Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:25, курсовая работа
Описание работы
Цель работы состоит в рассмотрении государственного управления и государственной службы, определении современных тенденций в государственном управлении. Задачи работы: изучить функции и структуру органов государственного управления в Российской Федерации; рассмотреть государственную службу на примере служащих Федеральной службы судебных приставов.
Содержание работы
1.ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ государственного управления .............6 1.1 Государственное управление, его основные черты и функции.................6 1.2 Структура государственного аппарата в Российской Федерации.........13 2.Государственная служба........................................................................17 2.1 Понятие государственной службы и государственного служащего.....17 2.2 Условия и порядок поступления на федеральную государственную гражданскую службу.......................................22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........................................................................................................27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................................28
2.1 Понятие государственной
службы и государственного служащего.....17
2.2 Условия
и порядок поступления на федеральную
государственную гражданскую службу...............................................................................................22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................................28
ВЕДЕНИЕ
Государственное управление
— это исполнительная деятельность по
непосредственной практической организации
общественных процессов в обществе. Исполнительной
деятельностью управление является потому,
что направлено на исполнение, претворение
в жизнь законов и других нормативных
актов. В процессе осуществления управления
его субъекты используют предоставленные
распорядительные полномочия, права по
принятию односторонних властных актов,
которые обязательны к исполнению и охраняются
мерами государственного принуждения.
В связи с этим указанная деятельность
в литературе именуется исполнительно-распорядительной.
Эффективное функционирование
государственного аппарата России, укомплектованного
кадрами надлежащей компетенции и высокой
квалификации, выступает одним из решающих
факторов ускорения перехода к рыночной
экономике и устранения многих кризисных
явлений в жизни страны.
Отсутствие единой научной
концепции государственного управления
обществом в переходный период существенно
затрудняет развитие российской государственности
на новых правовых принципах и формирование
государственной службы как важнейшего
инструмента преобразований в соответствии
с современным требованиями.
Как показала практика, в любой
системе управления должны быть четко
определены функции и задачи каждого звена
управления, каждого структурного подразделения,
а также порядок их взаимодействия. Этого
же требуют научная организация и научное
сопровождение кадровой работы в государственной
службе, как в целом, так и на каждом рабочем
месте. Необходимость решения этих проблем
и определила выбор темы данного исследования.
Главная функция государственной
службы, и в этом ее суть, - служить обществу
(ради этого она и создается), обеспечивать
устойчивую связь государства и общества,
государства и его граждан, в своей деятельности
практически реализовывать демократические
принципы, расширять условия для создания
гражданского общества, мотивировать
развитие его самоуправленческой деятельности
средствами профессиональной управленческой
работы, максимально делегировать функции
управления общественным институтам,
гражданам, словом, развивать и поддерживать
их свободную жизнедеятельность на основе
не только права, но и тех духовно-нравственных
принципов, ценностей, которые являются
определяющими для народного самосознания.
Поэтому государственная служба, не только
социально-правовой институт общества,
но его духовно-патриотический лидер,
интеллектуальный центр, призванный управленческими
средствами подвигать общество на практическое
осуществление его целей: социальной справедливости
и достижения достойной жизни своих членов,
развития демократических институтов,
формирования высокой духовности каждого
своего члена, развития науки, культуры,
образования.
Ключевым в исполнении государственной
должности является не только высокий
профессионализм государственного служащего,
но его личностные качества, гражданская
позиция, высокая нравственность и умение
служить своему отечеству. Поэтому, государственную
службу следует рассматривать не только
как управленческий социально-правовой
институт, но и как духовно-нравственный,
интеллектуальный генератор общества,
направленный на саморазвитие его внутренних
сил, интеграцию усилий его граждан в целях
самореализации сущностных потребностей,
интересов, в том числе духовно-культурных,
экономических, политических, научно-технических
и других.
Сейчас же идет активный процесс
формирования этой базы, формируются и
внедряются новые подходы к различным
аспектам государственной службы.
Цель работы состоит в рассмотрении
государственного управления и государственной
службы, определении современных тенденций
в государственном управлении.
Объектом исследования в работе
выступает государственное управление
и государственная служба.
Задачи работы: изучить функции
и структуру органов государственного
управления в Российской Федерации; рассмотреть
государственную службу на примере служащих
Федеральной службы судебных приставов.
Структурно работа состоит
из введения, двух глав, состоящих из двух
параграфов, заключения и списка используемой
литературы.
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ государственного
управления
1.1 Государственное
управление, его основные черты и функции
Государственное управление
как вид социального управления характеризуется
рядом особенностей. Если рассматривать
государственное управление в широком
смысле слова (буквально как управление
делами государства), то его осуществляют
все органы государства. Это управление
реализуется в следующих формах (видах)
деятельности:
-законодательная деятельность,
осуществляемая представительными органами
государственной власти;
-исполнительная деятельность,
осуществляемая органами исполнительной
власти;
-правосудие, осуществляемое
системой судебной власти.
Все эти формы деятельности
направлены на осуществление единых целей
и задач государства. Конституция Российской
Федерации устанавливает, что государственная
власть в России осуществляется на основе
разделения ее на законодательную, исполнительную
и судебную. Органы законодательной, исполнительной
и судебной власти самостоятельны. А так
же Конституция Российской Федерации
гласит, что:
1) государственную власть
в Российской Федерации осуществляют
Президент Российской Федерации,
Федеральное Собрание (Совет Федерации
и Государственная Дума), Правительство
Российской Федерации, суды Российской
Федерации;
2) государственную власть
в субъектах Российской Федерации
осуществляют образуемые ими
органы государственной власти
Конституция Российской Федерации. 1
В узком смысле слова государственное
управление — это деятельность государства
исполнительно-распорядительного характера
или административная деятельность, осуществляемая
главным образом органами исполнительной
власти как на уровне Российской Федерации,
так и ее субъектов.2
Из вышесказанного видно, что
государственное управление, исполнительная
деятельность в узком смысле слова является
одной из форм деятельности государства.
В процессе осуществления государственного
управления реализуются функции государства
в межотраслевых сферах (финансы, налоги,
статистика и др.), в социально-политической
сфере (оборона, внутренние дела, государственная
безопасность, иностранные дела и др.),
в социально-культурной сфере (образование,
наука, здравоохранение, культура и др.)
и в сфере хозяйственной деятельности
(промышленность, транспорт, связь, торговля
и др.).
Государственное управление
носит государственно-властный характер
и осуществляется специально уполномоченными
на то субъектами управления.
Управленческая деятельность
реализуется посредством применения различных
организационных форм, совокупность которых
и обеспечивает целенаправленное функционирование
всего управленческого механизма. В зависимости
от того, насколько совершенно государственное
управление, настолько и деятельность
государственного аппарата соответствует
условиям функционирования государства
на том или ином этапе исторического развития.
Государственное управление практически
реализуется через такие формы организационной
деятельности, как подбор и расстановка
кадров, прогнозирование, разработка целевых
программ развития той или иной отрасли
(сферы) управления, работа с информацией,
координация, контроль, учет и статистика,
делопроизводство и другое.
Сегодняшний этап исторического
развития Российской Федерации - это провозглашение
в нашей стране наличия правового государства
и создание зрелого гражданского общества.
Одной из главных целей, которая
должна быть поставлена перед нынешним
этапом административной реформы в России,
является определение подобающей роли
и места гражданина в обществе и государстве.
Гражданину должны быть предоставлены
возможности реализовывать свои права
и отстаивать нарушенные права в сфере
государственного управления при условии
соблюдения со стороны всех участников
административных правоотношений принципа
законности.
Государственное управление
становится правомерным или, что тождественно,
подзаконным по мере того, как в государстве
реально используется механизм разделения
властей, и в первую очередь, от органов
управления должны быть обособлены органы
законодательства.
Определение целей и основных
задач, решаемых в процессе управления,
обусловливает динамичность этой формы
государственной деятельности. Каждый
этап развития нашего государства, как
правило, сопровождается соответствующими
изменениями в управленческой структуре,
направленными на улучшение деятельности
аппарата исполнительной власти. Динамичность
управленческой деятельности обеспечивает
оптимальное решение задач общества.
Государственное управление
призвано служить в первую очередь интересам
личности, общества и государства (именно
в такой последовательности, если государство
вправе называться демократическим). Оно
осуществляется на основе и во исполнение
федеральных законов, законов субъектов
Российской Федерации и иных актов представительной
власти России, то есть государственное
управление носит подзаконный характер.
Субъектами государственного
управления являются государственные
органы, органы местного самоуправления
(муниципальные органы), а также общественные
и иные негосударственные формирования,
наделенные соответствующими полномочиями.
Исходя из вышеизложенного,
государственное управление (исполнительная
деятельность) может быть определено как
одна из форм деятельности уполномоченных
на то субъектов, состоящая в практической
организации осуществления его задач
и функций, в непосредственном повседневном
руководстве социально-политическими,
социально-культурными отраслями, хозяйственной
и межотраслевыми сферами деятельности
на основе и во исполнение законов.
Главная цель государственного
управления определяется его сущностью,
понятием, а именно - совершенствование
системы управления, изменение ее качественных
характеристик, которые, в свою очередь,
призваны обеспечить оптимальную организацию,
реализацию руководства процессов, происходящих
в отношениях субъекта и объекта управления.
Цели - это то, на что направлена деятельность
органов государственного управления.
Цели государственного управления:
-социально-экономические цели,
т.е. упорядочение общественной жизни
и удовлетворение публичных интересов;
достижение экономического благосостояния,
построение и поддержание определенной
системы экономических отношений;
-политические цели, т.е. вовлечение
в управление всех политических сил в
стране, поддержание процессов в обществе
и государстве, способствующих совершенствованию
государственных и общественных структур,
развитию человека;
-обеспечительные цели, т.е.
обеспечение прав и свобод граждан, законности
в обществе, общественного порядка и безопасности,
необходимого уровня благосостояния;
-организационно-правовые цели,
т.е. формирование правовой системы, способствующей
реализации основных функций государства
и решения его задач при помощи демократических
институтов и механизмов правового государства,
а также организационно-функциональных
образований.
При таком подходе перечисленные
цели государственного управления фактически
соответствуют устоявшейся в теории права
и государства классификации функций
государства по отраслевому принципу,
что вполне допустимо, поскольку именно
в функциях проявляются цели управления.
Функции государства не следует
отождествлять с функциями его отдельных
органов или же государственных организаций.
Функции последних, хотя и имеют в большинстве
своем немалую значимость для жизни общества
и государства, но, тем не менее, обладают
по сравнению с функциями всего государства
относительно узким, локальным характером.
Если функции государства охватывают
собой всю его деятельность в целом, активность
всего государственного аппарата или
механизма, то функции отдельных органов
распространяются лишь на часть его, охватывают
собой деятельность лишь отдельных его
частей.
При этом важно учитывать, что
государство в целом выступает субъектом
государственного управления, а основу
организационной структуры государственного
управления составляют органы исполнительной
власти. Следовательно, функции государственного
управления определяются целями и функциями
государства, в свою очередь, функции исполнительной
власти определяются целями и функциями
государственного управления.
Возвращаясь непосредственно
к понятию «функции управления», необходимо
подчеркнуть, что в науке управления нет
единого понятия функций, т.е. направлений
деятельности. Функция - широко распространенное
слово, имеющее множество значений. Функция-
это исполнение, обязанность, круг деятельности,
назначение, отображение, роль, совершение,
соответствие. Данное понятие используется
во всех областях знаний и во всех сферах
деятельности. В социально-экономических
системах понятие «функция» также широко
применяется к системе в целом, объекту
и субъекту управления, отдельным подсистемам
и видам деятельности. Функции занимают
особое место в системе управления и играют
ключевую роль в ее формировании.
Функция управления как возможная
область формирования управляющего воздействия
предполагает осуществление непрерывных
взаимосвязанных между собой действий
по выработке средств и методов воздействия
и их реализации применительно к решению
конкретной проблемы. Поэтому функция
рассматривается как объективно необходимая
область процесса управления, имеющего
временную и пространственную определенность
и конечную результативность.
Применительно к государственному
управлению, под функциями государственного
управления принято понимать объективно
обусловленные виды властных, целеполагающих,
организующих и регулирующих воздействий
государства на общественные процессы.