Государственное регулирование земельных отношений (на примере Белгородской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Земельные отношения - результат длительного общественного развития практики использования и охраны земель, применяемых форм собственности и хозяйствования, приоритетных способов устройства территории. Они определяются национальными, социальными, экономическими и иными особенностями реализации функций земли как природного ресурса, средства производства, объекта имущества. Основу земельных отношений составляют факторы материального порядка: количество и качество земли, ее местоположение, отраслевая принадлежность, территориальное устройство и другие.
Земельные отношения немыслимы без их государственного регулирования, без разработки и реализации мероприятий, способствующих развитию эффективных форм земельной собственности и хозяйствования на земле, правильному проведению земельной реформы. Ошибки в этом недопустимы.
Во-первых, вопрос регулирования земельных отношений всегда являлся одним из ключевых в России. Ограниченность и невосполнимость земельного ресурса вызывает необходимость государственного регулирования условий землепользования.
Во-вторых, вопросы изучения земель требуют единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных наблюдений. В настоящее время особую актуальность приобретает изучение состояния земель сельскохозяйственного назначения для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов для целей реального повышения эффективности производства с точки зрения критериев жизнеобеспечения, качества и уровня жизни, экономической безопасности и особенно продовольственной безопасности населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
7

РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
18

РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Курсовая ОГМУ.rtf

— 818.76 Кб (Скачать файл)

- координация деятельности органов местного самоуправления области по вопросам управления и распоряжения земельными участками сельскохозяйственного назначения и долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;

- приобретение в государственную собственность Белгородской области земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;

- подготовка решений об образовании земельных участков сельскохозяйственного назначения в счет невостребованных земельных долей в целях регистрации прав собственности Белгородской области;

- представление интересов Белгородской области как участника долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на общих собраниях собственников земельных долей;

- выдел земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Белгородской области, в целях дальнейшего предоставления для реализации различных инвестиционных проектов на территории области;

- передача земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Белгородской области, в управление ОАО «Белгородский земельный фонд» для дальнейшего предоставления в аренду сельскохозяйственным товаропроизводителям;

- передача в аренду находящихся в государственной собственности Белгородской области земельных участков сельскохозяйственного назначения для размещения и эксплуатации зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции;

- предоставление в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Белгородской области, собственникам зданий, строений, сооружений;

- регистрация права собственности Белгородской области на земельные участки сельскохозяйственного назначения из состава фонда перераспределения земель на территории муниципальных районов (городских округов) области при разграничении государственной собственности на землю;

- подготовка балансов земель и картографического материала (электронных карт) в разрезе хозяйств на территории муниципальных районов (городских округов) области по формам собственности, землеустройству;

- обеспечение контроля за соблюдением действующего законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения, при осуществлении публикаций в СМИ, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения (о намерении предоставления в аренду земельных участков; о месторасположении земельных участков, выделяемых в счет земельных долей; о проведении общих собраний участников долевой собственности);

- оказание содействия федеральным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления области при проведении проверок за целевым и эффективным использованием находящихся в государственной собственности земель сельскохозяйственного назначения в рамках осуществления государственного и муниципального земельного контроля;

- участие от имени Белгородской области в работе постоянно действующих согласительных комиссий муниципальных районов (городских округов) области при разрешении споров о местоположении выделяемых земельных участков в счет земельных долей;

- согласование передачи в залог прав аренды на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности Белгородской области;

- подготовка всех необходимых документов для размещения государственного заказа на право выполнения землеустроительных работ при формировании земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Белгородской области.

Должностные обязанности начальника отдела оборота земель сельскохозяйственного назначения определены на основании должностного регламента начальника отдела оборота земель сельскохозяйственного назначения департамента имущественных и земельных отношений области, утвержденного начальником департамента имущественных и земельных отношений области, в соответствии с уровнем профессионального образования, профессиональными знаниями и навыками.

Начальник отдела оборота земель сельскохозяйственного назначения

планирует, организует и контролирует работу отдела в соответствии с положением об отделе. Принимает непосредственное участие в работе, связанной с организацией системы управления и распоряжения земельными ресурсами на территории области и организует выполнение распоряжений и приказов начальника департамента по вопросам, касающимся компетенции отдела.

Начальник отдела оборота земель сельскохозяйственного назначения

осуществляет взаимодействие с органами власти и управления по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории области.

Участвует в подготовке и проведении совещаний и семинаров по проблематике отдела, организуемых департаментом; организует взаимодействие с ГСУ «Фонд государственного имущества Белгородской области» по вопросам, связанным с выкупом земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения в государственную собственность области.

Также начальник отдела оборота земель сельскохозяйственного назначения обеспечивает взаимодействие с ОАО «Белгородский земельный фонд» по вопросам, связанным с эффективным управлением и распоряжением землями сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Белгородской области; рассматривает обращения юридических и физических лиц о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Начальник отдела оборота земель сельскохозяйственного назначения готовит проекты законов области, постановлений и распоряжений губернатора и правительства области по проблематике отдела; рассматривает и осуществляет подготовку замечаний и предложений на поступающие проекты федеральных и областных законодательных актов.

Также начальник отдела оборота земель сельскохозяйственного назначения организует в отделе накопление и обобщение опыта по вопросам, связанным с оборотом земель сельскохозяйственного назначения на территории области и обеспечивает создание и функционирование системы учета земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и контроль за их оборотом.

Начальник оборота земель сельскохозяйственного назначения анализирует процессы, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения, формирует предложения по его совершенствованию; осуществляет контроль за целевым использованием и сохранностью земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности области.

Начальник отдела оборота земель сельскохозяйственного назначения оказывает методическую помощь уполномоченным органам по управлению и распоряжению земельными ресурсами органов местного самоуправления городов и районов области по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения и поддерживает уровень квалификации, достаточный для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей.

В соответствии с поручениями начальника департамента и его заместителей начальник отдела оборота земель сельскохозяйственного назначения рассматривает в установленные сроки служебную корреспонденцию.

По данным государственного учета земель, земельный фонд области на 1 января 2011 года составил 2713,4 тыс. га27.

Большая часть территории области занята землями сельскохозяйственного назначения, которые составляют 2011,5 тыс. га (74,1%) от общей площади28.

В данную категорию входят в основном товаропроизводители. Это сельскохозяйственные предприятия с различными формами хозяйствования: 64 сельскохозяйственных производственных кооперативов, включая колхозы, 458 акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, товариществ на вере, агрофирм, холдингов, 31 государственных и муниципальных унитарных сельскохозяйственных предприятия, 12 подсобных хозяйств промышленных предприятий, 25 научно-исследовательских и учебных учреждений, 361 прочих сельскохозяйственных предприятия, 1511 крестьянских (фермерских) хозяйств29.

К данной категории относятся также земли, используемые гражданами за пределами черты населенных пунктов для производства сельхозпродукции. Это коллективное садоводство и огородничество, земли, используемые гражданами для сенокошения и выпаса скота, а также земельные участки, предоставленные для расширения личных подсобных хозяйств до 1,2 га за чертой населенных пунктов.

Земельные участки, предоставленные в собственность гражданам в счет земельных долей для сельскохозяйственного использования без определения в документах формы хозяйствования, составило на 1 января 2011 года 22,2 тыс. га30.

В ходе земельной реформы для целей самостоятельного хозяйствования из общего числа собственников земельных паёв (долей) выделилась отдельная группа землепользователей площадь, которых на 1 января 2011 года составляет 12,0 тыс. га. Это собственники земельных долей, использующие свои земли, не передав их предприятиям или фермерским хозяйствам в аренду, или не оформив надлежащим образом документы на землю.

Земельные участки, предоставленные в собственность гражданам в счет земельных долей для сельскохозяйственного использования без определения в документах формы хозяйствования, составило на 1 января 2011 года 28,8 тыс. га31.

В составе земель сельскохозяйственного назначения преобладают сельскохозяйственные угодья, площадь которых составляет 1825,4 тыс. га (90,7%), земли под лесные насаждения, не входящие в лесной фонд составляют 68,0 тыс. га (3,4%). Доля земель, занятых водными объектами, в том числе болотами, составляет 33,3 тыс. га (1,7%), дорогами - 17,4 тыс. га (0,9%), постройками - 10,8 тыс. га (0,5%), нарушенными землями - 0,4 тыс. га(0,1%), прочими землями - 34,8 тыс. га (1,7%)32.

К сельскохозяйственным угодьям относятся земли, систематически используемые для производства сельскохозяйственной продукции. В структуре сельскохозяйственных угодий пашня занимает 1651 тыс. га (77,1%). Природные кормовые угодья - сенокосы занимают 56,1 тыс. га, (2,6%) пастбища 399,0 тыс. га - 18,6%, 85,3% этих угодий находятся на землях категории сельскохозяйственного назначения. Многолетние насаждения составляют 34,2 тыс. га, из них: 69,0% на землях сельскохозяйственного назначения33.

Из общей площади земель области - 2713,4 тыс. га по состоянию на 1 января 2011 года в собственности граждан находится 976,7 тыс. га (36,0%), уменьшение на 20,9 тыс. га произошло за счет выкупа земельных долей у граждан органами власти области, органами местного самоуправления районов и городов и юридическими лицами. В собственности юридических лиц стало - 301,1тыс. га (11,1%), увеличение произошло за счет выкупа земель у органов власти области и районов и граждан. В государственной и муниципальной собственности находится 1435,6 тыс. га (52,9%)34.

Земельные угодья области подразделяются на сельскохозяйственные (пашня, залежь, многолетние плодовые и ягодные насаждения, кормовые угодья: сенокосы и пастбища) и несельскохозяйственные (леса, кустарники, болота, поверхностные воды: реки, ручьи, озера, искусственные водоемы; дороги, застроенные территории, прочие земли: овраги, пески, оползни, меловые и глиняные обнажения)35.

Из 1277,8 тыс. га земель области, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, 1136,8 тыс. га (89,0%) являются землями сельскохозяйственного назначения36.

В результате проведенных преобразований на долю земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности граждан, приходится 867,6 тыс. га (43,1%) и, соответственно, находящихся в собственности юридических лиц - 269,2 тыс. га (13,4%). Кроме этого, 874,7 тыс. га (43,5%) земель сельскохозяйственного назначения находятся в государственной и муниципальной собственности, из которых 20,4 тыс. га находятся в собственности российской федерации. Увеличение на 12,9 тыс. га произошло за счет перевода бывших колхозных лесов37.

В соответствии с данными государственного учета земельных ресурсов области в структуре земель сельскохозяйственного назначения в собственности граждан находится 867,6 тыс. га (43,1%) от общей площади земель этой категории, у юридических лиц - 269,2 тыс. га, или 13,4%, в государственной и муниципальной собственности - 874,7 тыс. га (43,5%). Из общей площади земель государственной и муниципальной собственности предоставлено в пожизненное наследуемое владение гражданам 5,9 тыс. га, в аренду - 28,3 тыс. га. У юридических лиц в постоянном (бессрочном) пользовании находится 34,1 тыс. га и в аренде 598,9 тыс. га38.

В 2010 году в департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области поступило 873 обращения граждан, в том числе:

- по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения - 456;

- по прочим земельным вопросам - 195;

- по жилищным вопросам - 161;

- по вопросам налогообложения недвижимости и оформления прав - 6139.

Управлением земельными ресурсами совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и другими заинтересованными службами продолжается работа по созданию на территории области условий, обеспечивающих реализацию многочисленных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе в части обеспечения их земельными ресурсами, а также по созданию системы стабильного долгосрочного землепользования в сельскохозяйственном производстве, учитывающим интересы сельского населения, сельскохозяйственных товаропроизводителей и государства.

Особое внимание в этой работе уделяется землям сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности, как преобладающим в общей структуре сельскохозяйственных земель и наиболее вовлеченных в процесс гражданского оборота на территории области.

Одной из главных проблем является сложность оформления земельных участков в государственную собственность Белгородской области.

Данная проблема вызывает большую необходимость в формировании эффективной и целостной системы управления и распоряжения государственными землями сельскохозяйственного назначения, обеспечивающей их рациональное и эффективное использование.

Информация о работе Государственное регулирование земельных отношений (на примере Белгородской области)