Государственный служащий: понятие, виды, правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является комплексное изучение правовых вопросов, возникающих при трактовке положений Главы 3 «Правовое положение (статус) государственного гражданского служащего» Федерального закона «О государственной гражданской службе», в рамках федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации………………………………6
1.1 Понятие, классификация государственных гражданских служащих………6
1.2 Правовые основы государственной гражданской службы ………………11
1.3 Особенности правового статуса государственного гражданского служащего………………………………………………………………………......16
Глава 2. Содержание правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации……………………………………………...20
2.1 Права и гарантии государственного гражданского служащего……………20
2.2 Обязанности государственного гражданского служащего…………………..25
2.3 Ограничения и запреты государственного гражданского служащего……28
Заключение…………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………………37

Файлы: 1 файл

Неуч.docx

— 71.89 Кб (Скачать файл)

сообщать представителю  нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту  интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (п.12, ч.1, ст. 15).

Четвертый блок составляют другие обязанности, такие как:

не разглашать сведения, составляющие государственную и  иную охраняемую федеральным законом  тайну, ответственность за разглашение  которых установлена ст. 283 УК РФ, а также сведения, ставшие ему  известными в связи с исполнением  должностных обязанностей, в том  числе сведения, касающиеся частной  жизни и здоровья граждан или  затрагивающие их честь и достоинство (п.7, ч.1, ст. 15);

беречь государственное  имущество, в том числе предоставленное  ему для исполнения должностных  обязанностей (п.8, ч.1, ст. 15);

гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом (ч.5, ст. 15).

Профессиональные обязанности  государственных гражданских служащих вытекают из административных регламентов  и других законов.

Поскольку деятельность органов  государственного управления сосредоточена  на выполнении поставленных перед ними целей и задач, успешная реализация которых способствует развитию многих сфер управления, необходимо прописать  прямые, конкретно-определенные обязанности. Этот аспект неумолимо важен и  актуален. Содержание обязанностей должно носить четко обозначенный характер, в противном случае их реализация становится затруднительной.

Вышеизложенное позволяет  сделать вывод о том, что законодательство, регулирующее правовое положение органов  государственной власти и государственных  служащих, должно не только регламентировать общие цели, задачи и полномочия, но и четко прописывать прямые и конкретные обязанности. 
2.3 Ограничения и запреты государственного гражданского служащего

 

Социальная ценность административных запретов и ограничений в механизме  правового регулирования, особенно в публично-правовой сфере, несомненно, высока, в связи с тем, что в  правильном соблюдении отношений, складывающихся в данной сфере, заинтересованы общество и государство.

Правовыми ограничениями  считают установленные законом  пределы, выйти за которые нельзя, но в которых могут совершаться  любые действия либо те, которые  предписаны, а все остальные, то есть не предписанные, запрещены. Данных ограничений не должно быть в избытке, но без них невозможна полноценная и законная самостоятельность, ибо они необходимы в качестве средства обеспечения свободы. Они призваны преградить путь нарушениям законов.

Ограничения на государственной  гражданской службе связаны либо с невозможностью поступления на государственную гражданскую службу, либо с невозможностью ее дальнейшего  продолжения и, соответственно, с  невозможностью замещения должностей государственной гражданской службы.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а  гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию,  исключающему возможность исполнения  должностных обязанностей по  должности государственной службы (гражданской службы), по приговору  суда, вступившему в законную  силу, а также в случае наличия  не снятой или не погашенной  судимости;

3) отказа от прохождения  процедуры оформления допуска  к сведениям, составляющим государственную  и иную охраняемую федеральным  законом тайну, если исполнение  должностных обязанностей по  должности гражданской службы, на  замещение которой претендует  гражданин, или по замещаемой  гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания,  препятствующего поступлению на  гражданскую службу или ее  прохождению и подтвержденного  заключением медицинского учреждения;

5) близкого родства или  свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители  и дети супругов) с гражданским  служащим, если замещение должности  гражданской службы связано с  непосредственной подчиненностью  или подконтрольностью одного  из них другому;

6) выхода из гражданства  Российской Федерации или приобретения  гражданства другого государства;

7) наличия гражданства  другого государства (других государств), если иное не предусмотрено  международным договором Российской  Федерации;

8) представления подложных  документов или заведомо ложных  сведений при поступлении на  гражданскую службу;

9) непредставления сведений  или представления заведомо ложных  сведений о доходах, об имуществе  и обязательствах имущественного  характера;

10) несоблюдения ограничений,  нарушение запретов и неисполнение  обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».13

Также широкое применение в регулировании отношений, возникающих  на государственной службе, имеет  административный запрет.

Запреты - это закрепленные нормами административного права  предписания, не позволяющие субъекту соответствующих отношений совершать  закрепленные законом действия под  угрозой применения мер государственного принуждения.

В составе запретительных мер, касающихся деятельности государственных гражданских служащих, можно выделить следующие группы:

запреты на осуществление  некоторых видов трудовой деятельности:

участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;

осуществлять предпринимательскую  деятельность. Предпринимательской  деятельностью является любая самостоятельная  инициативная деятельность государственных  служащих, которая осуществляется на постоянной основе посредством как личного выполнения работ, так и вложения средств в предприятие в предусмотренных законом формах, причем направленная на получение личного денежного дохода;

после увольнения с гражданской  службы, в случае замещения должностей гражданской службы в течение  двух лет замещать должности, а также  выполнять работу на условиях гражданско-правового  договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции  государственного управления данными  организациями входили в должностные  обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских  служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

запреты на получение дополнительных доходов:

приобретать в случаях, установленных  федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен  доход;

получать в связи с  исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических  лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ч.3, п.1, ст. 575 ГК РФ. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный запрет не лишает возможности получения государственными служащими символических знаков внимания в соответствии с общепризнанными нормами вежливости и гостеприимства, символических сувениров при проведении протокольных или других официальных мероприятий;

запреты, связанные с обеспечением режима безопасности:

использовать в целях, не связанных с исполнением должностных  обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное  имущество, а также передавать их другим лицам

 разглашать или использовать  в целях, не связанных с гражданской  службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

прекращать исполнение должностных  обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Государственный  служащий не вправе участвовать в  забастовках как способе разрешения проблем, возникающих в системе  государственной службы. В случае разрешения государственным служащим бастовать, государство получит  «внутреннего врага», способного в  одно мгновение разрушить государственность, внести дисгармонию в общественные и экономические отношения. Государственный  служащий предупреждается при поступлении  на государственную службу о таком  правоограничении и принимает, таким образом, его добровольно;

принимать без письменного  разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные  звания (за исключением научных) иностранных  государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных  объединений, если в его должностные  обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и  объединениями.

запреты, связанные с осуществлением политико-агитационной деятельности (запреты, связанные с принципом внепартийности государственных служащих):

использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

использовать должностные  полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его  должностные обязанности;

создавать в государственных  органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных  объединений или способствовать созданию указанных структур;

запреты, связанные с реализацией  права на свободу слова:

допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе  в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных  органов, их руководителей, включая  решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской  службы, если это не входит в его  должностные обязанности;

запреты, связанные с использованием преимуществ должностного положения, куда помимо запретов, указанных в п. 4 данной классификации, входит также:

запрет выезжать в связи  с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации  за счет средств физических и юридических  лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с  международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

Характеризуя специфику  административно-правового запрета  и ограничения, необходимо сказать, что за их нарушение применяются  меры юридической ответственности. Норма административного права, устанавливающая правовой запрет, предполагает и наличие мер государственного принуждения, обеспечивающих соблюдение установленного административным законом  правила поведения, а в случаях  его нарушения - наказание виновного.

Обобщение вышеизложенного  позволяет сделать вывод о  том, что административные запреты  и ограничения - это закрепленные нормами права предписания, не позволяющие  субъекту соответствующих отношений  совершать закрепленные законом  действия под угрозой применения мер государственного принуждения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время проходит второй этап программы усовершенствования государственной гражданской службы в рамках проведения проекта «Реформирование  и развитие системы государственной  службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)». На данном этапе предстоит:

осуществлять мониторинг общественного мнения об эффективности  государственной гражданской службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных  служащих;

провести комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа государственной службы;

сформировать механизмы  обеспечения государственных гарантий для государственных служащих;

Информация о работе Государственный служащий: понятие, виды, правовой статус