Гражданско-правовое регулирование отношений по оказанию услуг сотовой связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:04, диссертация

Описание работы

Актуальность темы исследования. Современный этап развития мирового сообщества было бы справедливо назвать эпохой внедрения в гражданский оборот телекоммуникационных систем сотовой радиотелефонной связи, являющейся разновидностью электрической связи, которая подразделяется на кабельную (проводную) и беспроводную (подвижную, мобильную) связь. Сотовая связь является беспроводной радиотелефонной связью и, таким образом, относится к подвижной связи. Начиная с 2000 года, сотовая связь в России развивалась столь стремительными темпами, что обеспечила телефонной связью многие регионы страны, в которых само существование телефонной связи для широкого круга населения в недалеком прошлом ставилось под сомнение.

Файлы: 1 файл

Гражданско.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Для достижения поставленной цели в диссертации  решались следующие задачи:

- исследовать  законодательство о телефонной  связи в контексте с некоторыми  мировыми достижениями, открытиями  и изобретениями в этой жизнеобеспечивающей отрасли мирового хозяйства и произвести его периодизацию;

- произвести  сравнительно-правовой анализ соответствующих  правовых актов в свете международных  и отечественных стандартов в  электрической отрасли связи;

- уточнить и  раскрыть с гражданско-правовой точки зрения такие понятия, как «сотовая связь», «услуга сотовой связи»; Sim- карта, сотовый телефон, радиочастотный спектр и др.;

- определить  место сотовой связи в системе  электрической связи и место  законодательства о сотовой связи в системе законодательства об электрической связи и в гражданском законодательстве в целом.

- проанализировать  правовое регулирование услуг  сотовой связи в РФ с учетом  особенностей трансграничного характера  отношений по оказанию услуг  сотовой связи;

- определить виды и особенности услуг сотовой связи и их значение в гражданском обороте; обосновать их характеристику как объектов гражданских прав;

- обосновать  двухуровневую структуру правоотношений  по оказанию услуг электрической  связи и их особенностей применительно к сотовой связи;

- проанализировать  договоры присоединения сетей  электрической связи и оказания  услуг сотовой связи абонентам  как юридические факты; определить  их существенные и иные условия.  Выявить правовое значение при  заключении договора Sim- карты (материального электронного носителя закодированной информации);

- исследовать  обязательства по оказанию услуг  сотовой связи, их содержание, особенности изменения и прекращения;

- определить  особенности правового статуса  субъектов правоотношений по оказанию услуг сотовой связи, их права и обязанности для двух уровней правоотношений, а также их ответственность;

- сформулировать  основные рекомендации и выработать  конкретные предложения по совершенствованию  законодательства, устранению пробелов, недостатков и противоречий.

Методологическая  и теоретическая основы исследования. Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический и частные научные методы познания: историко-правовой, системно-функциональный, формально-логический, сравнительно-правовой, технико-юридический, лингвистический, конкретно-социологический и другие.

Теоретическую основу диссертации составили научные  труды по гражданскому, конституционному, административному праву, общей теории права, философии права, истории государства и права России, таких известных цивилистов, как: Т.Е.Абова, К.Анненков, С.С.Алексеев, М.М.Агарков, В.С.Белых, Н.А.Баринов, М.И.Брагинский, С.Н.Братусь, А.Г.Быков, А.В.Венедиктов, В.Ф.Волович, В.В.Витрянский, Б.М. Гонгало, Д.М.Генкин, В.П.Грибанов, О.С.Иоффе, Т.И. Илларионова, Н.Д.Егоров, А.Ю.Кабалкин, В.А.Кабатов, А.Г.Калпин, М.В.Кротов, О.А.Красавчиков, Л.О.Красавчикова, П.В.Крашенинников, И.Д.Кузьмина, Д.И.Мейер, Р.П.Мананкова, А.Л.Маковский, М.Н.Малеина, Г.К.Матвеев, Е.Л.Невзгодина, И.Б.Новицкий, О.М.Олейник, Г.Л.Осокина, Я.Е.Парций, И.А.Покровский, В.В.Ровный, Ю.В.Романец, Е.А.Суханов, А.П.Сергеев, О.Н.Садиков, Л.В.Санникова, В.Л.Слесарев, И.Тютрюмов, Ю.К.Толстой, Т.В.Трофимова, Б.Л.Хаскельберг, С.А.Хохлов, Р.О.Халфина, Л.В.Щенникова, Г.Ф.Шершеневич, А.С.Шевченко, Е.Д.Шешенин, А.Е.Шерстобитов, Е.Г.Шаблова, В.Ф.Яковлев и др.

В работе были использованы труды иностранных авторов: Д.Харриса,

И.Хьельма,Д.К.Беллами,Т.Хацлетта,Г.Виттлиндмаера,Г.Ласка,Ж.Морандье,

Д.Рене и др.

Эмпирическую  основу исследования составили: 1. Международно-правовые акты, регулирующие отношения по организации и функционированию электрической связи на международном уровне (акты Международного союза электросвязи, международные договоры стран-участницСНГ - Соглашения по оказанию услуг сотовой связи на территории бывшего СССР), другие международно-правовые акты, в том числе, по защите прав потребителей; 2. Законы Российской империи, в том числе Устав Почтово-телеграфный (редакции 1881,1887,1912гг.); 3.Законы СССР,РСФСР, РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные правовые акты как прекратившие свое действие, так и действующие; 4.3арубежное законодательство в разрезе стандартов сотовой связи; 5. Локальные акты региональных операторов сотовой связи; б.Опубликованная и неопубликованная судебная практика; 7. Практика автора диссертации (работа более семи лет в должности ведущего юрисконсульта в Томском областном производственно-техническом управлении связи).

Научная новизна  исследования. Настоящая работа является первым комплексным диссертационным исследованием по проблемам, связанным с регулированием отношений по оказанию услуг сотовой связи. Сформулированные выводы являются новыми в цивилистике. Новизна состоит в поставленной цели и задачах исследования и в предложенных путях их решения.

На защиту выносятся  следующие положения: 1. Возникновение, становление и развитие законодательства о телефонной связи и ее разновидности - сотовой связи, обусловлено этапами  технического прогресса в области  средств электрической связи, чем и определяется его периодизация. Правовое регулирование отношений по оказанию услуг телефонной связи в дореволюционной России, как и в некоторых зарубежных странах, основывалось на нормах гражданского права договор подряда, аренды, концессионные соглашения), хотя и под строгим государственным контролем и надзором.

2. Разрешение  проблемы определения места законодательства  об услугах сотовой связи в  системе российского законодательства  об услугах электрической связи  возможно посредством уточнения  в Общероссийском Классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общероссийском Классификаторе услуг населению (ОКУН). Оно позволит, во-первых, четко определить место сотовой связи как подвижной радиотелефонной связи; во-вторых, выстроить систему законодательства об электрической связи, в которой нормативные акты о сотовой связи займут место в качестве комплексного субинститута. Этот субинститут в свою очередь следует квалифицировать как элемент комплексного института электрической связи. Субинститут законодательства о сотовой связи находится в стадии формирования. Он образуется совокупностью правовых актов, содержащих нормы различных отраслей права, среди которых главное место занимает гражданское право.

3. Услуги сотовой  связи относятся к сфере гражданско- правового регулирования, так как они отвечают требованиям, предъявляемым к объектам гражданских прав. Правоотношения по оказанию этих услуг возникают из договоров, являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми: являются имущественными, возникают между равноправными субъектами, характеризуются автономией воли участников и им присуща исковая форма защиты права.

4. Технология  электрической связи обусловливает  необходимость разграничения системы  услуг этой связи на два  вида в зависимости от уровня правоотношений. Правоотношения по предоставлению услуг электрической связи возникают из договоров оказания услуг двух видов: договоров о присоединении сетей связи и договоров об оказании услуг сотовой связи абонентам и другим пользователям.

Правоотношения  на первом уровне возникают между  субъектами предпринимательской деятельности - операторами электрической связи, в связи с заключением договоров  по оказанию услуг присоединения  сетей электросвязи и пропуску трафика. Обязательства по пропуску трафика являются субсидиарными, так как могут возникнуть только после заключения договора о присоединении сетей (в работе исследуются правоотношения с участием нескольких операторов электрической связи).

Правоотношения  на втором уровне возникают между  операторами связи и абонентами, в качестве которых могут выступать любые субъекты гражданского права.

5. Обосновывается  систематизация услуг сотовой  связи, выработаны дефиниции и  выделены характеристики: 1) услуг  присоединения и услуг по пропуску  трафика; 2) услуг по предоставлению сотовой связи абонентам.

Услуги по пропуску трафика и услуги по предоставлению сотовой связи абонентам (как  и любой телефонной связи) относятся  к услугам о передаче информации, определены особенности этих услуг.

Услуги по безвозмездному предоставлению сотовой связи по экстренным вызовам оперативных служб (03,02,01 и других служб, специально указанных в правовых актах), относятся к публичным и являются разновидностью государственных услуг, имеющих социальную значимость.

Услуги по безвозмездному предоставлению информационно-справочных данных, перечень которых сформулирован в императивной норме и не подлежит расширительному толкованию, следует отнести к императивно установленным обязанностям оператора связи. Безвозмездное оказание этих услуг является элементом надлежащего исполнения обязательств по предоставлению услуг сотовой связи. Обоснован вывод о невозможности применения к указанным видам безвозмездных услуг понятия «бесплатность», используемого в правовых актах о связи.

6. Договоры оказания услуг сотовой связи обоих видов относятся к обязательным (ст.445 ГК РФ) и публичным (ст.426 ГК РФ). Указанные характеристики договоров оказания услуг сотовой связи свидетельствуют об ограничении свободы этих договоров (ст.421 ГК РФ).

Договор оказания услуг присоединения сетей связи следует признать организационным договором.

Договор оказания услуг сотовой связи абонентам  является договором присоединения (ст.428 ГК РФ) и должен быть отнесен  к реальным договорам.

Предлагаются  определения понятий договоров обоих видов, которые необходимо внести в действующие ФЗ «О связи», Правила оказания услуг присоединения сетей и их взаимодействия и Правила оказания услуг подвижной связи.

7. Выделены и  обоснованы принципы правового  регулирования отношений операторов электрической связи по оказанию услуг присоединения сетей связи: обязательность подключения сетей связи; открытость определения цен на услуги присоединения; равноправие субъектов. Определены недостатки и преимущества принципа «принудительного открытого доступа» присоединения сетей связи, в том числе с использованием мирового опыта в этой сфере. Сделан вывод, что в этих отношениях реализуется право требования присоединяемого оператора, обеспеченное императивными нормами об обязательности заключения договора присоединения сетей и его публичности. В связи с этим предложены изменения в ст.426 ГК РФ в части конкретизации субъектов, участвующих в этих договорах на стороне исполнителя и потребителя.

8. Оказание услуг  сотовой связи возможно только  с использованием специального технологического оборудования: сети сотовой связи, абонентского устройства - сотового телефона и Sim- карты. Рассмотрение этой триады как объектов гражданских прав и выявленные их особенности, историко-правовое исследование понятия «совокупная вещь», позволило автору сделать вывод о необходимости правового признания наличия в современном гражданском обороте совокупных вещей. Их дефиниция предлагается в диссертации, в связи с чем, автором формулируется ст.134-1 как дополнение ГКРФ.

9. Обязанность по контролю за использованием соответствующего стандартам и иным требованиям абонентского устройства должна быть возложена на оператора сотовой связи. Обосновывается вывод о необходимости законодательного закрепления данного положения, так как в действующих Правилах 2005г. эта обязанность возложена на абонента, что не соответствует защите слабой стороны в договоре. Предлагается правовой механизм разрешения данной проблемы, сочетающийся с предложением об отнесении к существенным условиям договора оказания услуг сотовой связи сведений, индивидуализирующих абонентское устройство - индивидуальный заводской номер абонентского устройств (1МЕ1). Эти меры нацелены также на борьбу с хищениями сотовых телефонов, имеющими место во всех странах.

10. Выделение  государством РЧС для нужд гражданского оборота вызвало к жизни необходимость стандартизации и сертификации средств сотовой связи, которые следует относить к источникам повышенной опасности. РЧС, выделенный операторам сотовой связи в виде полос определенного спектра, можно рассматривать и как природный ресурс, и как артефакт, и как источник повышенной опасности. Подход к РЧС как к артефакту потребует изменения концепции законодательного регулирования отношений в сфере оказания услуг сотовой связи. В связи с этим диссертантом ставится вопрос о возможности установления в отношении выделенного РЧС частной собственности.

11. Обосновывается  вывод о необходимости изменения  административно-правового механизма  регулирования отношений по использованию  выделенного РЧС в гражданском обороте для оказания услуг сотовой связи на гражданско-правовой. В регулировании этих отношений должны применяться нормы ГК РФ о возмездном долгосрочном договоре аренды. Заключаемые договоры должны закреплять правомочия арендатора по владению и пользованию РЧС. Договор должен заключаться между государством, в лице соответствующего государственного органа, и оператором связи по результатам конкурса после проведения предусмотренной законом экспертизы. Для решения данного вопроса предлагается внести соответствующие изменения в ФЗ «О связи».

12. Изменение  и прекращение обязательств, возникающих из договора оказания услуг сотовой связи абонентам, кроме общих оснований, возможно в результате замены или изменения абонентского номера, а также в случае утраты 81ш-карты, если номер абонента не восстанавливается. Передача Зт-карты (возмездная или безвозмездная) другому лицу возможна только на основании уступки прав требования. До переоформления прав на 81ш-карту в порядке ст.З 82-390 ГК РФ абонентом остается лицо, указанное в первоначальном договоре.

Информация о работе Гражданско-правовое регулирование отношений по оказанию услуг сотовой связи