Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:24, реферат
Цель моей работы – рассмотрение становления и развития гражданского общества в России. Для этого поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть признаки гражданского общества;
2) изучить особенности гражданского общества в России;
3) проанализировать проблемы становления гражданского общества, а также найти пути их решения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность гражданского общества…………………………………….5
1.1. Понятие и основные признаки гражданского общества………………….5
1.2. Структура гражданского общества и его институты……………………..7
Глава 2. Гражданское общество в Российской Федерации…………………...10
2.1. Идея гражданского общества в российской политико-правовой мысли.10
2.2. Особенности гражданского общества в Российской Федерации……….13
2.3. Проблемы формирования гражданского общества в России……………15
Глава 3. Перспективы развития гражданского общества в современной Рос-сии………………………………………………………………………………...18
3.1. Отличия взаимодействия общества и государства в России и других странах……………………………………………………………………………18
3.2. Тенденции развития гражданского общества…………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...22
Следующий период в развитии институтов гражданского общества приходится на 1900-1914 гг. В эти годы складывается многопартийная система в стране, при которой политические партии являлись субъектами гражданского общества, так как существовали независимо от государственной власти и стремились к реализации своих политических целей. Первая русская революция 1905 г. заставила царизм пойти на серьезные изменения в государственном строе страны. Благодаря деятельности четырех Государственных Дум (1906-1917 гг.), выборных законодательных учреждений и многопартийности, Россия приобрела свой первый опыт парламентаризма.
Февральская революция 1917 г. дала мощный импульс развитию гражданского общества. В результате в России начали развиваться демократические институты свободы слова, собраний, организаций, вероисповедания. Возникла масса политических и неполитических организаций. Огромный рост социальной активности масс способствовал развитию институтов общественного самоуправления.
Октябрьский переворот 1917 г. в корне изменил ситуацию в стране. Установилась жестокая централизация власти, применялись авторитарные методы управления экономикой и общественной жизнью. Была ликвидирована частная собственность – основа экономической самостоятельности граждан. Политические институты и организации потеряли свое значение для гражданского общества, так как они действовали под строгим политическим и идеологическим государственным контролем. В стране сложился тоталитарный режим, который блокировал саму возможность развития гражданского общества.
Термин “гражданское общество” вновь стал актуальным в 80-е гг. 20 века. Начавшиеся с 1985 г. преобразования в России имели целью формирование предпосылок гражданского общества.
Под воздействием социально-экономических и политических реформ во второй половине 80-х гг. в России произошли большие перемены. Место партийной номенклатуры заняли многочисленные элитные группировки. Сама элита утратила значительную часть рычагов власти, присущих старому правящему классу. Это привело к постепенному переходу от политических и идеологических методов управления к экономическим.
Трансформация институтов российского общества серьезно сказалось на его социальной структуре. Изменились отношения собственности и власти, появились новые социальные группы (“предпринимательская структура” и др.), изменялись уровень и качество жизни каждой социальной группы, перестраивался механизм социальной стратификации. Все это стимулировало создание основ гражданского общества в России, отражало многообразие интересов представителей различных групп и слоев общества.
Перераспределение собственности через приватизацию открыло возможности для формирования среднего класса в России. Приватизация позволила частным лицам приобретать в собственность часть государственного имущества. Трудовые коллективы получили право арендовать государственные предприятия, приобретать на акционерной основе объекты промышленности, торговли, сферы услуг.
После распада СССР в 1991 г. для России начался новый позитивный период становления гражданского общества. Современная Россия в конце 20 столетия начала путь модернизации общества, суть которой состоит в переходе страны от тоталитарного к правовому государству, к гражданскому обществу.
За несколько лет
Реальными признаками существующего
гражданского общества являются выборность
представителей власти, действительная
прозрачность расходования бюджетных
средств, ослабление роли чиновников в
управлении страной, в том числе и передача
их функций общественным организациям.
2.2. Особенности гражданского
общества в Российской
В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие:
1) Россия вступила на путь
строительства гражданского
2) Складывание многопартийности в России пришлось на начало 20-го века - также позднее, чем в странах Западной Европы и США.
3) Российские традиции
4) Отсутствие демократического
опыта функционирования
В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:
· политические партии и движения;
· массовые общественные организации;
· ассоциации производителей и общества потребителей;
· конфессиональные общности;
· этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;
· творческие союзы и организации;
· спортивные объединения.
Можно сделать вывод, что в современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития, хотя уже предприняты некоторые шаги со стороны главы государства, например, создан Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
Для нынешнего состояния
- пока не сложилась целостная система гражданских структур, существует большое количество фрагментированных образований, слаба правовая защита граждан и ассоциаций;
- социум расколот по линиям: бедные и богатые, элиты и народ, чиновники и все остальные, центр - периферия и др.;
- неадекватна и слаба социальная основа гражданского общества - относительно небольшой средний класс;
- недостаточно выражены и укоренены интегративные, объединяющие культурные ценности (доверие, солидарность, согласие, социальная ответственность, уважение к жизни, личности, достоинству и др.);
- слабость структурированных
- пассивность и низкий уровень (как количественно, так и качественно) участия граждан в общественно-политической жизни, за исключением судьбоносных или принципиально важных событий для страны, региона, города, селения;
- слабое и не эффективное воздействие организаций гражданского общества на структуры власти;
- в стадии формирования находится правовая база российского гражданского общества;
- на облик формирующегося гражданского общества в России оказывают воздействие как его исторические свойства (длительная авторитарная полоса генезиса России, распространенный недемократический менталитет), так и современные особенности развития общества;
- процесс формирования гражданского общества в России далёк от завершения (зрелости); влияние общественных структур на принятие экономических, социальных и политических решений незначительно; в связи с этим невелика и стабилизирующая роль институтов гражданского общества.
Д.А. Медведев полагает, что российское "гражданское общество соответствует уровню развития демократии в России". Он убежден в том, что "гражданское общество было в нашей стране всегда. Другое дело, что, скажем, в годы сталинского террора оно имело чудовищно искривленные формы. Но и в самые мрачные периоды истории люди отыскивали способ выразить собственную позицию, независимую от государства, даже если для этого им приходилось прибегать к эзопову языку»
2.3. Проблемы формирования
Формирование гражданского общества в современной России происходит достаточно медленно.
Важный фактор, препятствующий формированию гражданского общества, – это кризисные явления, к которым можно отнести высокий уровень преступности, терроризм, обострение этнических конфликтов, коммерциализацию и деградацию культурной сферы и прочие. Волна терроризма, прокатившаяся по западному миру, вынуждает политическую власть принимать решения, которые не соответствуют принципам гражданского общества и правового государства. Это, например, и введение по сути тотальной слежки и контроля, ужесточение правил въезда во многие страны и пограничного контроля, упрощение уголовного процесса, этнические притеснения.
Второй препятствующий объективный фактор – это исторический путь нашего государства и общества. История России обнаруживает полное отсутствие гражданских институтов, гражданской культуры и гражданских ценностей. Российское государство на всех этапах своего существования стремилось подавить любые проявления автономии личности и тем более общества. В отечественной политической традиции никогда общество (народ) не воспринималось как что-то отдельное, автономное от государства. За многовековой период не было создано ни одного социального института, на котором можно было бы построить здание гражданского общества.
Огромное значение также имеет сознательное неприятие идеи гражданского общества значительной частью российского общества. Гражданское общество – это общество свободных людей, самостоятельных, ответственных. Гражданское общество – это коллектив, основанный на союзе индивидуальностей, ему присущи соревновательность и конкуренция. Однако в массовом сознании российских граждан данные ценности проигрывают перед ценностями справедливости, равенства. Подобное непонимание и неприятие гражданского общества проявляется не только среди простых граждан, но и у людей, принадлежащих к политической, культурной и научной элите.
Не менее важным фактором, препятствующим развитию гражданского общества является активное противодействие со стороны бюрократического аппарата. Преследуя свои специфические интересы, чиновники способны размыть и разрушить любую идею, заставив работать ее на себя.
Кроме всего прочего, в настоящее время в России идет массовое обнищание населения в целом, и особенно тех социальных слоев (средние слои, молодежь), которые должны быть наиболее заинтересованы в развитии гражданского общества.
Формирование и развитие институтов гражданского общества предполагает наличие свободных, экономически независимых, самостоятельных и самоосознающих себя граждан.
В российском обществе получила широкое распространение коррупция. Криминализированное и коррумпированное государство — основное препятствие для развития гражданского общества.
Формирование современного гражданского общества в России - сложный и длительный процесс. Значительная часть граждан пока отчуждена от общественной жизни и собственности, имеет весьма слабое представление о гражданском обществе и его роли в социуме.
В целом понятие гражданского общества пока ещё не получило широкого распространения и восприятия на массовом, обыденном уровне в политическом сознании россиян. Его в большей степени используют политики, активисты общественных организаций, учёные и т.д.
Глава 3. Перспективы развития гражданского общества в современной России
3.1. Отличия взаимодействия
общества и государства в
Проблема гражданского общества в нашей стране представляет особый теоретический и практический интерес. По характеру доминирующей роли государства Россия изначально была ближе к восточному типу обществ, но у нас эта роль была выражена еще рельефнее. В отличие от Запада, в России сложился иной тип общественной системы, в основе которого лежит эффективность власти, а не эффективность собственности. Следует также учитывать тот факт, что в течение длительного времени в России практически отсутствовали общественные организации и оставались неразвитыми такие ценности, как неприкосновенность личности и частной собственности, правовое мышление, составляющие контекст гражданского общества на Западе, социальная инициатива принадлежала не объединениям частных лиц, а бюрократическому аппарату.
Взаимодействие общества и государства в развитых странах Запада характеризуется следующими чертами:
- продуцирование норм и ценностей, которые государство затем легализует, скрепляет своей санкцией;
- интегрирование общества,
в основе которого лежит
- образование среды, социальной
атмосферы, в которой
В этом отношении российское государство, отягощенное авторитарными чертами, трудно назвать правовым и демократическим. В России все ветви государственной власти неэффективно выполняют эту свою ролевую функцию, постоянно меняя указанные «правила игры», а то и вовсе не принимая столь необходимые для общества законы.