Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить вопросы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Задачи работы:
- рассмотреть социальную роль и духовно-нравственная сущность прав и свобод человека и гражданина;
- проанализировать понятие прав и свобод человека и гражданина;
- определить права человека в современном мире, их нормативное закрепление и перспективы развития;
- дать анализ проблемам защиты прав человека и гражданина в современной России;
- определить пути повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства.

Содержание работы

Введение 3
1. Доктрина прав и свобод человека и гражданина 5
1.1 Социальная роль и духовно-нравственная сущность прав и свобод человека и гражданина 5
1.2 Понятие прав и свобод человека и гражданина 10
2.Проблемы и направления развития защиты прав и свобод человека в XXI в. 18
2.1 Права человека в современном мире, их нормативное закрепление и перспективы развития 18
2.2 Проблема защиты прав и свобод человека и гражданина в современной России 22
2.3 Пути повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

права и свободы.docx

— 59.81 Кб (Скачать файл)


 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВАЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(РПА Минюста России)

______________________________________________________

(наименование факультета)

______________________________________________________

(наименование кафедры)

КУРСОВАЯ РАБОТА

             Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ 

       _____________________________________________________


(наименование темы)

 

 

 

 

 

Выполнил студент_____________ курса

                                                                      ______ группы

__________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

 

                                                                                                      Научный руководитель

__________________________________

(ученая степень, ученое звание)

__________________________________

(должность)

__________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

 

 

Дата защиты «___»____________20__ г.

 

 

                                                                                                        Оценка __________________

 

                                                  Подпись

научного руководителя _____________

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

 

Содержание

 

Введение 3

1. Доктрина  прав и свобод человека и  гражданина 5

1.1 Социальная  роль и духовно-нравственная сущность  прав и свобод человека и гражданина                                                                                    5

1.2 Понятие  прав и свобод человека и  гражданина 10

2.Проблемы и направления развития защиты прав и свобод человека в XXI в.                                                                                                              18

2.1 Права  человека в современном мире, их нормативное закрепление и  перспективы развития                                                                                           18

2.2 Проблема  защиты прав и свобод человека  и гражданина в современной  России                                                                                        22

2.3 Пути  повышения эффективности защиты  прав и свобод человека и  гражданина и построения правового  государства                                       25

Заключение 30

Список  использованной литературы  32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Российскому государству, строящему новый общественный строй, приходится решать различные  по характеру проблемы политического, экономического, социального, духовного  характера, связанные с идеями прав человека. Трудный путь России к  правовому государству, господству прав человека осложняется рядом  негативных факторов прошлого и настоящего: многовековыми традициями деспотизма и крепостничества, всесилием властей  и бесправием населения, стойким  правовым нигилизмом большинства населения, несоблюдением и неисполнением  законов, низкой правовой культурой  управляющих и управляемых, в  целом общества. В России еще не создано настоящее гражданское  общество, а возможности его саморегуляции  оказались преувеличенными.

В то же время, необходимо признать, что в российском обществе постепенно формируется понимание важности проблем обеспечения прав человека, верховенства прав и свобод человека как основы правового государства. Государство провозгласило, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», и приняло на себя обязанности по их признанию, соблюдению и защите (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Данные положения составляют основы конституционного строя России, которым не могут противоречить другие принципы, определенные Основным законом. Права и свободы человека являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, осуществляемым только судом (ст. 18 Конституции РФ).

Уровень демократического развития общества определяется не только формальным признанием приоритета прав и свобод человека и гражданина, включая их закрепление в национальном законодательстве и провозглашение общепризнанных норм и принципов  международного права в области  прав человека частью правовой системы Российской Федерации. В обществе должен быть создан эффективно действующий государственно-правовой механизм охраны и защиты прав и свобод человека, позволяющий индивиду воспользоваться существующими правовыми и организационными процедурами с целью фактической реализации своих прав и свобод.

Особое  место в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина занимают органы внутренних дел - специально уполномоченные государственные органы, деятельность которых непосредственно направлена на охрану и защиту этих прав и свобод. К сожалению, на практике использование органами внутренних дел своих полномочий не всегда сочетается с такими принципами, как законность, обоснованность и соразмерность, что нередко приводит к нарушениям прав и свобод личности. Поэтому важную роль в профессиональной подготовке личного состава органов внутренних дел играет общетеоретическая правовая подготовка, непосредственно направленная на формирование у сотрудников и их руководителей системы теоретических и практических знаний, использование которых поможет переосмыслить и скорректировать практику обеспечения указанных прав и свобод.

Цель  работы – изучить вопросы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Задачи  работы:

- рассмотреть  социальную роль и духовно-нравственная сущность прав и свобод человека и гражданина;

- проанализировать  понятие прав и свобод человека и гражданина;

- определить  права человека в современном мире, их нормативное закрепление и перспективы развития;

- дать  анализ проблемам защиты прав человека и гражданина в современной России;

- определить  пути повышения эффективности  защиты прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства.

1. Доктрина прав и свобод человека и гражданина

1.1 Социальная роль и духовно-нравственная сущность прав и свобод человека и гражданина

 

Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных человечеством как действительно  универсальные, общечеловеческие ценности, права и свободы человека и гражданина стоят на первом месте. Выстраданные, осознанные и сформулированные цивилизацией за две с половиной тысячи лет права и свободы человека и гражданина обрели современную форму и понимание.

Права и свободы человека и гражданина - явление многогранное. С самого начала их осознания людьми права человека выражали протест против угнетения, социальной несправедливости, что получило воплощение еще в первых законах, направленных против рабства, и в стремлении к свободомыслию и веротерпимости.

Права и  свободы человека и гражданина - это, во-первых, система философских, мировоззренческих представлений о предназначении человека, его месте и роли в сообществе других людей; во-вторых, определенный взгляд на устройство мира, т.е. миропонимание, мировоззрение, основанное на принципах гуманизма; в-третьих, система гуманистических ценностей, на которых строятся взаимоотношения в обществе, а также система социальных регуляторов отношений между людьми, состоящая из морально-этических принципов и норм; в-четвертых, правовое понятие, характеризующее закрепленный в нормах права статус личности в ее взаимоотношениях с государством и средство защиты от произвола и насилия со стороны государства.

Понимание сути и путей обеспечения прав и свобод человека и гражданина в большой степени зависит от внутреннего мира человека, его духовно-нравственного развития. В этом отношении важнейшей отличительной особенностью прав и свобод человека и гражданина как феномена мировой культуры и цивилизации является то, что они воплощают в специфической форме высокие идеалы человеческой свободы и равенства, такие общепризнанные нравственные принципы, как справедливость, милосердие, гуманность. То есть они носят этический характер и представляют собой духовно-нравственный идеал. Права и свободы человека и гражданина - это гуманизм современной эпохи.

Гуманизм  представляет собой совокупность антропоцентристских  воззрений, т.е. взглядов, ставящих человека в центр мироздания, признающих человека главной ценностью. Гуманизм провозглашает  право личности на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Благо человека является мерилом  и критерием социального прогресса. Гуманизм - это фундамент, краеугольный камень многих современных идеологий. Одновременно гуманизм противостоит многим другим концепциям, мировоззрениям, в  которых на первый план выдвигаются  иные ценности или социальные институты: коллектив, нация, партия, государство, Бог и т.д. Гуманизм не представляет собой единую устойчивую, неизменную систему взглядов или ортодоксальную целостную науку. По сути дела, любые  историко-философские, социально-политические учения либо течения в искусстве, обращенные к человеку, относятся  к гуманистическим, в совокупности составляют феномен гуманизма1.

Вся доктрина прав и свобод человека и гражданина основана на одной несомненной гуманистической ценности. Эта ценность - достоинство человека. Оно является исходным началом его прав и свобод. Только через отношения, только через совместную жизнь людей, через сравнение с чем-то другим может быть выражено достоинство человека. Достоинство - категория, имеющая несколько планов, уровней. В самом широком, философском смысле достоинство - неотъемлемое позитивное качество человека в собирательном его значении как представителя рода человеческого. В теории естественного права, в философии прав человека действует своего рода презумпция достоинства человека. Гуманизм данного подхода сформулирован во Всеобщей декларации прав человека и заключается в безусловном утверждении, что все люди - члены одной человеческой семьи и они рождаются, уже обладая достоинством. И в человеческом достоинстве все равны. По природе люди наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, в духе уважения достоинства, прав и свобод другого человека. Здесь заложена важная нравственно-гуманистическая идея о преобладании в человеке добрых начал, альтруизма, солидарности, терпимости, заботы о себе подобных.

Достоинство как объективная общечеловеческой характеристики, оно персонифицировано, воплощено в конкретных людях. И  здесь есть еще два важных аспекта. Во-первых, достоинство - это оценка конкретного человека со стороны  других людей, признание обществом  тех нравственных, интеллектуальных, деловых качеств, степени ответственности, которыми этот человек обладает. Чем  больше у человека социально значимых, позитивных качеств, тем выше его  достоинство. Точкой отсчета, сравнительной  шкалой, по которой мы измеряем достоинство  данного человека, является некий  идеал достойной личности. Важно  подчеркнуть, что понятие достоинства  исторически конкретно, обусловлено  социокультурными и ценностными  установками социума. Во-вторых, достоинство  есть субъективная нравственная самооценка, самосознание человеком своей связи  с обществом, т.е. своего значения, роли, вклада, влияния (чувство собственного достоинства) в этом обществе. В личном достоинстве заложены притязания на определенное отношение к себе, требование (право) на уважение со стороны других, со стороны общества2.

Суть  и основное практическое значение прав человека состоит в вычленении личности из тотальности, что делает ее автономным и свободным индивидом, свобода  которого ограничена такой же свободой другого человека. Однако права и  свободы не только выделяют человека из определенной социальной общности, но и объединяют людей на основе их приверженности общечеловеческим ценностям. Права человека возможны только в  обществе, ибо они представляют собой  особый вид общественных связей и  отношений, которые формируются  под влиянием не только природы человека, но и конкретных социально-исторических условий, то есть их содержание во многом обусловлено той или иной ступенью исторического развития общества.

Это означает, что права человека носят и  абсолютный и исторический характер. С одной стороны, основные права  и свободы представляют для всех людей абсолютную ценность, она безусловна. С другой стороны, потребности и  интересы, а также связанные с  ними права и свободы, их содержание и значимость для конкретных людей  изменяются от одного периода развития общества к другому. На этом историческом фоне идет дифференциация в подходе  к правам человека и на уровне отдельных  людей. Все это придает относительный  характер правам человека вследствие того, что люди различаются и всегда будут отличаться друг от друга как  индивиды по своим способностям, запросам, характеру, потребностям и интересам.

Права и свободы человека и гражданина - это сложное многогранное явление, носящее дуалистический, двойственный характер. Это обусловлено тем, что, во-первых, они выражают неотъемлемые свойства человека и, во-вторых, являются духовно-нравственной основой права вообще и прав гражданина в частности. Они неразрывно связаны поэтому не только с государством и правом, но еще в большей мере с культурой, моралью, философией, то есть с гуманитарным знанием, раскрывающим, прежде всего, суть и природу общечеловеческих ценностей и интересов.

Информация о работе Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ