Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:34, контрольная работа
Государство играет решающую роль в жизни общества. Благодаря появлению государства как органа управления обществом человечество перешло от состояния дикости и варварства к цивилизованности. Государство согласовывает разнообразные социальные интересы, упорядочивает жизнедеятельность общества, обеспечивает его целостность, защищает слабых от произвола сильных, утверждает в отношения между людьми господство силы права вместо господства права силы, которое было присуще во времена дикости и варварства.
Введение..............................................................................................................
1. 3
1. Гражданское общество: понятие, основные этапы развития и принципы функционирования.........................................................................................
4
2. Сущность правового государства, его основные признаки и характерные черты.....................................................................................................................
7
3. Проблемы становления и развития правового государства в современной Украине...........................................................................................................
10
Заключение.........................................................................................................
13
Список использованной литературы
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
Под правовым государством следует понимать цивилизованную форму государства, основанного на верховенстве права и господства закона. Верховенство права означает, что право не исчерпывается законом. Оно существует и помимо закона. Главное отличие правового государства от неправового состоит в приоритетности защиты прав и свобод граждан, взаимной ответственности и равенстве государства и личности.
Правовое государство опирается:
Категория правового государства тесно связана и, как правило, употребляется рядом с такими определениями государства, как демократическое, социальное и светское.
Понятие социальное предполагает, что государство служит обществу и стремится минимизировать неоправданные социальные различия. Социальное государство означает:
Демократичность государства обусловлена возможностью предоставления гражданам и их объединениям влиять на принятие государственных управленческих решений. Реализация этой возможности базируется на демократическом политическом режиме и правовой культуре граждан.
Характеристика государства как светского означает отделение церкви от государства, четкое правовое разграничение их сфер деятельности. Альтернативной светского государства является государство теократическое и клерикальное. В последнем нет слияния светской и религиозной власти, тем не менее, государство закрепляет приоритет одной конфессии, включает в систему образования изучение религиозных догм.
Основные признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Взаимная ответственность личности и государства.
4. Реальность
прав и свобод гражданина,
их правовая и социальная
5.
Политический и идеологический
плюрализм, заключающийся в
6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
Правовое государство – это путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
Особенности
механизма правового
Соответственно основным признакам правового государства различают три важнейшего направления его становления:
Во времена СССР властвовала так называемая социалистическая законность, которая основывалась не на общечеловеческих ценностях, а на «революционной целесообразности». Формально обеспечивалось верховенство закона, однако сами законы не всегда были правовыми, нередко противоречили элементарным правам и свободам человека. Отрицалось, например, право частной собственности, в криминальном порядке преследовалась и наказывалась частнопредпринимательская деятельность, во имя строительства социализма по статье про «антисоветскую деятельность» уголовного кодекса осуждено и лишено жизни миллионы невинных советских людей. Законы были обязательными лишь для рядовых граждан, но не для руководства правящей коммунистической партии, которое фактически ставило себя над законом. Приобрело распространение так называемое «телефонное право», которое означало навязывание партийно-государственными руководителями своей воли правоохранительным органам, в том числе прокуратуре и судам, по тем или другим конкретным вопросам.
Эти и подобные явления в политико-правовой системе, конечно, не могли исчезнуть сразу с образованием независимого украинского государства. Некоторые из них так или иначе дают о себе знать и поныне. Важнейшее из сделанного в развитии в Украине правового государства состоит в конституционном закреплении его основ - принципов верховенства правового закона (права) и деления власти, прав и свобод человека. Процитируем соответствующие положения Конституции Украины: «Україна є суверенна і незалежна, демократична, соціальна, правова держава» (ст. 1); «В Україні визнається і діє принцип верховенства права» (ст. 8); «Державна влада в Україні здійснюється на засадах її поділу на законодавчу, виконавчу та судову» (ст. 6). [6, с.316]
Особое место в Конституции Украины имеет закрепление прав и свобод человека и гражданина. Так, статья 3 провозглашает: «Людина, її життя і здоров’я, честь і гідність, недоторканість і безпека визнаються в Україні найвищою соціальною цінністю.
Права і свободи людини та їх гарантії визначають зміст і спрямованість діяльності держави. Держава відповідає перед людиною є головним обов’язком держави». Эти положения Конституции конкретизируются в отдельном разделе «Права, свободи і обов’язки людини і громадянина», который состоит из 48 статей (21-68). Эти статьи закрепляют широкий спектр социально-экономических, политических и личных прав и свобод. Конституцией внедрен институт Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, который осуществляет парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 101). [6, с.317]
Конституционное закрепление основ правового государства предопределяет две важнейших задачи в его дальнейшем развитии: конкретизация конституционных положений в обычных законах и наполнение их, в особенности относительно социально-экономических прав и свобод, реальным содержанием. Важное место в решении этих задач имеет создание механизма правовой защиты конституционных прав и свобод, в том числе и от посягательств на них со стороны самого государства. Если во времена социализма гражданин мог обратиться с судебным иском против государства (администрации государственного предприятия) лишь в случае незаконного увольнения его с работы, то Конституция независимой Украины гарантирует гражданам возможность судебной защиты их прав и свобод от любых посягательств: «Норми Конституції України є нормами прямої дії. Звернення до суду для захисту конституційних прав і свобод людини і громадянина безпосередньо на підставі Конституції України гарантується» (ст. 8). [6, с.317]
Развитие
в Украине правового
Пока что на практике решения рядовыми гражданами в государственных, в особенности правоохранительных, органах даже элементарных жизненных вопросов, например, связанных с регистрацией предприятия, получением разных разрешений, прохождением технического осмотра автомототранспорта и т.п., настолько усложнено, забюрократизировано, а нередко еще и дорого и унизительно, что порождает обоснованные сомнения в верховенстве в Украине правового закона, его преобладании над многочисленными подзаконными актами, в частности ведомственными инструкциями, составленными в интересах их авторов. Неуважение власти к гражданам, восприятие их в государственных учреждениях как просителей, которые «мешают работать», продолжают оставаться характерными особенностями властных отношений в украинском обществе. Правовым государство становится не благодаря провозглашению в конституции верховенства права, прав и свобод человека, а тогда, когда соответственно конституционным декларациям проходит повседневная жизнь рядовых граждан, если власть существует для граждан, а не наоборот.
Информация о работе Гражданское общество и правовое государство