Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить вопросы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Задачи работы:
- рассмотреть социальную роль и духовно-нравственная сущность прав и свобод человека и гражданина;
- проанализировать понятие прав и свобод человека и гражданина;
- определить права человека в современном мире, их нормативное закрепление и перспективы развития;
- дать анализ проблемам защиты прав человека и гражданина в современной России;
- определить пути повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства.

Содержание работы

Введение 3
1. Доктрина прав и свобод человека и гражданина 5
1.1 Социальная роль и духовно-нравственная сущность прав и свобод человека и гражданина 5
1.2 Понятие прав и свобод человека и гражданина 10
2.Проблемы и направления развития защиты прав и свобод человека в XXI в. 18
2.1 Права человека в современном мире, их нормативное закрепление и перспективы развития 18
2.2 Проблема защиты прав и свобод человека и гражданина в современной России 22
2.3 Пути повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

права и свободы.docx

— 59.81 Кб (Скачать файл)

Разработка  данного механизма защиты основных прав и свобод должна идти по двум направлениям:

1) создание  конкретных правовых норм, процедур  и механизмов, которые граждане  могли бы использовать для  индивидуальной защиты своих  субъективных прав;

2) конституционное  регулирование деятельности всех  государственных институтов, включающее  в себя разработку принципов  деятельности государственных органов  власти и органов местного  самоуправления, создание системы  хозяйствования и федерального  устройства страны, которые бы  органически соединяли в себе  принципы соблюдения и защиты  прав и свобод собственных  граждан.

В Российской Федерации в основном создана  нормативно-правовая база, регулирующая отношения в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Это законодательство соответствует реалиям сегодняшнего дня и в целом отвечает стандартам, принятым в современном гуманитарном праве.

Поэтому главной проблемой для России является не законодательное закрепление  максимального числа прав и свобод, а обеспечение элементарного  уровня их реализации и защиты.

В государстве  отсутствует реальный и эффективный  контроль исполнения законов всеми  участниками общественных отношений. Уже стало своеобразной негативной традицией принятие незаконных нормативно-правовых актов в области прав человека, издаваемых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации  и органов местного самоуправления, количество которых не уменьшается  год от года. Большинство нормативных  актов субъектов Федерации, затрагивающих  и ущемляющих права и свободы  граждан, продолжает действовать, несмотря на выявленные нарушения. Это приводит к тому, что в России существует значительный разрыв между моделями общественных отношений, формируемых  предписаниями, законодательством  о правах человека, и действительной ситуацией в данной сфере.

На совещании  членов Совета Безопасности РФ 29 июня 2001 г., посвященном формированию единого правового пространства и проблемам приведения правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами, среди регионов, законодательство которых на момент совещания существенно расходилось с федеральным, были названы Республика Саха (Якутия), Татарстан, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Республика Коми и Псковская область. В частности, в Конституции Республики Саха (Якутия) установлено, что государственными языками республики являются русский, якутский и английский и, кроме того, содержится 57 статей, противоречащих Конституции РФ14.

Фактическая реализация личностью своих прав и свобод определяется не только их закреплением за человеком совокупностью  нормативно-правовых актов, но и теми началами, на основе которых они действительно осуществляются. Реальное положение человека далеко не всегда соответствует правовому, так как большинство норм права, закрепляющих основы правового статуса личности, напрямую связаны с политикой, идеологией, социально-экономическим строем, его национальными, историческими и иными особенностями.

Любой правовой механизм защиты прав и свобод граждан  действует в определенном политическом, экономическом и социальном пространстве, которое может снижать эффективность  этих механизмов либо, наоборот, усиливать  их действие. Следовательно, перевод  правомочий личности, содержащихся в  действующем законодательстве, в  конкретные правоотношения предполагает создание надежного механизма реализации и контроля за соблюдением, обеспечением и защитой прав и свобод человека и гражданина, под которыми понимается система международных и национально-государственных  средств, правил и процедур, гарантирующих  уважение, признание и условия  достойного существования личности, соблюдение, охрану и защиту всех ее прав и свобод.

Он включает в себя соответствующее нормативно-правовое урегулирование деятельности разнообразных  социальных институтов гражданского общества, включая государство и его  институты, ликвидацию пробелов правового  регулирования общественных отношений, создание международных и внутригосударственных  механизмов контроля обеспечения прав человека.

Прежде  всего, речь идет об укреплении государства, которое должно обрести свою силу в праве. Наряду с этим необходимы мероприятия по укреплению всех властей - представительной, исполнительной, судебной, о правильном их размежевании и о подлинном месте каждой из них в воздействии на общественные процессы15.

Укрепление  Российского государства, способного противостоять внутренним и внешним  угрозам, обеспечивать безопасность граждан  и общества, - неотложная задача сегодняшнего дня. Нельзя отождествлять «сильное» государство с тоталитарным государством. Последнее обретает могущество в первую очередь путем развития его силовых структур, зачастую не связанных правом. Демократическое государство становится «сильным», лишь опираясь на право.

Кроме того, реальное действие этого механизма  невозможно без решения следующих  задач:

1) политической  консолидации общества, преодоления  в стране центробежных тенденций,  придания властным структурам  стабильности и жизнеспособности;

2) создания  эффективно действующей и социально  ориентированной рыночной экономики;

3) повышения  уровня общей и правовой культуры  большинства членов общества;

4) формирования  в обществе национальной идеи, способной объединить страну, определить  ориентиры его исторического  развития.

Органы  внутренних дел являются одним из элементов системы органов государственной  власти, специально созданных для  решения этих задач, и в этом смысле на их деятельность и состояние законности при ее осуществлении влияют все  вышеуказанные факторы. Под их воздействием формируются личность сотрудника органов  внутренних дел, его общая и правовая культура, правосознание и профессиональное мастерство.

В субъективном плане этот процесс осуществляется по многим направлениям и включает в себя самые разнообразные формы  воспитательной работы с личным составом, формирование нравственно-психологического климата в коллективе, совершенствование  организационно-правовых основ деятельности, принятие управленческих решений, соответствующих действительным целям и задачам, стоящим перед органами внутренних дел.

Только  комплексное использование всех этих форм и методов совершенствования  деятельности обеспечивает не только соблюдение требований законности, но и эффективную работу по достижению поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Величайшим  достижением новой российской демократии явилось признание и закрепление  в Конституции Российской Федерации  1993 г. неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина.

Глубинная социальная сущность и политическое значение института подлинного народовластия  заключается именно в том, что  суверенная политическая воля индивида объективируется в реальной общественно-политической практике посредством осуществления  конституционных прав, свобод и обязанностей.

За время, прошедшее после принятия первой демократической Конституции России, ее идеи получили мощное развитие в  нормах текущих законов и доказали свою жизненность. В результате сформировался  достаточно полный и отчетливо структурированный  механизм реализации и защиты конституционных прав, свобод и обязанностей, включающий в себя следующие компоненты:

1) понятие  и условия реализации основных  прав, свобод и обязанностей;

2) субъекты  реализации основных прав, свобод  и обязанностей;

3) гарантии  реализации основных прав, свобод  и обязанностей;

4) правовая  защита основных прав, свобод  и обязанностей;

5) способы  активной реализации основных  прав, свобод и обязанностей;

6) средства, обеспечивающие реализацию основных  прав, свобод и обязанностей;

7) процессуальные  стадии реализации основных прав, свобод и обязанностей.

Итак, Конституция  Российской Федерации в главе 2 не только законодательно закрепляет права  и свободы человека и гражданина, но и определяет, что их защита является обязанностью государства. Это общее  правило обязывает государство различными правовыми средствами обеспечивать защиту конституционных прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства Российской Федерации. Эта функция составляет главное назначение судебной системы, т.е. в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти, в том числе и органы прокуратуры. Одновременно наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Проведение  этой многоаспектной деятельности требует  наличия в государстве определенных структур, органов, которые осуществляли бы постоянный контроль и надзор за исполнением законов, иных нормативных  актов, а также соблюдением Конституции  РФ. Одним из таких правозащитных  для российской правовой системы  механизмов (органов) была и остается прокуратура, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
  2. Баландин А.А. Современное законотворчество и проблемы обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина во внутригосударственном законодательстве//Миграционное право. 2008. № 1.
  3. Васьков П.Т. Основы теории государства и права. М.: Кнорус, 2008. 400 с.
  4. Иванова Р.И. Основы конституционного строя // Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М.: Спарк, 2006. 210 с.
  5. Конституционное право/Под ред. М.Г. Гаврилова. СПб.: Питер, 2011. 455 с.
  6. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учебник для вузов // Под ред. д.ю.н., проф. О.И. Тиунова. М.: Норма, 2010. 320 с.
  7. Колесников Е.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Высшее образование, 2008. 655 с.
  8. Мордовец А.С. Гарантии прав личности: понятие и классификация. М.: Владос, 2009. 300 с.
  9. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Норма, 2006. 489 с.
  10. Матузов Н.И. Субъективные права граждан РФ. М.: Норма, 2006. 211 с.
  11. Мицкевич А.В. О гарантиях прав и свобод граждан РФ // Российская юстиция. 2007. N 8.
  12. Охапкин Г.О. Права и свободы человека и гражданина. Монография. М.: МЦИ, 2007. 203 с.
  13. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Под общ. ред. чл.-корр. РАН Е.А. Лукашевой. М.: Юнити, 2009. 155 с.
  14. Строгович М.С. Правовые гарантии законности в РФ. М.: Наука, 1990. 265 с.
  15. Теория государства и права/Под ред. И.И. Дмитриева. М.: Зерцало, 2007. 567 с.

1 Охапкин Г.О. Права и свободы человека и гражданина. Монография. М.: МЦИ, 2007. С. 65.

2 Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учебник для вузов // Под ред. д.ю.н., проф. О.И. Тиунова. М.: Норма, 2010. С. 9 - 10.

3 Конституционное право/Под ред. М.Г. Гаврилова. СПб.: Питер, 2011. С. 210.

4 Васьков П.Т. Основы теории государства и права. М.: Кнорус, 2008. С.138.

5 Мордовец А.С. Гарантии прав личности: понятие и классификация. М.: Владос, 2009. С. 212.

6 Строгович М.С. Правовые гарантии законности в РФ. М.: Наука, 1990. С. 46.

7 Васьков П.Т. Основы теории государства и права. М.: Кнорус, 2008. С.139.

8 Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Норма, 2006. С. 286.

9 Васьков П.Т. Основы теории государства и права. М.: Кнорус, 2008. С.140.

10 Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Под общ. ред. чл.-корр. РАН Е.А. Лукашевой. М.: Юнити, 2009. С. 1 - 18.

11 Баландин А.А. Современное законотворчество и проблемы обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина во внутригосударственном законодательстве//Миграционное право. 2008. № 1.

12 Теория государства и права/Под ред. И.И. Дмитриева. М.: Зерцало, 2007. С. 105.

13 Мицкевич А.В. О гарантиях прав и свобод граждан РФ // Российская юстиция. 2007. N 8.

14 Мордовец А.С. Гарантии прав личности: понятие и классификация. М.: Владос, 2009. С. 216.

15 Мицкевич А.В. О гарантиях прав и свобод граждан РФ // Российская юстиция. 2007. N 8.


Информация о работе Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ