Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:49, курсовая работа
Цель работы – изучить вопросы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Задачи работы:
- рассмотреть социальную роль и духовно-нравственная сущность прав и свобод человека и гражданина;
- проанализировать понятие прав и свобод человека и гражданина;
- определить права человека в современном мире, их нормативное закрепление и перспективы развития;
- дать анализ проблемам защиты прав человека и гражданина в современной России;
- определить пути повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства.
Введение 3
1. Доктрина прав и свобод человека и гражданина 5
1.1 Социальная роль и духовно-нравственная сущность прав и свобод человека и гражданина 5
1.2 Понятие прав и свобод человека и гражданина 10
2.Проблемы и направления развития защиты прав и свобод человека в XXI в. 18
2.1 Права человека в современном мире, их нормативное закрепление и перспективы развития 18
2.2 Проблема защиты прав и свобод человека и гражданина в современной России 22
2.3 Пути повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Разработка данного механизма защиты основных прав и свобод должна идти по двум направлениям:
1) создание конкретных правовых норм, процедур и механизмов, которые граждане могли бы использовать для индивидуальной защиты своих субъективных прав;
2) конституционное
регулирование деятельности
В Российской Федерации в основном создана нормативно-правовая база, регулирующая отношения в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Это законодательство соответствует реалиям сегодняшнего дня и в целом отвечает стандартам, принятым в современном гуманитарном праве.
Поэтому главной проблемой для России является не законодательное закрепление максимального числа прав и свобод, а обеспечение элементарного уровня их реализации и защиты.
В государстве отсутствует реальный и эффективный контроль исполнения законов всеми участниками общественных отношений. Уже стало своеобразной негативной традицией принятие незаконных нормативно-правовых актов в области прав человека, издаваемых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и органов местного самоуправления, количество которых не уменьшается год от года. Большинство нормативных актов субъектов Федерации, затрагивающих и ущемляющих права и свободы граждан, продолжает действовать, несмотря на выявленные нарушения. Это приводит к тому, что в России существует значительный разрыв между моделями общественных отношений, формируемых предписаниями, законодательством о правах человека, и действительной ситуацией в данной сфере.
На совещании членов Совета Безопасности РФ 29 июня 2001 г., посвященном формированию единого правового пространства и проблемам приведения правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами, среди регионов, законодательство которых на момент совещания существенно расходилось с федеральным, были названы Республика Саха (Якутия), Татарстан, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Республика Коми и Псковская область. В частности, в Конституции Республики Саха (Якутия) установлено, что государственными языками республики являются русский, якутский и английский и, кроме того, содержится 57 статей, противоречащих Конституции РФ14.
Фактическая реализация личностью своих прав и свобод определяется не только их закреплением за человеком совокупностью нормативно-правовых актов, но и теми началами, на основе которых они действительно осуществляются. Реальное положение человека далеко не всегда соответствует правовому, так как большинство норм права, закрепляющих основы правового статуса личности, напрямую связаны с политикой, идеологией, социально-экономическим строем, его национальными, историческими и иными особенностями.
Любой правовой
механизм защиты прав и свобод граждан
действует в определенном политическом,
экономическом и социальном пространстве,
которое может снижать
Он включает
в себя соответствующее нормативно-
Прежде всего, речь идет об укреплении государства, которое должно обрести свою силу в праве. Наряду с этим необходимы мероприятия по укреплению всех властей - представительной, исполнительной, судебной, о правильном их размежевании и о подлинном месте каждой из них в воздействии на общественные процессы15.
Укрепление Российского государства, способного противостоять внутренним и внешним угрозам, обеспечивать безопасность граждан и общества, - неотложная задача сегодняшнего дня. Нельзя отождествлять «сильное» государство с тоталитарным государством. Последнее обретает могущество в первую очередь путем развития его силовых структур, зачастую не связанных правом. Демократическое государство становится «сильным», лишь опираясь на право.
Кроме того, реальное действие этого механизма невозможно без решения следующих задач:
1) политической
консолидации общества, преодоления
в стране центробежных
2) создания
эффективно действующей и
3) повышения
уровня общей и правовой
4) формирования в обществе национальной идеи, способной объединить страну, определить ориентиры его исторического развития.
Органы
внутренних дел являются одним из
элементов системы органов
В субъективном плане этот процесс осуществляется по многим направлениям и включает в себя самые разнообразные формы воспитательной работы с личным составом, формирование нравственно-психологического климата в коллективе, совершенствование организационно-правовых основ деятельности, принятие управленческих решений, соответствующих действительным целям и задачам, стоящим перед органами внутренних дел.
Только комплексное использование всех этих форм и методов совершенствования деятельности обеспечивает не только соблюдение требований законности, но и эффективную работу по достижению поставленных целей.
Заключение
Величайшим
достижением новой российской демократии
явилось признание и
Глубинная социальная сущность и политическое значение института подлинного народовластия заключается именно в том, что суверенная политическая воля индивида объективируется в реальной общественно-политической практике посредством осуществления конституционных прав, свобод и обязанностей.
За время,
прошедшее после принятия первой
демократической Конституции
1) понятие и условия реализации основных прав, свобод и обязанностей;
2) субъекты реализации основных прав, свобод и обязанностей;
3) гарантии реализации основных прав, свобод и обязанностей;
4) правовая защита основных прав, свобод и обязанностей;
5) способы активной реализации основных прав, свобод и обязанностей;
6) средства,
обеспечивающие реализацию
7) процессуальные
стадии реализации основных
Итак, Конституция Российской Федерации в главе 2 не только законодательно закрепляет права и свободы человека и гражданина, но и определяет, что их защита является обязанностью государства. Это общее правило обязывает государство различными правовыми средствами обеспечивать защиту конституционных прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства Российской Федерации. Эта функция составляет главное назначение судебной системы, т.е. в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти, в том числе и органы прокуратуры. Одновременно наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Проведение
этой многоаспектной деятельности требует
наличия в государстве
Список использованной литературы
1 Охапкин Г.О. Права и свободы человека и гражданина. Монография. М.: МЦИ, 2007. С. 65.
2 Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учебник для вузов // Под ред. д.ю.н., проф. О.И. Тиунова. М.: Норма, 2010. С. 9 - 10.
3 Конституционное право/Под ред. М.Г. Гаврилова. СПб.: Питер, 2011. С. 210.
4 Васьков П.Т. Основы теории государства и права. М.: Кнорус, 2008. С.138.
5 Мордовец А.С. Гарантии прав личности: понятие и классификация. М.: Владос, 2009. С. 212.
6 Строгович М.С. Правовые гарантии законности в РФ. М.: Наука, 1990. С. 46.
7 Васьков П.Т. Основы теории государства и права. М.: Кнорус, 2008. С.139.
8 Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Норма, 2006. С. 286.
9 Васьков П.Т. Основы теории государства и права. М.: Кнорус, 2008. С.140.
10 Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Под общ. ред. чл.-корр. РАН Е.А. Лукашевой. М.: Юнити, 2009. С. 1 - 18.
11 Баландин А.А. Современное законотворчество и проблемы обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина во внутригосударственном законодательстве//Миграционное право. 2008. № 1.
12 Теория государства и права/Под ред. И.И. Дмитриева. М.: Зерцало, 2007. С. 105.
13 Мицкевич А.В. О гарантиях прав и свобод граждан РФ // Российская юстиция. 2007. N 8.
14 Мордовец А.С. Гарантии прав личности: понятие и классификация. М.: Владос, 2009. С. 216.
15 Мицкевич А.В. О гарантиях прав и свобод граждан РФ // Российская юстиция. 2007. N 8.
Информация о работе Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ