Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:25, курсовая работа
Описание работы
Цель работы состоит в рассмотрении государственного управления и государственной службы, определении современных тенденций в государственном управлении. Задачи работы: изучить функции и структуру органов государственного управления в Российской Федерации; рассмотреть государственную службу на примере служащих Федеральной службы судебных приставов.
Содержание работы
1.ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ государственного управления .............6 1.1 Государственное управление, его основные черты и функции.................6 1.2 Структура государственного аппарата в Российской Федерации.........13 2.Государственная служба........................................................................17 2.1 Понятие государственной службы и государственного служащего.....17 2.2 Условия и порядок поступления на федеральную государственную гражданскую службу.......................................22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........................................................................................................27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................................28
Но говорить о государственной
службе позволяет осуществление не любой
должности, а только осуществление государственных
должностей, к ним относятся только должности
в федеральных органах государственной
власти, органах государственной власти
субъектов РФ, в иных государственных
органах с установленным кругом обязанностей
по исполнению и обеспечению полномочий
данного государственного органа, денежным
содержанием и ответственностью за исполнение
этих обязанностей.
Все государственные должности
можно подразделить на три категории:
1) государственные должности
категории А: должности, установленные
Конституцией РФ, федеральными законами,
конституциями и уставами субъектов
РФ для непосредственного исполнения
полномочий государственных органов
(Президент РФ, Председатель Правительства
РФ, председатели палат Федерального
Собрания РФ, депутаты, министры, судьи
и др.);
2) государственные должности
категории Б: должности, учреждаемые
для непосредственного обеспечения
исполнения полномочий лиц, занимающих
должности категории А;
3) государственные должности
категории В: должности, учреждаемые
государственными органами для
исполнения и обеспечения их
полномочий.
Статус лиц, занимающих должности
категории А, отличается большим своеобразием
и регулируется Конституцией РФ, отдельными
федеральными законами, конституциями,
уставами субъектов РФ. Поэтому законодательство
не относит исполнение должностных обязанностей
этих лиц к государственной службе. К государственной
службе относится лишь исполнение должностных
обязанностей лицами, замещающими государственные
должности группы Б и В.
Государственные должности
государственной службы (должности категории
Б и В) законодательство подразделяет
на определенные группы:
1) высшие государственные
должности государственной службы.
Этой группе должностей соответствует
квалификационный разряд действительного
государственного советника РФ 1-го,
2-го и 3-го класса;
2) главные государственные
должности государственной службы
(государственный советник РФ 1-го,
2-го и 3-го класса). Лица, занимающие
должности этих двух групп
должны иметь высшее образование
по специализации государственных
должностей;
3) ведущие государственные
должности государственной службы
(советник РФ 1-го, 2-го и 3-го класса);
4) старшие государственные
должности государственной службы
(советник государственной службы
1-го, 2-го и 3-го класса). Лица, замещающие
должности этих двух групп, могут
иметь кроме высшего образования
по специализации должности еще
и высшее образование по специальности
«государственное управление»;
5) младшие государственные
должности государственной службы
(референт государственной службы
1-го, 2-го и 3-го класса). Для замещения
должности данной группы необходимо иметь
среднее профессиональное образование
по специализации должностей.
Государственная служба может
подразделяться на государственную службу
в законодательных органах власти, исполнительных,
судебных органах, а также в органах прокуратуры.
Принципы государственной службы.
Деятельность любого государственного
служащего должна определяться следующими
принципами, установленными законодательством
РФ:
1) верховенство Конституции
РФ, законов РФ над иными нормативно-правовыми
актами, должностными инструкциями;
2) приоритет прав и
свобод человека и гражданина,
их непосредственное действие. Государственные
служащие обязаны соблюдать и
защищать права и свободы человека
и гражданина;
3) принцип равного доступа
к государственной службе. Этот
принцип не отрицает, однако, установления
определенных требований к способностям,
профессиональной подготовке, возрасту,
иногда к здоровью и др. Важно,
чтобы не устанавливались требования
к полу, расе, национальности, языку,
социальному происхождению, имущественному
положению, месту жительства, отношению
к религиозным и общественным
объединениям и т. п.;
4) принцип обязательности
для государственных служащих
решений, принимаемых вышестоящими
государственными органами и
руководителями в пределах их
полномочий и в соответствии с законом;
5)принцип единства основных
требований, предъявляемых к государственной
службе;
6) принцип гласности в
осуществлении государственной
службы;
7)принцип ответственности государственных
служащих за подготавливаемые и принимаемые
решения, неисполнение либо ненадлежащее
исполнение своих должностных обязанностей;
8) принцип внепартийности
и внерелигиозности государственной
службы, отделения религиозных объединений
от государства. В системе государственной
службы не допускается создание политических
партий и движений, государственные служащие
при исполнении своих обязанностей не
связаны решениями политических и религиозных
организаций. Кроме того, не допускается
возложение отдельных государственных
функций на религиозные или политические
объединения.
2.2 Условия и порядок
поступления на федеральную государственную
гражданскую службу
На гражданскую службу вправе
поступать граждане Российской Федерации,
достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным
языком Российской Федерации и соответствующие
квалификационным требованиям, установленным
Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О
государственной гражданской службе Российской
Федерации»3.
Особые требования предъявляются
Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О
судебных приставах» к лицам, назначаемым
на должности гражданской службы судебных
приставов, которые в зависимости от исполняемых
ими обязанностей подразделяются на судебных
приставов по обеспечению установленного
порядка деятельности судов и судебных
приставов-исполнителей. Согласно указанной
норме, судебным приставом может быть
гражданин Российской Федерации, достигший
возраста 21 год, имеющий среднее общее
или среднее профессиональное образование
(для старшего судебного пристава, заместителя
старшего судебного пристава – высшее
юридическое образование; с 08.12.2014 для
судебного пристава-исполнителя – высшее
юридическое или высшее экономическое
образование), способный по своим деловым
и личным качествам, а также по состоянию
здоровья исполнять возложенные на него
обязанности4.
В целях обеспечения конституционного
права граждан Российской Федерации на
равный доступ к гражданской службе поступление
гражданина на гражданскую службу в Федеральную
службу судебных приставов для замещения
должности гражданской службы или замещение
гражданским служащим другой должности
гражданской службы осуществляется на
конкурсной основе.5
Порядок проведения конкурсов
определяется Указом Президента Российской
Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на
замещение вакантной должности государственной
гражданской службы Российской Федерации»
и приказом Федеральной службы судебных
приставов от 29.03.2007 № 107 «Об утверждении
Методики проведения конкурса на замещение
вакантной должности государственной
гражданской службы в Федеральной службе
судебных приставов».
Конкурс заключается в оценке
профессионального уровня претендентов
на замещение должности гражданской службы,
их соответствия установленным квалификационным
требованиям к должности гражданской
службы.
Квалификационные требования
к должностям гражданской службы установлены
Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О
государственной гражданской службе Российской
Федерации», в соответствии с которой
в число квалификационных требований
к должностям гражданской службы входят
требования к уровню профессионального
образования, стажу гражданской службы
(государственной службы иных видов) или
стажу (опыту) работы по специальности,
направлению подготовки, профессиональным
знаниям и навыкам, необходимым для исполнения
должностных обязанностей.
Квалификационные требования
к должностям гражданской службы устанавливаются
в соответствии с категориями и группами
должностей гражданской службы.6
Отнесение должностей гражданской
службы к определенным категориям и группам
должностей гражданской службы закреплено
Указом Президента Российской Федерации
от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей Федеральной
государственной гражданской службы».
В число квалификационных требований
к должностям гражданской службы категорий
«руководители», «помощники (советники)»,
«специалисты» всех групп должностей
гражданской службы, а также категории
«обеспечивающие специалисты» главной
и ведущей групп должностей гражданской
службы входит наличие высшего образования.
В число квалификационных требований
к должностям гражданской службы категории
«обеспечивающие специалисты» старшей
и младшей групп должностей гражданской
службы входит наличие среднего профессионального
образования, соответствующего направлению
деятельности.
Квалификационные требования
к стажу гражданской службы (государственной
службы иных видов) или стажу (опыту) работы
по специальности, направлению подготовки
для федеральных гражданских служащих
устанавливаются Указом Президента Российской
Федерации от 27.09.2005 № 1131 «О квалификационных
требованиях к стажу государственной
гражданской службы (государственной
службы иных видов) или стажу работы по
специальности для федеральных государственных
гражданских служащих».
Квалификационные требования
к профессиональным знаниям и навыкам,
необходимым для исполнения должностных
обязанностей, установлены приказом ФССП
России от 17.10.2012 № 453 «Об утверждении квалификационных
требований к профессиональным знаниям
и навыкам, необходимым для исполнения
должностных обязанностей федеральными
государственными гражданскими служащими
Федеральной службы судебных приставов».
Федеральным законом от 27.07.2004
№ 79-ФЗ «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» установлены
ограничения, связанные с гражданской
службой, вследствие которых гражданин
не может быть принят на гражданскую службу.
К ним относятся:
1) признание гражданина
недееспособным или ограниченно
дееспособным решением суда, вступившим
в законную силу;
2) осуждение гражданина
к наказанию, исключающему возможность
исполнения должностных обязанностей
по должности государственной
службы (гражданской службы), по приговору
суда, вступившему в законную
силу, а также в случае наличия
не снятой или не погашенной
в установленном федеральным
законом порядке судимости;
3) отказ от прохождения
процедуры оформления допуска
к сведениям, составляющим государственную
и иную охраняемую федеральным
законом тайну, если исполнение
должностных обязанностей по
должности гражданской службы, на
замещение которой претендует
гражданин, или по замещаемой
гражданским служащим должности
гражданской службы связано с
использованием таких сведений;
4) наличие заболевания, препятствующего
поступлению на гражданскую службу
или ее прохождению и подтвержденного
заключением медицинского учреждения.
Порядок прохождения диспансеризации,
перечень таких заболеваний и
форма заключения медицинского
учреждения устанавливаются уполномоченным
Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной
власти;
5) близкое родство или
свойство (родители, супруги, дети, братья,
сестры, а также братья, сестры, родители,
дети супругов и супруги детей)
с гражданским служащим, если
замещение должности гражданской
службы связано с непосредственной
подчиненностью или подконтрольностью
одного из них другому;
6) выход из гражданства
Российской Федерации или приобретение
гражданства другого государства;
7) наличие гражданства
другого государства (других государств),
если иное не предусмотрено
международным договором Российской
Федерации;
8) представление подложных
документов или заведомо ложных
сведений при поступлении на
гражданскую службу;
9) непредставление установленных
Федеральным законом от 27.07.2004 №
79-ФЗ «О государственной гражданской
службе Российской Федерации»
сведений или представления заведомо
ложных сведений о доходах, об
имуществе и обязательствах имущественного
характера при поступлении на
гражданскую службу.
Дополнительные требования,
предъявляемые к лицу, назначаемому на
должность судебного пристава (судебного
пристава по обеспечению установленного
порядка деятельности судов и судебного
пристава-исполнителя), установлены статьёй
3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ
«О судебных приставах». Согласно этим
требованиям на должность судебного пристава
не может быть назначен гражданин, который
был осужден за преступление по приговору
суда, вступившему в законную силу, имеет
судимость либо имел судимость, которая
снята или погашена, в отношении которого
осуществляется уголовное преследование
либо прекращено уголовное преследование
за истечением срока давности, в связи
с примирением сторон, вследствие акта
об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все стороны существования
и деятельности человека, общества и государства
создают благоприятный и рациональный
образ жизни, только будучи сведенными
в целостную, динамичную, гармоничную
систему. Несмотря на то, что имеются естественные
взаимосвязи между всеми явлениями и процессами,
должную системность, развитие, производительность,
экономичность и безопасность общественной
жизни придает именно система государственного
управления. Только она, в совокупности
с другими объектами административно
– правового регулирования, обладает
единством законных полномочий организации
и регулирования.
Законодательство о государственной
службе, предусматривают не только ограничения,
но и дополнительные гарантии для государственных
служащих. К сожалению, существуют проблемы
в реализации этих гарантий. То есть прописанные
в законе гарантии, права не подкрепляются
организационно и финансово. Поэтому они
часто остаются декларативными.