Гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 02:12, доклад

Описание работы

Исторический опыт развития человеческой цивилизации четко выявил две тенденции: одни страны в своем развитии пришли к правовому государству, демократии, другие – к тоталитаризму, этакратии. Становление правового государства, демократии тесно связано с развитием гражданского общества. Постараемся же разобраться, что представляет собой гражданское общество, каковы его основные признаки.

Файлы: 1 файл

Гражданское общество.docx

— 39.54 Кб (Скачать файл)

Исторический опыт развития человеческой цивилизации четко  выявил две тенденции: одни страны в  своем развитии пришли к правовому  государству, демократии, другие  –  к тоталитаризму, этакратии. Становление правового государства, демократии тесно связано с развитием гражданского общества. Постараемся же разобраться, что представляет собой гражданское общество, каковы его основные признаки.

Понятие «гражданское общество»  появилось в Новое время в  трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, III. Монтескье  и др. Концепция гражданского общества в работах этих мыслителей базировалась на идеях естественного права  и общественного договора. С точки  зрения этих мыслителей, человек как  разумное существо стремится к свободе. Он хочет распоряжаться своей  личностью, осознавать себя владельцем своих жизненных прав. Общественный договор, объединение людей в  общество предполагали как передачу своих прав обществу (государству), так и ограничение самой государственной  власти в интересах реализации свободы  граждан. Гражданское общество представляет собой результат контракта, соглашения подразумевающее отношения взаимности, добровольности между государством и гражданином. По Локку естественное сообщество людей превращается в гражданское общество тогда, «когда какое-либо число людей так объединено в одно общество, что каждый из них отказывается от своей исполнительной власти, присущей ему по закону природы и передает ее обществу» (Локк Дж. Соч. в 3-х тот. Т. 3.  – М., 1995.  – С. 312).

Вместе с тем мыслители  Нового времени отождествляли с  гражданским обществом не всякое государство, а лишь такое, которое  выражает интересы граждан. Учет этих интересов, создание условий для  их свободной реализации являются непременным  условием эффективного развития общества. Акцент на защиту частных интересов  был характерен для работ английского  экономиста А. Смита. Разработанная  А. Смитом «система естественной свободы» доказывала необходимость ликвидации вмешательства государства в  частнособственническое предпринимательство, предоставления полной свободы для  развития частной инициативы, «неестественности» любого контролирования государством индивидуальной экономической свободы  граждан, что создавало необходимые  условия для неограниченного  развития товарно-денежных рыночных отношений. Тем самым подводился прочный  экономический фундамент под  классическую модель нарождающегося гражданского общества, основными требованиями которого стали частная собственность, рыночная экономика, экономическая независимость  людей.

Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества в  его взаимозависимости с государством принадлежит Гегелю. На основе систематизации всего наследия французской, англо-саксонской и немецкой общественно-политической мысли Гегель пришел к выводу, что  гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству  в процессе длительной и сложной  исторической трансформации от средневековья  к Новому времени. «Гражданское общество,  – писал он,  – есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем  развитие государства».

По Гегелю, социальная жизнь, характерная для гражданского общества, радикально отличается от этического мира семьи и публичной жизни  государства. Гражданское общество включает рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, в задачу которых входят обеспечение жизнеспособности общества и реализация гражданского права. Гражданское общество составляет комплекс частных лиц, классов, групп  и институтов, взаимодействие которых  регулируется гражданским правом и  которые как таковые прямо  не зависят от самого политического  государства.

Таким образом, Гегель пришел к выводу, что есть сфера не только «всеобщих» и политических интересов, но и частных, точнее, частнособственнических интересов. Эту сферу он определил  как область «гражданского общества».

Как отмечал Гегель, в  отличие от семьи, многочисленные составляющие гражданского общества зачастую несопоставимы, неустойчивы и подвержены серьезным  конфликтам. Оно напоминает беспокойное  поле боя, где одни частные интересы сталкиваются с другими частными интересами. Причем чрезмерное развитие одних элементов гражданского общества может привести к подавлению других его элементов. Поэтому гражданское  общество не может оставаться «гражданским»  до тех пор, пока оно не управляется  политически под присмотром государства. Лишь верховная публичная власть  – конституционное государство  может эффективно справиться с его  несправедливостями и синтезировать  конкретные интересы в универсальное  политическое сообщество. С этой позиции  Гегель критикует современную ему  теорию естественного права за то, что она смешивает гражданское  общество и государство.

Особый подход к проблеме гражданского общества прослеживается у К. Маркса. К. Маркс существенно  упростил сложную структуру гегелевской  модели гражданского общества. Для  него гражданское общество представляет собой форму, в которой возникло и функционирует буржуазное государство, основанное на частной собственности. В подобном обществе «ни одно из так называемых прав человека не выходит за пределы эгостического человека, человека как члена гражданского общества, т. е. как индивида, замкнувшегося в себе, в свой частный интерес и частный произвол и обособившегося от общественного целого» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. - С. 401).

Действительно, идея гражданского общества возникла и развивалась  в связи с возникновением и  развитием буржуазных отношений. Она  была вызвана потребностью теоретическими средствами «проложить дорогу» для  буржуазного общественного строя, немыслимых без свободы человека  – товаропроизводителя.

Однако, как показали события XX столетия, идея гражданского общества не только не устарела, но, наоборот, получила еще большую актуальность. Именно в XX веке появилась опасность тотального порабощения личности. Источником этой опасности выступают непомерно  разросшаяся власть политико-государственных  структур, их экспансионистские притязания, распространяющиеся не только на экономические  отношения, но и на все остальные  сферы деятельности человека, включая  область духовной культуры. Агрессивность  этих структур наиболее ярко проявилась в жизни людей тех стран, где  господствовали тоталитарные режимы, административно-командный порядок, где существовал и существует авторитарный стиль отношений между  носителями власти и рядовыми гражданами. Поэтому в XX столетии разработка концепции  гражданского общества проходила преимущественно  под знаменем критики тоталитарных режимов, защиты прав и свобод личности. В современных политических теориях идея гражданского общества дополнилась идеей демократии, основанной на политическом плюрализме, общем консенсусе и партнерстве конкурирующих социальных групп; широкое распространение получила теория плюрализма, согласно которой основная задача современного демократического общества  – достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп населения, снятие или смягчение противоречий, поиск гражданского согласия, направленные на интегрирование общества.

Из приведенных выше взглядов на гражданское общество различных  представителей политической мысли  вырисовывается следующая картина  гражданского общества.

Гражданское общество  – это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостоянии, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.

Классическая модель гражданского общества начала формироваться в  передовых странах Западной Европы и США в XVIII  – начале XIX века. В результате буржуазных революций произошло уничтожение сословных привилегий, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, созданы правовые гарантии свободы слова, совести, собраний, организаций, обеспечено равенство граждан перед законом и т. д. В буржуазных странах Запада конституциально закреплены гарантии невмешательства государства в частную жизнь граждан, уважение их человеческого достоинства, экономической свободы и т. д.

Реальное функционирование гражданского общества началось с принятия биллей о правах в Англии и США  и Декларации прав человека и гражданина во Франции. Таким образом главным признаком сформировавшегося гражданского общества служит законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства. И странам Западной Европы и США еще предстояло пройти долгий путь на пути создания зрелого гражданского общества. При этом классическая модель гражданского общества претерпела существенную трансформацию.

Дело в том, что в  буржуазных государствах XVIII  – середины XIX вв. права и свободы граждан  в большей мере носили формальный характер. Широкие массы населения  были отчуждены от экономического богатства  и политической жизни общества. В  этой обстановке в середине XIX века в Европе возникли левые общественно-политические движения, прежде всего социал-демократической  ориентации, ставящие своей целью  приобщение народных масс к богатствам и управлению обществом. Социал-демократы  выдвинули идею построения такого общества, в котором бы не только были конституционно закреплены, но и фактически обеспечены основные общечеловеческие ценности. Это общество, по их мнению, должно базироваться на принципах свободы, солидарности, справедливости, социального равенства  и коллективизма. С точки зрения социал-демократов, не только частная  собственность, но различные формы  коллективной собственности, многоукладная  экономика должны служить экономической  основой гражданского общества.

На эволюцию классической модели гражданского общества существенное влияние оказал и разразившийся  в 1929 –1933 гг. мировой экономический  кризис. События этого кризиса  в корне подорвали идеи либерализма  от недопустимости какого-либо вмешательства  со стороны государства в частнопредпринимательскую  деятельность, в экономическую жизнь  общества. На смену этим идеям пришли новые идеи, разработанные английским экономистом. Д. Кейнсом, выдвинувшим положение о необходимости государственного регулирования экономики и определенного ограничения частного предпринимательства в том случае, когда это диктуется интересами всего общества.

Практической реализацией  этих установок стали так называемый «новый курс» Ф. Рузвельта, продолженный демократической партией США, социальная политика социал-демократических и  лейбористских партий в ФРГ, Швеции, Швейцарии, Австрии, Англии и др.

С учетом происшедшей эволюции современное гражданское общество имеет следующую структуру:

1. Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация, ассоциация, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие-объединения).

2. Совокупность негосударственных неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других: это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.

3. Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти.

Таким образом, структура  гражданского общества развитых стран  представляет собой широкую сеть общественных отношений, различных  добровольных организаций граждан, их ассоциаций, лоббистских и иных групп, муниципальных коммун, благотворительных  фондов, клубов по интересам, творческих, кооперативных объединений, потребительских, спортивных обществ, общественно-политических, религиозных и иных организаций  и союзов. Все они выражают самые  различные социальные интересы во всех сферах жизни общества.

Все эти объединения и  комитеты зачастую противостоят друг другу, стремясь завоевать доверие  граждан, остро критикуют различные  негативные стороны проводимой политики, просчеты в экономике, состояние  нравственности. Они ставят перед  управленческими кругами всех уровней  различные вопросы, которые поднимают  перед ними граждане, защищают перед  государственными органами интересы и  права своих членов, стремятся  удовлетворить их запросы и потребности.

2. Характерные  признаки и функции гражданского  общества

В чем же состоит сущность гражданского общества? Каковы его  характерные признаки и функции? При всем различии в трактовке  этого понятия можно вычленить  его наиболее существенные признаки:

Гражданское общество  –  это негосударственная часть  общественной жизни, своего рода социальное пространство, в котором люди связаны  между собой и взаимодействуют  друг с другом в качестве свободных  независимых субъектов. Главным  действующим субъектом гражданского общества является суверенная личность, свободно ставящая цели своей деятельности и определяющая способы их достижения.

Информация о работе Гражданское общество