Гражданин безвестно отсутствующий или объявления гражданина умершим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

В условиях развития современного общества проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим является особенно актуальной, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан. Актуальность темы исследования. Среди множества сложных социальных и правовых проблем одной из наиболее острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее – бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц, проживающих на территории России: ежегодно в органы милиции поступает около десятки тысяч заявлений о пропавших гражданах.

Содержание работы

Введение.……………………………….………………………………………... 3
1. Общая характеристика безвестного отсутствия и объявление гражданина умершим как институтов гражданского права…5
1.1 Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим…………………………5
1.2 Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим………...………………10
1.3 Условия объявления умершим гражданина в гражданском праве……….15
2. Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим…………19
2.1 Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим……19
2.2 Процедура судебного разбирательства…………………………………….22
2.3 Последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим…….25
Заключение ….……………………………….…………………………………..29
Список литературы ….…....………………………..………………………….31

Файлы: 1 файл

курсовая гр. право.docx

— 64.72 Кб (Скачать файл)

_______________________

9. Портянкина С.П. О признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим. // Адвокат. – 2008. – № 2. – С. 30.

10.  Гражданский кодекс  Российской Федерации. Часть первая  от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание  законодательства РФ. 05.12.1994. - № 32. - Ст.3301. // Российская газета. – 1994. – 8 декабря.

Существуют три мнения об основаниях признания гражданина безвестно отсутствующим. Одни авторы основой такого признания считают презумпцию смерти гражданина,[11] с чем сложно согласиться, так как при этом стирается грань между признанием лица безвестно отсутствующим и объявлением его умершим и необъяснимы различия в правовых последствиях, которые наступают в каждом из данных случаев.

Другие авторы считают  основой безвестного отсутствия презумпцию жизни, так как нет  достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых. [12]

Наиболее обоснованной следует  признать позицию тех авторов, которые  полагают, что при признании гражданина безвестно отсутствующим не заложена ни та, ни другая презумпция, а констатируется лишь факт невозможности решения  вопроса о жизни или смерти лица.[13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________

11. Ерошенко А. Безвестное  отсутствие гражданина и его  правовые последствия // Социалистическая  законность. - М.: Известия. – 1981. - №  10. – С 27.

12. Попова Ю.А. Признание  граждан безвестно отсутствующими. – М.: Юридическая литература. - 1985. – С. 40.

13. Кулешова А.Ю. Правовая  природа дел о признании граждан  безвестно отсутствующими и объявление  их умершими // Вестник Тверского  государственного университета. –  2007. - № 4. – С. 18.

1.2 Правовые последствия  признания гражданина безвестно  отсутствующим

Признание гражданина безвестно  отсутствующим влечет следующие  юридические последствия:

Имущество, принадлежащее  такому гражданину, если необходимо постоянное управление им (в случае, если имеется  угроза расхищения, порчи или повреждения  имущества) передается в доверительное  управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное  управление орган опеки и попечительства назначает управляющего[14] и заключает  с ним договор о доверительном  управлении. Заявитель может предложить себя в качестве управляющего.  Закон  допускает, что таким управляющим  будет назначен любой гражданин  или некоммерческая организация (за исключением учреждения). Управляющий  может действовать как на платной  основе (получая вознаграждение за счет вверенного ему имущества), так  и безвозмездно. В любом случае об этом должно быть указано в данном договоре доверительного управления, который регулируется статьями 1012–1026 ГК РФ. [15]

Однако если по ГК РСФСР  опека устанавливалась над всем имуществом безвестно отсутствующего на основании судебного решения, то договор о доверительном управлении имуществом, о котором идет речь, в РФ применим далеко не всегда.[16]  Данный договор заключается органом  опеки и попечительства с доверительным  управляющим только в том случае, когда имеется необходимость  в постоянном управлении имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Но в тексте ст. 43 ГК РФ отсутствуют  разъяснения, в каких же случаях  возникает необходимость постоянного  управления имуществом, что может  служить критерием определения  этой необходимости, и какой должен быть правовой режим имущества в  том случае, когда необходимость  постоянного управления отсутствует. [17]

В соответствии с гражданским  законодательством доверительный  управляющий вправе, совершать любые  действия в интересах безвестно  отсутствующего лица, в том числе  сделки. Последние он заключает от своего

____________________________

14.Никитин Д.Ю. Особенности договора доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим // Российский судья. – 2006. – № 10. – С. 25.

15. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. - № 5. - Ст.410.

16. Гражданский кодекс  РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости  ВС РСФСР. – 1964. - № 24. – Ст. 407. - (утратил силу)

17. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. - № 32. - Ст.3301. // Российская газета. – 1994. – 8 декабря.

имени, указывая, что действует  в качестве управляющего. Доверительный  управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором, и на возмещение необходимых расходов за счет доходов от использования имущества. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий  обязан содержать, и погашается задолженность  по иным обязательствам безвестно отсутствующего, т.е. гражданским законодательством  РФ предусмотрены специальные правовые процедуры, в случае если безвестно  отсутствующий гражданин имел обязательства  или долги перед кредиторами.[18]

Обязанности управляющего состоят  в том, чтобы охранять имущество, заботиться о его надлежащем состоянии. В договоре с управляющим может  быть прямо указано, какие действия он не вправе совершать (например, продавать  тот или иной предмет). В то же время, если иное не предусмотрено договором, лицо, назначенное управляющим, вправе совершать с имуществом любые  действия – продавать, сдавать в  аренду и т.д. И только для недвижимого  имущества закон устанавливает  специальное требование – о возможности  управляющего распорядиться недвижимостью  должно быть прямо указано в договоре. Управляющий не может дарить вверенное  ему имущество или предоставлять  его в безвозмездное пользование (за исключением случаев, когда соответствующие  лица имеют право пользоваться таким  имуществом на основании закона). [19]

Главной обязанностью управляющего следует считать погашение задолженности  по обязательствам безвестно отсутствующего лица. Однако делать это необходимо в строго определенном порядке. Так, например, нельзя выплатить деньги по расписке, выданной пропавшим гражданином.

Управляющий имеет право  передавать деньги или иное имущество  только судебному приставу-исполнителю, который производит исполнение в  установленном законом порядке (ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). [20]

Иными словами, если кредитор отсутствующего гражданина желает получить долг, он должен в общем порядке  обратиться в суд с иском. После  того как судебное решение вступило в законную силу, открывается исполнительное     производство.    Судебный     пристав,     выполняя     своиполномочия,    предъявляет    требования     управляющему     имуществом_________________________

18. Гражданский кодекс  Российской Федерации. Часть вторая  от 26 января 1996г. № 14-ФЗ // Собрание  законодательства РФ. 29.01.1996. - № 5. - Ст.410.

  19. Кузнецов Е. Доверительное  управление имуществом безвестно  отсутствующего лица // Человек и  закон. – 2004. - № 5. – С. 16.

  20. Федеральный закон  от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об  исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. –  2007. - № 71.

отсутствующего гражданина (как своеобразному «заместителю»  должника) и проводит изъятие денег  или арест и реализацию иного  имущества. Такая же процедура должна быть соблюдена и в отношении  иждивенцев пропавшего гражданина. Чтобы  содержать его детей, необходимо обратиться в суд с иском о  взыскании алиментов. Право подачи искового заявления имеет родитель ребенка, его опекун или попечитель, усыновитель, а также, в соответствии со ст. 80 Семейного кодекса РФ, орган  опеки и попечительства.[21]

Сложнее всего осуществлять все указанные процедуры в  том случае, когда пропавший человек  состоял в браке. Ведь основное его  имущество, как правило, является общей  совместной собственностью супругов. Здесь следует иметь в виду два основных момента. Во-первых, после  вынесения решения о признании  гражданина безвестно отсутствующим  его брак не прекращается автоматически. С этим лицом можно развестись в упрощенном порядке в органах  загса (ст. 19 СК РФ).[22]  Однако орган  загса, приняв заявление от супруга  такого гражданина, обязан известить  о предстоящем разводе управляющего имуществом или местную администрацию (ст. 34 Федерального закона «Об актах  гражданского состояния»).[22]  Во-вторых, если безвестно отсутствующему гражданину принадлежит имущество, входящее в  состав общей собственности, то управляющему следует предъявить в суд иск  о выделе доли. В противном случае у него не будет определенности, чем конкретно он должен управлять  и за счет чего погашать долги пропавшего гражданина.[23]

На практике нередки ситуации, когда члены семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры  о признании его безвестно  отсутствующим и на протяжении пяти лет, истечение которых дает им право  требовать в судебном порядке  объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно владеют, пользуются и распоряжаются его движимым имуществом, что, в свою очередь, может  повлечь нарушение имущественных  прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных  наследников.[24]

_______________________________

  20. Семейный кодекс  Российской Федерации от 29 декабря  1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства  РФ. 01.01.1996. - № 1. - Ст.16.

21.  Семейный кодекс  Российской Федерации от 29 декабря  1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства  РФ. 01.01.1996. - № 1. - Ст.16.

22. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах  гражданского состояния» // Собрание  законодательства РФ. 24.11.1997. № 47. Ст.5340.

23.  Кузнецов Е. Доверительное  управление имуществом безвестно  отсутствующего лица // Человек и  закон. – 2004. - № 5. – С. 17.

24. Садиков О.Н. Гражданское  право: Учебник. Том I. - Юридическая  фирма «Контракт»: «ИНФРА-М», - 2006. –  С 452.

Для предотвращения нарушений  такого рода необходима некоторая корректировка  процессуального законодательства. Учитывая, что в признании гражданина безвестно отсутствующим могут  быть заинтересованы не только члены  его семьи, но и различные юридические  лица, с которыми гражданин состоял  в гражданских обязательствах, законодатель закрепил в ст. 277 ГПК РФ[25]  положение  о том, что заявление о признании  гражданина безвестно отсутствующим  подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного  лица, косвенно признав возможность  инициирования судебного разбирательства  юридическими лицами. Учитывая, что  суды по-разному толкуют понятие  «заинтересованные лица», следует  дополнить данную норму указанием  на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, с тем, чтобы в дальнейшем, если суд удовлетворит заявленное требование, они, как это предлагается в литературе, могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина.

Гражданским законодательством  допускается назначение управляющего имуществом безвестно отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте  его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК).[26]  Управляющего в таком случае назначает орган  опеки и попечительства своим  решением, без обращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестно отсутствующий  по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и  др.), а также погашает его задолженность  по другим обязательствам.[27]

В случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, поскольку  семья безвестно отсутствующего приравнивается к семье умершего кормильца согласно правилам пенсионного  законодательства.[28]

Прекращаются обязательства, тесно связанные с личностью  безвестно отсутствующего, например, прекращается договор поручения, участником которого он был (ст. 977 ГК), а также  действие доверенности, выданной им

____________________________________________

25. Гражданский процессуальный  кодекс Российской Федерации  от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание  законодательства РФ. 18.11.2002. - № 46. - Ст.4532.

26. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. - № 32. - Ст.3301. // Российская газета. – 1994. – 8 декабря.

  27. Федеральный закон  «Об опеке и попечительстве»  от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ // Собрание  законодательства РФ. – 2008. - №30.

  28. Федеральный закон  от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О  трудовых пенсиях в Российской  Федерации» // Собрание законодательства  РФ. – 2001. - № 24.

или ему (ст. 188 ГК); комиссии (ст. 1002 ГК), агентского договора (ст. 1010 ГК), договора доверительного управления (ст. 1024 ГК), договора простого товарищества (ст. 1050 ГК). [29]

Также немаловажными последствиями  признания гражданина безвестно  отсутствующим являются снятие гражданина с регистрационного учета по месту  его жительства и представление  в некоторых случаях субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг членам семьи отсутствующего.[30]

Все выше сказанное позволяет  сделать вывод о том, что безвестно  отсутствующий гражданин утрачивает свои субъективные личные и имущественные  права настолько, насколько в  этом будут заинтересованы другие субъекты правоотношений, которым известно о  вынесенном судебном решении и которые  реализуют это решение.

Итак, из анализа законодательства вытекает, что материально-правовые последствия судебного решения  о признании гражданина безвестно  отсутствующим наступают не только для безвестно отсутствующего, но и для других участников данных правоотношений и позволяют им распоряжаться  своими как имущественными, так и  личными неимущественными правами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________

29. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996г. № 14-ФЗ // Собраниезаконодательства РФ. 29.01.1996. - № 5. - Ст.410.

Информация о работе Гражданин безвестно отсутствующий или объявления гражданина умершим