Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть граждан (физических лиц) как субъектов гражданского права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
- более глубоко изучить понятие гражданской правоспособности, рассмотреть особенности предпринимательской деятельности гражданина;
- проанализировать дееспособности граждан Республики Беларусь;
- рассмотреть институт безвестного отсутствия и объявление гражданина умершим;
- рассмотреть индивидуализацию гражданина, ознакомиться с актами гражданского состояния.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по гражданам.docx

— 73.90 Кб (Скачать файл)

Порядок ограничения дееспособности установлен статьями 373-376 (ГПК). Над  гражданином, ограниченным в дееспособности, устанавливается попечительство. Он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки по распоряжению имуществом, а  также получать заработную плату, пенсию и иные виды доходов и распоряжаться  ими он может лишь с согласия попечителя. Управление (отдел) социальной защиты вправе принять решение о выплате причитающихся подопечному заработной платы, пенсии и других выплат непосредственно попечителю или по согласованию с ним супругу или другому совершеннолетнему члену семьи для расходования на нужды лица, ограниченного в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами и (п.7.7 Положения об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совет Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г., № 1676). Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред (ч.3 п.1 ст.30 ГК).

При прекращении гражданином злоупотребления  спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами суд отменяет ограничение его  дееспособности. На основании решения  суда отменяется установленное над  ним попечительство (п.2 ст.30 ГК).

Основанием к отмене ограничения  дееспособности гражданина может служить  не только прекращение им злоупотребления  спиртными напитками, наркотическим» средствами либо психотропными веществами, но и распад семьи, например в связи  с расторжением брака.

Гражданин может быть признан недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия). С целью защиты личных и имущественных  интересов гражданина он может быть признан судом полностью недееспособным. В соответствии со ст.29 ГК гражданин, который вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) не может понимать значения своих  действий или руководить ими, может  быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством (ст.373-376 ГПК). Над ним устанавливается опека. От имени гражданина (душевнобольного или слабоумного), признанного недееспособным, сделки (в том числе мелкие бытовые) совершает его опекун.

    1. Опека и попечительство, патронаж

Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов несовершеннолетних и иных недееспособных или частично дееспособных лиц. Над несовершеннолетними опека и попечительство устанавливаются также в целях их воспитания при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишения родителей родительских и иных случаях отсутствия родительского попечения. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

Опека устанавливается над лишенными родительского попечения малолетними (до 14 лет), а также над недееспособными гражданами. Опекуны являются законными представителями своих подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечительство устанавливается над лишенными родительского попечения несовершеннолетними от 14 до 18 лет, а также над гражданами, лишенными дееспособности. Попечители сами не совершают сделки, однако дают согласие на совершение сделок подопечными. Такое согласие должно быть дано в письменной форме.

Опекуны и попечители осуществляют предоставленные им права под надзором органов опеки и попечительства для того, чтобы предотвратить возможность злоупотреблений. Отдельные виды сделок опекуны и попечители вообще не могут совершать, а отдельные совершают только с согласия органов опеки и попечительства. Так, опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества, сдаче его в наем (аренду), безвозмездное пользование или в залог, разделу имущества или выделу из него доли, сделок влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Опекуны (попечители), их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением безвозмездных сделок, направленных к выгоде подопечного.

Особым видом попечительства является патронаж, суть которого состоит в том, что попечительство устанавливается над дееспособным гражданином с его согласия и по его инициативе.

 

 

 

  1. ИНСТИТУТ БЕЗВЕСТНОГО ОТСУТСТВИЯ И ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

    1. Признание гражданина безвестно отсутствующим

Институт безвестного отсутствия – это совокупность норм, с помощью которых заинтересованные лица добиваются устранения неопределенности правоотношений с отсутствующим участником в целях сведения к минимуму отрицательных последствий такой неопределенности.

Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неизвестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граждан, с которыми он находился в правовых отношениях. Например, если гражданин был должником, то кредиторы не имеют возможности потребовать уплаты долга. Нетрудоспособные лица, которые были на иждивении гражданина, перестают получать от него содержание, но не могут обратиться за пенсией, поскольку считаются имеющими кормильца. В случае длительного отсутствия гражданина может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся в месте жительства без надзора.

С целью устранения юридической  неопределенности, вызванной длительным отсутствием гражданина, и предотвращения неблагоприятных последствий для  его имущества закон предусматривает  создание особого правового состояния  для такого гражданина, а именно – признание его безвестно отсутствующим.

Институт признания гражданина безвестно отсутствующим закрепляется ст.38-40 ГК РБ. Согласно ст.38 ГК, гражданин  может быть признан безвестно  отсутствующим, если в течение одного года по месту его жительства нет  сведений о месте его пребывания. Если невозможно установить день получения последних сведений об отсутствующем, началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – 1 января следующего года.

Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим может  быть вынесено только судом по заявлению  заинтересованных лиц. Суд может  поставить вопрос перед органом  опеки и попечительства об управлении имуществом, принадлежащим безвестно  отсутствующему. Доверительный управляющий имуществом определяется органом опеки и попечительства. Доверительный управляющий принимает на себя исполнение обязательств отсутствующего гражданина, погашает за счет его имущества долги отсутствующего, управляет имуществом отсутствующего в его интересах. Из принадлежащего отсутствующему гражданину имущество выделяется содержание лицам, которых отсутствующий обязан был содержать. По заявлению супруга безвестно отсутствующего производится расторжение брака (ст.37 КоБС), прекращаются выданные им доверенности (п.1 ст.189 ГК), нетрудоспособные иждивенцы отсутствующего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Суд отменяет решение о признании  гражданина безвестно отсутствующим  в случае его явки или обнаружения  места пребывания, отменяется доверительное  управление имуществом, прекращаются выплаты пенсий иждивенцам. В случае явки супруга, признанного безвестно  отсутствующим, брак может быть восстановлен только на основании решения суда, если нет нового брака (ст.44 КоБС).

    1. Объявление гражданина умершим

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, в течение шести месяцев (ст.41 ГК РБ.). Не требуется, чтобы объявлению гражданина умершим обязательно предшествовало признание его безвестно отсутствующим.

Если гражданин пропал без вести  при обстоятельствах, дающих основание  предполагать его гибель от определенного  несчастного случая (например, авиакатастрофы, крушения на железной дороге), и этот несчастный случай, явившийся причиной предполагаемой гибели лица, действительно  имел место, что подтверждается доказательствами, подлежит применению 6-месячный срок.

Военнослужащий или другой гражданин, пропавший без вести в связи  с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее чем  по истечении двух лет со дня окончания  военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Однако суд  может признать днем смерти гражданина день его предполагаемой гибели, если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.

В отношении прав и обязанностей гражданина, объявленного умершим, наступают  такие же последствия, какие повлекла бы физическая смерть: наследование, пенсионное обеспечение иждивенцев, прекращение  брака.

Решение суда об объявлении гражданина умершим может быть отменено в  случае явки или обнаружения места  пребывания гражданина (п.1 ст.42ГК). Гражданин, независимо от времени своей явки, может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим. Деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя (п.3 ст.283 ГК). Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество только в тех случаях, когда доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость.

Если имущество гражданина, объявленного умершим, перешло к государству как выморочное и было последним реализовано, то после отмены решения об объявлении гражданина умершим ему возвращается сумма, вырученная от реализации такого имущества.

После отмены решения суда об объявлении гражданина умершим прекращается выплата  пенсии по случаю потери кормильца  его нетрудоспособным иждивенцам; вопрос о возврате выплаченных сумм решается в зависимости от уважительности причин отсутствия гражданина, объявленного умершим. Если другой супруг не вступил  в брак, то брак, в котором состоял  гражданин, объявленный умершим, считается  восстановленным (ч.1 ст.44 КоБС).

 

  1. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНИНА.

        АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

Нормальное осуществление гражданских  прав и обязанностей невозможно без  ясного представления о личности субъекта таких правоотношений. Индивидуализация отдельного гражданина осуществляется согласно по его имени. Другой индивидуализирующий  гражданина признак согласно ГК –  его место жительства. Здесь происходят исполнение обязательств, открытие наследства и другие юридические действия.

    1. Имя гражданина

Праву гражданина на имя в ГК посвящена ст. 18. Согласно этой статье гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, которое включает фамилию, имя собственное, а также отчество, если иное не вытекает из законодательства. Такая позиция законодателя предопределяется прежде, всего значимостью этого права.

Имя гражданина – это средство индивидуализации его как участника гражданских правоотношений. Право на имя является личным правом гражданина.

Право на имя – неотъемлемое право  каждого гражданина, признаваемое таковым  как нормами национального, так  и международного права. Статьей 24 Международного пакта о гражданских и политических правах предусмотрено, что каждый ребенок  должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь  имя. В соответствии со ст. 7 Конвенции  о правах ребенка, ребенок регистрируется сразу же после рождения и с  момента рождения имеет право  на имя. Собственное имя ребенка, в соответствии со ст. 69 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (КоБС), дается с согласия родителей, отчество присваивается по имени отца, а в случаях, когда отцовство не установлено, по имени лица, записанного в качестве отца. Фамилия ребенка, согласно ст. 69 КоБС, определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия матери или отца с согласия родителей, а при отсутствии согласия – по указанию органа опеки и попечительства.

В юридической литературе указывалось, что право на имя заключает  в себе два правомочия: право требовать  от других лиц, чтобы к обладателю данного права обращались и его  называли во всех формальных отношениях соответственно тому имени, которое  является объектом анализируемого права; право изменить имя, отчество или фамилию. Согласно другой точке зрения право на имя включает в себя возможность иметь определенное имя, пользоваться им, требовать от других лиц обращения к нему в соответствии с этим именем, а также возможность изменить имя в установленном порядке.

Информация о работе Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права