Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Экономические права граждан являются одним из основных элементов их правового статуса, что прямо вытекает из Всеобщей декларации прав человека и международных пактов по правам человека. Экономические отношения собственности составляют основу любого общества, а правовое регулирование появляется и сохраняется, прежде всего, как система норм, закрепляющих, регламентирующих и охраняющих данные отношения. В условиях современной России собственность имеет исключительное значение в связи с тем, что она является базисом политических и экономических коренных преобразований, источником демократии, непременным условием построения правового государства. Вот почему охрана существующих отношений собственности – важнейшая задача всякой правовой системы.

Содержание работы

Введение
Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных лиц и лиц без гражданства
Участие иностранных граждан в гражданско-правовых отношениях на территории Российской Федерации
Обеспечение самостоятельной правоспособности лиц без гражданства как способ защиты.
Характеристика правоспособности и дееспособности иностранных лиц и лиц без гражданства при приобретении гражданства.
Общие и специальные условия правоспособности иностранных лиц и лиц без гражданства при приобретении гражданства РФ в общем порядке.
Общие и специальные условия правоспособности иностранных лиц и лиц без гражданства при приобретении гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

260.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Представленные потенциальными усыновителями  выписки из Закона о порядке усыновления  и отказа от родительских прав штата Канзас не содержат статей, регулирующих порядок и условия усыновления несовершеннолетних детей.

Таким образом, судом установлены  обстоятельства, ограничивающие правоспособность, в том числе процессуальную для  иностранных граждан супругов Брэндо, обратившихся с заявлением на усыновление детей, что проявилось в том, что иностранные граждане в исковых требованиях превысили объём прав, установленных гражданским законодательством при отсутствии соответствующих материальных условий содержания, а также при сокрытии заболевания, при наличии которых исключено право на усыновление (указанные факты установлены судом), супруги Брэндо обратились с заявлением на усыновление детей.

Усыновление иностранными гражданами русских детей одна из норм участия  иностранных граждан в гражданско-правовых отношениях. Участие иностранных граждан в гражданско-правовых отношениях возможно лишь исходя из объёма своей правоспособности и дееспособности.

Иностранные лица участвуют и в  иных гражданско-правовых отношениях на территории Российской Федерации. Правовое основание такого участия закреплено в ГК РФ6, где определено, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено Федеральным Законом.

В соответствии со ст.2 ГК РФ гражданско-правовые отношения включают основания возникновения  и порядок осуществления права  собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности  (интеллектуальной собственности), регулирование договорных и иных обязательств, а также других имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

При участии иностранных лиц  в гражданско-правовых отношениях на территории России иностранцы становятся участниками хозяйственных отношений, если они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства. Таким образом, для осуществления хозяйственной деятельности на территории России иностранные граждане  в том случае, если становятся участниками хозяйственной деятельности в Российской Федерации, обязаны доказать, что наличие правового статуса на занятие хозяйственной деятельностью. Такое условие было определено в ст.1 Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», а в настоящее время  в ст.2 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99г. №160-ФЗ/ в ред. ФЗ от 08.12.03г №169 ФЗ).

Можно привести пример судебной практики Постановление Президиума ВАС РФ от 02.11.95г. №6358/95, в котором определено, что иностранными инвесторами могут быть иностранные граждане при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства. Вопрос иностранного инвестирования в России сегодня мне кажется значительным и актуальным, так как определяет уровень экономического развития страны и позволяет иностранцам размещать капитал, денежные средства в какие-либо предприятия, организации в России. Не запрещённое законодательством инвестирование имущества и имущественных прав в объекты инвестиционной деятельности признаётся неотъемлемым правом и охраняется законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99г. №ФЗ-160. Инвестор вправе приобретать необходимое ему имущество у граждан и юридических лиц непосредственно или через посредников по ценам и на условиях, определяемых по договорённости сторон, без ограничений по объёму и номенклатуре, если это не противоречит законодательству, действующему на территории РФ.

Рассмотрим вышеназванное Постановление  ВАС РФ от 02.11.95г. №6358/91, где рассматривается  немаловажный вопрос, а именно вопрос признания ТОО «Гобул» предприятием с иностранными инвестициями.

Согласно Постановления ВАС  РФ от 02.11.95г. суду для разрешения представлен  протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного суда РФ, которым  предлагается изменить решение об отмене в удовлетворении требований государственной  налоговой инспекции по Московскому р-ну г. Чебоксары, которая обратилась в Высший арбитражный суд Чувашской Республики с иском о признании недействительным постановление главы администрации Московского района г.Чебоксары от 23.09.92г. №1005, которым производственно-коммерческая фирма «Гобул» зарегистрирована в форме товарищества с ограниченной  ответственностью. Решением от 25.05.95г. в удовлетворении исковых требований отказано, апелляционная инстанция так же не нашла оснований для отмены постановленного решения.

Не смотря на то, что решение было определено согласно ранее действующего законодательства, я выбрала данную практику, так как исходя из анализа ФЗ №160-ФЗ от 09.07.99г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации и ранее действовавшего законодательства РСФСР «Об иностранных инвестициях: механизм признания инвесторами остался прежним.

Президиум в ходе судебного рассмотрения установил, что правовые основания  для признания ТОО «Гобул»  предприятием с иностранными инвестициями отсутствует. Согласно ст.1 действующего в рассматриваемый период Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» иностранными инвесторами могут быть иностранные граждане при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства.

В ст.2 действующего Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» также указано, что иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ признаётся инвестором.

В постановленном акте ВАС РФ от 02.11.95г. №6358/95 суд определил, что сведения о том, что участники ТОО «Гобул»  – граждане республики Болгарии соответствуют  требованиям Закона, отсутствуют.

При таких обстоятельствах они  не могут расцениваться как иностранные  инвесторы, а, следовательно, отсутствуют  основания для реализации ТОО  «Гобул» в порядке, установленным  Законом.

Таким образом, инвесторами на территории Российской Федерации в соответствии с Законом созданы условия осуществления ими деятельности, исходя из объёма предоставленных прав и наделения обязанностей, т.е. исходя из их правосубъектности.

 

1.2. Обеспечение самостоятельной  правоспособности лиц без гражданства как способ защиты

 

Термин «безгражданство» в теории права определяет такое правовое состояние, которое характеризуется  отсутствием у лица гражданства  какого-нибудь государства. Безгражданство может быть абсолютным (безгражданство с момента рождения) и относительным (безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства).

Необходимо отметить тенденцию  большинства правовых государств бороться с правовой аномалией безгражданства. Результатом стало создание таких  необходимых международно-правовых документов как Всеобщая декларация прав человека 1948г. и Европейская конвенция о гражданстве, где провозглашено право на гражданство. Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными.

В России статус лиц без гражданства  приравнивается к статусу иностранных граждан. Однако необходимо определить важный момент: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать лицам без гражданства в Российской Федерации защиту. Как и иностранные граждане, лица без гражданства не несут воинской обязанности, не обладают таким конституционным правом на территории Российской Федерации как избирательное, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев. Россия не принимает участие ни в одном международном договоре, специально посвящённым лицам без гражданства и ограничивается внутренними мерами.

Обеспечивая защиту лицам без  гражданства  и используя концепцию защиты прав человека, Россия ориентируется  на европейские стандарты. В соответствии со ст.2 Конституции РФ: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами в Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутри государственные средства правовой защиты.

«Россия, вступив в Совет Европы, ратифицировала Европейскую конвенцию, и мы не вправе даже формально юридически отгораживаться от внешнего мира и должны ориентироваться на европейские стандарты», - сказал уполномоченный по правам человека Олег Миронов.

Правозащитная идея основана на уважении к себе и к своей Родине, патриотизме, восприятии чужой беды как своей собственной. И здесь особенно важно вспомнить проблему беженцев, страдание мирного населения, которое покидает свои дома и впоследствии становится  беженцами, приобретает такой статус в силу объективных причин.

Россия предоставляет защиту беженцам, исходя из сотрудничества на международном уровне и тем самым приводя законодательство Российской Федерации в области прав человека в соответствие с нормами международного права. Внутреннее законодательство России также определяет нравственную категорию защиты прав человека и позволяет лицам без гражданства в случае признания их беженцами принять гражданство Российской Федерации. Данное условие, закреплённое в ст.13 Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 11.11.03г. №151-ФЗ определяет наличие правоспособности лиц без гражданства при приёме в гражданство Российской Федерации в общем порядке, при наличии дееспособности и достижения 18-го возраста. Тем самым российское законодательство определяет самостоятельную правосубъектность лиц без гражданства, без чего невозможно гарантировать возможность восстановить статус гражданства, которым лицо не владело с рождения, либо утратило в силу каких-либо причин.

Одной из характеристик правового  государства является тот факт, что  оно, подчиняясь международному контролю и взятым на себя обязательствам, предоставляет всем лицам без гражданства, находящимся на его территории, определённые права на участие в социальной, экономической, общественной жизни общества, пока они не приобрели статус гражданства.

Следовательно, лица без гражданства, в том числе беженцы, могут участвовать и в гражданско-правовых отношениях, которые являются неотъемлемой частью экономико-социальной жизни российского общества. Такое участие обеспечивает лицам без гражданства правоспособность и дееспособность, определяемая российским законодательством.

Ст. 2 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что правила, установленные гражданским  законодательством, применяются к  отношениям с участием лиц без  гражданства.

 

Глава 2. Характеристика правоспособности и дееспособности иностранных лиц и лиц без гражданства

 

Приобретение иностранными лицами и лицами без гражданства гражданства  Российской Федерации – самостоятельный  факт, характеризующий правоспособность иностранных граждан и лиц  без гражданства.

Вопрос приобретения иностранными гражданами и лицами без гражданства регламентирован в Законе «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.02г. №62-ФЗ (в ред. От 11.11.03г. №151-ФЗ).

   Для приобретения иностранными  гражданами и лицами без гражданства  гражданства  Российской Федерации необходимо наличие следующих фактов:

  1. достижение 18-го возраста;
  2. наличие дееспособности;
  3. наличие заявления о приёме в гражданство.

Приём в гражданство Российской Федерации осуществляется, как в  общем, так и в упрощённом порядке.

 

2.1. Общие и специальные условия правоспособности иностранных лиц и лиц без гражданства по приобретению гражданства в общем порядке

 

Для принятия иностранных граждан  и лиц без гражданства в  гражданство Российской Федерации  в общем порядке законодателем  установлены следующие условия:

- проживание на территории  Российской Федерации со дня  получения вида на жительство  и до дня обращения с заявлением  о приёме в гражданство Российской  Федерации в течение 5 лет непрерывно;

  • обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации;
  • наличие законного источника средств к существованию;
  • обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства, за исключением, когда такой отказ не требуется в соответствии с международным договором или настоящим федеральным законом, либо отказ невозможен в силу не зависящих от лица причин;
  • владение русским языком.

Если лицо имеет заслуги перед  Российской Федерацией, оно может  быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения установленных законом условий. Что касается срока проживания на территории Российской Федерации, установленного Законом и равного 5 годам, то данный срок сокращается до года при наличии следующих обстоятельств:

- признания лица беженцем  в порядке, установленном Федеральным Законом;

- предоставления лицу  политического убежища на территории  Российской Федерации;

- наличие у лица высоких  достижений в области науки,  техники и культуры; обладание  лицом профессий либо квалификаций, предоставляющими интерес для  Российской Федерации.

Информация о работе Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства