Гражданско-правовое положение общества с ограниченной ответственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проанализировать деятельность общества с ограниченной ответственностью и его гражданско-правовое положение.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
- дать определение и раскрыть понятие общества с ограниченной ответственностью;
- определить основные источники правового регулирования общества с ограниченной ответственностью;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..……………………………5
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВо С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……………………………………………………………..………...9
1.1. Общество с ограниченной ответственностью как субъект гражданского права…………………………………………………………………………………..……9
1.2. Понятие и признаки общества с ограниченной ответственностью как юридического лица…………………………………………………..…………….…….14
1.3. Источники правового регулирования общества с ограниченной ответственностью……………………………………………………….…….…………19
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ…………………………………………………………..……21
2.1. Порядок образования деятельности ООО…………………………………………21
2.2. Регистрация общества с ограниченной ответственностью в государственных органах………………………………………………………………………………..…29
2.3. Учредители (участники) общества с ограниченной ответственностью и их права и обязанности…………………………………………………………………….……..34
2.4. Уставной капитал и учредительные документы общества с ограниченной ответственностью……………………………………………….………………….…...37
ГЛАВА 3. деятельность общества с ограниченной ответственностью и её прекращение………………………………..….42
3.1. Управление обществом с ограниченной ответственностью…………………………………………………………………….....42
3.2. Реорганизация общества с ограниченной ответственностью….………………..46
3.3. Ликвидация общества с ограниченной ответственностью………………………………………………………………………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….59
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ………………………………………......62
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………….…..63
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

Диплом1.docx

— 166.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Источники правового регулирования  общества с ограниченной ответственностью

 

В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Признаются и закрепляются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности [1, ст. 8]. Это указано в Конституции Российской Федерации, являющейся основным законом Российской Федерации, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории России.

Если говорить об обществе с ограниченной ответственностью, как об участнике гражданских правоотношений, то  общие положения об этом виде юридического лица можно найти в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации [2]. Обществу с ограниченной ответственностью посвящены статьи 87 – 94 части первой. В свою очередь в ГК РФ указывается, что правовое положение ООО, порядок его создания и регистрации,  реорганизации и ликвидации, права и обязанности учредителей закреплены также в Федеральном законе № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Не последнюю роль в деятельности ООО играют и другие Федеральные законы, а также подзаконные правовые акты. Например, № 99–ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Он регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности [5]. В Федеральном Законе № ФЗ-14 «Об обществах с ограниченной ответственностью» написано, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется от Федеральным Законом от 04.05.2011 № 99–ФЗ, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) [5, п. 2, ст. 2]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что без строгого следования одному закону, невозможно существовать в рамках другого.

Другим примером может послужить ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует  порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объёме требованиям кредитора [6, п.1. ст.1]. Без иных правовых актов,  прямо не касающихся ООО, но контролирующих отдельные стороны их деятельности, было бы не возможно их правовое регулирование. Следует упомянуть законы, устанавливающие особенности создания отдельных обществ с ограниченной ответственностью с учётом видов их деятельности. К ним относятся, Федеральный закон № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», также Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Необходимо также отметить такой источник правового регулирования как Указ Президента РФ или Постановление Правительства РФ. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ № 439 от 19 июня 2002 года «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических в качестве индивидуального предпринимателя». В нём речь идёт об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, при внесении изменений в учредительные документы и.т.д. 

Следует сделать вывод, что круг нормативно правовых актов, регулирующих деятельность ООО,  полностью сформирован и позволяет предпринимателям при рассмотрении организационно - правовой формы для своей будущей компании, сделать выбор в сторону общества с ограниченной ответственностью.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

2.1. Порядок образования деятельности общества с ограниченной ответственностью

 
   Образование общества с ограниченной ответственностью - совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание юридическому лицу правового статуса. Правовое регулирование обеспечивает Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также принимаемые во исполнение и в соответствии с ним Постановления Правительства РФ, иные акты, определяющие порядок образования общества в банковской, страховой и иных сферах деятельности.

В юридической литературе различные авторы выделяют неодинаковое количество способов образования юридического лица. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. предлагают такую классификацию: распорядительный; явочный; разрешительный; нормативно-явочный порядки [26]. Суханов Е.А. выделяет два способа: явочно-нормативный и разрешительный. Несмотря на отличие классификаций, авторы сходятся в одном: их основа - характер и степень участия государственных органов в создании и регистрации компании [24]. Так, в соответствии с распорядительным порядком, общество возникает на основе распоряжения (решения) учредителя или уполномоченного им органа, специальной государственной регистрации не требуется. В таком порядке возникали государственные предприятии и учреждения в СССР [31]. Для данного способа характерны три основных стадии: издание инициативного (распорядительного) акта собственником или компетентным органом; организационная работа: подбор кадров, выделение средств; утверждение учредительных документов. Явочный порядок - организация возникает в силу самого факта волеизъявления учредителей, специальной государственной регистрации не требуется. В России в таком порядке создавались профессиональные союзы, их объединения и отделения. В настоящее время, эти два способа образования организаций не применяются. Разрешительный порядок - инициатива создания исходит от будущих участников общества. Компетентный орган проверяет лишь законность образования организации и дает соответствующее разрешение. Для данного способа характерны: инициативный акт учредителей; издание скоординированного акта компетентного органа или юридического лица, давшего разрешение на создание компании; организационная работа. В таком порядке создаются коммерческие банки и страховые компании, поскольку их деятельность сопряжена с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств, компании с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств, объединения юридических лиц. Явочно-нормативный порядок (иногда называемый заявительным или регистрационным) характеризуется отсутствием требования на получение какого-либо распоряжения или специального разрешения для образования юридического лица со стороны третьих лиц, включая государственные органы, требуются лишь инициатива учредителей, их явка. При этом регистрирующий орган вправе только проверить положения учредительных документов на соответствие закону, и не уполномочен определять целесообразность создания общества. Для него характерны: инициативный акт учредителей; организационная работа; контрольная работа компетентного органа. Этот порядок получил наибольшее распространение как во всем мире, так и у нас в стране [23].                                                                     О   А Ершова И.В. классифицирует способы образования иначе [20], выделяя учредительно-распорядительный, учредительный, договорно-учредительный и дозволительно-учредительный порядки. На мой взгляд, приведенная классификация вторит уже рассмотренным: учредительно-распорядительный порядок синонимичен распорядительному способу; дозволительно-учредительный - разрешительному; учредительный и договорно-учредительный - эквивалент явочного способа, разделенного по числу учредителей: учредительный - компания создается одним лицом, договорно-учредительный - число учредителей более одного.                             А и  Каким бы способ образования не именовался, организация считается созданной с момента государственной регистрации, которая по российскому законодательству является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента совершения которого общество приобретает правосубъектность. Государственная регистрация - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации, ликвидации юридического лица и иных сведений. Регистрация - заключительный, но не единственный шаг в направлении образования организации [30].                                      П      Первым шагом является определение состава учредителей - общество может быть создано одним или несколькими лицами. Учредителями могут быть граждане и юридические лица, причем в любых сочетаниях. Использование термина «граждане» вовсе не означает, что имеются в виду только граждане России - это могут быть иностранные граждане, лица без гражданства. Исключение участия в обществах отдельных категорий граждан устанавливается законом. Так, государственный служащий не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход и т.д [7, ст.17]. Возможность учреждения общества различными юридическими лицами, в т.ч. иностранными, напрямую связана с объемом их правоспособности и полномочиями по распоряжению имуществом, которым они обладают. Исходная посылка создания общества связана со стремлением в принципе ограничить состав участников, в виду того, что их относительно небольшое число определяет значимость личного элемента в деятельности компании. Таким образом, число участников не должно быть более пятидесяти человек.                                                  К  Когда участники будут полностью определены, учредители приступают к разработке учредительных документов: устава и учредительного договора общества, на основании которых оно будет действовать. Учредительный договор заключается учредителями, что служит началом формализованного процесса создания общества. Эта стадия отпадает, если общество создается одним лицом. В договоре учредители обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности: размер уставного капитала и размер доли каждого учредителя, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения, ответственность за нарушение обязанности по внесению вкладов и пр. К учредительному договору предъявляются те же требования, что и к иным гражданско-правовым договорам: он заключается в простой письменной форме путем составления единого документа; указывается место, дата его заключения; подписывается всеми учредителями [17].                                                В  Вторым (если общество учреждается одним лицом - единственным) учредительным документом является устав, устанавливающий правовой статус общества. Это некий свод правил, основное назначение которого - информировать контрагентов и иных лиц, вступающих в отношения с обществом, о его деятельности, правах и обязанностях. Устав единогласно утверждается учредителями на учредительном собрании. Закон императивно устанавливает положения, которые должны содержаться в уставе - это полное и сокращенное фирменное наименование общества; сведения о месте нахождения; о составе и компетенции органов общества; о размере уставного капитала; о размере и номинальной стоимости доли каждого участника; права и обязанности участников; о порядке, последствиях выхода участника из общества; о переходе доли в уставном капитале к другому лицу; о хранении документов компании и предоставлении обществом информации участникам и другим лицам. Обязательный минимум сведений в уставе может дополняться любыми положениями, не противоречащими закону.

Следующим вопросом, который решают учредители - определение материальной основы деятельности общества - уставного капитала, который формируется за счет их вкладов. Обязанность по внесению вкладов возлагается на всех учредителей без исключения, освобождение от этой обязанности запрещено [22]. Номинальная стоимость доли определяется первоначальной денежной оценкой вклада, действительная стоимость зависит от стоимости уставного капитала и всего имущества общества. Поскольку учредители (участники) общества не несут ответственности по его долгам, кредиторам компании приходится рассчитывать лишь на ее собственное имущество. Минимум такого имущества составляет уставный капитал, размер которого не может быть ниже определенного законом предела, и должен соответствовать стократной величине минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) [8]. Размер уставного капитала общества и номинал долей участников обязательно определяются в рублях.

К моменту государственной регистрации общества допускается оплата учредителями лишь половины стоимости уставного капитала, тем самым, предоставляя им весьма значительную рассрочку по оплате своих долей - до одного года с момента регистрации общества.

Следует сказать, что объем прав, принадлежащих конкретному участнику, определяется размером доли в уставном капитале. К необходимому минимуму прав участников общества отнесены: право на участие в управлении делами общества; на получение информации о деятельности общества, включая право на ознакомление с бухгалтерскими книгами и иной документацией; на участие в распределении прибыли; на ликвидационную квоту. Этот перечень прав является традиционным. К специфическим правам относится, в частности, право продать (уступить) свою долю (ее часть) одному или нескольким участникам общества; в любое время выйти из общества независимо от согласия других участников. Среди прав участников важнейшим можно назвать право предъявлять в интересах общества иски (о признании сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, недействительной; о признании крупной сделки недействительной), а также право обжаловать в суде решения органов управления, нарушающие права и законные интересы участника [27].

Необходимо отметить право на отчуждение (уступку) своей доли (ее части) как другим участникам общества, так и третьим лицам. Дело в том, что его реализация влечет изменение состава участников общества, в чем они не всегда заинтересованы. В небольших обществах между участниками нередко складываются лично-доверительные отношения, поэтому право на отчуждение доли может быть ограничено учредительными документами: при отчуждении участнику - требованием предварительного согласия оставшихся участников или общества в целом; при уступке третьим лицам - аналогичным образом, либо правом преимущественной покупки продаваемой доли, либо вообще запрещена. Кроме того, участник, полностью внесший свой вклад, вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия оставшихся участников или общества. При этом ему выплачивается причитающаяся на его долю часть стоимости имущества общества (за вычетом падающих на долю долгов компании) либо выдается имущество в натуре. Хотя это может неблагоприятно отразиться на делах общества, лишить участника этого права невозможно, ибо имущество общества создано и за счет его вклада [25].

Устав может предусматривать дополнительные права участников общества, которые имеют существенные особенности: носят персональный характер, т.е. ассоциируются не с долей в капитале, а лично с участниками; возможно предоставление прав не всем, а лишь некоторым участникам.

 Участники общества не только обладают правами, но и исполняют обязанности: вносят вклады в определенном порядке, размере, составе и сроке; не разглашают конфиденциальную информацию о деятельности общества. На самом деле круг обязанностей шире, однако, они имеют более локальный характер, например, предусмотренная ст.21 Федеральным законом № 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью», обязанность участника, намеренного продать свою долю (ее часть) третьему лицу, письменно известить об этом остальных участников и само общество с указанием цены и других условий продажи. По аналогии с дополнительными правами, возлагаются на всех или отдельных участников дополнительные обязанности (внесение дополнительных вкладов в имущество общества). Кроме того, на учредительном собрании должен быть решен вопрос о формировании органов управления обществом. Если рассматривать двухзвенную структуру управления как наиболее органичную для общества с ограниченной ответственностью, являющегося формой концентрации в основном малого и среднего капиталов, то состав органов будет следующем: общее собрание участников и единоличный исполнительный орган. Высшим органом общества является общее собрание его участников.

Определение основных направлений деятельности общества; изменение устава, учредительного договора; размера уставного капитала; образование и досрочное прекращение полномочий исполнительного органа, передача его полномочий управляющему; избрание, досрочное прекращение полномочий ревизора; утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов; распределение чистой прибыли; утверждение внутренних документов общества; размещение обществом облигаций; назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора; реорганизация или ликвидация общества; назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационных балансов и иные вопросы относятся к исключительной компетенции общего собрания. Общее, что характерно для этих вопросов, - фундаментальность, долгосрочность действия принятых по ним решений, невозможность без ущерба интересам участников решить их в рабочем порядке. Делегирование другим органам правомочий собрания по этим вопросам, запрещено [32].

Участник имеет на собрании число голосов, пропорциональное величине его доли в уставном капитале; единоличный исполнительный орган общества пользуются на собрании правом совещательного голоса. Решения собрания, как правило, принимаются большинством голосов участников организации. В ряде случаев, исходя из значимости для общества решаемого вопроса, требуется квалифицированное большинство не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников (изменение устава, уставного капитала) и даже единогласия (изменение учредительного договора, реорганизация общества).

Общее собрание проводится не реже одного раза в год - годовое собрание, на котором утверждаются результаты прошедшего года, рассматриваются и утверждаются отчеты органов управления. Годовое собрание должно проводиться не реже чем через 2 месяца и не позднее чем через 4 месяца после окончания финансового года. Финансовый год начинается с 01 января и заканчивается 31 декабря [9]. Такие собрания называются «очередными». Внеочередные собрания проводятся при необходимости решения вопросов исключительной компетенции собрания.

Обычная процедура голосования на общем собрании - открытое, путем поднятия рук, но возможно и заочное голосование по всем вопросам, кроме утверждения годового отчета и бухгалтерского баланса. В обществе, образованном одним лицом, решения, принятые им, оформляются письменно.

Единоличным исполнительным органом компании является ее генеральный директор или президент, который подотчетен общему собранию.

Кроме того, необходимо особое внимание уделить выбору фирменного наименования общества, служащего основным средством идентификации, индивидуализации его деятельности.

Завершающим звеном в цепочке действий учредителей, направленных на придание обществу статуса юридического лица, является представление необходимых документов в уполномоченный орган для государственной регистрации в целях легитимации предпринимательской деятельности. С момента регистрации учредители приобретают статус участников, а общество правоспособность, т.е. способность вступать в гражданский оборот для достижения цели, ради которой оно создано - извлечение прибыли [21].

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Регистрация общества  с ограниченной ответственностью  в государственных органах

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим с 01 июля 2002 года государственную регистрацию организаций, является Министерство РФ по налогам и сборам [11]. В связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти на сегодняшний день это Федеральная налоговая служба РФ, юрисдикция которой определяется по территориальному принципу.

Установлен общий пятидневный срок для совершения регистрационных действий. Соответственно, в пределах этого срока Инспекция ФНС при наличии соответствующих оснований, должна принять решение об отказе в государственной регистрации. Следует отметить, что пятидневный срок исчисляется с момента представления документов в регистрирующий орган рабочими днями, а датой представления документов является день их получения Инспекцией ФНС. Документы представляются уполномоченным лицом лично, или направляются почтовым отправлением с объявлением ценности и описью вложения. В качестве заявителей при регистрации общества выступают: учредитель; руководитель постоянно действующего исполнительного органа; руководитель компании, выступающей учредителем создаваемого общества. Если документы представляются непосредственно заявителем, ему выдается расписка в их получении, имеющая доказательственное значение - с указанной в ней даты начинается проведение регистрационных действий, исчисляется срок, отведенный для регистрации компании.

Информация о работе Гражданско-правовое положение общества с ограниченной ответственностью