Информационные технологии в избирательном процессе: понятие, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное изучение вопросов, связанных с проблемами обеспечения гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации и оптимального правового регулирования информационного обеспечения избирательного процесса применительно к ГАС «Выборы».
Поставленная цель обусловила следующие задачи:
- изучить историю создания и этапы развития ГАС «Выборы»;
- дать общую характеристику гарантий избирательных прав граждан применительно к ГАС «Выборы»;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3стр.
I. Общая характеристика информационных технологий……………….5стр.
1. И.Т.: понятие, инструментарий, этапы развития………………………..5стр.
1.1. Понятие информационных технологий;…………………………….5стр.
1.2. Этапы развития информационных технологий;……………………5стр.
1.3. Составляющие информационной технологии;……………………..7стр.
1.4. Инструментарий информационных технологий;…………………...8стр.
2. Виды современных информационных технологий………………………9стр.
2.1. Информационная технология обработки данных;……………...…..9стр.
3. Проблемы и перспективы использования И.Т………………………..…11стр.
3.1. Устаревание информационных технологий;………………………11стр.
3.2. Опасности и сложности при использовании информационных технологий;………………………………………………………………..12стр.
II. Информационные технологии в избирательном процессе как гарантия реализация избирательных прав граждан………………………………..15стр.
Государственная автоматизированная система (ГАС) Российской Федерации «Выборы»: история создания и этапы развития;…..…….15стр.
Обеспечение гарантий избирательных прав граждан при использовании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» ;……………………………………………………………..21стр.
2.1. Принципы обеспечения гарантий избирательных прав граждан;..21стр.
2.2. Обеспечение безопасности функционирования ГАС;….………..26стр.
2.3. Проблемы использования Интернета в избирательном процессе;…………………………………………………………………….29стр.
Заключение…………………………………………...………………………...35стр.
Список используемой литературы………...……………………………

Файлы: 1 файл

Bolshakova.doc..doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в данном пункте я рассмотрела основные понятия  информационных технологий, изучила этапы развития, рассмотрела составляющие информационных технологий, так же было дано определение информационным технологиям и их составных частей, были охарактеризованы этапы информационных технологий, ее составляющие. Кроме того были определены требования, которыми должны обладать информационные технологии.

2. Виды современных информационных технологий.

2.1. Информационная технология обработки данных.

Информационная технология обработки данных предназначена  для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческою труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников. На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:

  • обработка данных об операциях, производимых фирмой;
  • создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме;
  • получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.

Примером может послужить ежедневный отчет о поступлениях и выдачах наличных средств банком, формируемый в целях контроля баланса наличных средств, или же запрос к базе данных по кадрам, который позволит получить данные о требованиях, предъявляемых к кандидатам на занятие определенной должности.                                                                                                                 Существует несколько особенностей, связанных с обработкой данных, отличающих данную технологию от всех прочих:

• выполнение необходимых  фирме задач по обработке данных. Каждой фирме предписано законом иметь и хранить данные о своей деятельности, которые можно использовать как средство обеспечения и поддержания контроля на фирме. Поэтому в любой фирме обязательно должна быть информационная система обработки данных и разработана соответствующая информационная технология;

• решение только хорошо структурированных задач, для которых  можно разработать алгоритм;

• выполнение стандартных  процедур обработки. Существующие стандарты определяют типовые процедуры обработки данных и предписывают их соблюдение организациями всех видов;

• выполнение основного  объема работ в автоматическом режиме с минимальным участием человека;

• использование детализированных данных. Записи о деятельности фирмы имеют детальный (подробный) характер, допускающий проведение ревизий. В процессе ревизии деятельность фирмы проверяется хронологически от начала периода к его концу и от конца к началу;

• акцент на хронологию событий;

• требование минимальной  помощи в решении проблем со стороны  специалистов других уровней.

Подведем итог. Основными  компонентами информационной технологии обработки данных являются: сбор, обработка и хранение данных, а так же создание документов (отчетов).

Сбор данных. По мере того как фирма производит продукцию или услуги, каждое ее действие сопровождается соответствующими записями данных. Обычно действия фирмы, затрагивающие внешнее окружение, выделяются особо как операции, производимые фирмой.

Обработка данных. Для создания из поступающих данных информации, отражающей деятельность фирмы, используются следующие типовые операции: 
- классификация или группировка. Первичные данные обычно имеют вид кодов, состоящих из одного или нескольких символов. Эти коды, выражающие определенные признаки объектов, используются для идентификации и группировки записей.

Хранение данных. Многие данные на уровне операционной деятельности необходимо сохранять для последующего использования либо здесь же, либо на другом уровне. Для их хранения создаются базы данных.

Создание отчетов (документов). В информационной технологии обработки данных необходимо создавать документы для руководства и работников фирмы, а также для внешних партнеров. При этом документы могут создаваться как по запросу или в связи с проведенной фирмой операцией, так и периодически в конце каждого месяца, квартала или года.

3. Проблемы  и перспективы использования  информационных технологий

3.1. Устаревание информационной технологии.

Для информационных технологий является вполне естественным то, что они  устаревают и заменяются новыми. Так, например, на смену технологии пакетной обработки программ на большой ЭВМ в вычислительном центре пришла технология работы на персональном компьютере на рабочем месте пользователя. Телеграф передал все свои функции телефону. Телефон постепенно вытесняется службой эспресс-доставки. Телекс передал большинство своих функций факсу и электронной почте.                                          При внедрении новой информационной технологии в организации необходимо оценить риск отставания от конкурентов в результате ее неизбежного устаревания со временем, так как информационные продукты, как никакие другие виды материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями. Периоды сменяемости колеблются от нескольких месяцев до одного года. Если в процессе внедрения новой информационной технологии этому фактору не уделять должного внимания, возможно, что к моменту завершения перевода фирмы на новую информационную технологию она уже устареет и придется принимать меры к ее модернизации. Такие неудачи с внедрением информационной технологии обычно связывают с несовершенством технических средств, тогда как основной причиной неудач является отсутствие или слабая проработанность методологии использования информационной технологии.

3.2. Опасности и сложности при использовании ИТ.

В сложном программном  обеспечении есть недостатки, которыми могут воспользоваться посторонние  лица (хакеры) и использовать их в свою пользу. Так, хакер украл с кредитных карточек Парекс-банка около 7000 долларов, из компьютеров полиции одной прибалтийской республики исчезла база данных на все автомобили, зачисленные в угон не только из бывшего СССР, но и проходящую по базам поиска Интерпола. Для предотвращения несанкционированного доступа используются дорогостоящие системы защиты, совершенствуется программное обеспечение (ПО).                                                                При использовании программного обеспечения существует возможность потери данных от действия компьютерных вирусов, которые используют недостатки ПО. В связи с возрастающей стоимостью информации потери могут быть очень весомыми. Для защиты приходится использовать специальные программы—антивирусы. В силу того, что сейчас произошла концентрация в отрасли информационных технологий, и работают лишь по несколько крупных компаний в каждой специализированной области, перед пользователем информационной технологии встает дилемма выбора платформы информационной технологии, так как в дальнейшем он будет зависеть от своего поставщика.                                                                                                                  Легкость тиражирования информационных продуктов позволяет с лёгкостью нарушать авторские права разработчика ИП. Это касается, в первую очередь, аудио- и видеопродукции, а также различного программного обеспечения.

Итак, в первой главе мы определили то,    что информационная технология – это совокупность процессов, благодаря которым возможны сбор, хранение обработка и другие взаимодействия над информацией. Классификация ИТ необходимо для правильной оценки и применения информационных технологий в различных сферах жизни общества.

Современная жизнь, производство, здравоохранение и прочие сферы деятельности человека сегодня немыслимы без информационных технологий: каждая из сфер нуждается в переработке огромного количества информации, а также в информационном обслуживании. Наиболее оптимальным и единственно универсальным средством обработки информации является компьютер, исполняющий роль дополнительного усилителя интеллектуальных способностей человека.

Информационные технологии, как неотъемлемая составляющая современной  жизни человека, позволяют управлять  огромными потоками информации с применением компьютеров (вычислительной техники). В целом, информационные технологии – это комплекс инженерных и технологических наук, обеспечивающих организацию жизнедеятельности современного общества. Информационные технологии способны обрабатывать информацию, хранить огромные объемы информации, а также передавать информацию в краткие сроки на любые расстояния. Стремительно растущий потенциал информационных технологий обеспечивает столь же стремительное сокращение издержек в производственной сфере, способствует облегчению и улучшению уровня жизни, открывает все новые и новые возможности для людей. Поскольку нововведения информационных технологий проявляются в каждой сфере жизнедеятельности человека (работа, семья, образование, обслуживающий сектор, отдых и пр.), на сегодняшний день все сложнее представить жизнь без ИТ.

Ни один современный человек не станет отрицать огромную роль информационных технологий в его жизни. Более того, вряд ли сегодня можно назвать хоть одну сферу, где прямо или косвенно не задействованы информационные технологии. Это и серьезные производственные процессы, которые обеспечивают жизнедеятельность человека, и весь спектр услуг, и даже отдых - каждый сегмент работает благодаря ИТ.

Итак, информационные технологии все глубже и глубже проникают в современную жизнь, наполняя ее практичностью, удобством и комфортом. Информационные технологии - это настоящее и будущее человечества, и общество уже не сможет отказаться от такого комфортного помощника и советчика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Информационные технологии в избирательном процессе как гарантия реализации избирательных прав граждан.

 
1. История создания и этапы развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». 
 Впервые идея использования средств автоматизированной обработки информации в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний была официально выражена в Концепции создания Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 12 июля 1994 года. Идеи Концепции нашли свое нормативно-правовое подтверждение и развитие в принятых в 1994-1995 годах указах Президента Российской Федерации "О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», "Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (на сегодняшний день утратил силу), "Об обеспечении деятельности Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».  
 На основе этих документов была выстроена схема создания и управления ГАС «Выборы» с учетом особенностей страны - огромная территория, 83 субъекта Российской Федерации, большое количество часовых поясов, более 90 тысяч избирательных участков, образуемых в период проведения федеральных выборов. Очевидно, что подготовка и гласное проведение демократических выборов в таких условиях сопряжены с необходимостью решения множества сложных организационных и технологических проблем, немалыми финансовыми затратами.  Государственным заказчиком системы была определена ЦИК Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1995 года № 861 при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации создан Федеральный центр информатизации (ФЦИ), которому было поручено решать задачи организационного, технического, информационного и методического обеспечения ГАС «Выборы», включая разработку стратегии дальнейшей информатизации избирательной системы России. За ФЦИ закреплен на праве оперативного управления имущественный комплекс автоматизированной системы.  
 Разработка и создание ГАС «Выборы» в основном завершились в первом квартале 1996 года. После предварительных испытаний ГАС «Выборы» была принята в опытную эксплуатацию.  Начиная с 1996 года все мероприятия по разработке и опытной эксплуатации ГАС «Выборы» осуществлялись в соответствии с Федеральной целевой программой развития ГАС «Выборы» на 1996-2000 годы.  
В постоянную эксплуатацию система принята в июне 2000 года после проведения государственных испытаний и подписания акта Государственной комиссией.  
 За прошедшее время ГАС «Выборы» эффективно использовалась при проведении не только выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, но и региональных кампаний, местных выборов и референдумов. Система стала неотъемлемым элементом демократического избирательного процесса, важным инструментом в развитии политических и социальных процессов в нашем обществе. ГАС «Выборы» зарекомендовала себя как уникальная система, обеспечивающая высокую степень надежности и работоспособности, беспристрастно и объективно отражающая ход каждой избирательной кампании и ее итоги.  
 Комплексы средств автоматизации ГАС «Выборы организованны в виде четырехуровневой иерархической структуры. Верхний (первый) уровень системы представляет собой комплекс средств ЦИК Российской Федерации, второй уровень системы – комплексы средств автоматизации избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, третий уровень – комплексы средств автоматизации окружных избирательных комиссий, четвертый уровень – комплексы средств автоматизации территориальных избирательных комиссий. Развитие системы предусматривает в дальнейшем автоматизацию участковых избирательных комиссий и создание комплексов средств автоматизации пятого уровня – комплексы средств автоматизации участковых избирательных комиссий.  
Комплексы средств автоматизации всех уровней состоят из технического, программного и информационного обеспечения, объединенных в информационно - коммуникационную сеть передачи данных. 

 
  Информационные гарантии избирательных прав граждан применительно к Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» 

 
В Федеральном законе «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» перечислены основные принципы использования, эксплуатации и развития государственной автоматизированной системы, начиная именно с принципа соблюдения конституционных прав граждан, а в преамбуле закрепляется норма, по которой использование ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме.  
В свое время великий языковед С.И. Ожегов определял понятие гарантии как "ручательство, порука в чем-нибудь, обеспечение". Собственно в этом смысле оно происходит от франц. garant - порука, поручительство, коими являются государство, учреждения, организации, любое физическое или юридическое лицо, предоставляющие гарантию.  
В справочной юридической литературе гарантии связываются с законностью. Это обусловленная закономерностями общественного развития система условий и средств, обеспечивающая законность и тем самым формирующая состояние социальных отношений, которая способствует движению страны к состоянию демократии, правовому государству. Гарантии законности подразделяются на два вида: общие (экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные) и специальные (юридические).  
 Гарантии избирательных прав - правовые, организационные, информационные средства обеспечения избирательных прав граждан Российской Федерации, относятся к специальным гарантиям законности, хотя при их реализации важными факторами выступают экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные условия.  
 В целом справочные определения понятия гарантий дают представление об этом важнейшем институте реализации избирательных прав граждан. Однако содержание гарантий, в том числе и избирательных, затрагивает более широкий спектр отношений и совокупность характеристик определяющих их содержание.  
Конечно, по вопросам гарантии обеспечения избирательных прав граждан в Российской Федерации при проведении выборов с использованием ГАС «Выборы» у правоведов существуют различные мнения по теоретическим и содержательным характеристикам данного института, определяющего демократические начала не только избирательной системы, но и политико-правовой системы в целом.  Дискуссионные моменты характеризуют само понятие "гарантии" и другие составные части категориального аппарата, содержание гарантий, соотношение условий и средств реализации гарантий в избирательной системе, систему гарантий в механизме реализации конституционных прав, приоритетность базовых начал гарантий, соотношение различных предпосылок в реализации гарантий, проблемы классификации гарантий, структуру юридических гарантий, допустимый объем санкций, применяемый в обеспечении гарантий избирательных прав и т.д.  
 Неоднозначно употребляется и сама категория гарантий. Некоторые используют понятие "гарантии избирательных прав граждан" (А.Е. Постников, А.А. Смольяков), другие пишут просто о "гарантиях избирательных прав" (С.А. Авакьян, А.Е. Штурнев), третьи просто используют понятие "гарантии свободы выборов" (А.В. Зиновьев, В.Б. Сергейчук), хотя речь идет об обозначении одного и того же явления.  
 Рассматривая данную проблему, важно отметить, что гарантии избирательных прав в целом выступают важным средством постоянного их совершенствования, их реального осуществления, а в необходимых случаях - и эффективной защиты от возможных нарушений. Вместе с тем по родовому понятию гарантий в литературе имеются определенные разночтения, что, собственно, понятно, поскольку этими проблемами занимались представители различных школ, направлений, имеющие к тому же и ярко выраженные авторские позиции.  
Тем не менее большинство исследователей под гарантиями все же склонны понимать условия, систему условий (А.С. Мордовец), некоторые предпочитают говорить о факторах, о сложившихся факторах и специально предпринимаемых мерах, о предпосылках, другие добавляют к условиям средства, обеспечивающие реальную, осознанную и ответственную свободу волеизъявления (М.В. Баглай).  
Гарантии в первую очередь следует понимать как избирательные права и права на участие в референдуме, установленные Конституцией Российской Федерацией, законом, иным нормативным правовым актом, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Такое понимание совпадает с легальной дефиницией этого понятия, закрепленного в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».  
Рассматривая гарантии избирательных прав граждан, нас в первую очередь  интересуют информационные гарантии избирательных прав, которые почти не затрагиваются в исследовательской литературе.  
Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума является важной гарантией реализации прав граждан Российской Федерации.  
Гарантия реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, в свою очередь, основана на таких принципах, как гласность, достоверность, оперативность и полнота информации о выборах и референдуме.  
Анализ норм, закрепляющих реализацию каждого из этих принципов в системе гарантий избирательных прав граждан, позволяет сделать ряд выводов и сформулировать предложения, направленные на осмысление взаимосвязи положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федерального закона «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».  
Об обеспечении реализации описанных выше принципов будет рассказано в следующей главе настоящей работы. Кроме того будут затронуты некоторые проблемы, связанные с практическим использованием ГАС «Выборы».  
 
2. Обеспечение гарантий избирательных прав граждан при использовании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» . 
2.1 Принципы обеспечения гарантий избирательных прав граждан.  
В первую очередь необходимо отметить, что такие принципы обеспечения гарантий реализации избирательных прав граждан, как гласность, достоверность, оперативность и полнота информации, применительно к ГАС «Выборы» требуют дополнения их содержания и уточнения особенностей взаимосвязи.   

Информация о работе Информационные технологии в избирательном процессе: понятие, виды