Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить вопросы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Задачи работы:
- рассмотреть социальную роль и духовно-нравственная сущность прав и свобод человека и гражданина;
- проанализировать понятие прав и свобод человека и гражданина;
- определить права человека в современном мире, их нормативное закрепление и перспективы развития;
- дать анализ проблемам защиты прав человека и гражданина в современной России;
- определить пути повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства.

Содержание работы

Введение 3
1. Доктрина прав и свобод человека и гражданина 5
1.1 Социальная роль и духовно-нравственная сущность прав и свобод человека и гражданина 5
1.2 Понятие прав и свобод человека и гражданина 10
2.Проблемы и направления развития защиты прав и свобод человека в XXI в. 18
2.1 Права человека в современном мире, их нормативное закрепление и перспективы развития 18
2.2 Проблема защиты прав и свобод человека и гражданина в современной России 22
2.3 Пути повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

права и свободы.docx

— 59.81 Кб (Скачать файл)

Закрепление достигнутого в обществе уровня свободы  его членов осуществляется с помощью  правового статуса, который выступает  важнейшим средством эффективного удовлетворения потребностей и интересов  каждого человека, создания и использования  условий всестороннего расцвета личности.

Правовой  статус личности включает в себя всю  совокупность прав, свобод, законных интересов  и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах  и нормах всего текущего законодательства.

Принято выделять несколько видов правового  статуса: 1) общий или конституционный  статус человека и гражданина; 2) специальный  или родовой статус определенной категории граждан; 3) индивидуальный статус, характеризующий пол, возраст, семейное положение и т.д.; 4) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным и тройным  гражданством; 5) отраслевые правовые статусы (уголовно-процессуальный, административно-процессуальный и др.); 6) статус физического лица и т.д8.

Важно подчеркнуть, что общий конституционный статус является единым и одинаковым для  всех граждан государства, не зависящим  от конкретных обстоятельств, т.е. базовым, исходным, делающим все иные статусы  производными от него, дополняющими его. Если имеют место какие-то ограничения  общего правового статуса личности, то они должны быть предусмотрены  в принципах и нормах Конституции.

В структуру  конституционного статуса личности как интегративного понятия входят следующие компоненты: 1) гражданство; 2) правосубъектность, включающая в  себя правоспособность и дееспособность; 3) основные права, свободы, законные интересы и обязанности; 4) правовые принципы; 5) гарантии правового статуса, в  числе которых особое значение имеет  юридическая ответственность. Сердцевину или основу правового положения  личности составляют ее права, свободы, законные интересы и обязанности  в их единстве9.

Непререкаемость правового статуса личности, недопустимость какого-либо посягательства на него со стороны государства - устой правовой государственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Проблемы  и направления развития защиты  прав и свобод человека в  XXI в.

2.1 Права человека в современном  мире, их нормативное закрепление  и перспективы развития

 

Со времени  возникновения прав и свобод человека и гражданина прошли столетия. Новые экономические, политические, этические, геополитические, социальные условия определили современную концепцию прав и свобод человека и гражданина, тех изменений их содержания, принципов, реальности действия, которые неизбежно совершались под влиянием новых факторов (универсальных и региональных).

Мировой опыт показывает, что вопрос о защите прав и свобод человека и гражданина приобретает особую актуальность на переломных этапах развития человечества. Это обстоятельство обусловлено целым рядом международных и национальных причин, что отражает закономерный характер возрастания роли и значения феномена прав и свобод личности в истории человечества.

Так, XX в. в истории современной цивилизации  был веком попрания человека и  унижения его достоинства, веком  террора и физического уничтожения  миллионов людей собственными правителями. Это был век двух опустошительных  мировых войн, также унесших миллионы человеческих жизней.

Но XX в. был  отмечен масштабностью и интенсивностью интеграционных процессов во всем мире, углублением контактов и связей между различными цивилизациями, странами и народами.

Международное сотрудничество в области защиты прав и свобод человека и гражданина требует глубокого осознания мировым сообществом сущности и роли прав человека в развитии личности, общества и человечества в целом, а также поиска методов и путей их надежной защиты как главной общечеловеческой ценности. В любом государстве права человека приобретают юридическую форму, они выступают в качестве всеобщего масштаба и равной меры свободы и ответственности человека и гражданина.

В современном  мире особенности защиты прав и свобод человека и гражданина состоят в том, что они развиваются в условиях различных проблем и противоречий, как сохранившихся от предшествующих этапов развития, так и вновь возникающих. Это создает значительные преграды на пути утверждения прав человека, затрудняет их реализацию в различных регионах мира. Речь в первую очередь идет о международном терроризме, глобализации, бедности, экологическом неблагополучии.

Глобализация  связана с формированием единого  политического пространства, в результате чего происходит добровольное или вынужденное  сокращение государственного суверенитета, нарастает осознание мира как  единого пространства, а также ряд других процессов10.

Процесс глобализации и сопутствующие ему  факторы оказывают непосредственное воздействие на защиту прав и свобод человека и гражданина.

Всеобщая  декларация прав человека, международные  пакты о правах человека, Европейская  конвенция о защите прав человека и основных свобод определили универсальный  набор основных прав и свобод. Причем не только как стандарт, к достижению которого должны стремиться все государства, но и как юридические обязательства  участников, подписавших эти и  последующие соглашения. Сегодня, как  никогда ранее, происходит интеграция международного и внутригосударственного права в области прав человека, их взаимопроникновение и усиление влияния друг на друга. О чем, в  частности, свидетельствует тот  факт, что названные международные  пакты, а также ряд других являются согласно части 4 ст. 15 и ст. 17 Конституции  Российской Федерации составной  частью ее правовой системы.

Необходимо  отметить особый статус международных  норм о правах и свободах человека, стоящих на уровне конституционных  норм в иерархии российских источников права. Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции  «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

В конституционном  праве и судейской практике различных  государств под «общепризнанными принципами и нормами международного права» понимаются принципы и нормы общего международного права, то есть нормы, признанные большинством государств, включая то, в котором они подлежат применению. Пленум Верховного Суда РФ определил, что общепризнанные принципы и нормы международного права закреплены в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах).

Конституция включила в правовую систему России только те общепризнанные принципы и  нормы, которые Россия признает в  качестве таковых, при условии, что  эти принципы и нормы должны быть закреплены во внутреннем праве, в акте ратификации или в межгосударственном договоре11.

В настоящее  время принято называть все международные  нормы в области защиты прав и свобод личности международными стандартами. Этим термином охватываются весьма разнородные нормы, такие как правила международных договоров, резолюции международных организаций, политических договоренностей типа Хельсинкского заключительного акта, документов Венской и Копенгагенской встреч, международные обычаи. Хотя термин «стандарты» применительно к обязательствам в сфере прав человека не вполне корректен.

К числу  международно-правовых документов, основанных на концепции естественного права  и содержащих общепризнанные стандарты  прав и свобод человека, соблюдение которых обязательно для России, относятся: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию. Принята Генеральной конференцией Международной организации труда 9 июля 1948 г.; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Резолюция 260 III Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Принята Советом Европы 4 ноября 1950 г.; Конвенция о статусе беженцев. Принята Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов 28 июля 1951 г.; Конвенция об охране материнства. Принята Генеральной Конференцией МОТ 28 июля 1952 г.; Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Принята Генеральной Конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры 14 декабря 1960 г.; Европейская социальная хартия. Принята Советом Европы 18 октября 1961 г.; Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами. Резолюция 2037 XX Генеральной Ассамблеи от 7 декабря 1965 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.; Декларация о воспитании народов в духе мира. Резолюция 33/73 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1978 г.; Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. и ряд других.

 

 

 

2.2 Проблема защиты прав и свобод человека и гражданина в современной России

 

Часть 1 ст. 1 Конституции РФ провозглашает  Российскую Федерацию демократическим  правовым государством с республиканской  формой правления. Смысл правового  государства раскрывается в ст. 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Признавая значимость этих конституционных норм, следует, однако, отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и права и свободы  человека в реальности не стали высшей ценностью, и соответственно государство  не в состоянии взять на себя в  полном объеме те социальные обязанности, которые закреплены в Конституции.

Реалии  политического и социально-экономического развития страны постепенно развеяли иллюзии части российского общества о том, что демократические преобразования политико-правовой сферы, переход к  рыночной экономике автоматически  откроют России путь к построению правового и социального государства, формированию гражданского общества.

И это  факт закономерный, определяемый как  предшествующим социально-экономическим  развитием страны, ее исторически  сложившимися традициями, менталитетом, уровнем политической и правовой культуры народа, так и той сложной  ситуацией, в которой оказалась  современная Россия. Формирование правового  государства и уважение прав человека - задача чрезвычайно трудная, и ее решение возможно лишь в результате объединения усилий всего общества в течение длительного времени.

Одна  из основных трудностей формирования правового государства - исторические традиции России, которые были несовместимы с демократией и свободой. Известно, что человек в России всегда был «винтиком» государственной машины.

Идеи защиты свободы и прав человека и гражданина, всеобщего равенства и справедливости, получившие широкое распространение в государствах Европы и в США в XVII - XVIII вв. и ставшие универсальным лозунгом буржуазных революций, сплотившим общество в борьбе против феодализма, как уже было сказано выше, не были чужды политической мысли России. Однако возникли они во второй половине XVIII в12.

Принципы  прав и свобод человека и неприкосновенности личности не могли вписаться в  главную концепцию революции - диктатуру  пролетариата, опирающуюся на насилие  и не связанную в своих действиях никакими законами.

Перестройка явилась важным переломным этапом в  отношении защиты прав и свобод человека и гражданина и построении правового государства в России. И хотя это были первые непоследовательные шаги на пути к свободе, недооценивать их нельзя. Выдвижение идеи защиты прав и свобод человека и гражданина и правового государства было неизбежно для власти, объявившей о полном разрыве с тоталитарным прошлым, но у нее не хватило подлинно демократических ориентиров и уважения достоинства человека как одного из основных слагаемых культуры.

Низкая  правовая культура должностных лиц, усугубляемая отсутствием реальной ответственности за отступление  от права, ярче всего проявляется  в неуважении права и пренебрежении  им. Защита прав и свобод человека и гражданина - категория, чуждая правосознанию большинства тех, кто согласно Конституции призван обеспечивать их незыблемость. Наиболее наглядным доказательством этого является отношение к самой Конституции как к некоему декору, необходимому в обществе, провозгласившем себя демократическим и правовым. Конституция только тогда может стать Основным законом государства, если ее предписания будут обязательны для каждого должностного лица от Президента до рядового работника местной администрации и самоуправления. И здесь весьма ярким примером выступает высокий уровень коррупции органов государственной власти.

Низка юридическая  культура и самих граждан, которые  не привыкли отстаивать свои права и свободы, использовать правовые формы судебной защиты, обращаться в государственные органы с петициями и жалобами в порядке административного обжалования.

Свободный рынок, частная собственность, цивилизованные формы демократии несовместимы с  распущенностью и эгоистическим  своеволием. Необходимо содействие государства  в реформировании общества, а не восприятие государства как враждебной силы, противостоящей интересам общества. Поэтому реформированию подлежит, прежде всего, само государство, все его звенья. Построенное на новых принципах государство может выступить одним из основных факторов экономических и социальных преобразований, становясь гарантом права и свободы и удерживая новые общественные процессы в границах права. Кроме того, продолжается социальная дифференциация общества, увеличивается разрыв в социальном неравенстве различных его слоев. Принимаемые меры по «выравниванию социального неравенства» желаемых результатов пока не дают.

Отсутствие  обоснованных программ гражданских  и политических преобразований привело  к беспорядочному перераспределению собственности, «номенклатурной приватизации», превращению государственной монополии в монополию корпоративного типа13.

 

 

 

2.3 Пути повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства

 

Провозглашение  в Конституции РФ прав и свобод граждан «высшей ценностью» предъявляет особые требования к деятельности всех государственных органов власти и должностных лиц. Поскольку в ст. 18 Конституции говорится, что «права и свободы человека и гражданина... определяют смысл, содержание и принятие законов, деятельность законодательной и исполнительной власти», перед государством стоит задача выработки механизма защиты этих основных прав и свобод. Это тем более важно, так как прямое непосредственное действие Конституции не означает, что содержащиеся в ней нормы могут быть реализованы вне конкретных процедур и механизмов, предусмотренных действующим законодательством.

Информация о работе Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ