Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:02, курсовая работа
Предметом являются нормы, регулирующие отношения возникновения и прекраще6ния юридического лица.
Для выполнения поставленной цели необходимо последовательно решить задачи.
- определить место возникновения юридического лица в системе гражданско-правовых обязательств;
- дать понятие и выявить основные характеристики возникновения юридического лица;
- охарактеризовать особенности элементов возникновения юридического лица.
Введение…………………………………………………………………....
3
1. Понятие и признаки юридического лица ………………………….
6
2. Порядок возникновения юридических лиц…………………………
10
2.1 Способы возникновения юридических лиц……………………….
10
2.2 Правовой механизм государственной регистрации юридических лиц………………................................................................
12
2.3 Постановка на учет в налоговом органе юридических лиц, прошедших государственную регистрацию…………………………...
18
3. Регистрация вновь созданных юридических лиц………………….
20
4. Юридические лица, возникшие в результате реорганизации……
22
5. Государственная регистрация отдельных видов юридических лиц…………………………………………………………………………...
29
Заключение………………………………………………………………...
34
Список использованных источников………………
Необходимо подчеркнуть, что даже наличие всех четырех перечисленных признаков не ведет к автоматическому признанию организации юридическим лицом — субъектом гражданского права. Для этого необходима ее государственная регистрация в этом качестве, т. е. официальное признание ее юридической личности государством (публичной властью).
2. Порядок возникновения юридических лиц
2.1 Способы возникновения юридических лиц
Порядок возникновения
юридических лиц
В теории и правоприменительной практике выделяют четыре основных порядка создания юридических лиц.
Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа. Для данного способа характерны три основные стадии:
1) издание индивидуального
(распорядительного) акта
2) организационная работа (подбор кадров, выделение средств и т.д.);
3) утверждение учредительных документов.
В связи с ликвидацией государственной монополии в сфере создания юридических лиц и придания в нашем законодательстве большого значения факту их государственной регистрации этот порядок фактически утратил значение, за исключением случаев, установленных в законе (например, создание государственной корпорации - Агентство по реструктуризации кредитных организаций - АРКО).
Разрешительный порядок характеризуется тем, что инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение.
Для данного способа характерны:
1) инициативный акт учредителей;
2) издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юридического лица;
3) организационная
работа. В разрешительном порядке
создаются, например, банки, коммерческие
юридические лица с особо
Явочно-нормативный порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Такое разрешение в общей форме содержится в норме закона. Требуются лишь инициатива учредителей, их явка. Компетентный государственный орган проверяет соблюдение порядка образования и соответствия характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме, создаваемой данным способом. Для него характерны:
1) инициативный акт учредителей;
2) организационная работа;
3) контрольная работа компетентного органа. Этот порядок наиболее распространен во всем мире, в том числе и в России.
Ст. 49 ГК РФ, определяя момент создания юридического лица, отсылает к п.2 ст.51 ГК РФ, в соответствии с которым юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации9. При этом особо подчеркивалось, что отказ в государственной регистрации влечет лишь нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону. Отказ же в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается10.
Порядок государственной
регистрации определялся
В соответствии со ст.1 Закона N 129-ФЗ государственной регистрацией юридических лиц (далее - государственная регистрация) является акт регистрирующего органа, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Законом N 129-ФЗ.
Государственная регистрация юридического лица является юридическим фактом, в результате которого юридическое лицо приобретает правоспособность. Это следует из содержания п.2 ст.51 ГК. Государственная регистрация юридических лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, соответствием его учредительных документов закону, а также учет юридических лиц в целях налогообложения и в иных предусмотренных законом целях в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп. от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г.)11. Именно содержание учредительных документов, в которых отражаются цели создания юридического лица, отражает все его критерии правосубъектности12.
Статья 2 ГК называет условие о регистрации в качестве одного из обязательных признаков лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. В данном случае юридическое лицо приобретает правоспособность как субъект предпринимательской деятельности. Создаваемые гражданами общественные объединения кроме политических общественных объединений вправе не регистрироваться и функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Статья 51 ГК предусматривает обязательную государственную регистрацию юридических лиц в Российской Федерации. Государственная регистрация состоит во внесении сведений (записи) о соответствующем юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с ГК регистрации подлежат создание юридического лица, изменения учредительных документов юридического лица, а также случаи прекращения его деятельности в связи с реорганизацией или ликвидацией (см. п. 3 ст. 52, п. 4 ст. 57 и п. 8 ст. 63 ГК). Таким образом мы видим, что все юридические факты, отражающие возникновение, изменение и прекращение правоспособности юридического лица подлежат государственной регистрации.
Состав документов, представляемых
для государственной
Статья 52 ГК определяет требования к учредительным документам юридического лица. Учредительными являются документы, на основании которых согласно закону регистрируются и действуют юридические лица. Положения учредительных документов обязательны для юридического лица в отношениях с его учредителями (участниками) и третьими лицами. Закон называет три типа учредительных документов: учредительный договор, устав, общее положение об организациях данного вида. Юридические лица действуют либо на основании одного из названных типов учредительных документов, либо на основании двух документов - и учредительного договора, и устава.
На основании:
· учредительного договора действуют полные товарищества (ст. 70 ГК) и товарищества на вере (ст.ст. 83 ГК);
· учредительного договора и устава действуют общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (ст. 89, 95 ГК), а также объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (ст. 122 ГК);
· устава действуют акционерные общества (ст. 98 ГК), общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, созданные одним лицом (ст. 89, ст. 95 ГК) государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113 ГК), производственные и потребительские кооперативы (ст.ст. 108, 116 ГК), фонды (ст. 118 ГК), а также общественные организации (объединения), некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации, учреждения (ст. 14 Закона о некоммерческих организациях);
Закон о некоммерческих организациях (ст. 14) предусматривает, что учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор. Кроме того, в составе учредительных документов помимо устава называется также решение собственника о создании учреждения, что противоречит пункту 1 статьи 52 ГК.
В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. В частности, первичные профсоюзные организации могут действовать на основании общего положения о первичной профсоюзной организации, утвержденного на съезде (конференции) соответствующего профессионального союза13.
Коммерческие организации не могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Форма учредительных документов - письменная. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). ГК не требует нотариального удостоверения учредительных документов или подписей учредителей (участников); при необходимости это условие может быть предусмотрено иным правовыми актами.
Учредительные документы юридического лица должны содержать определенный законом минимум условий (необходимые условия). Статья 52 ГК устанавливает перечень условий, подлежащих включению в учредительные документы (устав, учредительный договор) всех юридических лиц: наименование, место нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица и др., т.е. необходимый минимум, отражающий критерии правосубъектности юридического лица. Применительно к отдельным видам юридических лиц этот перечень конкретизируется и дополняется соответствующими статьями ГК и специальными законами об этих юридических лицах.
В учредительных документах юридических лиц, обладающих в соответствии с законом специальной правосубъектностью (некоммерческие организации, унитарные предприятия, банки, страховые организации, биржи и др.), должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Учредители (участники) коммерческой организации вправе указывать в его учредительных документах предмет и цели деятельности и в тех случаях, когда по закону это не является обязательным, но это необходимо для уточнения критериев его правосубъектности. При этом под предметом следует понимать виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом (торговля, строительство, банковское дело и т.п.). Целью деятельности является достижение определенного результата, различают коммерческие и некоммерческие (благотворительные, образовательные, религиозные, потребительские и др.) цели14.
Учредительный договор регулирует создание юридического лица и взаимоотношения учредителей друг с другом и с юридическим лицом на период его существования. Он должен отвечать общим требованиям, предъявляемым ГК к договорам и сделкам (включая нормы об основаниях признания сделок недействительными), а также отражать особенности, предусмотренные законом для данного договора, как учредительного документа юридического лица соответствующей организационно-правовой формы, являющиеся критериями правосубъектности данного юридического лица.
Пункт 3 статьи 52 ГК касается
вопроса юридической
По общему правилу, изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации. Законом могут устанавливаться случаи, когда изменения определенного вида приобретают силу для третьих лиц не с момента регистрации, а с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях15.
За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах, что является необходимой процедурой, без которой юридическое лицо не будет зарегистрировано, и, соответственно, не будет обладать правосубъектностью.
Гражданское законодательство исходит из признания свободы участников гражданского оборота в выборе способа ведения своих дел. Регистрирующие органы не вправе проверять решение об учреждении юридического лица на предмет его необходимости или хозяйственной целесообразности.
Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. В этом коренное отличие оснований приобретения правосубъектности физическим лицом и юридическим лицом. Физическое лицо получает правосубъектность независимо от каких-либо факторов в момент рождения.
Юридическое лицо наделяется правосубъектностью государством, представленном в лице органа, осуществляющего государственную регистрацию, и необоснованный отказ в ней является ущемлением прав тех лиц, которые создают данное юридическое лицо (как физических, так и юридических) и обладают сами соответствующей правосубъектностью, дающую им возможность создавать юридическое лицо и оспорить отказ государственного органа в наделении данного юридического лица правосубъектностью16.
Государственная регистрация является завершающим этапом создания юридического лица, с которым закон связывает возникновение правоспособности (ст. 49 ГК). Государственная регистрация юридического лица может быть признана недействительной только судом, если при создании юридического лица были допущены нарушения закона, при наличии которых в регистрации должно быть отказано. Причем судебное решение о ликвидации юридического лица должно приниматься только в том случае, если нарушения носят неустранимый характер (п. 2 ст. 61 ГК).
Информация о работе Государственная регистрация отдельных видов юридических лиц