Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 16:43, курсовая работа
Экономические права граждан являются одним из основных элементов их правового статуса, что прямо вытекает из Всеобщей декларации прав человека и международных пактов по правам человека. Экономические отношения собственности составляют основу любого общества, а правовое регулирование появляется и сохраняется, прежде всего, как система норм, закрепляющих, регламентирующих и охраняющих данные отношения. В условиях современной России собственность имеет исключительное значение в связи с тем, что она является базисом политических и экономических коренных преобразований, источником демократии, непременным условием построения правового государства. Вот почему охрана существующих отношений собственности – важнейшая задача всякой правовой системы.
Введение
Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных лиц и лиц без гражданства
Участие иностранных граждан в гражданско-правовых отношениях на территории Российской Федерации
Обеспечение самостоятельной правоспособности лиц без гражданства как способ защиты.
Характеристика правоспособности и дееспособности иностранных лиц и лиц без гражданства при приобретении гражданства.
Общие и специальные условия правоспособности иностранных лиц и лиц без гражданства при приобретении гражданства РФ в общем порядке.
Общие и специальные условия правоспособности иностранных лиц и лиц без гражданства при приобретении гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке.
Заключение
Список литературы
Тверской филиал
Студентки 4 курса юридического факультета
Специальность: Юриспруденция Группы № Ю-246
Розовой Ольги Николаевны
Тема: Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства
Научный руководитель: Амирова Л.В.
Дата сдачи курсовой работы:
Дата защиты:
Оценка:
Тверь 2004г.
ПЛАН РАБОТЫ
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Цель настоящей работы – определить правовое положение иностранных лиц в Российской Федерации и лиц без гражданства.
Основополагающими категориями при характеристике правового положения данных групп является наличие правоспособности и дееспособности. При описании дееспособности и правоспособности, которыми обладают иностранные лица и лица и лица без гражданства, я хотела определить конкретные права и обязанности, т.е. правосубъектность иностранных лиц и лиц без гражданства.
Обладание правами и наделение обязанностями каждой из названных групп указывает на гуманность и демократические принципы государства, в котором пребывают иностранные лица и лица без гражданства.
Одной из основных характеристик России,
как правового государства
Как сказал в интервью уполномоченный по правам человека Олег Миронов: «Права человека не сводятся только к правовым нормам, а являются, в первую очередь, категорией нравственной».1 Концепция защиты прав человека имеет огромное значение для иностранных лиц и лиц без гражданства, так как гарантирует правосубъектность данных групп. Особое место занимает вопрос приёма в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если иностранные лица и лица без гражданства признаются беженцами в порядке, установленным федеральным законом. Тем самым иностранные лица и лица без гражданства, являясь беженцами, обладают правоспособностью, что особенно важно для гуманизации гражданско-правовых отношений беженцев.
Правовое положение лица всегда определено его правовым статусом: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, лицо с множественным гражданством, что естественно является необходимым условием наличия правосубъектности, составляющими которой являются такие категории как дееспособность и правоспособность.
Категория дееспособности определяет способность лица своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности.
Категория правоспособности определяет способность иметь гражданские права и нести гражданско-правовые обязанности. В Законе Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 11.11.03г. №151-ФЗ определены правоспособность и дееспособность иностранных лиц и лиц без гражданства по приобретению гражданства Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации2 предусматривает, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
Исходя из данных положений законодательства я построила свою работу, в которой определила два важных правообразующих факта:
- наличие самостоятельной
Таким образом, в своей работе мне хотелось определить, что настоящий период развития России – это период эволюционного развития, когда закреплены юридические механизмы гарантий прав иностранных лиц и лиц без гражданства, а также новые обязательства государства для реализации всеми лицами, находящимися на территории Российской Федерации прав, которые бы обеспечивали самостоятельный правовой статус и возможность иностранным лицам и лицам без гражданства на участие в социальной, экономической, общественной жизни.
Глава 1. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных лиц и лиц без гражданства
1.1. Участие иностранных
граждан в гражданско-правовых
отношениях на территории
В соответствии со ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено Федеральным Законом. Иностранцы пользуются в Российской Федерации, как правило, такой же гражданской правоспособностью, как и российские граждане.
В соответствии со ст.3 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» №62-ФЗ от 31.05.02г. (в ред. От 11.11.03г. №151-ФЗ) иностранный гражданин – это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Правоспособность иностранного лица неразрывно связана с его правовым статусом и определяется следующими условиями: иностранец пользуется правами и выполняет обязанности, вытекающие из его гражданства лишь в той мере, в какой это допускается государством пребывания, не противоречит его суверенитету и безопасности.
В соответствии со ст.38 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации иностранные граждане имеют право обращаться в суды Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Ст. 399 ГПК РФ определяет, что гражданская
процессуальная правоспособность и
дееспособность иностранных граждан,
лиц без гражданства
В отношении лиц, не являющихся на основе личного закона процессуально дееспособным, такие лица могут быть на территории Российской Федерации признаны процессуально дееспособными, если они в соответствии с российским правом обладают процессуальной дееспособностью.
Зачастую обычное участие
В последнее время очень
Последствиями спорного усыновления американскими гражданами русских детей стало обращение иностранных граждан в Верховный суд Российской Федерации (Определение от 31.01.03г.). Право на усыновление иностранными гражданами детей в России регламентировано ст.24 Семейного кодекса РФ3. Однако правоспособность иностранных лиц на усыновление детей имеет место только при соблюдении следующих условий: если не представляется возможным передать детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, либо на усыновление родственниками детей, материальные условия содержания детей иностранными гражданами соответствуют необходимым требованиям, иностранные лица не имеют ограничений в дееспособности и здоровье, установленных Семейным кодексом.
Несоблюдение определённых законом условий исключает усыновление иностранными гражданами, обратившимися с заявлениями, русских детей.
Так судом установлены и отражены в Определение Верховного Суда РФ от 31.01.03г. следующие обстоятельства:
В судебном заседании было установлено, что малолетние Женя и Наташа Липышовы не были предложены к усыновлению их родственниками – деду Корнилову и сестре их матери Липышовой О.М., что не отрицали органы опеки. Будучи привлеченной к участию в деле кровная мать детей – Липышова В.М. возражала в отношении усыновления её детей иностранными гражданами в связи с намерениями восстановиться в родительских правах, с решением этого вопроса задержалась по причине рождения у неё 09.12.2000г. сына.
Медицинское заключение о состоянии
супругов Брэндо и о том, что они
не имеют медицинских
Необходимость предоставления соответствующего медицинского заключения, отвечающего требованиям ст.54 ГПК РСФСР (ст. 60 ГК РФ), является обязательной, поскольку согласно отчёта об исследовании жизненно-социальных условий заявителей от 27.12.2001г. Кэрол Мари Коверт Брэндо в течении 10 лет своей 38-летней жизни страдала алкоголизмом, посещала общество анонимных алкоголиков, а её мать имеет психическое заболевание – шизофрения, относящееся к числу заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребёнка, принять его под опёку (попечительство), взять в приёмную семью (Постановление Правительства РФ №542 от 01.05.1996г.).
Судом также установлено, что супругами Брэндо не оформлена в установленом порядке, представленные заявителем сведения о их материальном положении, так как представленные документы не заверены печатью и выданы не уполномоченными органами, без указания должностного положения лица, подписавшего документ.
4. Информация об отсутствии
5. Кроме того, судом установлено: усыновительное агентство «Бикон Хаус Эдатин Сервисиз Инк» утвердило супругов Брэндо в качестве приёмных родителей ребёнка из России и взяло на себя обязательство по выполнению всех требований уполномоченных органов страны происхождения ребёнка относительно оказания услуг в послеустановительный период, в том числе прокомментировать постановку ребёнка на учёт в консульском или дипломатическом учреждении Российской Федерации после его приезда в страну проживания его приёмных родителей.
Однако по материалам дела было установлено, что данному агентству лицензия на право осуществления деятельности в качестве усыновительного агентства класса «А» и оказание услуг по усыновлению и размещению детей в семьи выдано Министерством социальных служб штата Луизианны.
Данных о том, что деятельность этого агентства распространяется и на другие штаты, в том числе Канзас, где проживают заявители, в лицензии не содержится, что ставит под сомнение возможность выполнения им взятых выше на себя обязательств, связанных с усыновлением детей из России. Указанная лицензия не скреплена соответствующей печатью и не имеет полного наименования должностного положения, а также фамилию или имя лица, её подписавшего.