Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:34, курсовая работа
Таким образом, целью данной работы является комплексное изучение правовых вопросов, возникающих при трактовке положений Главы 3 «Правовое положение (статус) государственного гражданского служащего» Федерального закона «О государственной гражданской службе», в рамках федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации».
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации………………………………6
1.1 Понятие, классификация государственных гражданских служащих………6
1.2 Правовые основы государственной гражданской службы ………………11
1.3 Особенности правового статуса государственного гражданского служащего………………………………………………………………………......16
Глава 2. Содержание правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации……………………………………………...20
2.1 Права и гарантии государственного гражданского служащего……………20
2.2 Обязанности государственного гражданского служащего…………………..25
2.3 Ограничения и запреты государственного гражданского служащего……28
Заключение…………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………………37
Конституция Российской Федерации, имея высшую юридическую силу, в ч. 4 ст. 32 определяет государственную службу как одну из важнейших форм участия граждан в управлении делами государства и общества, подчеркивая, что граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Также Конституция РФ закрепляет такие основы, как верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4); единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ч. 3 ст. 5); приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 18); обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10); ряд обязанностей всех должностных лиц (ч. 2 ст. 24, ч. 3 ст. 41, ч. 2 ст. 46) и др.
Государственная служба связана с рядом ограничений для лиц, состоящих на ней, а всякое ограничение прав личности, согласно ст.55 Конституции Российской Федерации, допускается только по федеральному закону.
Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.7 Являясь базовым и регулируя весь комплекс вопросов, касающихся государственной службы, он содержит начала всех иных законодательных и нормативных правовых актов о государственной службе. Федеральный закон создает условия единой общефедеральной правовой базы государственной службы Российской Федерации, придания ей профессионального характера. Этим Федеральным законом предусмотрено создание единой системы государственной службы в Российской Федерации, включая такие ее виды, как гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба, и установление для указанных видов службы общих институтов, основополагающих принципов и единых дефиниций.
Государственная гражданская служба Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», вступившим в силу с 1 февраля 2005 г. Данным федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации. Он дает целостное представление о деятельности тех работников, которые составляют административный стержень государственного управления, несут всю тяжесть регулирования социального взаимодействия личностей, организаций, субъектов социально-политической деятельности.
Этот Федеральный закон,
принятый в рамках проводимой в стране
реформы государственной
Кроме указанных, правовую основу государственной службы также составляют иные федеральные законы.
Например, Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права государственных гражданских служащих на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения, определяет стаж государственной гражданской службы, регламентирует среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих.
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ст.8 закрепляет за государственным гражданским служащим обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, указывая, что невыполнение данной обязанности является правонарушением, влекущим освобождение государственного служащего от замещаемой должности либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ч.1 ст.9 Федеральный закон «О противодействии коррупции» обязывает государственного гражданского служащего уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.10
Отношения, связанные с
государственной гражданской
Указы Президента Российской Федерации, входящих в систему законодательства о государственной гражданской службе:
Указ Президента РФ от 25.07.2006
N 763 «О денежном содержании федеральных
государственных гражданских
Указ Президента РФ от 28.12.2006
N 1474 «О дополнительном профессиональном
образовании государственных
Указ Президента РФ от 19.11.2007 N 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции»;
Постановления Правительства Российской Федерации:
Постановление Правительства
РФ от 28.01.2011 N 39 «О предельной численности
и фонде оплаты труда федеральных
государственных гражданских
Постановление Правительства
РФ от 27.01.2009 N 63 «О предоставлении федеральным
государственным гражданским
Нормативные правовые акты
федеральных органов
Приказ ФНС РФ от 15.04.2009 N ММ-7-4/241 «Об утверждении методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, состава, сроков и порядка работы конкурсных комиссий Федеральной налоговой службы»;
Приказ ФНС РФ от 11.04.2011
N ММВ-7-4/260@ «Об утверждении Кодекса
этики и служебного поведения
государственных гражданских
Полный перечень и иерархия
нормативных правовых актов, регламентирующих
отношения, связанные с государственной
гражданской службой, установлены
статьей 5 Федерального закона № 79-ФЗ «О
государственной гражданской
1.3 Особенности
правового статуса
В юридической литературе
даётся следующее определение
В соответствии с п. 4 ст. 10
Федерального закона «О системе государственной
службы Российской Федерации» правовое
положение (статус) федерального государственного
служащего и государственного гражданского
служащего субъекта Российской Федерации,
в том числе ограничения, обязательства,
правила служебного поведения, ответственность,
а также порядок разрешения конфликта
интересов и служебных споров
устанавливается
Федеральный закон «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»
устанавливает следующие
основные права гражданского служащего (Ст. 14);
основные обязанности гажданского служащего (Ст. 15);
ограничения, связанные с гражданской службой (Ст.16);
запреты, связанные с гражданской службой (Ст.17);
требования к служебному поведению гражданского служащего (Ст. 18);
порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе (Ст.19);
необходимость представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (Ст.20).
Непременными условиями и факторами, влияющими на правовой статус гражданских служащих, являются:
поступление на гражданскую службу;
заключение служебного контракта;
испытание при поступлении на гражданскую службу;
изменение существенных условий служебного контракта;
отстранение от занимаемой должности гражданской службы;
основания и последствия прекращения служебного контракта;
персональные данные гражданского
служащего и ведение его
служебное время и время отдыха;
прохождение гражданской службы;
аттестация гражданских служащих;
квалификационный экзамен;
оплата труда гражданского служащего;
государственные гарантии на гражданской службе;
поощрения и награждения гражданского служащего;
служебная дисциплина;
дисциплинарная
формирование кадрового состава гражданской службы;
рассмотрение индивидуального служебного спора.
Детализированная
Служебный распорядок определяет:
общие положения;
порядок поступления граждан на гражданскую службу и увольнения с гражданской службы;
основные права и обязанности гражданского служащего;
основные права и обязанности представителя нанимателя;
служебное время и время отдыха;
поощрения и награждения за гражданскую службу;
ответственность за нарушение служебной и трудовой дисциплины.
Правовой статус государственных
служащих зависит от условий, в которых
проходит государственная служба. Поэтому
и особенности статуса
К общим условиям государственной службы относятся:
формирование кадрового
состава государственной
поступление на государственную службу и ее прохождение;
присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий;
стаж (общая продолжительность государственной службы);
учет персональных данных государственных служащих;
ведение Реестра государственных служащих.
Важным является вопрос о
моменте приобретения статуса государственного
гражданского служащего. Статус государственного
служащего последний
Утрата правового статуса
государственного служащего происходит
с момента окончания
Информация о работе Государственный служащий: понятие, виды, правовой статус