Гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 02:12, доклад

Описание работы

Исторический опыт развития человеческой цивилизации четко выявил две тенденции: одни страны в своем развитии пришли к правовому государству, демократии, другие – к тоталитаризму, этакратии. Становление правового государства, демократии тесно связано с развитием гражданского общества. Постараемся же разобраться, что представляет собой гражданское общество, каковы его основные признаки.

Файлы: 1 файл

Гражданское общество.docx

— 39.54 Кб (Скачать файл)

Гражданское общество  – это целая система независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призвана обеспечить условия для самореализации отдельного индивида, коллективов, реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальных или коллективных. В чем же особенность общественных отношений в сфере гражданского общества? Для государства характерно преобладание иерархических, вертикальных властных отношений. Гражданское же общество строится на основе горизонтальных, невластных связях и отношениях. Эти связи и отношения образуют как бы несколько уровней или слоев. Фундамент гражданского общества составляют отношения, связанные с обеспечением жизнедеятельности общества. В современных условиях основу гражданского общества составляют экономические отношения, основанные на многообразии форм собственности при соблюдении интересов личности и общества в целом. Экономический плюрализм создает необходимые предпосылки для преодоления существующего отчуждения человека от средств производства. Гражданское общество только тогда проявляет свою жизнеспособность, когда его члены обладают конкретной собственностью или правом на использование и распоряжение собственностью, произведенный ими общественный продукт по своему усмотрению. Владение собственностью может быть частным или коллективным, но при условии, что каждый участник коллективной собственности  – колхоза, кооператива, предприятия и т. д.  – действительно является таковым. Наличие собственности служит основополагающим условием свободы личности в любом обществе. Надежно защищенная законом собственность придает человеку определенную степень самостоятельности и независимости от власти государства. Не менее важно видеть и то, что обладание собственностью порождает в человеке чувство хозяина, побуждает его проявлять активность, инициативу, действовать с полной отдачей, высокой эффективностью. Личный интерес субъекта, собственность, является мощным стимулом его повседневной деятельности как свободного гражданина гражданского общества.

Следующий уровень  –  это социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи. Гражданское общество основывается на многообразной, разветвленной социальной структуре, отражающей все богатство  и разнообразие интересов множества  социальных групп и слоев, их представителей. Причем это многообразие объективно стремится к постоянным изменениям, находится в динамике, образуя  и прерывая вертикальные и горизонтальные связи.

Верхний слой гражданского общества  – это отношения, связанные  с индивидуальным выбором, политическими  и культурными предпочтениями, ценностными  ориентациями. Это различные группы по интересам, политические партии (не правящие), движения, клубы, группы давления и т. п. Тем самым обеспечивается культурно-политический плюрализм, предполагающий отрицание идеологических стереотипов, обеспечивающий свободное волеизъявление всех граждан. Именно этот слой гражданского общества включает в себя наиболее социально активные институты, тесно  со-прикасйющиеся с государственно-политической системой.

Таким образом, гражданское общество  – это система обеспечения жизнедеятельности экономической, социальной, социокультурной и духовной сфер общественной жизни, их воспроизводства и передачи из поколения в поколение.

Гражданское общество  – это организационно-структурированное социальное пространство. Человек как личность имеет определенную систему ценностей, потребностей, интересов. Люди на добровольной основе объединяются в ассоциации (объединения, союзы, организации, центры, клубы, фонды и т. д.). Объединения, составляющие гражданское общество, отражают широчайшую палитру хозяйственных, семейных, культурных, правовых и многих других ценностей и интересов граждан. Специфика всех этих ассоциаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государством, а самими гражданами. Эти ассоциации существуют автономно от государства, но, разумеется, в рамках действующих в государстве законов. Составляющие гражданское общество объединения возникают, как правило, спонтанно в связи с возникновением у граждан конкретного интереса и потребности в его реализации. Так возникают различные организации предпринимателей, ассоциации фермеров, благотворительные и иные организации. Какая-то часть этих организаций при удовлетворении соответствующей потребности может прекратить свое существование. Однако подавляющая их часть становится постоянно действующей, набирающей со временем силу и авторитет.

На основе вышеизложенного  можно дать следующее определение: гражданское общество  – это  негосударственная сфера общественной жизни, совокупность тех межличностных, семейных, общественно-экономических, культурных, религиозных отношений  и структур, которые развиваются  в обществе на добровольной основе, без непосредственного вмешательства  государства и обеспечивают условия  для удовлетворения потребностей и  самореализации индивидов и коллективов.

Основная функция гражданского общества  – наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные  экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения  граждан призваны содействовать  всесторонней реализации, индивидом  его интересов, устремлений, целей  и т. д.

В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет  ряд важных социальных функций:

1. На основе законности  оно обеспечивает защиту частных  сфер жизни человека и гражданина  от необоснованной жесткой регламентации  государства и других политических  структур.

2. На базе ассоциаций  гражданского общества создаются  и развиваются механизмы общественного  самоуправления.

3. Гражданское общество  является одним из важнейших  и мощных рычагов в системе  «сдержек и противовесов», стремлений  политической власти к абсолютному  господству. Оно зaщищaeт граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или    иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

4. Институты и организации  гражданского общества призваны  обеспечивать реальные гарантии  прав и побед человека, равный  доступ к участию в государственных  и общественных делах.

5. Гражданское общество  выполняет также функцию социального  контроля по отношению к своим  членам. Оно независимо от государства,  располагает средствами и санкциями,  с помощью которых может заставить  индивиды соблюдать общественные  нормы, обеспечить социализацию  и воспитание граждан.

6. Гражданское общество  выполняет также коммуникационную  функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированны, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организаций гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства. Классическим примером такой информации являются акции «движения зеленых». Проблемы защиты окружающей среды невозможно решить без широкого участия государства, и «зеленые» добиваются принятия конкретных государственных программ по защите окружающей среды.

Но коммуникативная функция  гражданского общества не ограничивается только такого рода информацией. Контакты с организациями гражданского Общества являются для государственной власти наиболее крупномасштабным источником информации о состоянии общества в целом, об его отношении к  господствующей системе, политическому  режиму, об общественных настроениях  и т. д. В демократических обществах в конечном счете именно гражданское общество является источником легитимности политической силы, стоящей у власти.

7. Гражданское общество  выполняет стабилизирующую функцию  своими институтами и организациями.  Оно создает прочные структуры,  на которых держится вся общественная  жизнь. В сложные исторические  периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо»  – прочные структуры гражданского  общества. На эту функцию гражданского  общества обратил внимание видный  теоретик, итальянский марксист  А. Грамши. «На Востоке» (и в  России) государство было всем, гражданское  общество находилось в первичном,  аморфном состоянии. На Западе  между государством и гражданским  обществом были упорядоченные  взаимоотношения, и, если государство  начинало шататься, тотчас выступала  наружу прочная структура гражданского  общества. Государство было лишь передовой границей, позади которой была прочная цепь крепостей и казематов» (Грамши А. Избр. соч. Т. 3.  – М., 1957. - С. 200).

Одной из функций гражданского общества является также обеспечение  некоторого минимального уровня необходимых  средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т. п.). Ранее эту функцию брали на себя, в основном, кровнородственные, сельские общины, церковные, благотворительные организации, профессиональные общества и др. В развитом демократическом обществе данную задачу во многом взяло на себя государство. Однако в условиях перегрузки современного государства усиливается обратная тенденция, когда структуры гражданского общества больше начинают уделять внимание этой проблеме.

3. Гражданское  общество в России

Теперь, когда мы выявили  исторические условия формирования гражданского общества, его характерные  признаки и функции, следует разобраться в вопросе существует ли гражданское общество в России, на каком уровне развития оно находится, каковы перспективы его формирования и развития?

Прежде всего следует отметить, что Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее, чем страны Западной Европы и США. До половины XIX века в России господствовал феодально-помещичий строй, который препятствовал появлению и развитию институтов и организаций гражданского общества. Первоначальные задатки гражданского общества в России начали закладываться во второй половине XIX века в результате отмены крепостного права в 1861 году, а также реформ местного самоуправления и судебной системы, проходивших в период правления Александра II.

Отмена крепостного права  способствовала развитию капитализма  в России. Под его воздействием начала разрушаться прежняя сословная  социальная структура, происходит интенсивный  процесс социальной стратификации  на базе капиталистической частной  собственности. С развитием буржуазных частно-собственнических отношений формируются крупные промышленные предприятия, банки и другие субъекты капиталистических общественных отношений. На основе их развития образуются ассоциации промышленников, банкиров, сельскохозяйственных частных производителей. Получают новый импульс к развитию многообразные, образовательные, медицинские и благотворительные организации, которые действуют относительно автономно по отношению к органам государственной власти.

Значительным шагом на пути формирования гражданского общества в России явилось образование  относительно самостоятельных от государства, выборных органов местного самоуправления. В соответствии с реформой местного самоуправления (1864 г.) вводились выборные думы в городах и земства  –  в территориях (губерниях, уездах). Выборное самоуправление в России существовало давно. В частности, со времен Екатерины II существовали выборные думы в городах. Однако эти думы формировались на сословно-корпоративной основе.

Принципиально новым подходом александровских реформ было то, что эти думы и земства начали избираться гражданами, а не сословно-корпоративными органами. Участие в выборах принимали все сословия. Таким образом ломалось сословно-корпоративное устройство российского общества и произошла частичная децентрализация государственной власти. Часть прав от государственного аппарата перешла к органам самоуправления. Органы самоуправления ведали делами местного значения, определяли смету доходов и расходов, определяли объекты строительства и ремонта, финансирования образовательных и лечебных заведений и т. д.

Определенный вклад в  развитие гражданского общества в России внесла судебная реформа. Отныне в России устанавливалось: равенство всех перед  законом, разделение судебной и административной власти, несменяемость судей, независимые  органы адвокатуры, гласность и состязательность судебного процесса, суд присяжных.

Следующим крупным шагом  на пути становления гражданского общества в России является формирование в 1900 –1914 годах многопартийной системы. В условиях многопартийности политические партии являются субъектами гражданского общества, поскольку они существуют независимо от государственной власти и стремятся к реализации своих  интересов. Многопартийная система  в обществе благоприятствует развитию всех других институтов гражданского общества, которые создаются и  действуют на общественной инициативе. В этот же период происходит становление  профессиональных союзов.

Таким образом, уже до Февральской  революции 1917 года в России существовали некоторые институты и.организации гражданского общества. Однако для развития этих институтов и организаций существовали серьезные препятствия. Капиталистическая частная собственность и система рыночных отношений сами по себе не могут служить экономической основой для развития институтов гражданского общества. Они нуждаются в соответствующем социальном пространстве, социальной среде, которая в значительной мере формируется на правовой и политической основе. До февраля 1917 года в России не было соответствия между рыночным характером экономики и правовой базой. Деятельность предприятий, акционерных обществ, корпораций и иных субъектов носила не заявительный, а разрешительный характер. Чтобы учредить тот или иной банк, предприятию нужно было пройти через все препоны бюрократической государственной машины. Таким образом предпринимательство в дореволюционной России не имело полной свободы. Государство по-прежнему стремилось контролировать большую часть общественной жизни. В России была создана и функционировала огромная система политического сыска, которая надзирала за всем, что происходило в стране.

Информация о работе Гражданское общество