Имущественная ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

В последнее время в судебной практике Российской Федерации и Камчатского края в частности, стали чаще появляться дела, связанные с возмещением вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, а также их должностных лиц. Это объясняется обострившейся проблемой взаимоотношений государственных органов их должностных лиц с гражданами и юридическими лицами, как в сфере государственного управления, так и гражданского судопроизводства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Общие и специальные условия ответственности государства за причинение вреда
1.1. Общая характеристика основных и специальных условий ответственности
1.2. Понятие «незаконных действий» как специального условия ответственности за причинение вреда
ГЛАВА 2. Виды и порядок возмещения вреда государственными органами и органами местного самоуправления и должностными лицами
2.1. Виды вреда, подлежащие возмещению
2.2. Порядок рассмотрения и признания незаконным действия (бездействия)
2.3. Порядок компенсации вреда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Вред, причиненный гос.органами.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Общие  и специальные условия ответственности  государства за причинение вреда 

    1. Общая характеристика основных и специальных условий ответственности
    2. Понятие «незаконных действий» как специального условия ответственности за причинение вреда

ГЛАВА 2. Виды и  порядок возмещения вреда государственными органами и органами местного самоуправления и должностными лицами

    1. Виды вреда, подлежащие возмещению
    2. Порядок рассмотрения и признания незаконным действия (бездействия)
    3. Порядок компенсации вреда

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

3

 

 

 

5

 

12

 

 

 

17

 

20

24

27

30

   

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее время  в судебной практике Российской Федерации  и Камчатского края в частности, стали чаще появляться дела, связанные  с возмещением вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, а также их должностных лиц. Это объясняется обострившейся проблемой взаимоотношений государственных органов их должностных лиц с гражданами и юридическими лицами, как в сфере государственного управления, так и гражданского судопроизводства. Решая проблемы во взаимоотношениях, отдельные должностные лица, государственные органы применяют меры государственного принуждения, связанные с серьезным ограничением субъективных прав граждан и юридических лиц и возможностью причинения им существенного ущерба.

Поэтому, на сегодняшний день, проблема имущественной ответственности государственных органов и их должностных лиц за причинение вреда гражданам и юридическим лицам чрезвычайно остра и актуальна и требует к себе очень пристального внимания и изучения.

В качестве объекта исследования выступает совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по возмещению вреда, причиненного государственными органами, их должностными лицами, тенденции и перспективы развития законодательства в исследуемой области, а также актуальные проблемы правоприменения соответствующего законодательства.

Предметом курсового  исследования являются правоотношения с участием государства в лице государственных органов, их должностных лиц и субъектов гражданского права, складывающиеся в связи с возмещением вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Целью настоящей работы является комплексное рассмторение правового института ответственности государства за вред, причиненный гражданам органами исполнительной власти и их должностными лицами, определении средств повышения эффективности регулирования.

Для достижения указанной цели был поставлен следующий ряд задач:

  1. Изучить и проанализировать необходимую литературу по проблеме;
  2. Дать характеристику общим и специальным условиям ответственности государства за причинение вреда
  3. Рассмотреть виды и определить порядок возмещения вреда государственными органами и органами местного самоуправления и должностными лицами
  4. Подвести итоги курсового исследования и сделать выводы по проблеме

В процессе исследования применялись как общенаучные  методы познания (системный, исторический, формально-логический, анализ, обобщение), так и ряд частно - научных методов (формально-юридический, сравнительно-правовой, толкование).

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), иные федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации. Эмпирическую основу составили материалы судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов субъектов РФ, а также мировых судей Камчатского края. Также для написания настоящей курсовой работы были использованы труды таких авторов как Репинский С.И., Маковский А.Л. и др.

 

ГЛАВА 1. Общие и специальные условия ответственности государства за причинение вреда.

1.1 Общая характеристика  основных и специальных условий  ответственности

 

В юридической литературе утвердилось мнение, согласно которому основанием гражданско-правовой ответственности  становится гражданское правонарушение, состав которого образуется совокупностью условий, необходимых для привлечения к гражданско-правовой ответственности. В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Обязательства возмещения вреда в данном случае носят внедоговорный  характер, т.е. возникают не из договора, а из самого причинения вреда, иначе  их называют «деликтными обязательствами». Основанием ответственности, которая наступает вследствие причинения вреда, является сам деликт, т.е. правонарушение, которое причиняет вред личности или имуществу определенного лица, поэтому деликтные обязательства во всех случаях их возникновения необходимо рассматривать как меру гражданско-правовой ответственности.1

Субъектами обязательства  выступают потерпевший и лицо, ответственное за причинение вреда, и, как правило, не состоящие в  договорных отношениях. Потерпевший, то есть тот, кому причинен вред, выступает в этом обязательстве в качестве кредитора, а ответственный за причинение вреда (чаще всего сам причинитель), — в качестве должника. Ответственность государственных органов относится к числу специальных случаев деликтной ответственности и регулируется статьями 1069-1071 главы 59 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а нормы, содержащиеся в указанных статьях, принято называть правилами о специальном деликте — вреде, причиненном, государственными органами. Основаниями для выделения данного случая причинения вреда в особый деликт служат особенности применения к нему как общих условий деликтной ответственности, так и ряда специальных условий, которые дополнительно установлены законом. Наличие общих и специальных условий обязательно для установления ответственности за незаконные действия государственных органов.

Рассмотрим общие условия  деликтной ответственности за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, их должностными лицами, а также  органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. К ним относятся:

1. Причинение вреда,  которое является обязательным  условием ответственности по  деликтным обязательствам, так как  если нет вреда, следовательно,  нет и ответственности и нечего  возмещать. Вред может быть причинен как материальный (имущественный), так и моральный (неимущественный).

2. Противоправность поведения  причинителя вреда, представляет  собой действие или бездействие,  нарушающее нормы права и субъективное  право потерпевшего.

Действие считается  противоправным, если оно нарушает предписание или запрет, установленное нормами объективного права. Бездействие является противоправным, если предусмотренная нормой права обязанность добровольно не исполняется лицом, на которое она возложена, вследствие чего кому-либо причиняется вред. Как действие, так и бездействие своим конечным результатом должно иметь причинение вреда потерпевшему, если же вреда не будет, то если рассматривать с точки зрения деликтной ответственности, такое действие будет юридически безразличным.

3. Причинная связь  между противоправным поведением  и наступившим вредом, которая  в свою очередь является обязательным условием наступления ответственности государства за вред, причиненный государственными органами, выражается в том что, во-первых, неправомерные действия предшествуют наступившему вреду во времени, во-вторых, неправомерные действия порождают наступивший вред.

4. Вина причинителя  вреда. Исходя из смысла ст. 401 ГК РФ лицо признается виновным, если при той степени заботливости  и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно не приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Вина может выступать в форме умысла или неосторожности.

Под умыслом понимается предвидение вредных последствий противоправного поведения и желание (прямой умысел) или сознательное допущение их наступления (косвенный умысел). Однако в рассматриваемой сфере, как правило, вред причиняется по неосторожности, которая может выражаться в отсутствии при определенных обстоятельствах внимательности, предусмотрительности, заботливости, небрежности и т.п.

Законом предусмотрены  условия возмещения вреда, исключающие  вину причинителя вреда и (или) противоправный характер его поведения,2 и оценивается юристами как ответственность, либо как способ распределения возникших неблагоприятных последствий. Так, ответственность вследствие причинения вреда в состоянии крайней необходимости возникает при наличии вреда, непротивоправного поведения и причинной связи между непротивоправным поведением и наступившим вредом.

Кроме того, законодательство не всегда определяет вину в качестве необходимого условия ответственности  за причинение морального вреда.

Так, статьей 1070 ГК РФ установлено, что компенсация вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях когда: вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста.

Важно учитывать также  тот факт, что хотя государство  и обязано возместить вред независимо от того, был ли он причинен умышленно  или по неосторожности и вина государственного органа (должностного лица) всегда предполагается, орган государственной власти все же может быть освобожден от ответственности, если докажет отсутствие вины.

К случаям причинения вреда незаконными действиями (бездействием) государственных органов, их должностными лицами, а также органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда законодательство устанавливает также специальные условия наступления ответственности.

Ответственность за вред, причиненный государственными органами, их должностными лицами, предусмотренная ст. 1069 ГК РФ, наступает при наличии следующих специальных условий.

Первое условие заключается  в том, что действия государственных  органов и их должностных лиц  должны быть облечены в форму акта власти. При этом акты власти могут  быть как нормативные, т.е. иметь характер общего предписания (решение, распоряжение, постановление и т.п.), так и ненормативные — с характером индивидуального предписания (указание, приказ и т.п.).

Во-вторых, к числу  специальных условий возникновения  исследуемого деликта относится то, что акт власти может быть совершен не любым работником государственного органа или органа местного самоуправления, а только тем, который относится к числу должностных лиц. Другими словами, акт власти должен быть издан виновным должностным лицом или группой лиц, образующих коллегиальный орган.

Необходимо учесть, что  должностное лицо обладает правом на принятие актов власти только лишь при исполнении служебных обязанностей, что является третьим специальным  условием ответственности по ст. 1069 ГК РФ. Иначе говоря, должностные лица, издавая властные акты, исполняют свои служебные обязанности. Круг служебных обязанностей должностного лица определяется законодательством, актами (положениями, уставами, инструкциями и т.п.).

Незаконность актов  государственных органов, их должностных лиц может быть выражена в ограничении или лишении граждан и организаций каких-либо прав возложении на них каких либо обязанностей или во вмешательстве в их хозяйственную деятельность.

Так, постановлением инспектора ОБ ДПС ГИБДД УМВД Камчатского края З. была привлечена к административной ответственности, предусмотренной главой 12 КоАП РФ. Однако никакого правонарушения З. не совершала, в связи с чем, Петропавловск-Камчатским городским судом вынесенное постановление было отменено за отсутствием состава правонарушения. В апреле 2012г. З.обратилась с иском к Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании убытков, понесенных в результате незаконного привлечения к административной ответственности. Решением мирового судьи судебного участка №6 Камчатского края исковые требования З. были частично удовлетворены.3

Принимая решение о  взыскании с РФ за счет казны РФ в пользу З., возмещения суммы вреда, причиненного незаконными действиями административного органа (ОБ ДПС ГИБДД УМВД по Камчатскому краю), мировой судья судебного участка №6 Камчатского края Д.Н.Устинов признал, что сотрудники ГИБДД Камчатского края незаконно привлекли З. к административной ответственности, составили административный протокол и вынесли в отношении З. постановление, поэтому требование истца о возмещении вреда подлежит удовлетворению.

Особенность ответственности по ст. 1069 ГК РФ и состоит она в том, что «противоправность действий государственных органов, их должностных лиц оценивается с позиций не гражданского права, а с позиций административного, государственного, финансового и других отраслей права, нормы, которой нарушал соответствующий орган или должностное лицо. При этом не имеет значения законность или незаконность самих административных актов, которая с точки зрения норм гражданского права, безразлична юридически. Необходимость применения норм гражданского права появляется лишь тогда, когда в результате издания административного акта потерпевшему причиняется имущественный вред. Таким образом, деликтные обязательства возникают в подобных случаях в связи с противоправными действиями административно-правовыми (издание незаконного акта) и гражданско-правовыми (причинение вреда)».4

Информация о работе Имущественная ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами