Информационные технологии в избирательном процессе (на примере Государственной автоматизированной системы «Выборы»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

ГАС «Выборы» — это территориально-распределенная, телекоммуникационная, автоматизированная система общегосударственного уровня для реализации информационных процессов в ходе подготовки и проведения выборов и референдумов, а также для решения в установленном порядке задач, не связанных с проведением выборов и референдумов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Информационные технологии в избирательном процессе…………..5
1.1. История развития Государственной автоматизированной системы «Выборы»…………………………………………….5
1.2. Структура и состав Государственной автоматизированной системы «Выборы»……………………………………………..7
1.3. Правовое регулирование Государственной автоматизирований системы «Выборы»…………………….10
Глава 2. Обеспечение гарантий избирательных прав граждан при использовании Государственной автоматизированной системы «Выборы»..12
2.1. Общая характеристика гарантий обеспечения избирательных прав граждан применительно к Государственной автоматизированной системе «Выборы»……………………………12
2.2. Обеспечение безопасности функционирования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»……………………………………………….16
2.3. Проблемы использования Интернета в избирательном процессе………………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Курсовая ИПиИП.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

     ГАС «Выборы» обслуживают более 3 тысяч  системных администраторов, входящих в состав информационных центров  ИКСРФ, прошедших специальную подготовку и получивших сертификат на право  эксплуатации КСА ГАС «Выборы» в  порядке, установленном ФЦИ при  ЦИК России.

     Использование, эксплуатацию и развитие ГАС «Выборы» в целом обеспечивает ФЦИ при  ЦИК России. Эксплуатацию и развитие фрагментов ГАС «Выборы», функционирующих  на территории субъектов Российской Федерации, осуществляют информационные центры избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.

     Модульная структура дает возможность гибко  перестраивать фрагменты системы  в зависимости от решаемых задач  при проведении выборов.

     КСА ИКСРФ (региональный уровень) выстроены  на основе локальной вычислительной сети с автоматизированными рабочими местами.

     КСА ЦИК России состоит из автоматизированных рабочих мест, объединенных в многосерверную локальную сеть.

     В состав ГАС «Выборы» могут входить  КСА участковых избирательных комиссий (УИК) для обеспечения их деятельности, прежде всего для организации процесса голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума. В их составе могут быть комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) и комплексы для электронного (сенсорного) голосования (КЭГ).

     Все КСА ГАС «Выборы» объединены в единую информационно-вычислительную среду посредством мультисервисной подсистемы связи и передачи данных.

     Для обслуживания и обеспечения работоспособности  комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы «Выборы», используется сеть сервисных центров подготовки системных администраторов.

     1.3. Правовое регулировние Государственной автоматизированной системы «Выборы» 

       Правовое регулирование системой ГАС «Выборы» осуществляется строго в рамках Федерального закона «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»7.

         В соответствии со ст. 4 данного  Закона основными принципами  использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы» являются:

       - соблюдение конституционных прав граждан при автоматизированной обработке информации о них;

       - обеспечение гласности деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума при использовании ГАС «Выборы»;

       - оперативное информирование избирателей, участников референдума о ходе и результатах выборов и референдума;

       - недопустимость вмешательства в информационные процессы в ГАС «Выборы» органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, других лиц и организаций, которые в соответствии с федеральными законами не могут вмешиваться в данные процессы;

       - сочетание централизации и децентрализации в управлении процессами использования и эксплуатации ГАС «Выборы»;

       - обязательное применение ГАС  «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума, недопустимость использования для этих целей вместо ГАС «Выборы» других автоматизированных систем и информационных технологий;

       - обеспечение безопасности информации в ГАС «Выборы» в сочетании с открытостью системы и доступностью информации, содержащейся в информационных ресурсах ГАС «Выборы», в соответствии с федеральными законами;

       - обеспечение достоверности информации, получаемой с использованием ГАС «Выборы»;

       - применение лицензионных программных средств общего назначения, сертифицированных специализированных программно-технических средств и средств связи ГАС «Выборы»;

       - недопустимость подключения ГАС «Выборы» к сети Интернет;

       - недопустимость подключения ГАС «Выборы» при ее использовании при проведении выборов и референдума к иным информационным системам и сетям связи, не применяемым в ГАС «Выборы»8. 

 

      Глава 2. Обеспечение гарантий избирательных прав граждан при использовании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» 

     2.1 Общая характеристика гарантий обеспечения избирательных прав граждан применительно к Государственной автоматизированной системе «Выборы» 

     В Федеральном законе «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» перечислены основные принципы использования, эксплуатации и развития государственной автоматизированной системы, начиная с принципа соблюдения конституционных прав граждан, а в преамбуле закрепляется норма, по которой использование ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме9.

     По вопросам гарантии обеспечения избирательных прав граждан в Российской Федерации при проведении выборов с использованием ГАС «Выборы» у правоведов существуют различные мнения по теоретическим и содержательным характеристикам данного института, определяющего демократические начала не только избирательной системы, но и политико-правовой системы в целом.

     Дискуссионные моменты характеризуют само понятие «гарантии» и другие составные части категориального аппарата, содержание гарантий, соотношение условий и средств реализации гарантий в избирательной системе, систему гарантий в механизме реализации конституционных прав, приоритетность базовых начал гарантий, соотношение различных предпосылок в реализации гарантий, проблемы классификации гарантий, структуру юридических гарантий, допустимый объем санкций, применяемый в обеспечении гарантий избирательных прав и т.д.

     Неоднозначно  употребляется и сама категория  гарантий. Некоторые используют понятие  «гарантии избирательных прав граждан» (А.Е. Постников, А.А. Смольяков), другие пишут просто о «гарантиях избирательных прав» (С.А. Авакьян, А.Е. Штурнев), третьи просто используют понятие «гарантии свободы выборов» (А.В. Зиновьев, В.Б. Сергейчук), хотя речь идет об обозначении одного и того же явления10.

     Рассматривая  данную проблему, важно отметить, что  гарантии избирательных прав в целом  выступают важным средством постоянного их совершенствования, их реального осуществления, а в необходимых случаях - и эффективной защиты от возможных нарушений. Вместе с тем по родовому понятию гарантий в литературе имеются определенные разночтения, что, собственно, понятно, поскольку этими проблемами занимались представители различных школ, направлений, имеющие к тому же и ярко выраженные авторские позиции.

     Тем не менее большинство исследователей под гарантиями все же склонны  понимать условия, систему условий (А.С. Мордовец)11, некоторые предпочитают говорить о факторах12, о сложившихся факторах и специально предпринимаемых мерах13, о предпосылках14, другие добавляют к условиям средства, обеспечивающие реальную, осознанную и ответственную свободу волеизъявления (М.В. Баглай)15.

     Гарантии  в первую очередь следует понимать как избирательные права и права на участие в референдуме, установленные Конституцией Российской Федерацией, законом, иным нормативным правовым актом, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Такое понимание совпадает с легальной дефиницией этого понятия, закрепленного в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»16.

     Рассматривая гарантии избирательных прав граждан, нас в первую очередь интересуют информационные гарантии избирательных прав, которые почти не затрагиваются в исследовательской литературе.

     Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума является важной гарантией реализации прав граждан Российской Федерации.

     Гарантия  реализации избирательных прав граждан  Российской Федерации, в свою очередь, основана на таких принципах, как  гласность, достоверность, оперативность и полнота информации о выборах и референдуме17.

     Гласность избирательных процессов обеспечивается за счет максимально быстрого, всестороннего информирования избирателей и обеспечения их прав в условиях автоматизированной обработки данных - оперативности.

     Эффективность достоверности, полноты, надежности и  оперативности информации о выборах  и референдуме возможна только за счет формирования вертикали организационной  структуры ГАС «Выборы», установления мер ответственности за правонарушения в этих процессах.

     Оперативность процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи информации при подготовке и проведении выборов, референдума следует дополнить принципом надежности такой информации.

     Оперативность (своевременность) - это обеспечение в отведенные законом временные рамки ввода и обработки результатов голосования, а также представление в отведенные временные рамки данных в вышестоящие избирательные комиссии, осуществление оперативных публикаций данных о ходе подготовки и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации в соответствии с требованием избирательного законодательства в средствах массовой информации и сети Интернет.

     Оперативность выражается в сути технологического процесса голосования. По окончании передачи в систему протоколов с итогами голосования с технических средств подсчета голосов, размещенных на избирательных участках, или ручного ввода их в систему они автоматически передавались и размещались в базах данных всех вышестоящих избирательных комиссий, вплоть до ЦИК России, после чего оперативно (спустя 10 - 15 минут) публиковались на сайтах ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Федерации. Одновременно производился автоматический подсчет голосов на соответствующих уровнях системы, и данные с предварительными итогами голосования в режиме он-лайн поступали в систему отображения избирательных комиссий и телестудий, а еще через 15 минут публиковались в сети Интернет.

     Кроме того, можно выделить и такой системообразующий (функциональный) принцип функционирования ГАС «Выборы», как безопасность информации. 
 
 
 

     2.2 Обеспечение безопасности функционирования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» 

     Обеспечению безопасности информации в ГАС «Выборы» посвящена гл.4 Федерального закона о ГАС «Выборы» (ст.21 "Обеспечение безопасности информации в ГАС «Выборы»), где указано, что безопасность информации в ГАС «Выборы» обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты, а также посредством осуществления контроля за использованием ГАС «Выборы»18.

     Согласно  Концепции развития безопасности информации в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (одобрена Постановлением ЦИК России от 26 декабря 2005 г. №163/1080-4) обеспечение безопасности информации в ГАС должно осуществляться по следующим направлениям:

     - создание правовых и технических  условий для внедрения юридически  значимого электронного документооборота, в первую очередь для обмена электронными документами с электронной цифровой подписью в целях обеспечения текущей деятельности избирательных комиссий за исключением подведения итогов голосования;

     - обеспечение необходимого уровня  безопасности информации в ГАС  «Выборы» при использовании ее ресурсов органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления и другими организациями для решения задач, не связанных с выборами и референдумом, в период между выборами;

     - совершенствование механизмов своевременного выявления, прогнозирования, локализации и блокирования угроз безопасности информации, оперативного реагирования на проявления негативных тенденций в использовании информационных ресурсов и подсистем ГАС «Выборы», мониторинга состояния безопасности информации;

     - создание комплексной системы  обеспечения безопасности информации, консолидирующей правовые, технологические,  организационные, технические меры  и способы противодействия угрозам  безопасности информации19.

     Неправомерное вмешательство или попытка вмешательства в работу ГАС «Выборы» членами избирательных комиссий, комиссий референдума, работниками аппаратов избирательных комиссий, комиссий референдума, в том числе работниками информационных центров избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, другими работниками, принимающими участие в технологических процессах обработки информации, содержащейся в ГАС «Выборы», и имеющими право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы», иными лицами, согласно ст. 24 Федерального закона о ГАС «Выборы», влечет дисциплинарную, административную, уголовную или материальную ответственность.

Информация о работе Информационные технологии в избирательном процессе (на примере Государственной автоматизированной системы «Выборы»)