Гражданская оборона в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Международное право запрещает ведение агрессивных войн, но само по себе не ведет к искоренению из общественной жизни причин, порождающих вооруженные конфликты. Несмотря на запрет, обращаться к вооруженной силе в международных отношениях государства нередко еще прибегает к ней для разрешения возникших споров и конфликтных ситуаций. Это обуславливает необходимость правового регулирования общественных отношений, возникших в ходе вооруженного конфликта, в целях его максимально возможной гуманизации. К числу наиболее важных источников права на ведение войны следует отнести Петербургскую декларацию, Гаагские конвенции о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ.

Файлы: 1 файл

Гражданская оборона в современных условиях.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

Дифференцированная оценка военной  опасности с учётом стратегических направлений отражения вооруженной агрессии позволяет минимизировать состав мероприятии и сил ГО, привлекаемых для защиты населения территорий в условиях военного времени [6].

 

Рис. 2

В обозримом будущем ГО, как и  вся оборона страны, будет строиться  по принципу стратегической мобильности. Все: промышленность, сельское хозяйство, органы управления – должно быть готово к быстрому переходу на работу по планам военного времени. В перспективе ГО, видимо, примет наиболее территориальный характер, чем ведомственный и производственный. Каждый регион станет более самостоятельным и способным решать задачи, своими силами.

Таким образом, основные тенденции  развития гражданской обороны на начало XXI века можно было бы сформулировать так: максимальное сохранение имеющегося потенциала, адаптация к новым военно-политическим и социально-экономическим условиям, гибкое стратегическое и оперативное реагирование на изменения обстановки создание возможностей для последовательного оперативного развертывания сил и средств в короткие сроки и до необходимого уровня.

Основным отличием современной  гражданской обороны, в условиях применения консциентального оружия, от подходов прошлого является:

1. Необходимо защищать людей, биосферу и ноосферу, а не руководствоваться только защитой технических и производственных объектов, оставляя в беде людей и природу;

2. Информационно-психологический подход к ГО, защита морально-этических норм и ценностей позволяет косвенно учесть многие составляющие из намеченных современных тенденций развития ГО.

В последние годы в ряде зарубежных стран (ФРГ, США, Франция и др.) в  связи с изменившейся военно-политической обстановкой происходит трансформация взглядов на роль гражданской обороны и порядок ее ведения.

Так, новая политика США определяет, что силы и средства гражданской  обороны должны готовиться не столько к действиям в условиях ядерной войны, сколько уметь эффективно решать задачи, возникающие в мирное время, уделяя при этом особое внимание мобилизационному планированию.

Возникла необходимость внесения изменений в теорию и практику гражданской обороны в нашей  стране [3]. Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России предлагает ввести ряд новых терминов. При определении места и роли защиты населения и территорий от ЧС в рамках национальной безопасности в последнее время используется термин «гражданская защита», который, по мнению специалистов, необходимо узаконить.

Под гражданской защитой понимают комплекс мероприятий, направленных на защиту населения и территорий при ЧС природного, техногенного и военного характера.

Имеется предложение гражданскую  защиту рассматривать как сферу национальной безопасности страны и назвать «гражданской безопасностью».

Гражданская безопасность – это  состояние защищенности личности, общества и государства от опасностей, возникающих при ЧС природного, техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие них.

Под объектами гражданской безопасности (ГБ) следует понимать: 

  1. Жизнь и здоровье людей; 
  2. Земельное, водное и воздушное пространство; 
  3. Объекты производственного и социального назначения; 
  4. Объекты природной среды.

Приоритетное положение среди  объектов должны занимать люди, их жизнь, здоровье, благополучие. Поэтому основное внимание при обеспечении должно уделяться защите людей [2].

Субъектами гражданской безопасности должны выступать все элементы государственной и общественной структуры страны, обеспечивающие ГБ. Разрешение все более сложных и запутанных вопросов государственной политики в области Гражданской Обороны в связи с двумя факторами.

1. На какой вид оружия, и на какое время планировать мероприятия ГО? В концепциях ведения современных войн все большая роль отводится высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах, так называемому нелетальному оружию - использованию политических, экономических и информационных мер давления на противника.

 

Спектр возможных видов боевых действий расширился. Военные теоретики берут за основу войны применение высокоточного оружия для разрешения конфликтов регионального характера, в тоже время не отрицают вероятность войн с применением ядерного оружия.

Появились новые понятия новых войн – информационная, климатическая, экономическая, психологическая, погодная, геофизическая, экологическая, экономическая и др.

2. Как и в каких объемах строить систему защитных мер ГО? Современные защитные мероприятия требуют финансово-экономических затрат сопоставимых с национальным валовым продуктом. Следствием этому проблема ГО переходит в плоскость социально-экономических проблем [6; 7; 9].

Аксиомы гражданской безопасности:

1. В любое время и в любом месте могут произойти какие-нибудь неприятности;

2. Случай любит подготовленных людей;

3. Спасая себя, ты спасаешь многих.

Сегодня, в начале нового тысячелетия, можно констатировать, все более нарастающий процесс обострения проблем обеспечения безопасности, как отдельной личности, так и всего человечества в целом [9]. Новый век несет в себе возрастание угроз техногенного характера, увеличение рисков возникновения экологических, климатических, социальных, экономических и многих других катастроф и стихийных бедствий. Падение уровня образования в западных странах, а последнее время и в России, деградация морально-этических норм поведения, рост преступности, распад института семьи, рост числа различных психических заболеваний в современном мире и пр. Стоит еще раз вспомнить мнения ряда современных исследователей, считающих, что сегодняшнего западного человека, уже нельзя именовать Homo sapiens, для него предлагают новый термин – Homo gelius, т.е. человек малодушный, неспособный выжить вне технократического континуума.

Актуальность проблем  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий, или вследствие этих действий не снижается. В силу складывающихся обстоятельств, дисциплина ГО приобретает все большую актуальность, возрастает его междисциплинарный характер и социальная направленность. Современную ГО следует рассматривать с акцентом на «гражданскую безопасность», так как именно «человеческий фактор» на современном этапе определяет и систему основных угроз, и систему предупредительно-защитных мероприятий. Можно с уверенностью утверждать, что в дальнейшем развитие ГО, будет связанно с задачами защиты сознания от консциентальных угроз, психоэкологии сознания, развития методов активации резервных возможностей человека и пр. Это приведет к расширению методологической базы ГО, его инструментария, широкому внедрению методов и стратегий когнитивных исследований, нанотехнологий и многому другому. Таким образом, преподавателям этой дисциплины в вузах придется неустанно повышать свой уровень знаний, умений и навыков.

В заключение темы ГО в условиях применения консциентального оружия, можно еще  раз напомнить о том, сколь  хрупок феномен сознания и вместе с тем опасны всевозможные манипуляции с ним. К каким последствиям это может привести, какую большую роль в формирование сознания играет семья, полноценные и гармоничные отношения в ней, и какую негативную роль здесь играют процессы глобализации имеющих место в мировом пространстве и информационно-психологической войне [5].

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гражданская оборона на объектах АПК / под ред. Н.С. Николаева, И.М. Дмитриева. М.: Агропромиздат, 1990. 124 с.

2. Громов В.И., Васильев  Г.А. Энциклопедия безопасности. М., 1998. 684 с.

3. Жердев Е. Гражданская оборона или гражданская защита? История вопроса // Основы безопасности жизнедеятельности. 2010. № 10. С. 3-10.

4. Лисин А. ОБЖ: проблемы и суждения // Основы безопасности жизнедеятельности. 2006. № 5. С. 12-14.

5. Лисичкин В.А., Шелепин  Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. М.: Эксмо, 2003. 386 с.

6. Малышев В., Богатырев Э. Военные угрозы и их влияние на планирование мероприятий гражданской обороны // Военные знания. 2009. № 5. С. 35-37; № 6. С. 33-35.

7. Постановление правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации». Режим доступа: // www: reforma_mo. ru / post_rt / 271/html

8. Приказ министерства  образования и науки российской  федерации от 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки». Режим доступа: // www: referent. ru

9. Расторгуев С.П. Философия информационной войны. М.: Изд-во Москов. психол.-соц. ин-т, 2003. 496 с.

10. Стратегия  национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. 2009. 12 мая.

11. Шапошников С. Российская система гражданской защиты вместо гражданской обороны и РСЧС // Основы безопасности жизнедеятельности. № 10. 2010. С. 11-15.

 

 

И.Г. Лебединская

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

 

Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни  человека. Это исторически сложившееся  средство воспитания и обучения использовалось с целью физического развития подрастающего поколения. Специально организованная для решения широкого круга педагогических задач, игра помогает подготовить детей, подростков и юношей к трудовой деятельности. Подвижные игры, как важнейшее средство физического воспитания, сохраняет свое значение на протяжении всей жизни человека, меняется только его содержание и методика проведения. Подвижная игра относится к таким проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Она отличается от строго регламентированных движений тем, что всегда связана с инициативным моментом решения двигательных задач. Это, пожалуй, наиболее существенный фактор, который придаёт подвижной игре притягательную силу. Уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у занимающихся положительные эмоции. При этом данные эмоции проявляются независимо от предполагаемых результатов игры, она может быть приблизительно определена, как активная деятельность, в которой занимающиеся исполняют роль нападающего или защитника, и как отражение реальной жизни. Общий смысл игры и участия в ней можно определить, как «делать дело ради самого дела» [1].

Наиболее существенной особенностью подвижных игр необходимо считать  отражение в них, наряду со многими  явлениями окружающей действительности, двух характерных и важных видов  взаимоотношений между людьми: соревновательной борьбы и сотрудничества. В педагогической практике по физическому воспитанию особое место занимают игровые соревнования типа эстафет, в которых участвуют две или более команд.

Трудно переоценить значение подвижных игр в развитии ловкости, быстроты и скоростно-силовых качеств, в совершенствовании координации движений, в развитии смекалки, сообразительности и изобретательности. Подвижные игры дисциплинируют занимающихся, приучают их управлять своими эмоциями, помогают совершенствовать волевые качества. Важнейшее значение в подвижных играх, с педагогической точки зрения, приобретают конкретные взаимоотношения между играющими, которые определяют не только формы соревновательной борьбы и взаимного сотрудничества, но и особенности выполнения многих игровых действий, интенсивность и величину усилий, остроту некоторых переживаний и др.

Правильно организованный игровой  двигательный режим укрепляет здоровье, дает возможность добиться значительного улучшения показателей психофизической подготовленности занимающихся, и, что особенно важно, благодаря ему физические способности развиваются гармонично. Важной особенностью подвижных игр является то, что игровые действия осуществляются в постоянно или, чаще всего, в неожиданно меняющихся условиях. Каждый играющий стремится поставить себя в наиболее выгодное по сравнению с соперником положение, и вместе с тем, каждый стремится создать для последнего возможно большие трудности в осуществлении игровых целей. Возможность широко варьировать содержание подвижных игр, от самых простых двигательных действий типа передачи мяча или бега до серии сложных заданий с преодолением полосы препятствий, произвольно менять правила игры, сообразуясь с возрастом, подготовленностью участников и условиями зала (площадки), позволяет широко применять их на всех формах проведения учебных занятий по физической культуре. В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, ориентации. Подвижные игры позволяют раскрывать потенциальные возможности и творческую инициативу занимающихся, поскольку создают условия для их активности, предоставляют возможность выбора, нацеливают на способ достижения результата, учат осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и действия своих товарищей, совершенствуют согласованность движений в коллективных действиях, развивают учебно-познавательные мотивы.

Информация о работе Гражданская оборона в современных условиях