Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:47, курсовая работа
ГАС «Выборы» — это территориально-распределенная, телекоммуникационная, автоматизированная система общегосударственного уровня для реализации информационных процессов в ходе подготовки и проведения выборов и референдумов, а также для решения в установленном порядке задач, не связанных с проведением выборов и референдумов.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Информационные технологии в избирательном процессе…………..5
1.1. История развития Государственной автоматизированной системы «Выборы»…………………………………………….5
1.2. Структура и состав Государственной автоматизированной системы «Выборы»……………………………………………..7
1.3. Правовое регулирование Государственной автоматизирований системы «Выборы»…………………….10
Глава 2. Обеспечение гарантий избирательных прав граждан при использовании Государственной автоматизированной системы «Выборы»..12
2.1. Общая характеристика гарантий обеспечения избирательных прав граждан применительно к Государственной автоматизированной системе «Выборы»……………………………12
2.2. Обеспечение безопасности функционирования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»……………………………………………….16
2.3. Проблемы использования Интернета в избирательном процессе………………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………..24
Лица,
имеющие право доступа к
Принцип
ответственности за правонарушение
в сфере обеспечения
2.3
Проблемы использования
Интернета в избирательном
процессе
Данные об участии избирателей, участников референдума в выборах, референдуме, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны абонентам сети Интернет. Однако такой доступ допускается исключительно в режиме «только чтение». Это означает, что абонентам неподвластно каким-либо образом изменять предоставляемые им для чтения данные. Они остаются пассивными участниками информационного обмена.
Такая
ситуация обусловлена отсутствием
непосредственной связи ГАС «Выборы»
с сетью Интернет. Пользователям этой
сети информация предоставляется в порядке
и сроки, не противоречащие требованиям
законодательства о выборах и референдуме.
Правом получения любой информации, содержащейся
в ГАС «Выборы», наделены только члены
группы контроля за работой системы, члены
соответствующих комиссий и наблюдатели.
В соответствии с Федеральным законом
РФ «О выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации»22 и Федеральным законом
РФ «О выборах Президента Российской Федерации»23
введенные в государственную автоматизированную
информационную систему данные об участии
избирателей в выборах депутатов Государственной
Думы, Президента РФ, о предварительных
и об окончательных итогах голосования
должны быть оперативно доступны (в режиме
«только чтение») абонентам информационно-
Головным сайтом интернет-портала является сайт ЦИК России, который существует с мая 1998 г.
В последнее время в России и в других странах подведение итогов выборов нередко заканчивалось громкими скандалами, связанными с фальсификацией итогов голосования. В связи с этим резко возрос интерес к новым технологиям тайного голосования.
Среди используемых в настоящее время мировым сообществом технологий тайного голосования известны технологии с использованием технических средств для подсчета голосов, в том числе программно-технических комплексов обработки бюллетеней, или систем прямого электронного голосования. В первом случае такого рода комплексы создаются на базе компьютеризированных и автоматизированных систем с применением оптических сканеров, устройств ввода перфокарт или разного рода смарт-карт (магнитных, радиоизлучающих и т.д.) и специального программного обеспечения, используемого для обработки бумажного бюллетеня. Во втором случае реализуется принцип сенсорного программируемого экрана и используется виртуальная экранная форма бюллетеня. Этап предварительной фиксации выбранного варианта голосования на бумажном носителе (бюллетене) отсутствует.
Главный эффект от внедрения электронного голосования состоит в возможности подключения к голосованию людей, которые сейчас в нем участия не принимают: инвалидов, избирателей, находящихся далеко от своих участков, за рубежом, и т.п. А их задействовать можно только с помощью Интернета.
Электронное голосование, по мнению ряда исследователей, через сеть Интернет позволяет выявить ряд несомненных достоинств.
В частности, удобство голосования и минимальные затраты времени на голосование. Для голосования нет необходимости идти на избирательный участок. При внедрении этой технологии можно ожидать повышения процента голосующих граждан и повышения доверия граждан к лицам, избранным в результате выборов.
Другим преимуществом такого способа голосования являются низкие затраты на проведение выборов. Никаких новых значительных затрат технологии голосования через Интернет практически не потребуют.
Однако при более тщательном анализе этой технологии голосования, несмотря на применение самых современных программно-аппаратных средств и высоких технологий, нельзя не заметить следующие сложности и проблемы.
Эти технологии фактически не обеспечивают анонимность голосования. Эта проблема остается даже при многоступенчатом доступе на сервер для голосования и использовании динамической адресации. При этом под сервером понимается не столько мощный компьютер, сколько аналог «виртуального избирательного участка».
Не решена проблема аутентификации (установление подлинности избирателя при регистрации) и связанная с ней проблема надежности ключей для доступа на сервер для голосования.
Следует отметить, что пока не разработан надежный механизм защиты от попыток неоднократного доступа на сервер для голосования одного и того же избирателя. Также открытым остается вопрос, как действовать, если избиратель зарегистрировался, но не успел выбрать конкретный вариант голосования из-за аварийного прекращения сеанса связи. Учитывая низкое качество линий связи в России, эта проблема является очень актуальной.
Существует также проблема фальшивого (виртуального) сервера для голосования. Технически создание такого сервера вполне возможно. Если есть физическая возможность подключения к сети Интернет, то, используя похищенное программное обеспечение (пароли, ключи и т.д.), можно создать фальшивый сервер для голосования.
Необходимо также предусмотреть защиту промежуточных результатов голосования от несанкционированного доступа. Промежуточные результаты голосования помещаются в базы данных на серверы избирательных комиссий всех уровней. Они должны быть надежно защищены от несанкционированного доступа посторонних лиц или преждевременного доступа членов избирательных комиссий.
Весьма актуальным представляется вопрос о том, кто будет являться оператором сети для голосования, кто будет отвечать за создание сети, ее модернизацию, ремонт, эксплуатацию и самое главное - за честное установление итогов голосования с помощью этой сети. Необходимо законодательное закрепление персональной ответственности за внедрение новых избирательных систем и выборных технологий и их нормальное функционирование.
Заключение
Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума является важной гарантией реализации прав граждан Российской Федерации.
Гарантии реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, в свою очередь, основаны на таких принципах, как гласность, достоверность, оперативность и полнота информации о выборах и референдуме.
Надежность информации обеспечивается оперативностью информирования избирателей, участников референдума о ходе и результатах выборов и референдума (п.3 ст.4 Федерального закона о ГАС «Выборы»), а также недопустимостью вмешательства в информационные процессы в ГАС «Выборы» органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, других лиц и организаций, которые в соответствии с федеральными законами не могут вмешиваться в данные процессы (п.4 ст.4 Федерального закона о ГАС «Выборы»). На обеспечение надежности информации направлен принцип сочетания централизации и децентрализации в управлении процессами использования и эксплуатации ГАС «Выборы» (п.5 ст.4 Федерального закона о ГАС «Выборы»).
Независимость системы в процессе голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума также обеспечивает структура ГАС «Выборы» (ст.8 Федерального закона о ГАС «Выборы»), в частности Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ст.9), Информационный центр избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (ст.10).
Правовой режим информационных ресурсов ГАС «Выборы» (ст.17) обеспечивает их надежность за счет того, что эти ресурсы, содержащие персональные данные, формируются, хранятся и используются в условиях конфиденциальности в установленном порядке (ч.2 ст.17).
В сфере автоматизации ГАС «Выборы» не имеет аналогов. Она может использоваться и в период между выборами для оперативного взаимодействия органов власти, решения разнообразных задач, не связанных с выборами и референдумом, при строгом соблюдении приоритетности выполнения функций, обеспечивающих подготовку и проведение выборов, референдума.
Многолетний
успешный опыт применения ГАС «Выборы»
дает право утверждать, что создана
открытая технология поддержки выборов.
Система функционирует в
ГАС
«Выборы» постоянно совершенствуется
с учетом новаций избирательного
законодательства и научно-технических
достижений в области информационных
технологий.
Список
литературы
Нормативные акты
Учебники и учебные пособия
Периодические издания