Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:25, курсовая работа
Описание работы
Цель работы состоит в рассмотрении государственного управления и государственной службы, определении современных тенденций в государственном управлении. Задачи работы: изучить функции и структуру органов государственного управления в Российской Федерации; рассмотреть государственную службу на примере служащих Федеральной службы судебных приставов.
Содержание работы
1.ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ государственного управления .............6 1.1 Государственное управление, его основные черты и функции.................6 1.2 Структура государственного аппарата в Российской Федерации.........13 2.Государственная служба........................................................................17 2.1 Понятие государственной службы и государственного служащего.....17 2.2 Условия и порядок поступления на федеральную государственную гражданскую службу.......................................22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........................................................................................................27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................................28
К общим функциям управления,
как правило, относятся:
1) сбор и обработка (анализ)
социальной информации;
2) прогнозирование, т.е. научное
предвидение изменений в развитии
каких-либо явлений или процессов
на основе объективных данных
и достижений науки;
3) планирование, т.е. определение
направлений, целей управленческой
деятельности и способов, средств
достижения этих целей;
4) организация, т.е. формирование
системы управления, упорядочение
управленческих отношений между
субъектом и объектом управления,
определение прав и обязанностей,
структуры органов, организаций, подбор
и расстановка кадров и т.д.;
5) регулирование или распорядительство,
т.е. установление режима деятельности
по достижению целей и задач
управления, регулирование поведения
управляемых объектов, дача директив,
указаний, предписаний и др.;
6) координация и взаимодействие,
осуществляемые для достижения
общих целей управления;
7) контроль и учет, состоящие
в том, чтобы установить, соответствует
или не соответствует фактическое
состояние объекта управления
заданному состоянию.
При таком подходе, как правило,
выделяют пять функций государства.
Экономическая функция - обеспечение
нормального функционирования и развития
экономики, в том числе посредством охраны
существующих форм собственности, организация
общественных работ, планирование производства,
осуществление внешнеэкономических связей
и др.
Политическая функция - обеспечение
государственной и общественной безопасности,
социального и национального согласия,
подавление сопротивления противоборствующих
социальных сил, охрана суверенитета государства
от внешних посягательств и т.п.
Социальная функция - охрана
прав и свобод населения, осуществление
мер по удовлетворению социальных потребностей
людей, поддержанию необходимого уровня
жизни населения, обеспечению необходимых
условий труда, его оплаты, быта и т.д.
Идеологическая функция - поддержка
определенной, в том числе религиозной,
идеологии, организация образования, поддержание
науки, культуры и др.
Экологическая функция (появившаяся
сравнительно недавно) - охрана окружающей
природной среды, рациональное использование
природных ресурсов, обеспечение экологической
безопасности.
Таким образом, функции государства
являются не постоянными, а непрерывно
трансформирующимися категориями. Их
классификация весьма обширна. Некоторые
функции отпадают вообще, другие существенно
меняют объем и содержание, а следовательно,
и значимость. Кроме того, появляются новые,
неизвестные ранее функции государства.
Изменяется также их соотношение в единой
системе, которую они образуют.
1.2 Структура
государственного аппарата в Российской
Федерации
Тесная взаимосвязь функций
и механизма государства обусловливает
необходимость структурно-функционального
подхода к изучению структуры государственного
механизма. Структурно-функциональный
подход - одно из направлений общего системного
анализа, основу которого составляет исследование
категорий структуры и функций в их органической
взаимосвязи. В соответствии с этим структура
механизма государства должна рассматриваться
в неразрывной связи с его деятельностью
по выполнению государственных функций.
Структурно-функциональный
анализ механизма современного Российского
государства означает изучение роли и
места в нем образующих его элементов
государственных органов и их системных
образований, как они закреплены в Конституции
Российской Федерации (структурный подход)
в сочетании с их функциональным назначением,
выполняемыми ими государственными функциями
(функциональный подход).
Опираясь на конституционно
выделяемые на основе разделения властей
структурные подразделения государственного
механизма и учитывая выполняемые составляющими
их органами функции, то есть на основе
структурно-функционального анализа,
можно выделить следующие виды (группы,
подсистемы) органов, образующих механизм
современного Российского государства:
1. Президент Российской Федерации.
С принципом разделения властей вполне
сообразуется то, что по Конституции РФ
Президент РФ как глава государства не
относится непосредственно к какой-либо
одной из трех основных ветвей власти.
Согласно Конституции РФ, Президент
РФ является гарантом федеральной Конституции,
прав и свобод человека и гражданина. В
установленном Конституцией РФ порядке
он принимает меры по охране суверенитета
Российской Федерации, ее независимости
и государственной целостности, обеспечивает
согласованное функционирование и взаимодействие
органов государственной власти.
Президент России в соответствии
с Конституцией РФ и федеральными законами
определяет основные направления внутренней
и внешней политики государства. Он как
глава государства представляет Россию
внутри страны и в международных отношениях.
Институт президентства имеет место и
в ряде республик в составе Российской
Федерации. При этом правовой статус президента
как главы государства либо главы исполнительной
власти определяется конституцией соответствующей
республики.
2.Органы представительной и
законодательной власти. Представительным
и законодательным постоянно действующим
органом Российской Федерации является
Федеральное Собрание. Это- первый после
Октябрьской революции парламент России,
ибо бывший Верховный Совет лишь формально
назывался парламентом, но никогда по
существу им не был.
Федеральное Собрание РФ, состоящее
из двух палат - Совета Федерации и Государственной
Думы, наделено широкими полномочиями,
главное среди которых - издание федеральных
законов.
Система представительных и
законодательных органов государственной
власти как составная структурная часть
механизма Российского государства, наряду
с Федеральным Собранием РФ, включает
в себя также законодательные и представительные
органы, образуемые субъектами Российской
Федерации.
3. Органы исполнительной
власти. Согласно Конституции РФ,
исполнительную власть Российской
Федерации осуществляет Правительство
России. Оно состоит из Председателя
Правительства РФ и заместителей
Председателя Правительства РФ
и федеральных министров.
Правительство РФ:
а) разрабатывает и представляет
Государственной Думе РФ федеральный
бюджет и обеспечивает его исполнение;
представляет Государственной Думе РФ
отчет об исполнении федерального бюджета;
б) обеспечивает проведение
в Российской Федерации единой финансовой,
кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение
в Российской Федерации единой государственной
политики в области культуры, науки, образования,
здравоохранения, социального обеспечения,
экологии;
г) осуществляет управление
федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению
обороны страны, государственной безопасности,
реализации внешней политики;
е) осуществляет меры по обеспечению
законности, прав и свобод граждан, охране
собственности и общественного порядка,
борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия,
возложенные на него Конституцией РФ,
федеральными законами, указами Президента
России.
Вся разносторонняя деятельность
Правительства РФ осуществляется посредством
функционирования работающих под его
руководством различных федеральных органов
исполнительной власти. Структура этих
государственных органов включает в себя:
1) федеральные министерства
(Министерство по атомной энергии,
Министерство внешних экономических
связей, Министерство иностранных
дел, Министерство культуры, Министерство
образования, Министерство охраны
окружающей среды и природных
ресурсов, Министерство путей сообщения,
Министерство связи, Министерство
сельского хозяйства и продовольствия,
Министерство финансов, Министерство
экономики и др.);
2) государственные комитеты
Российской Федерации (Государственный
Комитет по антимонопольной политике
и поддержке новых экономических
структур, государственный Комитет
по высшему образованию, Государственный
Комитет по оборонным отраслям
промышленности, Государственный Комитет
по управлению государственным
имуществом и др.);
3) комитеты Российской
Федерации (Высший аттестационный
комитет, Комитет по делам молодежи,
физической культуре и туризму,
Комитет по земельным ресурсам
и землеустройству, Комитет по
кинематографии, Комитет по машиностроению,
Комитет по печати и др.);
4) иные федеральные органы
исполнительной власти (Государственная
архивная служба, Государственная
налоговая служба, Федеральная служба
лесного хозяйства, Федеральный
надзор по ядерной и радиационной
безопасности и др.).
Понятием системы исполнительных
органов государственной власти или органов
государственного управления как составной
структурной части механизма Российского
государства, вместе с федеральным Правительством
и другими федеральными органами исполнительной
власти, охватываются и исполнительные
органы государственной власти в субъектах
Российской Федерации.
Кроме того, особую разновидность
органов исполнительной власти представляют
собой органы, учреждаемые в установленном
законодательством Российской федерации
порядке для непосредственного обеспечения
функционирования государственных органов,
устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными
законами, конституциями и уставами субъектов
Российской Федерации. К этой группе (подсистеме)
органов государственного управления
относятся: Администрация Президента
РФ, включая входящие в нее соответственно
ее подразделениям государственные органы;
аппараты палат Федерального Собрания
РФ, Правительства РФ; аппараты Конституционного,
Верховного и Высшего Арбитражного Суда
РФ; аппараты органов законодательной
и исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
Отметим, что в специальной
литературе, в том числе и по административному
праву, до последнего времени не уделялось
должного внимания этой разновидности
исполнительных органов государства.
Такое положение должно быть исправлено,
ибо ныне трудно переоценить значение
данной группы органов государственного
управления для обеспечения эффективного
функционирования механизма Российского
государства в целом. Особенно важно принять
меры к нормативно-правовому обеспечению
легитимности этих органов, к развитию
и совершенствованию правового регулирования
их деятельности.
4. Суд, прокуратура и другие
органы, непосредственно стоящие
на страже законности и правопорядка.
Обращаясь к сочетанию структурного и
функционального подходов в системе этих
органов представляется возможным определить
два блока органов. Первый из них охватывает
органы, структурно выделенные и закрепленные
в качестве таковых в главе 7 “Судебная
власть” Конституции РФ. Второй блок составляют
органы, которые, будучи структурно отнесены
Конституцией РФ к исполнительной власти,
одновременно по функциональному назначению
представляют собой органы, непосредственно
стоящие на страже законности и правопорядка.
Государственная
служба
2.1. Понятие государственной
службы и государственного служащего
Чтобы составить полное представление
о таком роде деятельности, как государственное
управление, наверное, недостаточно показать
сферу общественных отношений, где она
осуществляется, и рассказать об органах
исполнительной власти, которые этим занимаются.
Дело в том, что за названием «орган исполнительной
власти» скрываются конкретные люди, которые
и осуществляют практически все его функции.
Поэтому важно показать также принципы
деятельности этих людей, называемых государственными
служащими.
В недавнем прошлом, когда в
общем-то большинство учреждений, организаций
являлось государственными, в понятие
государственного служащего вкладывалось
совсем другое значение. Слово «служащий»
в основном определялось по контрасту
с понятием «рабочий» и обозначало работника
не физического, а умственного труда, труд
которого связан с созданием духовных
ценностей, оказанием социальных услуг
населению. Соответственно государственным
служащим считался такой работник, который
осуществлял свои функции на государственном
предприятии, в учреждении и т. п. Таким
образом, почти все работники нефизического
труда оказывались государственными служащими.
В настоящее время такое определение государственного
служащего потеряло смысл, так как граница
между рабочим и служащим в этом понимании
все более оказывается размытой, труд
рабочих и служащих во многом сближается.
На сегодняшний день юридическая наука
оперирует другим определением государственной
службы и государственного служащего.
Государственная служба - это
не просто работа по найму в государственном
органе или в учреждении, а профессиональная
деятельность по обеспечению полномочий
органов государственной власти Российской
Федерации и субъектов РФ за денежное
вознаграждение, выплачиваемое за счет
средств федерального бюджета или средств
бюджета субъекта РФ.
Необходимо различать два понятия:
должность и государственная должность.
Должностью признается штатная
единица организации, учреждения, которой
соответствует служебное полномочие,
определяемое кругом прав и обязанностей
служащего, положенных ему по занимаемой
должности. В теории выделяют следующие
виды должностей. Во-первых, это должности
представителей власти (лиц, которые, работая
в государственных органах и учреждениях,
наделены правом в пределах своей компетенции
принимать решения, обязательные для исполнения
неподчиненными им субъектами). Во-вторых,
это должности, связанные с выполнением
организационно-распределительных функций
(функций по осуществлению руководства
трудовым коллективом, участком работы
и т. п.). В-третьих, это должности, связанные
с осуществлением административно-хозяйственных
обязанностей (обязанностей по управлению
и распоряжению имуществом).