2.3 Постановка на учет в налоговом
органе юридических лиц, прошедших государственную
регистрацию
Порядок постановки
на учет в налоговом органе
созданных или вновь возникших
при реорганизации юридических
лиц, прошедших государственную
регистрацию, утвержден приказом
МНС России от 09.08.2002 N БГ-3-09/426, зарегистрированным в Минюсте России
03.10.2002, регистр. N 3830 (далее - Порядок постановки
на учет в налоговом органе).
Согласно Порядку постановки
на учет в налоговом органе
одновременно с заявлением о
государственной регистрации юридического
лица и комплектом документов, необходимых
для государственной регистрации юридического
лица, подается заявление о постановке
на учет в налоговом органе юридического
лица, образованного в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
по форме, утвержденной приказом МНС России
от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка
и условий присвоения, применения, а также
изменения идентификационного номера
налогоплательщика и форм документов,
используемых при учете в налоговом органе
юридических и физических лиц", зарегистрированным
в Минюсте России 22.12.1998, регистр. N 1664 (далее
- заявление о постановке на учет в налоговом
органе).
Заявление о постановке на
учет в налоговом органе заполняется
в упрощенном виде (п.1 и 2 раздела
I; п.1 и 2 раздела II; приложения N 1-4
не заполняются) и удостоверяется подписью
лица, подписавшего заявление о государственной
регистрации юридического лица при создании,
с указанием в п.6 раздела II заявления фамилии,
имени, отчества указанного лица.
На основании заявления о
постановке на учет в налоговом органе
и представленных при государственной
регистрации документов налоговый орган
в течение пяти дней со дня государственной
регистрации юридического лица осуществляет
его постановку на учет в качестве налогоплательщика
и в тот же срок выдает (направляет по почте)
свидетельство о постановке на учет в
налоговом органе.
Нарушение налогоплательщиком
установленного ст.83 Налогового
кодекса Российской Федерации
(НК РФ) срока подачи заявления
о постановке на учет в налоговом
органе влечет в соответствии с п.1 ст.116
настоящего Кодекса взыскание штрафа
в размере 5000 руб.
Нарушение налогоплательщиком
установленного ст.83 НК РФ срока
подачи заявления о постановке
на учет в налоговом органе
на срок более 90 дней влечет
взыскание штрафа в размере 10
000 руб. (п.2 ст.116 НК РФ).
Уклонение от постановки
на учет в налоговом органе,
то есть ведение деятельности
организацией без постановки
на учет в налоговом органе,
влечет в соответствии с п.1
ст.117 НК РФ взыскание штрафа
в размере 10% от доходов, полученных
в течение указанного времени в результате
такой деятельности, но не менее 20 000 руб.
Кроме того, наряду с привлечением
к налоговой ответственности
налогоплательщика-организации, должностное
лицо организации привлекается
к административной ответственности
на основании ст.15.3 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях
(КоАП РФ).
Нарушение установленного
срока подачи заявления о постановке
на учет в налоговом органе
или органе государственного
внебюджетного фонда влечет наложение административного штрафа
на должностных лиц в размере от 5 до 10
МРОТ (п.1 ст.15.3 КоАП РФ). Нарушение установленного
срока подачи заявления о постановке на
учет в налоговом органе или органе государственного
внебюджетного фонда, сопряженное с ведением
деятельности без постановки на учет в
налоговом органе или органе государственного
внебюджетного фонда, влечет наложение
административного штрафа на должностных
лиц в размере от 20 до 30 МРОТ.
В соответствии
со ст.5 Федерального закона от
19.06.2002 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты
труда" (в ред. от 26.11.2002 N 152-ФЗ) исчисление
налогов, сборов, штрафов и иных платежей,
осуществляемое в соответствии с законодательством
Российской Федерации в зависимости от
минимального размера оплаты труда, производится
с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы,
равной 100 руб.
3. Регистрация вновь созданных
юридических лиц
Заявление о государственной
регистрации юридического лица
составляется при его создании
по форме, утвержденной Постановлением
N 439.
На основании ст.12
Закона N 129-ФЗ при государственной
регистрации создаваемого юридического
лица в регистрирующий орган
представляются:
- заявление о государственной
регистрации юридического лица
при создании;
- решение о создании
юридического лица в виде протокола, договора или иного документа
в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
- учредительные документы
юридического лица (подлинники или
нотариально удостоверенные копии).
В соответствии со ст.52 ГК
РФ юридическое лицо действует
на основании устава, либо учредительного
договора и устава, либо только учредительного
договора. В случаях, предусмотренных
законом, юридическое лицо, не являющееся
коммерческой организацией, может действовать
на основании общего положения об организациях
данного вида;
- выписка из реестра иностранных
юридических лиц соответствующей
страны происхождения или иное
равное по юридической силе
доказательство юридического статуса
иностранного юридического лица
- учредителя;
- документ об уплате государственной
пошлины.
Одновременно с
заявлением о государственной
регистрации юридического лица
подается заявление о постановке
на учет в налоговом органе.
В адресной части заявления
о постановке на учет в налоговом
органе в наименовании налогового органа указывается
орган, осуществивший государственную
регистрацию. Датой подачи заявления является
дата его представления в регистрирующий
орган.
Налоговый орган,
осуществивший государственную
регистрацию юридического лица,
в течение пяти дней со дня государственной
регистрации юридического лица осуществляет
его постановку на учет в качестве налогоплательщика
и в тот же срок выдает (направляет по почте)
свидетельство о постановке на учет в
налоговом органе.
При наличии возможности налоговый орган может выдать (направить)
налогоплательщику-организации свидетельство
о постановке на учет в налоговом органе
одновременно со свидетельством о государственной
регистрации юридического лица, то есть
не позднее одного рабочего дня с момента
государственной регистрации юридического
лица.
4. Юридические лица, возникшие
в результате реорганизации
Реорганизацией юридического
лица является прекращение или
иное изменение правового положения
юридического лица, влекущее отношения
правопреемства юридических лиц. Статья 57 ГК РФ различает
пять видов реорганизации юридических
лиц: слияние, присоединение, разделение,
выделение и преобразование.
В соответствии
со ст.57 ГК РФ юридическое лицо
считается реорганизованным, за
исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной
регистрации вновь возникших юридических
лиц. При реорганизации юридического лица
в форме присоединения к нему другого
юридического лица первое из них считается
реорганизованным с момента внесения
в Единый государственный реестр юридических
лиц записи о прекращении деятельности
присоединенного юридического лица.
На основании ст.14
Закона N 129-ФЗ при государственной
регистрации юридического лица,
создаваемого путем реорганизации,
в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- заявление о государственной
регистрации юридического лица,
создаваемого путем реорганизации.
На каждое вновь
возникающее в результате реорганизации
юридическое лицо заполняется
отдельное заявление;
- учредительные документы каждого вновь возникающего юридического
лица, создаваемого в результате реорганизации
(подлинники или нотариально удостоверенные
копии);
- решение о реорганизации
юридического лица;
- договор слияния
или присоединения в случаях,
предусмотренных федеральными законами;
- передаточный акт
или разделительный баланс;
- документ об уплате
государственной пошлины.
Заявление о государственной
регистрации юридического лица,
создаваемого путем реорганизации,
составляется по форме, утвержденной
Постановлением N 439.
В соответствии
со ст.15 Закона N 129-ФЗ государственная
регистрация юридических лиц,
создаваемых путем реорганизации,
осуществляется регистрирующим
органом по месту нахождения
реорганизуемых юридических лиц
в срок не более пяти рабочих
дней со дня представления документов в регистрирующий
орган. При этом если реорганизуются два
и более юридических лица (в случае реорганизации
в форме слияния или присоединения), необходимый
для государственной регистрации комплект
документов подается одним из реорганизуемых
юридических лиц в регистрирующий орган
по месту своего нахождения.
Одновременно с
комплектом документов, представляемым
в регистрирующий орган при
государственной регистрации юридических
лиц, создаваемых путем реорганизации,
подается заявление о постановке на учет в налоговом органе
(для каждого юридического лица, создаваемого
путем реорганизации, подается отдельное
заявление), которое заполняется в упрощенном
порядке, описанном выше.
При этом, если место
нахождения юридических лиц, создаваемых
путем реорганизации, отличается от места
нахождения реорганизуемого юридического
лица, в адресной части заявления о постановке
на учет в налоговом органе указывается
налоговый орган, в котором будет осуществлена
постановка вновь возникшего в результате
реорганизации юридического лица на учет
в качестве налогоплательщика, а не налогового
органа, осуществившего его государственную
регистрацию.
Постановка на учет
в налоговом органе осуществляется
в течение пяти дней с момента
государственной регистрации, и
в тот же срок вновь возникшему в результате
реорганизации юридическому лицу выдается
(направляется по почте) свидетельство
о постановке на учет в налоговом органе.
Если возникшее
в результате реорганизации юридическое
лицо подлежит постановке на
учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе,
осуществившем государственную регистрацию,
при наличии возможности налоговый орган
может выдать (направить) налогоплательщику-организации
свидетельство о постановке на учет в
налоговом органе одновременно со свидетельством
о государственной регистрации юридического
лица, то есть не позднее одного рабочего
дня с момента государственной регистрации
юридического лица.
Учитывая, что место
нахождения юридических лиц, создаваемых
путем реорганизации, может отличаться
от места нахождения реорганизуемого лица,
а также то, что дальнейшая государственная
регистрация вновь возникшего в результате
реорганизации юридического лица (при
реорганизации, ликвидации, внесении изменений
в учредительные документы или в сведения
о юридическом лице, содержащиеся в государственном
реестре) в соответствии со ст.8 Закона
N 129-ФЗ будет осуществляться регистрирующим
органом по месту нахождения юридического
лица, при государственной регистрации
юридических лиц, создаваемых путем реорганизации,
осуществляется взаимодействие регистрирующих
органов в соответствии с Порядком, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 19.06.2002
N 440 "Об утверждении Порядка взаимодействия
регистрирующих органов при государственной
регистрации юридических лиц, создаваемых
путем реорганизации", который заключается
в следующем:
1) при слиянии юридического
лица с другим юридическим
лицом (другими юридическими лицами)
все права и обязанности каждого
из них в соответствии с
передаточным актом переходят
к юридическому лицу, возникшему в результате слияния.
В соответствии
с п.2 ст.16 Закона N 129-ФЗ реорганизация
юридических лиц в форме слияния
считается завершенной с момента
государственной регистрации вновь
возникшего юридического лица, а
юридические лица, реорганизуемые в форме слияния, считаются прекратившими
свою деятельность.
В случае обращения
двух и более подлежащих реорганизации
юридических лиц, место нахождения
которых отличается друг от
друга, в регистрирующий орган
по месту своего нахождения
по вопросу регистрации возникшего при реорганизации
юридического лица, в целях избежания
одновременной государственной регистрации
одного и того же вновь возникшего при
реорганизации юридического лица в нескольких
регистрирующих органах при получении
от заявителя документов о государственной
регистрации юридического лица, создаваемого
путем реорганизации в форме слияния,
регистрирующий орган незамедлительно
сообщает об этом в вышестоящий регистрирующий
орган, который определяет, каким из регистрирующих
органов, расположенных по месту нахождения
реорганизуемых юридических лиц, будет
осуществляться государственная регистрация
юридического лица, создаваемого путем
реорганизации в форме слияния.
На основании принятого
решения о государственной регистрации
юридического лица, создаваемого путем реорганизации в
форме слияния, регистрирующий орган вносит
в государственный реестр записи о создании
юридического лица и прекращении деятельности
реорганизуемого юридического лица, находящегося
на его территории. Регистрирующий орган
сообщает о государственной регистрации
созданного юридического лица в регистрирующие
органы по месту нахождения других реорганизуемых
юридических лиц для внесения в государственный
реестр записи о прекращении реорганизуемых
юридических лиц, расположенных на их
территории.