Информационные технологии в избирательном процессе (на примере Государственной автоматизированной системы «Выборы»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

ГАС «Выборы» — это территориально-распределенная, телекоммуникационная, автоматизированная система общегосударственного уровня для реализации информационных процессов в ходе подготовки и проведения выборов и референдумов, а также для решения в установленном порядке задач, не связанных с проведением выборов и референдумов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Информационные технологии в избирательном процессе…………..5
1.1. История развития Государственной автоматизированной системы «Выборы»…………………………………………….5
1.2. Структура и состав Государственной автоматизированной системы «Выборы»……………………………………………..7
1.3. Правовое регулирование Государственной автоматизирований системы «Выборы»…………………….10
Глава 2. Обеспечение гарантий избирательных прав граждан при использовании Государственной автоматизированной системы «Выборы»..12
2.1. Общая характеристика гарантий обеспечения избирательных прав граждан применительно к Государственной автоматизированной системе «Выборы»……………………………12
2.2. Обеспечение безопасности функционирования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»……………………………………………….16
2.3. Проблемы использования Интернета в избирательном процессе………………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Курсовая ИПиИП.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 
 
 
 

КАФЕДРА

ГРАЖДАНСКОГО  И ТРУДОВОГО ПРАВА 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ПРАВУ И ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ

студентки 6-го курса 2291 группы

Литвинчук Лидии Викторовны 
 
 

«Информационные технологии в избирательном процессе (на примере Государственной автоматизированной системы «Выборы»)» 
 
 
 

Научный руководитель

к.ю.н., проф. Фомичев А.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Санкт-Петербург, 2012г

     Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Информационные технологии в избирательном  процессе…………..5

      1. История развития Государственной автоматизированной системы «Выборы»…………………………………………….5
      2. Структура и состав Государственной автоматизированной системы «Выборы»……………………………………………..7
      3. Правовое регулирование Государственной автоматизирований системы «Выборы»…………………….10

Глава 2. Обеспечение гарантий избирательных прав граждан при использовании Государственной автоматизированной системы «Выборы»..12

      2.1. Общая характеристика гарантий обеспечения избирательных прав граждан применительно к Государственной автоматизированной системе «Выборы»……………………………12

      2.2. Обеспечение безопасности функционирования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»……………………………………………….16

      2.3. Проблемы использования Интернета в избирательном процессе………………………………………………………………18

Заключение………………………………………………………………………22

Список  литературы……………………………………………………………..24 

 

      Введение 

     Одним из основных аспектов современного избирательного процесса можно считать его автоматизацию. С помощью системного подхода к избирательному процессу и с учетом взаимосвязанного характера правовых, организационных и технических средств была создана Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (далее - ГАС «Выборы»).

     ГАС «Выборы» — это территориально-распределенная, телекоммуникационная, автоматизированная система общегосударственного уровня для реализации информационных процессов  в ходе подготовки и проведения выборов и референдумов, а также для решения в установленном порядке задач, не связанных с проведением выборов и референдумов. Система позволяет комплексно решать задачи организации избирательного процесса на всех этапах: планирование подготовки проведения выборов, учет избирателей, ввод сведений о кандидатах в депутаты, проведение голосования, подведение итогов и последующую статистическую обработку результатов. Кроме того, в систему заложены функции согласования работы избирательных комиссий разных уровней, что практически в режиме реального времени позволяет подводить итоги голосования и с помощью средств отображения и интернета доводить их до каждого гражданина России.

     Несмотря  на то, что большинство вопросов, связанных с регулированием отношений при использовании, эксплуатации и развитии ГАС «Выборы», полномочия избирательных комиссий всех уровней, групп контроля за использованием системы, условия придания юридической силы и обеспечения достоверности документов, подготовленных с использованием ГАС «Выборы», состав и правовой режим информационных ресурсов системы, требования к обеспечению безопасности информации, сертификации системы и ее средств, а также ответственность, достаточно детально урегулированы в Федеральном законе «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»1, процедура использования ГАС «Выборы» описана лишь в общих чертах, что не только создает определенные проблемы при ее исследовании, но и открывает дополнительные возможности для недобросовестных действий.

     Объектом курсовой работы являются информационные технологии в избирательном процессе на примере ГАС «Выборы». Предметом настоящей работы является законодательство об избирательном процессе, материалы юридической практики, процедура и способы информационного обеспечения выборов в Российской Федерации.

     Целью работы является изучение вопросов, связанных с проблемами обеспечения гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации и оптимального правового регулирования информационного обеспечения избирательного процесса применительно к ГАС «Выборы».

     Поставленная  цель обусловила следующие задачи:

     - изучение истории развития ГАС «Выборы»;

     - изучение структуры и состава ГАС «Выборы»;

     - изучение способов обеспечения гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации;

     - анализ проблем, возникающих при работе с ГАС «Выборы».

 

      Глава 1. Информационные технологии в избирательном процессе  

     1.1 История развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» 

     Решение о создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации было принято Указом Президента РФ в августе 1994 года «О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»2. В 1995 году ГАС «Выборы» получила нормативно-правовое подтверждение в Указах Президента РФ  «Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»3 (утратил силу), «Об обеспечении деятельности Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»4.

     На  основе данных документов была построена схема создания и управления ГАС «Выборы» с учетом особенностей страны - более 90 тысяч избирательных участков, образуемых в период проведения федеральных выборов. Очевидно, что подготовка и гласное проведение демократических выборов в таких условиях сопряжены с необходимостью решения множества сложных организационных и технологических проблем, немалыми финансовыми затратами.

     Государственным заказчиком системы являлась Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1995 года № 861 при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации был создан Федеральный центр информатизации (ФЦИ), которому было поручено решать задачи организационного, технического, информационного и методического обеспечения ГАС «Выборы», включая разработку стратегии дальнейшей информатизации избирательной системы России.

     Разработка  и создание ГАС «Выборы» в основном завершились в первом квартале 1996 года. После предварительных испытаний ГАС «Выборы» была принята в опытную эксплуатацию.

     Начиная с 1996 года все мероприятия по разработке и опытной эксплуатации ГАС «Выборы» осуществлялись в соответствии с Федеральной целевой программой развития ГАС «Выборы» на 1996-2000 годы.

     В постоянную эксплуатацию система принята  в июне 2000 года после проведения государственных испытаний и  подписания акта Государственной комиссией.

     Вторая  очередь ГАС «Выборы» разработана  ФГУП НИИ «Восход» по заказу ЦИК России и ФЦИ при ЦИК России в 2003 году. В 2004 году ГАС «Выборы» повторно прошла Государственные приемочные испытания.

     Более чем восьмилетний опыт эксплуатации Государственной автоматизированной системы «Выборы» привел к необходимости  повышения эффективности управления эксплуатацией ГАС «Выборы» в различных уровнях системы, от Центральной до участковых избирательных комиссий.

     В 2008 году в Постановлении ЦИК «О Концепции развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» до 2012 года»5 были  определены цели, направления, задачи, принципы и основные этапы развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» до 2012 года.

     На  сегодняшний день ГАС «Выборы» эффективно использовалась при проведении выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также региональных кампаний, местных выборов и референдумов. 

     1.2 Структура и состав Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» 

     В федеральные законы включены положения  о контроле за использованием ГАС  «Выборы», использовании системы  для наблюдения за ходом и установлением  итогов голосования, применении технических  средств подсчета голосов избирателей, участников референдума, доступе к данным, введенным в информационную систему, о размещении этих данных в сети Интернет.

     Порядок эксплуатации, использования и развития ГАС «Выборы» в части, не урегулированной  федеральными законами, устанавливается  нормативными правовыми актами ЦИК России. Это относится к положениям, инструкциям, регламентам, нормативам и другим документам, регламентирующим порядок эксплуатации и применения ГАС «Выборы» при подготовке и проведении конкретных избирательных кампаний.

     Они касаются, в том числе, вопросов перевода ГАС «Выборы» в режим подготовки и проведения выборов, регламента работы системы, организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий об итогах голосования, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием ГАС «Выборы», применения на выборах технических средств подсчета голосов избирателей. ЦИК России определяет требования к использованию, эксплуатации и развитию ГАС «Выборы» в соответствии с федеральными законами.

     Федеральный центр информатизации при ЦИК  России в пределах своей компетенции  издает документы организационного, нормативно-технического и методического  характера.

     Реализованные требования к ГАС «Выборы» учитывают  Рекомендации R(2004)11 Комитета Министров стран-участниц Совета Европы по правовым, организационным и техническим стандартам электронного голосования (приняты Комитетом Министров 30 сентября 2004 года на 898-ом заседании).

     Согласно  Федеральному закону от 10 января 2003 года № 20-ФЗ ГАС «Выборы» является федеральной автоматизированной информационной системой, предназначенной для автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов и референдумов, обеспечения деятельности избирательных комиссий, а также решения задач, не связанных с выборами6.

     Структура ГАС «Выборы» как совокупность комплексов средств автоматизации (далее КСА), образующих многоуровневую территориально распределенную информационно-вычислительную среду, полностью соответствует масштабу и структуре избирательной системы России и поддерживает ее работу на всей территории страны.

     В настоящее время ГАС «Выборы» представляет собой одну из самых  крупных постоянно функционирующих  информационных систем страны, охватывающую все муниципальные образования и сельские административные районы.

     Система построена по принципу иерархии, она  поднимается с местного уровня КСА территориальных избирательных комиссий (ТИК), избирательных комиссий муниципального образования (ИКМО) на региональный уровень КСА избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (ИКСРФ), а затем на уровень КСА ЦИК России.

     Опорным звеном ГАС «Выборы» является КСА  ТИК. Территориальная избирательная  комиссия координирует работу участковых комиссий. Как правило, на ТИК возлагается  функция ИКМО.

Информация о работе Информационные технологии в избирательном процессе (на примере Государственной автоматизированной системы «Выборы»)