Имущественная ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

В последнее время в судебной практике Российской Федерации и Камчатского края в частности, стали чаще появляться дела, связанные с возмещением вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, а также их должностных лиц. Это объясняется обострившейся проблемой взаимоотношений государственных органов их должностных лиц с гражданами и юридическими лицами, как в сфере государственного управления, так и гражданского судопроизводства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Общие и специальные условия ответственности государства за причинение вреда
1.1. Общая характеристика основных и специальных условий ответственности
1.2. Понятие «незаконных действий» как специального условия ответственности за причинение вреда
ГЛАВА 2. Виды и порядок возмещения вреда государственными органами и органами местного самоуправления и должностными лицами
2.1. Виды вреда, подлежащие возмещению
2.2. Порядок рассмотрения и признания незаконным действия (бездействия)
2.3. Порядок компенсации вреда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Вред, причиненный гос.органами.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Данный перечень является закрытым и не подлежит толкованию.

Судебно-следственные органы могут использовать и иные способы  заглаживания морального вреда как, например, направление письменных извещений  о реабилитации по месту работы, учебы или жительства гражданина. Если проанализировать сложившуюся практику, то можно сказать о том, что данные способы заглаживания вины применяются крайне редко.

Основания и размер компенсации  гражданину за причинение морального вреда определяются правилами, которые  предусмотрены ст. ст. 151, 1099-1101 Гражданского Кодекса Российской Федерации, при этом ст. 151 ГК РФ раскрывает понятие морального вреда в общей форме и определяет, как «физические или нравственные страдания, причиненные действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащее ему другие нематериальные блага».

Так, Президиум Верховного Суда в своем Постановлении от 20.12.1994 г. № 10 разъясняет и рекомендует  суду, что в целях правильного  и своевременного разрешения вопроса компенсации морального вреда в сфере гражданских правоотношений необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений и, если такая ответственность установлена, когда вступил в силу законодательный акт, предусматривающий условия и порядок компенсации вреда в этих случаях, а также когда были совершены действия, повлекшие причинение морального вреда. 15

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 5 Постановления от 20.12.1994 г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» признал за юридическими лицами право на компенсацию морального вреда, при этом порядок имеет некоторые особенности. Моральный вред юридическим лицам компенсируется при необходимости защиты их деловой репутации.16 При возмещении вреда, взыскиваемого за нарушение личных неимущественных прав юридических лиц можно добавить такие критерии как социальный статус, известность фирмы, ее финансовое положение, степень воздействия морального вреда на престиж.

Итак, рассмотрев общие  понятия морального и материального  вреда можно сказать о том, что, во-первых, иск может быть, предъявлен одновременно как о возмещении морального вреда, так и материального вреда, так как ответственность за причиненный моральный вред не находиться в прямой зависимости от имущественного ущерба, и может применяться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно. Основное отличие возмещения имущественного вреда от морального состоит в том, что моральный вред не поддается точному денежному подсчету и взыскивается исключительно с целью смягчения психологического состояния потерпевшего.

 

2.2 Порядок  рассмотрения и признания незаконным действия (бездействия)

 

Хотя признание действий незаконными является одним из специальных  условий наступления ответственности, существуют по этому поводу различные  мнения (подходы).

Первый подход заключается  в том, что для того чтобы суд  мог вынести решение о возмещении вреда причиненного государством, необходимо, чтобы акты, действия (бездействия) государственных органов первоначально были признаны недействительными (незаконными) в судебном или административном порядке. Сторонником данного подхода является Р.Н. Любимова, мнение которой основано на применении абз. 2 ст. 13 ГК РФ, которая гласит, что в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ. То есть сначала признание акта, действия (бездействия) недействительным, а затем восстановления права, нарушенного этим актом, действием (бездействием).17

Противоположный подход заключается в том, что оценка законности акта, действия (бездействия) власти и возмещение причиненного им вреда могут производиться в одном судебном процессе. Сторонником данного подхода является А.Л. Маковский, по мнению которого «…в ст. 16 и 1069 ГК РФ имеется в виду косвенный судебный контроль за законностью правовых актов власти в отличие от ст. 13 ГК РФ, закрепляющей прямой контроль. Установив, что есть все необходимые основания для признания акта, действия (бездействия) незаконным суд может удовлетворить требования о возмещении вреда. Кроме того, суд правомочен поступить так на основании ст. 120 Конституции РФ, в силу которой "суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом…».18

Судебная и арбитражная  практика по этому вопросу имеет  противоречия. Изучив судебную практику можно сказать о том, что независимо от того, какой контроль осуществляется прямой или косвенный, используются единые основания для признания недействительным (незаконным) акта власти.

Все же существует веский аргумент в пользу необходимости предварительного обжалования, который заключается в том, что для ряда случаев установлены более короткие сроки для обжалования по сравнению с общим сроком исковой давности. Между тем, на требования о возмещении вреда, причиненного государством, распространяется общий срок исковой давности — 3 года, т.е. граждане которые пропустили срок для обжалования, могут «обойти» норму закона и подать иск о возмещении вреда. Однако это не следует признавать незаконным, так как иск о возмещении вреда в любой случае будет удовлетворен судом при установлении не только противоправности действий органа власти, но и других элементов составляющих правонарушение (вред, причинная связь, и т.д.).

Таким образом, если придерживаться вышеизложенного, можно говорить о том что, изменение срока для обжалования незаконных действий находится в соответствии с законом и предварительное обжалование административного акта можно не признавать необходимым условием предъявления иска о возмещении вреда по ст. 1069 ГК РФ. Предъявление иска о возмещении вреда без предварительного признания действий (бездействия) незаконными является, конечно, более упрощенным подходом возмещения вреда по сравнению с таким подходом как предварительное признание действий (бездействия) незаконными, а затем предъявление иска о возмещении вреда.

Рассмотрев различные подходы, напрашивается вывод, что действия (бездействия) должностных лиц необходимо все же сначала признать незаконными. Так как, во-первых, на действия (бездействие) должностных лиц может быть подана жалоба, как вышестоящему должностному лицу, так и в суд, а вред может быть возмещен только в порядке искового производства.

Во-вторых, как показывает практика, суду будет гораздо проще  рассматривать иски о возмещении вреда причиненного незаконными действиями (бездействием) должностных лиц, если в деле имеется решение о том, что действия (бездействия) уже признаны незаконными. И, кроме того, если нет решения о том, что действия (бездействия) должностного лица признаны незаконными, нельзя говорить ни о какой подаче иска о возмещении вреда. Говоря о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц, законодательство позволяет выделить 2 порядка признания действий (бездействия) незаконными:

• Административный порядок  предполагает признание неправомерными действий (решений) или бездействия органов власти (должностного лица) и отмену незаконности правового акта управления во внесудебном порядке этим же органом власти (должностным лицом) или вышестоящим в порядке подчиненности органом.

Для рассмотрения дела о признании неправомерными действий (бездействия) органов власти (должностного лица) в административном порядке могут послужить такие факты как:

  • жалоба гражданина (право гражданина на подачу жалобы регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»);19
  • протест или представление прокурора; 20
  • результаты контрольных проверок вышестоящего органа власти (должностного лица).21

Порядок возмещения вреда  в порядке ст. 1069 и 1070 ГК РФ имеет  некоторые различия, которые заключатся в следующем.

Для возмещения вреда  в порядке ст. 1070 и 1100 ГК РФ гражданину необходимо сначала разъяснить его  право на возмещение вреда и компенсацию  морального вреда причиненного в  результате незаконного привлечения  к уголовной ответственности.

В случае невиновности гражданина подвергшегося аресту или осуждению  и т.д., для предъявления иска в  суд у гражданина должен быть реабилитирующий  документ, который подтверждает его  невиновность. Реабилитация означает, что обвиняемый или осужденный официально признается невиновным в совершении преступления (административного правонарушения), так как отсутствуют законные основания для привлечения его к уголовной (административной) ответственности.

При освобождении от ответственности  издается правовой акт (приговор, постановление и т.д.), который принимается компетентным органом дознания, следствия, прокуратуры и суда. Гражданин может быть реабилитирован на любой стадии процесса.

Возможность возмещения вреда в результате реабилитации является очень важным моментом, так как граждане ставшие жертвами судебно-следственных ошибок испытывают сильнейшие переживания. Многомесячное, а иногда многолетнее пребывание человека под стражей, всегда сопряжено с огромными физическими страданиями.

 

2.3 Порядок  компенсации вреда

 

При рассмотрении дел, связанных  с компенсацией вреда, часто возникают  проблемы при определении ответчика. Неправильное решение данного вопроса может привести к судебным ошибкам.

Действующий в настоящее  время порядок следует рассматривать  как дополнительную гарантию своевременного возмещения вреда потерпевшим, так как их право на своевременное и полное возмещение вреда стало более реальным.

В ст. ст. 1069 и 1070 ГК РФ указано: причиненный вред возмещается за счет Казны Российской Федерации, Казны субъекта Российской Федерации, Казны муниципального образования. Если взять практику, то пострадавшие чаще всего обращаются с иском не к финансовым органам, призванным в соответствии со ст. 1071 ГК РФ выступать от имени казны, а непосредственно к государственным органам, органам дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, не являющимися надлежащими ответчиками по данным делам.

Так, в Федеральный суд Октябрьского района г. Самары обратился гр. Л. с иском к Самарской таможне о взыскании убытков. В судебном заседании представителем таможни заявлено ходатайство о привлечении в дело в качестве ответчика Минфина в лице УФК по Самарской области на основании положений ст. 1069, 1071 ГК РФ, Постановлении Пленума Верховного суда РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8. Судом данное ходатайство удовлетворено.22

В связи с тем, что  вред возмещается либо за счет Казны  Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования необходимо дать понятие  казны. В п. 3 ст. 214 ГК РФ закреплено, что государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениям.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ от имени Казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие  финансовые органы, то есть Федеральное  казначейство, финансовые управления.

Некоторые авторы, например, С.И. Репинский, придерживается мнения, что «в качестве ответчика целесообразнее привлекать главного распорядителя, вместо финансового органа. Так как финансовый орган не располагает знаниями во всех отраслях административной деятельности, и это снижает эффективность защиты государства, а главные распорядители, напротив, обладают специальными знаниями в соответствующей сфере».23

После того как Российская Федерация, или субъект Российской Федерации возместят потерпевшему вред, они приобретают право обратного требования (регресса) к тому должностному лицу, которое непосредственно виновно в совершении неправомерных действий (принятии незаконных решений). В этом случае должностное лицо несет регрессную ответственность в полном объеме, если иное не предусмотрено законом,24 в частности не вытекает из трудового законодательства.

Таким образом, по результатам  исследования второй главы, можно сделать  следующие выводы:

Вред — это те неблагоприятные  последствия, наступающие при нарушении личного или имущественного права или блага. Потерпевшему может быть причинен как материальный (имущественный) вред, так и моральный (неимущественный) вред.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено два  способа возмещения материального вреда: возмещение вреда в натуре, возмещение причиненных убытков. Вред, причиненный незаконными действия органов государственной власти, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Возложение Конституцией РФ обязанности возместить вред на государство, способствует укреплению гарантий прав и свобод граждан. Одновременно данная норма (ст. 53 Конституции РФ) имеет превентивное значение, поскольку направлена на укрепление законности во взаимоотношениях органов государственной власти и их должностных лиц с гражданами.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Под обязательством, возникающим  вследствие причинения вреда государственными органами, следует понимать гражданское  правоотношение, по которому кредитор (юридическое или физическое лицо) имеет право требовать от должника (государства) полного возмещения противоправно причиненного вреда, а должник обязан полностью возместить причиненный вред. Для наступления ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями, необходимо наличие общих и специальных условий. Субъектами рассматриваемого деликтного обязательства являются государственные органы и их должностные лица, органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Ответственность по ст. 1069 ГК РФ наступает при причинении вреда незаконными действиями государственных органов либо должностными лицами этих органов. Согласно ст. 1069 ГК РФ к незаконным действиям относятся действия, допущенные как отдельным должностным лицом, так и коллегиальным органом, если они причинили ущерб имущественным интересам лица.

Информация о работе Имущественная ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами