Государственный служащий: понятие, виды, правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является комплексное изучение правовых вопросов, возникающих при трактовке положений Главы 3 «Правовое положение (статус) государственного гражданского служащего» Федерального закона «О государственной гражданской службе», в рамках федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации………………………………6
1.1 Понятие, классификация государственных гражданских служащих………6
1.2 Правовые основы государственной гражданской службы ………………11
1.3 Особенности правового статуса государственного гражданского служащего………………………………………………………………………......16
Глава 2. Содержание правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации……………………………………………...20
2.1 Права и гарантии государственного гражданского служащего……………20
2.2 Обязанности государственного гражданского служащего…………………..25
2.3 Ограничения и запреты государственного гражданского служащего……28
Заключение…………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………………37

Файлы: 1 файл

Неуч.docx

— 71.89 Кб (Скачать файл)

Конституция Российской Федерации, имея высшую юридическую силу, в  ч. 4 ст. 32 определяет государственную службу как одну из важнейших форм участия граждан в управлении делами государства и общества, подчеркивая, что граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Также Конституция РФ закрепляет такие основы, как верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4); единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ч. 3 ст. 5); приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 18); обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10); ряд обязанностей всех должностных лиц (ч. 2 ст. 24, ч. 3 ст. 41, ч. 2 ст. 46) и др.

Государственная служба связана с рядом ограничений для лиц, состоящих на ней, а всякое ограничение прав личности, согласно ст.55 Конституции Российской Федерации, допускается только по федеральному закону.

Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной  службы Российской Федерации» определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.7 Являясь базовым и регулируя весь комплекс вопросов, касающихся государственной службы, он содержит начала всех иных законодательных и нормативных правовых актов о государственной службе. Федеральный закон создает условия единой общефедеральной правовой базы государственной службы Российской Федерации, придания ей профессионального характера. Этим Федеральным законом предусмотрено создание единой системы государственной службы в Российской Федерации, включая такие ее виды, как гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба, и установление для указанных видов службы общих институтов, основополагающих принципов и единых дефиниций.

Государственная гражданская  служба Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской  службе Российской Федерации», вступившим в силу с 1 февраля 2005 г. Данным федеральным  законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации. Он дает целостное представление о деятельности тех работников, которые составляют административный стержень государственного управления, несут всю тяжесть регулирования социального взаимодействия личностей, организаций, субъектов социально-политической деятельности.

Этот Федеральный закон, принятый в рамках проводимой в стране реформы государственной службы, содержит ряд принципиально важных правовых норм, которые впервые приняты  в российской управленческой практике.8 Эти нормы ввели новое понятие «должностной регламент гражданского служащего» и создали реальные предпосылки для регламентации требований к служебному поведению гражданских служащих, а также закрепили необходимость прохождения гражданскими служащими профессиональной переподготовки и создали предпосылки антикоррупционного механизма9, в том числе, посредством урегулирования конфликта интересов на гражданской службе. Также они установили порядок формирования кадрового резерва и основные направления работы с ним; условия оплаты труда гражданских служащих по определенным должностям; сбалансировали административно-правовое регулирование государственной службы и деятельности государственных служащих в сочетании с субсидиарным применением норм трудового законодательства.

Кроме указанных, правовую основу государственной службы также составляют иные федеральные законы.

 Например, Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права государственных гражданских служащих на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения, определяет стаж государственной гражданской службы, регламентирует среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих.

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ст.8 закрепляет за государственным  гражданским служащим обязанность  представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе  и обязательствах имущественного характера  своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, указывая, что невыполнение данной обязанности является правонарушением, влекущим освобождение государственного служащего от замещаемой должности  либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ч.1 ст.9 Федеральный закон «О противодействии коррупции» обязывает государственного гражданского служащего уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.10

Отношения, связанные с  государственной гражданской службой, регулируются также указами Президента Российской Федерации, постановлениями  Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных  органов исполнительной власти и  субъектов Российской Федерации.

Указы Президента Российской Федерации, входящих в систему законодательства о государственной гражданской  службе:

Указ Президента РФ от 25.07.2006 N 763 «О денежном содержании федеральных  государственных гражданских служащих»;

Указ Президента РФ от 28.12.2006 N 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских  служащих Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 19.11.2007 N 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции»;

Постановления Правительства  Российской Федерации:

Постановление Правительства  РФ от 28.01.2011 N 39 «О предельной численности  и фонде оплаты труда федеральных  государственных гражданских служащих и работников центральных аппаратов  и территориальных органов федеральных  органов исполнительной власти»;

Постановление Правительства  РФ от 27.01.2009 N 63 «О предоставлении федеральным  государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения»;

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти:

Приказ ФНС РФ от 15.04.2009 N ММ-7-4/241 «Об утверждении методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, состава, сроков и порядка работы конкурсных комиссий Федеральной налоговой службы»;

Приказ ФНС РФ от 11.04.2011 N ММВ-7-4/260@ «Об утверждении Кодекса  этики и служебного поведения  государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы»;

Полный перечень и иерархия нормативных правовых актов, регламентирующих отношения, связанные с государственной  гражданской службой, установлены  статьей 5 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе».

 

 

 

 

1.3 Особенности  правового статуса государственного  гражданского служащего

 

В юридической литературе даётся следующее определение правового  статуса государственного гражданского служащего: «Правовой статус государственных  служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственность служащих, установленных законодательством и гарантированных государством».11

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона «О системе государственной  службы Российской Федерации» правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта  интересов и служебных споров устанавливается соответствующим  федеральным законом о виде государственной службы.

Федеральный закон «О государственной  гражданской службе Российской Федерации» устанавливает следующие элементы правового статуса гражданского служащего:

основные права гражданского служащего (Ст. 14);

основные обязанности  гажданского служащего (Ст. 15);

ограничения, связанные с  гражданской службой (Ст.16);

запреты, связанные с гражданской  службой (Ст.17);

требования к служебному поведению гражданского служащего (Ст. 18);

порядок урегулирования конфликта  интересов на гражданской службе (Ст.19);

необходимость представления  сведений о доходах, об имуществе  и обязательствах имущественного характера (Ст.20).

Непременными условиями  и факторами, влияющими на правовой статус гражданских служащих, являются:

поступление на гражданскую  службу;

заключение служебного контракта;

испытание при поступлении  на гражданскую службу;

изменение существенных условий  служебного контракта;

отстранение от занимаемой должности гражданской службы;

основания и последствия  прекращения служебного контракта;

персональные данные гражданского служащего и ведение его личного  дела;

служебное время и время  отдыха;

прохождение гражданской  службы;

аттестация гражданских  служащих;

квалификационный экзамен;

оплата труда гражданского служащего;

государственные гарантии на гражданской службе;

поощрения и награждения  гражданского служащего;

служебная дисциплина;

дисциплинарная ответственность  и дисциплинарные взыскания;

формирование кадрового  состава гражданской службы;

рассмотрение индивидуального  служебного спора.

Детализированная конкретизация  правовых норм, составляющих правовой статус государственных служащих, указывается  в служебных распорядках соответствующих  федеральных органов исполнительной власти.

Служебный распорядок определяет:

общие положения;

порядок поступления граждан  на гражданскую службу и увольнения с гражданской службы;

основные права и обязанности  гражданского служащего;

основные права и обязанности  представителя нанимателя;

служебное время и время  отдыха;

поощрения и награждения  за гражданскую службу;

ответственность за нарушение  служебной и трудовой дисциплины.

Правовой статус государственных  служащих зависит от условий, в которых  проходит государственная служба. Поэтому  и особенности статуса государственных  служащих могут определяться какой-либо объективно возникшей общественно-политической или же государственно-правовой ситуацией: например, введением режима чрезвычайного  положения или военного положения, объявлением мобилизации, введением  установленных специальными законами других административно-правовых режимов.

К общим условиям государственной  службы относятся:

формирование кадрового  состава государственной службы;

поступление на государственную  службу и ее прохождение;

присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и  специальных званий;

стаж (общая продолжительность  государственной службы);

учет персональных данных государственных служащих;

ведение Реестра государственных  служащих.

Важным является вопрос о  моменте приобретения статуса государственного гражданского служащего. Статус государственного служащего последний приобретает  со дня подписания служебного контракта  и издания приказа (акта) о назначении на должность государственной службы. При проведении конкурса на замещение вакантной должности государственный служащий приобретает правовой статус с момента утверждения результатов конкурса и издания приказа о назначении на должность государственной службы. В некоторых случаях возможны и иные сроки приобретения служащим правового статуса (например, с момента принятия присяги на верность государству).

Утрата правового статуса  государственного служащего происходит с момента окончания государственно-служебного правоотношения, с момента прекращения государственной службы: расторжения служебного контракта по соглашению сторон, расторжения срочного служебного контракта, расторжения служебного контракта по инициативе гражданского служащего либо по инициативе представителя нанимателя, прекращения и приостановления служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, прекращения служебного контракта вследствие нарушения обязательных правил при его заключении, расторжения служебного контракта в связи с выходом гражданского служащего из гражданства Российской Федерации, достижения предельного возраста пребывания на государственной службе.

Информация о работе Государственный служащий: понятие, виды, правовой статус