Гражданско-правовое регулирование договора возмездного оказания услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление особенности института договора возмездного оказания услуг.
Поставленная цель определила ряд задач, заключающихся в:
- анализе литературы по данной проблеме;
- исследовании вопросов правового регулирования возмездного оказания услуг;
- изучении содержания договора возмездного оказания услуг, обозначении его существенных условий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Договор возмездного оказания услуг в системе гражданско-правовых отношений
1. 1 Понятие и признаки договора возмездного оказания услуг…………...5
1. 2 Законодательство, регулирующее отношения по возмездному
оказанию услуг…………………………………………………………..10
1. 3 Виды договора возмездного оказания услуг…………………………..13
Глава 2. Элементы договора возмездного оказания услуг
2.1 Предмет и форма договора возмездного оказания услуг……...………22
2.2 Права и обязанности сторон по договору возмездного оказания
услуг ……………………………………………………………………...26
Заключение…………………………………………………………………….33
Список использованных источников………………………………………...35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Гасану ГП.docx

— 79.32 Кб (Скачать файл)

     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     «Российская таможенная академия» 
 

     Кафедра гражданского права 
 
 
 

     К У Р С О В А Я Р А Б О Т А 

     по  дисциплине «Гражданское право»

     на  тему «Гражданско-правовое регулирование договора возмездного оказания услуг» 
 
 
 

                                                  Выполнил: студент 3-ого курса                                                                           

                                                  очной формы обучения юридического 

                                                  факультета, группа Ю084                                   

                                                  Рустамов Г.А.

                                                  Подпись_______________________ 

                                                  Научный руководитель:

                                                  Казанина Т. В., к.п.н, доцент

                                                  Подпись_______________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2010

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Договор  возмездного оказания услуг в  системе гражданско-правовых отношений

1. 1  Понятие и признаки договора возмездного оказания услуг…………...5

1. 2 Законодательство, регулирующее отношения по возмездному                               

    оказанию  услуг…………………………………………………………..10

1. 3 Виды договора возмездного оказания услуг…………………………..13

Глава 2. Элементы договора возмездного оказания услуг

2.1 Предмет и форма договора возмездного оказания услуг……...………22

2.2 Права и обязанности сторон по договору возмездного оказания

        услуг ……………………………………………………………………...26

Заключение…………………………………………………………………….33

Список использованных источников………………………………………...35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Расширение  потребления услуг называют одним  из самых значительных явлений экономической  жизни второй половины XX века.

По данным Всемирной торговой организации (ВТО), доля услуг в мировом валовом продукте - более 60%.  Тенденция роста сектора услуг наблюдается и в экономике России. Превращение услуги в достойную потребительную стоимость требует осмысления того, какими специфическими признаками она обладает, каково ее место в системе современных социально-экономических отношений.

     Деятельность  по оказанию услуг простирается как  на сферу удовлетворения социальных, бытовых, духовных человеческих потребностей, так и на сферу удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов  и даже потребностей глобального  макроэкономического масштаба, удовлетворяемых, например, с помощью Internet. Услуга и сфера услуг становятся объектом пристального изучения представителями экономических и юридических наук. Это вполне объяснимо вышеотмеченными тенденциями, а также и тем обстоятельством, что современные экономические и юридические науки не накопили такого багажа знаний относительно специфического товара, именуемого услугой. Торговый оборот материальных (осязаемых) товаров имеет многотысячелетнюю историю, тогда как оборот услуг в сравнении с этим находится на пороге своего становления. Важная роль в регулировании отношений возмездного оказания услуг, несомненно, отводится гражданскому праву. Гражданский кодекс РФ расширил круг правовых институтов, направленных на регулирование тех договоров, которые уже обрели устойчивый договорной тип (транспортная экспедиция, банковский вклад, банковский счет, агентирование, доверительное управление имуществом). Впервые в ГК РФ включена глава 39 "Возмездное оказание услуг", что является значительным достижением российской цивилистической мысли.

     Актуальность темы исследования обусловлена еще и тем, что формирование правового института возмездного оказания услуг находится на стадии формирования.

     Целью работы является выявление особенности института договора возмездного оказания услуг.

     Поставленная цель определила ряд задач, заключающихся в:

     - анализе литературы по данной проблеме;

     - исследовании вопросов правового регулирования возмездного оказания услуг;

     - изучении содержания договора возмездного оказания услуг, обозначении его существенных условий.

     Объект  исследования  -  общественные отношения, складывающиеся при возмездном оказании услуг.

     Предмет – нормы гражданского законодательства, регулирующие возмездное оказание услуг.

      Теоретическую основу исследования составили работы таких ученых, как  В.А. Белов,  М.И. Брагинский, Н.Г.Вавин, Б.М. Гонгало,   О.С. Иоффе, Л.А. Лунц,  И.Б. Новицкий, Л.А. Новоселова, Е.А. Суханов, А.П. Сергеев и др.  
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1. ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 

1. 1. Понятие и признаки  договора возмездного  оказания услуг 

     По  договору возмездного оказания услуг  исполнитель обязуется по заданию  заказчика оказать услуги (совершить  определенные действия или осуществить  определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ).

     Договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

     По  некоторым признакам этот договор  схож с договором подряда, по которому исполнитель (подрядчик) также обязуется  за плату выполнить определённую работу по заданию заказчика. Однако здесь результат работы должен иметь  материальную форму. От договора поручения  договор возмездного оказания услуг  отличается тем, что при первом исполнитель (поверенный) действует не самостоятельно, а от имени и за счёт заказчика (доверителя) и совершает юридические  действия, в результате которых права  и обязанности возникают у  последнего1.

     В соответствии с общим правилом договор  по оказанию услуг является публичным  договором: то есть услуга должна оказываться  всякому, кто обратиться в соответствующую организацию. Это соответствует требованиям ст. 426 ГК РФ. Помимо всего, договоры возмездного оказания услуг считаются договорами присоединения, ибо заказчик (как правило, гражданин) подписывает заранее подготовленный исполнителем стандартный договор или (приобретая соответствующую путёвку, билет) обычно именно «присоединяется». Это отвечает нормам ст. 428 ГК РФ.

     Важнейшее значение имеет личность самого исполнителя, его индивидуальные данные, опыт, профессионализм, знания и т.п., поскольку в обязательствах по оказанию услуг результат неотделим  от деятельности исполнителя, а процесс  потребления услуги осуществляется, как правило, в момент ее оказания. Поэтому в виде общего правила  в ст. 780 ГК РФ  предусмотрена обязанность личного исполнения обязательства по оказанию услуг. В то же время обязательство по оказанию услуг не приобретает лично-доверительного характера, потому что в отношениях заказчика и исполнителя может и не быть никакой личной связи. Главное заключается в том, что заказчика интересует не услуга как таковая, а услуга, оказываемая именно данным конкретным специалистом. Например, больной обратился за консультацией к известному профессору, а тот поручил проконсультировать больного своему ассистенту. Независимо от качества данной консультации заказчика интересовало мнение именно профессора, а не его ассистента. Вследствие тесной связанности процесса исполнения, его результата и качества предоставляемой услуги обязанность личного исполнения носит характер общего правила. Например, Правилами предоставления платных медицинских услуг населению предусмотрено право услугополучателя потребовать оказания ему услуги другим специалистом.

     Однако  сказанное не означает, что во всех возмездных отношениях по оказанию услуг  исполнитель обязывается к личному  исполнению. Существуют такие обязательства, в которых личное исполнение не имеет  значения. Например, деятельность музея  не может быть сведена к личному  исполнению, поскольку услуга предоставляется  в виде деятельности организации  в целом, а не отдельного работника. Кроме того, заказчик, заключая договор  с юридическим лицом, может оговорить  исполнение обязательства конкретным специалистом либо согласиться с  исполнением любым квалифицированным  специалистом, которого выберет руководитель организации. Так, обращаясь в юридическую  фирму, можно договориться о ведении дела конкретным юристом либо просто заключить договор с фирмой, тем самым, допуская исполнение любым юристом фирмы2.

     Хотя  термин «личное исполнение» и  связывается обычно с деятельностью  физических лиц, определенные обязанности  возлагаются и на юридическое  лицо. Заказчик при обращении за какой-либо услугой к юридическому лицу принимает во внимание степень  известности, солидности и авторитетности фирмы. Таким образом, его интересует, чтобы услуга была оказана именно данным юридическим лицом. Сказанное  означает, что юридическое лицо вправе прибегать к использованию любых  специалистов, как собственных, так  и привлеченных, однако перевод долга  либо иной способ перемены лиц на стороне  исполнителя в обязательствах возмездного  оказания услуг, по общему правилу, не допускается3.

     Из  вышесказанного следует вывод: законодатель исходит из приоритета преимущественного  права заказчика как клиента. Поэтому, если по договору предусмотрено  возмездное оказание услуг самим  исполнителем, он не вправе передавать свои права, а равно и обязанности  по оказанию дополнительных услуг другому  лицу, в том числе и передоверять их.

     Следует отделять от обязательств по оказанию услуг такие отношения, в которых  деятельность услугодателя получает какое-либо овеществленное выражение, существующее отдельно от деятельности исполнителя. Например, консультация аудиторской фирмы, предоставляемая в устной форме, будет охватываться отношениями по оказанию услуг, а письменное заключение той же аудиторской фирмы должно регулироваться нормами о договоре подряда, поскольку наличие вещного результата - письменного заключения определяет предмет обязательства как выполнение работы по написанию письменного заключения.

     Конституирующим признаком обязательства по оказанию услуг является обязанность услугополучателя оплатить оказанную услугу. Вознаграждение единственный в обязательстве по оказанию услуг овеществлённый предмет, который позволяет судить о наличии гражданско-правовых обязательственных отношений. Возмездный характер оказания услуги должен быть выявлен именно при завязке отношений, ибо услуга, которая «не есть пригодный для продажи товар», не может «ждать» своего потребителя неопределённое время, её потребительная стоимость прекращает своё существование сразу после её оказания, а, следовательно, товара-услуги не будет существовать после прекращения деятельности услугодателя.

     Цена  в договоре услуг не определяется законодательными актами. Имеется ряд  документов в виде прейскурантов, тарифов  и т. п., которые, как правило, исходят  непосредственно от исполнителя. Оплата производится в сроки и порядке определяемом договором. Правила определения цены оказанных по договору услуг устанавливаются п. 1 ст. 709 ГК. В договоре должна быть указана цена подлежащих оказанию услуг или способы ее определения. Однако при отсутствии в договоре возмездного оказания услуг таких указаний цена определяется в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ. Если объем и виды услуг, оказываемых заказчику, велики, то цена может быть определена путем составления сметы.

     Цены  услуг можно определить тремя  основными способами:

- путём установления твёрдой суммы вознаграждения за оказываемую услугу;

Информация о работе Гражданско-правовое регулирование договора возмездного оказания услуг