Суд Российской Федерации; о внесении предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации; по другим вопросам своей компетенции, например постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 августа 1996 г. «О ситуации и Чеченской Республике и неисполнении Программы урегулирования кризиса в Чеченской Республике» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 34. Ст. 4069.

Постановления принимаются  большинством голосов (т.е. не менее  чем 50% плюс один голос) от общего числа  членов (депутатов) палаты, если иной порядок  принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.13

Порядок опубликования и  вступления в силу актов палат  Федерального Собрания определяется Федеральным  законом «О порядке опубликования  и вступления в силу федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов палат Федерального Собрания».

Согласно этому Закону, на территории Российской Федерации  применяются только те акты палат  Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Официальным  опубликованием акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации  по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок  вступления их в силу.

 

Заключение

В настоящее время в  Российской Федерации в соответствии с Конституцией государственная  власть осуществляется на основе разделения властей и включает в себя законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную  ветвь власти осуществляет Федеральное  Собрание – парламент Российской Федерации (статья 94 Конституции Российской Федерации).

Федеральное собрание является представительным и законодательным  органом Российской Федерации. Федеральное  Собрание представляет интересы всего  населения Российской Федерации  в целом и каждого субъекта Федерации в отдельности и  обладает правом принимать от их имени  решения.

Конституция Российской Федерации (п. 1 ст. 95) устанавливает, что Федеральное  Собрание состоит из двух палат –  Совета Федерации и Государственной  Думы. Каждая палата наделяется собственной  компетенцией и действует самостоятельно. Вместе с тем в ходе законодательной  деятельности палаты взаимодействуют  между собой, для чего предусмотрены  соответствующие конституционные  формы и механизмы.

Государственная Дума в Российской Федерации является палатой Федерального Собрания, органом законодательной  власти. По Конституции РФ 1993 г. Государственная Дума формируется путем выборов и представляет население всей страны.

Государственная Дума является представительным органом всего  населения Российской Федерации  и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Деятельность Государственной  Думы Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках ее предметов ведения  путем реализации предоставленных  ей полномочий. Основным нормативным  правовым актом, определяющим предметы ведения и полномочия Государственной  Думы, является Конституция Российской Федерации. Определение компетенции  Государственной Думы на конституционном  уровне свидетельствует об особой значимости данной палаты как составной части  Федерального Собрания РФ в решении  государственных дел. Это не означает, что ей предоставлена полная самостоятельность, равная самостоятельности органа государственной  власти. Конституционных оснований  для признания ее таковым органом  нет14. Государственная Дума - структурная часть федерального парламента в форме палаты, неразрывно связанная со второй его структурной частью (палатой) - Советом Федерации. Их неразрывность обусловлена организацией законодательной деятельности на федеральном уровне, которая является основным направлением деятельности Федерального Собрания РФ. При этом ни одна из его палат не наделена полномочиями по окончательному принятию законов. Именно благодаря совместному осуществлению законодательной деятельности обеспечивается единство двухпалатного российского парламента. И он в этом смысле не исключение из числа имеющихся двухпалатных парламентов других государств.

В то же время нельзя отрицать определенной самостоятельности Государственной Думы в сферах ее ведения. Таковыми являются все сферы ведения Российской Федерации, в которых осуществляется законодательное регулирование. То есть в сфере ведения Государственной Думы находятся и промышленность, и народное образование, и оборона, и иные сферы, где общественные отношения регулируются законом. Такой вывод подтверждает, во-первых, структура федерального законодательства, во-вторых, внутреннее устройство самой Государственной Думы. На первой сессии каждого очередного созыва она образует около трех десятков комитетов, которые функционируют по всему спектру деятельности Российской Федерации.

 

Список использованных источников и литературы

 

Нормативные акты:

  1. Конституция РФ 1993 г.
  2. Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ
  3. ФЗ “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания” от 25.05.1994 г.
  4. Федеральный закон “О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации” от 13.01.1995 г.
  5. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22.01.1998 г.

 

Учебная и научная литература:

  1. Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания РФ – М.: Издание ГД РФ, 2003.
  2. Богачева Н.И., Ковалева О.В. Парламент России. Государственная Дума Федерального Собрания РФ. – М.: Развитие, 2005.
  3. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы Федерального Собрания России // Конституционное и муниципальное право. 2005. №6. С.12.
  4. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит., 2002.
  5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.-Москва, Юристъ,2001г.
  6. Малышева О.Г. Государственная дума /Энциклопедия государственного управления в России: В 4 т. / Под общ. ред. В.К. Егорова. Отв. ред. И.Н. Барциц - М.: Изд-во РАГС
  7. Официальный сайт Государственной Думы РФ http://www.duma.ru/

1 Ст1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 51-ФЗ 18 мая 2005 года

2 Ст3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 51-ФЗ 18 мая 2005 года

3 ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ

4 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 113-Ф,СТ4.

5 в ред. Федерального закона от 04.08.2001 N 109-ФЗ

6 в ред. Федерального закона от 02.03.2007 N 24-ФЗ

7 в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 4-ФЗ

8 введен Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ

9 часть 2 в ред. Федерального закона от 14.02.2009 N 21-ФЗ

10 в ред. Федерального закона от 12.05.2009 N 94-ФЗ

11 часть 4 в ред. Федерального закона от 14.02.2009 N 21-ФЗ

12 в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ (ред. 12.07.2006), от 25.07.2011 N 263-ФЗ

13 Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит., 2002.

14 Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы Федерального Собрания России // Конституционное и муниципальное право. 2005. №6. С.12.


Информация о работе Государственная дума РФ