Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:16, курсовая работа
Международное право запрещает ведение агрессивных войн, но само по себе не ведет к искоренению из общественной жизни причин, порождающих вооруженные конфликты. Несмотря на запрет, обращаться к вооруженной силе в международных отношениях государства нередко еще прибегает к ней для разрешения возникших споров и конфликтных ситуаций. Это обуславливает необходимость правового регулирования общественных отношений, возникших в ходе вооруженного конфликта, в целях его максимально возможной гуманизации. К числу наиболее важных источников права на ведение войны следует отнести Петербургскую декларацию, Гаагские конвенции о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ.
Вестник ТГПИ
Раздел VI.
Раздел VI. Безопасность жизнедеятельности
и физической культуры
Р.В. Зарубина, П.В. Хало
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Гражданская оборона (ГО) - одна из важнейших функций государства, часть оборонного строительства, обеспечения безопасности страны. От нее зависит безопасность населения, устойчивость функционирования важнейших элементов экономики.
За минувшие годы гражданская оборона
прошла большой путь становления
и развития, превратилась в важную
составную часть
Коренные изменения в
Необходимость внесения изменений в теорию и практику гражданской обороны в нашей стране, диктуется еще и тем, что до настоящего времени, к сожалению, по невежеству, продолжают использоваться теоретические положения, разработанные еще в период 1962–1976 годов [3]. Гражданская оборона XXI века существенно отличается от века ХХ.
Во-первых, должен измениться ее статус: утрачивая былое стратегическое значение и сугубо военно-оборонную сущность, ГО приобретает большую социальную направленность; основной целевой установкой становится не столько участие в достижении военного стратегического успеха, сколько сохранение жизни человека и среды его обитания. В силу этого ГО, видимо, постепенно отойдет от военной организации и приобретет самостоятельность.
Во-вторых, настает время постепенно отказываться от военных элементов в организации ГО, в том числе и от услуг военнослужащих. Это, в частности, согласуется и с одним из направлений военной реформы России. Но делать это надо с большой осторожностью, т.к. части и соединения ГО – это ее самое организованное и боеготовое ядро.
В-третьих, ГО в XXI веке будет становиться все более значимой структурой для общества не только в военное, но и в мирное время. Активное участие ее сил и средств в ликвидации любых чрезвычайных ситуаций станет необходимым, как, скажем, кислород для человека. Актуальным и современным станет лозунг: "Все, что делается для укрепления гражданской обороны, полезно народному хозяйству и необходимо человеку".
В-четвертых, она должна стать менее затратной для государства, чем раньше. В XXI веке надо менять принципы защиты населения. Например, защитные сооружения создавать не за счет их специального строительства в мирное время, как это было ранее, а накапливать путем освоения подземного пространства городов, приспособления для этих целей подвальных и других заглубленных сооружений.
Вызывает сомнение и целесообразность массовой эвакуации населения из крупных городов. На наш взгляд, возможна только частичная эвакуация (отселение) населения из прогнозируемых зон поражения и заражения, когда другие способы защиты невозможны. Массовая эвакуация будет рассматриваться как исключительный вариант.
Исходя из этого, придется пересмотреть стратегию подготовки и ведения гражданской обороны, что, естественно, повлечет изменения в системе финансирования. Она, конечно, будет более гибкой, рациональной и рачительной. Раз ГО является всенародной, служит интересам всех граждан, значит и в финансировании ее должны участвовать все органы власти, коммерческие структуры, а не только федеральное правительство.
В-пятых, значительно повышается роль и значимость мобилизационной готовности гражданской обороны. При угрозе применения ядерного оружия мероприятия по защите населения должны осуществляться повсеместно, на территории всей страны, в массовом порядке, с привлечением всех людских и материальных ресурсов.
В обозримом будущем ГО, как и вся оборона страны, будет строиться по принципу стратегической мобильности. Все: промышленность, сельское хозяйство, органы управления – должно быть готово к быстрому переходу на работу по планам военного времени [6].
В перспективе ГО, видимо, примет характер более территориальный, чем ведомственный (производственный). Каждый регион станет более самостоятельным и будет решать задачи, как правило, своими силами.
Несмотря на принимаемые меры, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в России продолжает возрастать. Растет ущерб от чрезвычайных ситуаций, остаются высокими санитарные и безвозвратные потери среди людей, наносится вред окружающей природной среде. В техногенной сфере, несмотря на снижение производства, число крупных аварий продолжает расти. Как сказал первый заместитель министра РФ по делам ГО и ЧС Ю. Воробьев: "Мы стоим на грани глобальных катастроф".
Так, в России сохраняется устойчивая тенденция роста чрезвычайных ситуаций и увеличивается тяжесть их последствий. Количество ЧС различного характера неуклонно растет. Как отмечено в Стратегии национальной безопасности до 2020 года, непосредственная угроза прямой агрессии против Российской Федерации на современном этапе также возрастает [10]. При определенных условиях она может перерасти в непосредственную военную угрозу и военные конфликты различной интенсивности.
Принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снижают возможность применения оружия массового поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах, но полностью ее не исключают. Количество государств, уже владеющих ядерным оружием, так и желающим им владеть неуклонно возрастает.
Вместе с тем в концепциях ведения современных войн все большая роль отводится высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах, использованию политических, экономических и информационных мер давления на противника. В последние годы значительную угрозу для России начинает приобретать международный и внутренний терроризм. В этих условиях задачи гражданской обороны, приобретают все большую значимость [8].
Несмотря на то, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций довольно молодая, она требует непрестанного совершенствования. В настоящее время МЧС России руководит двумя смежными системами – РСЧС, выполняющей функции по защите населения и территорий от природно-техногенных опасностей в мирное время, и гражданской обороной, обеспечивающей защиту населения в военное время. Однако в настоящее время, возможность широкого применение нелегального оружия странами НАТО, против РФ, без формального объявления войны, практически стирает грань, между военным и мирным временем. С другой стороны, как показывает опыт, риски мирного и военного времени в значительной степени схожи, методы защиты населения почти одинаковы. Это сходство наводит на мысль о целесообразности и возможности решения задач мирного и военного времени в рамках одной системы.
Поэтому в перспективе представляется необходимым сформировать унифицированную, на единых принципах построенную систему, способную решать весь комплекс задач по противодействию чрезвычайным ситуациям в мирное и военное время. Такую систему предлагается назвать Российской системой гражданской защиты (РСГЗ). Она должна заниматься предупреждением и ликвидацией ЧС природного и техногенного характера, осуществлять информационно-психологическую безопасность населения, в период латентных войн, а также успешно действовать в период опасностей, появляющихся при возникновении «горячих» военных конфликтов и в ходе военных действий.
Однако для этого придется преодолеть определенные трудности. Например, вопросы ГО являются предметом федерального ведения, а защита населения от чрезвычайных ситуаций в мирное время – совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Опираясь на одни и те же органы управления, силы и организации, ГО и РСЧС имеют пока различную правовую базу.
Рис. 1
Назрела необходимость более активного влияния государства на управление рисками. Для этого разрабатываются принципиально новые положения, соответствующие международным стандартам, где главная роль принадлежит предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению рисков их возникновения. Образно говоря, аварию надо не ждать, а предупреждать. Для этого активно разрабатываются различные проекты основ государственной политики в области управления рисками. Главным в них является не только организация и совершенствование мониторинга, а прогнозирование и предупреждение ЧС. Значительное место отводится внедрению системы декларирования безопасности потенциально опасных производственных объектов и лицензирования их деятельности, страхования рисков. Основой этих программ, являются выполнение инженерно-технических мероприятий по защите населения, как в мирное, так и военное время, непрерывное повышение уровня знаний и навыков населения в области ГО и БЖД [11].
Степень готовности ГО во многом определяет
способность государства
Эффективность защиты населения и территорий от опасностей военного характера в значительной степени зависит от полноты и достоверности исходных данных, используемых при планировании, в том числе и прогнозов военной опасности. В современных условиях данные прогнозов составляют важную часть исходных данных для планирования гражданской обороны, поэтому важно, чтобы они учитывали:
Данные прогноза возможных
сценариев вооружённых
1. Военно-стратегические границы характеризуют состав группировок вооружённых сил государств и объединений государств потенциального противника на перспективу до 2020 года, представляющих угрозу для России, взгляды этих стран на характер будущих войн, военный потенциал и возможное распределение ресурса средств поражения между войсковыми объектами и объектами тыла, поражаемыми в глубине страны.
2. Временные - в соответствии с современными научными данными о пределах роста человеческой цивилизации, все прогнозы военных конфликтов ограничиваются временным периодом от настоящего времени до 2020 года.
3. Пространственные – все сценарии вооружённой агрессии потенциального противника тесно связанны с экологически благополучными и богатыми ресурсами территориями планеты и принятым в стране стратегическим направлениям их отражения: Северо-Западному, Западному, Юго-Западному, Восточно-Сибирскому, Западно-Сибирскому и Дальневосточному, детализированным применительно к федеральному, региональному и территориальному уровням.
Прогнозные показатели возможной обстановки должны быть многомерными, учитывающими инженерную, пожарную, радиационную, химическую и медицинскую обстановку, создаваемую вследствие моделируемых сценариев военных действий, содержать данные возможных потерь населения и масштабов эвакуации, отражать понесённый от средств поражения экономический ущерб, учитывать объёмы аварийно-спасательных и других неотложных работ и их распределение по направлениям возможной агрессии.
Данные прогноза обстановки по направлениям возможной вооружённой агрессии, важны для планирования мероприятий гражданской обороны и оценки достаточности сил гражданской обороны. А также их перераспределения по направлениям прогнозируемой агрессии и заблаговременной подготовки резервов материальных средств, систем коллективной и индивидуальной защиты населения [1].
Информация о работе Гражданская оборона в современных условиях