Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:49, курсовая работа
Цель работы – изучить вопросы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Задачи работы:
- рассмотреть социальную роль и духовно-нравственная сущность прав и свобод человека и гражданина;
- проанализировать понятие прав и свобод человека и гражданина;
- определить права человека в современном мире, их нормативное закрепление и перспективы развития;
- дать анализ проблемам защиты прав человека и гражданина в современной России;
- определить пути повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства.
Введение 3
1. Доктрина прав и свобод человека и гражданина 5
1.1 Социальная роль и духовно-нравственная сущность прав и свобод человека и гражданина 5
1.2 Понятие прав и свобод человека и гражданина 10
2.Проблемы и направления развития защиты прав и свобод человека в XXI в. 18
2.1 Права человека в современном мире, их нормативное закрепление и перспективы развития 18
2.2 Проблема защиты прав и свобод человека и гражданина в современной России 22
2.3 Пути повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Закрепление
достигнутого в обществе уровня свободы
его членов осуществляется с помощью
правового статуса, который выступает
важнейшим средством
Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах и нормах всего текущего законодательства.
Принято выделять несколько видов правового статуса: 1) общий или конституционный статус человека и гражданина; 2) специальный или родовой статус определенной категории граждан; 3) индивидуальный статус, характеризующий пол, возраст, семейное положение и т.д.; 4) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным и тройным гражданством; 5) отраслевые правовые статусы (уголовно-процессуальный, административно-процессуальный и др.); 6) статус физического лица и т.д8.
Важно подчеркнуть,
что общий конституционный
В структуру конституционного статуса личности как интегративного понятия входят следующие компоненты: 1) гражданство; 2) правосубъектность, включающая в себя правоспособность и дееспособность; 3) основные права, свободы, законные интересы и обязанности; 4) правовые принципы; 5) гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность. Сердцевину или основу правового положения личности составляют ее права, свободы, законные интересы и обязанности в их единстве9.
Непререкаемость правового статуса личности, недопустимость какого-либо посягательства на него со стороны государства - устой правовой государственности.
2.Проблемы и направления развития защиты прав и свобод человека в XXI в.
2.1 Права человека в современном мире, их нормативное закрепление и перспективы развития
Со времени возникновения прав и свобод человека и гражданина прошли столетия. Новые экономические, политические, этические, геополитические, социальные условия определили современную концепцию прав и свобод человека и гражданина, тех изменений их содержания, принципов, реальности действия, которые неизбежно совершались под влиянием новых факторов (универсальных и региональных).
Мировой опыт показывает, что вопрос о защите прав и свобод человека и гражданина приобретает особую актуальность на переломных этапах развития человечества. Это обстоятельство обусловлено целым рядом международных и национальных причин, что отражает закономерный характер возрастания роли и значения феномена прав и свобод личности в истории человечества.
Так, XX в.
в истории современной
Но XX в. был
отмечен масштабностью и
Международное сотрудничество в области защиты прав и свобод человека и гражданина требует глубокого осознания мировым сообществом сущности и роли прав человека в развитии личности, общества и человечества в целом, а также поиска методов и путей их надежной защиты как главной общечеловеческой ценности. В любом государстве права человека приобретают юридическую форму, они выступают в качестве всеобщего масштаба и равной меры свободы и ответственности человека и гражданина.
В современном мире особенности защиты прав и свобод человека и гражданина состоят в том, что они развиваются в условиях различных проблем и противоречий, как сохранившихся от предшествующих этапов развития, так и вновь возникающих. Это создает значительные преграды на пути утверждения прав человека, затрудняет их реализацию в различных регионах мира. Речь в первую очередь идет о международном терроризме, глобализации, бедности, экологическом неблагополучии.
Глобализация
связана с формированием
Процесс
глобализации и сопутствующие ему
факторы оказывают
Всеобщая
декларация прав человека, международные
пакты о правах человека, Европейская
конвенция о защите прав человека
и основных свобод определили универсальный
набор основных прав и свобод. Причем
не только как стандарт, к достижению
которого должны стремиться все государства,
но и как юридические
Необходимо отметить особый статус международных норм о правах и свободах человека, стоящих на уровне конституционных норм в иерархии российских источников права. Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».
В конституционном праве и судейской практике различных государств под «общепризнанными принципами и нормами международного права» понимаются принципы и нормы общего международного права, то есть нормы, признанные большинством государств, включая то, в котором они подлежат применению. Пленум Верховного Суда РФ определил, что общепризнанные принципы и нормы международного права закреплены в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах).
Конституция
включила в правовую систему России
только те общепризнанные принципы и
нормы, которые Россия признает в
качестве таковых, при условии, что
эти принципы и нормы должны быть
закреплены во внутреннем праве, в акте
ратификации или в
В настоящее время принято называть все международные нормы в области защиты прав и свобод личности международными стандартами. Этим термином охватываются весьма разнородные нормы, такие как правила международных договоров, резолюции международных организаций, политических договоренностей типа Хельсинкского заключительного акта, документов Венской и Копенгагенской встреч, международные обычаи. Хотя термин «стандарты» применительно к обязательствам в сфере прав человека не вполне корректен.
К числу
международно-правовых документов, основанных
на концепции естественного права
и содержащих общепризнанные стандарты
прав и свобод человека, соблюдение
которых обязательно для
2.2 Проблема защиты прав и свобод человека и гражданина в современной России
Часть 1 ст. 1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается в ст. 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Признавая значимость этих конституционных норм, следует, однако, отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и права и свободы человека в реальности не стали высшей ценностью, и соответственно государство не в состоянии взять на себя в полном объеме те социальные обязанности, которые закреплены в Конституции.
Реалии
политического и социально-
И это факт закономерный, определяемый как предшествующим социально-экономическим развитием страны, ее исторически сложившимися традициями, менталитетом, уровнем политической и правовой культуры народа, так и той сложной ситуацией, в которой оказалась современная Россия. Формирование правового государства и уважение прав человека - задача чрезвычайно трудная, и ее решение возможно лишь в результате объединения усилий всего общества в течение длительного времени.
Одна из основных трудностей формирования правового государства - исторические традиции России, которые были несовместимы с демократией и свободой. Известно, что человек в России всегда был «винтиком» государственной машины.
Идеи защиты свободы и прав человека и гражданина, всеобщего равенства и справедливости, получившие широкое распространение в государствах Европы и в США в XVII - XVIII вв. и ставшие универсальным лозунгом буржуазных революций, сплотившим общество в борьбе против феодализма, как уже было сказано выше, не были чужды политической мысли России. Однако возникли они во второй половине XVIII в12.
Принципы прав и свобод человека и неприкосновенности личности не могли вписаться в главную концепцию революции - диктатуру пролетариата, опирающуюся на насилие и не связанную в своих действиях никакими законами.
Перестройка явилась важным переломным этапом в отношении защиты прав и свобод человека и гражданина и построении правового государства в России. И хотя это были первые непоследовательные шаги на пути к свободе, недооценивать их нельзя. Выдвижение идеи защиты прав и свобод человека и гражданина и правового государства было неизбежно для власти, объявившей о полном разрыве с тоталитарным прошлым, но у нее не хватило подлинно демократических ориентиров и уважения достоинства человека как одного из основных слагаемых культуры.
Низкая правовая культура должностных лиц, усугубляемая отсутствием реальной ответственности за отступление от права, ярче всего проявляется в неуважении права и пренебрежении им. Защита прав и свобод человека и гражданина - категория, чуждая правосознанию большинства тех, кто согласно Конституции призван обеспечивать их незыблемость. Наиболее наглядным доказательством этого является отношение к самой Конституции как к некоему декору, необходимому в обществе, провозгласившем себя демократическим и правовым. Конституция только тогда может стать Основным законом государства, если ее предписания будут обязательны для каждого должностного лица от Президента до рядового работника местной администрации и самоуправления. И здесь весьма ярким примером выступает высокий уровень коррупции органов государственной власти.
Низка юридическая культура и самих граждан, которые не привыкли отстаивать свои права и свободы, использовать правовые формы судебной защиты, обращаться в государственные органы с петициями и жалобами в порядке административного обжалования.
Свободный рынок, частная собственность, цивилизованные формы демократии несовместимы с распущенностью и эгоистическим своеволием. Необходимо содействие государства в реформировании общества, а не восприятие государства как враждебной силы, противостоящей интересам общества. Поэтому реформированию подлежит, прежде всего, само государство, все его звенья. Построенное на новых принципах государство может выступить одним из основных факторов экономических и социальных преобразований, становясь гарантом права и свободы и удерживая новые общественные процессы в границах права. Кроме того, продолжается социальная дифференциация общества, увеличивается разрыв в социальном неравенстве различных его слоев. Принимаемые меры по «выравниванию социального неравенства» желаемых результатов пока не дают.
Отсутствие обоснованных программ гражданских и политических преобразований привело к беспорядочному перераспределению собственности, «номенклатурной приватизации», превращению государственной монополии в монополию корпоративного типа13.
2.3 Пути повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства
Провозглашение в Конституции РФ прав и свобод граждан «высшей ценностью» предъявляет особые требования к деятельности всех государственных органов власти и должностных лиц. Поскольку в ст. 18 Конституции говорится, что «права и свободы человека и гражданина... определяют смысл, содержание и принятие законов, деятельность законодательной и исполнительной власти», перед государством стоит задача выработки механизма защиты этих основных прав и свобод. Это тем более важно, так как прямое непосредственное действие Конституции не означает, что содержащиеся в ней нормы могут быть реализованы вне конкретных процедур и механизмов, предусмотренных действующим законодательством.
Информация о работе Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ