Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:41, курсовая работа
Целью работы является комплексное изучение вопросов, связанных с проблемами обеспечения гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации и оптимального правового регулирования информационного обеспечения избирательного процесса применительно к ГАС «Выборы».
Поставленная цель обусловила следующие задачи:
- изучить историю создания и этапы развития ГАС «Выборы»;
- дать общую характеристику гарантий избирательных прав граждан применительно к ГАС «Выборы»;
Введение…………………………………………………………………………3стр.
I. Общая характеристика информационных технологий……………….5стр.
1. И.Т.: понятие, инструментарий, этапы развития………………………..5стр.
1.1. Понятие информационных технологий;…………………………….5стр.
1.2. Этапы развития информационных технологий;……………………5стр.
1.3. Составляющие информационной технологии;……………………..7стр.
1.4. Инструментарий информационных технологий;…………………...8стр.
2. Виды современных информационных технологий………………………9стр.
2.1. Информационная технология обработки данных;……………...…..9стр.
3. Проблемы и перспективы использования И.Т………………………..…11стр.
3.1. Устаревание информационных технологий;………………………11стр.
3.2. Опасности и сложности при использовании информационных технологий;………………………………………………………………..12стр.
II. Информационные технологии в избирательном процессе как гарантия реализация избирательных прав граждан………………………………..15стр.
Государственная автоматизированная система (ГАС) Российской Федерации «Выборы»: история создания и этапы развития;…..…….15стр.
Обеспечение гарантий избирательных прав граждан при использовании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» ;……………………………………………………………..21стр.
2.1. Принципы обеспечения гарантий избирательных прав граждан;..21стр.
2.2. Обеспечение безопасности функционирования ГАС;….………..26стр.
2.3. Проблемы использования Интернета в избирательном процессе;…………………………………………………………………….29стр.
Заключение…………………………………………...………………………...35стр.
Список используемой литературы………...……………………………
Так, принцип оперативности процессов
сбора, обработки, накопления, хранения,
поиска, передачи информации при подготовке
и проведении выборов, референдума следует
дополнить принципом надежности такой
информации.
В свою очередь, гласность избирательных
процессов обеспечивается за счет максимально
быстрого, всестороннего информирования
избирателей и обеспечения их прав в условиях
автоматизированной обработки данных
- оперативности.
Эффективность достоверности, полноты,
надежности и оперативности информации
о выборах и референдуме возможна только
за счет формирования вертикали организационной
структуры ГАС «Выборы», установления
мер ответственности за правонарушения
в этих процессах.
Кроме того, можно выделить и такой системообразующий
(функциональный) принцип функционирования
ГАС «Выборы», как безопасность информации.
Содержание безопасности использования,
эксплуатации и развития ГАС «Выборы»,
согласно Федеральному закону «О Государственной
автоматизированной системе Российской
Федерации «Выборы», включает следующие
принципы обеспечения безопасности информации:
- обеспечение безопасности информации
в ГАС «Выборы» в сочетании с открытостью
системы и доступностью информации, содержащейся
в информационных ресурсах ГАС «Выборы»,
в соответствии с федеральными законами;
- обеспечение достоверности информации,
получаемой с использованием ГАС «Выборы»;
- применение лицензионных программных
средств общего назначения, сертифицированных
специализированных программно-технических
средств и средств связи ГАС «Выборы»;
- недопустимость подключения ГАС «Выборы»
к сети Интернет;
- недопустимость подключения ГАС «Выборы»
при ее использовании при проведении выборов
и референдума к иным информационным системам
и сетям связи, неприменяемым в ГАС «Выборы».
Государственная автоматизированная
система Российской Федерации «Выборы»
создана в целях автоматизации информационных
процессов подготовки и проведения выборов
и референдума в избирательной системе
России, сокращения сроков подведения
итогов голосования и затрат на проведение
избирательных кампаний.
Эффективность подсистем информационной
поддержки выборов следует оценивать
с учетом оперативности предоставления
информации избирателям. Так, итоговые
протоколы более 90 тысяч избирательных
участков должны быть своевременно размещены
на сайтах избирательных комиссий субъектов
Федерации.
Оперативность (своевременность) - это
обеспечение в отведенные законом временные
рамки ввода и обработки результатов голосования
не менее чем на 90% (90% протоколов вводятся
и обрабатываются за 48 часов, 60% протоколов
- за 10 часов и т.д.), а также представление
в отведенные временные рамки данных в
вышестоящие избирательные комиссии,
осуществление оперативных публикаций
данных о ходе подготовки и проведения
выборов и референдумов в Российской Федерации
в соответствии с требованием избирательного
законодательства в средствах массовой
информации и сети Интернет.
Оперативность выражается в сути технологического
процесса голосования. По окончании передачи
в систему протоколов с итогами голосования
с технических средств подсчета голосов,
размещенных на избирательных участках,
или ручного ввода их в систему они автоматически
передавались и размещались в базах данных
всех вышестоящих избирательных комиссий,
вплоть до ЦИК России, после чего оперативно
(спустя 10 - 15 минут) публиковались на сайтах
ЦИК России и избирательных комиссий субъектов
Федерации. Одновременно производился
автоматический подсчет голосов на соответствующих
уровнях системы, и данные с предварительными
итогами голосования в режиме он-лайн
поступали в систему отображения избирательных
комиссий и телестудий, а еще через 15 минут
публиковались в сети Интернет.
Анализ практики применения ГАС «Выборы»
в регионах позволяет выделить основные
преимущества использования автоматизированной
системы с точки зрения оперативности:
- существенное сокращение времени получения
предварительных итогов голосования.
Данные о них поступают в территориальную
избирательную комиссию через несколько
часов после закрытия участков;
- данные о явке избирателей и предварительные
итоги голосования оперативно размещаются
в сети Интернет;
- с незначительными материальными затратами
составляются списки избирателей;
- планирование избирательных кампаний
любой сложности.
Надежность информации обеспечивается
оперативностью информирования избирателей,
участников референдума о ходе и результатах
выборов и референдума (п. 3 ст. 4 Федерального
закона о ГАС «Выборы»), а также недопустимостью
вмешательства в информационные процессы
в ГАС «Выборы» органов государственной
власти, государственных органов, органов
местного самоуправления, их должностных
лиц, других лиц и организаций, которые
в соответствии с федеральными законами
не могут вмешиваться в данные процессы
(п. 4 ст. 4 Федерального закона о ГАС «Выборы»).
На обеспечение надежности информации
направлен принцип сочетания централизации
и децентрализации в управлении процессами
использования и эксплуатации ГАС «Выборы»
(п. 5 ст. 4 Федерального закона о ГАС «Выборы»).
Независимость системы в процессе голосования
и подсчета голосов избирателей, участников
референдума также обеспечивает структура
ГАС «Выборы» (ст. 8 Федерального закона
о ГАС «Выборы»), в частности Федеральный
центр информатизации при Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации
(ст. 9), Информационный центр избирательной
комиссии субъекта Российской Федерации
(ст. 10).
Правовой режим информационных ресурсов
ГАС «Выборы» (ст. 17) обеспечивает их надежность
за счет того, что эти ресурсы, содержащие
персональные данные, формируются, хранятся
и используются в условиях конфиденциальности
в установленном порядке (ч. 2 ст. 17).
Специальный порядок доступа к информационным
ресурсам ГАС «Выборы» также направлен
на их надежность. Так, согласно ст. 18 Федерального
закона «о ГАС «Выборы» право доступа
к информационным ресурсам ГАС «Выборы»,
содержащим персональные данные, имеют:
- члены Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации, члены избирательных
комиссий субъектов Российской Федерации,
окружных, территориальных избирательных
комиссий, комиссий референдума, работники
аппаратов этих комиссий и работники,
обеспечивающие использование ГАС «Выборы»,
если такая информация необходима для
выполнения ими своих должностных или
служебных обязанностей;
- граждане, запрашивающие персональные
данные о себе;
- должностные лица органов государственной
власти, государственных органов, органов
местного само управления, которым доступ
к такой информации предусмотрен федеральными
законами.
Право доступа к информационным ресурсам
ГАС «Выборы» всех уровней, не содержащим
персональных данных, имеют члены и работники
аппарата Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации, работники Федерального
центра информатизации.
Контроль за использованием ГАС «Выборы»
(ст. 23) - система мер по обеспечению надежности
информационных ресурсов ГАС «Выборы».
С принципом надежности тесно связано
такое свойство ГАС «Выборы», как их исключительность,
о чем указывается в п. 6 ст. 4 Федерального
закона о ГАС «Выборы» - обязательное применение
ГАС «Выборы» при подготовке и проведении
выборов и референдума, недопустимость
использования для этих целей вместо ГАС
«Выборы» других автоматизированных систем
и информационных технологий.
Согласно принципу достоверности информации
процент ошибок и искажений при подсчете
голосов должен быть настолько низок,
что их ручной пересчет никак не должен
повлиять на общий результат голосования.
Для обеспечения достоверности информации
необходимо поддерживать в высокой степени
готовности системных администраторов
избирательных комиссий всех уровней,
своевременно проводить обучение и тренировки,
снизить текучесть кадров и т.д. Для снижения
влияния человеческого фактора на достоверность
информации следует активнее использовать
средства электронного голосования, особенно
на участках с наибольшим количеством
избирателей.
Правовой регламентации юридической
силы и достоверности документов, подготовленных
с использованием ГАС «Выборы», посвящена
гл. III Федерального закона о ГАС «Выборы»
(ст. 12 "Условия придания юридической
силы документам, подготовленным с использованием
ГАС «Выборы» и ст. 13 "Обеспечение достоверности
документов, подготовленных с использованием
ГАС «Выборы»).
Полнота информации - это, с одной стороны,
достаточность технических, программных
и информационных средств для выполнения
основных задач системы, а с другой - сбор
и обработка такого количества итоговых
протоколов участковых избирательных
комиссий, чтобы создавалась полная картина
выборов. Например, если введены и обработаны
более 90% протоколов, то на федеральном
уровне и на уровне субъектов Федерации
в базе данных должна быть собрана вся
информация, относящаяся к федеральным,
региональным избирательным кампаниям,
а также об избирательных кампаниях на
территориях субъектов РФ.
Безопасность информации определяется
степенью ее защищенности от искажений
вследствие нарушения работоспособности
и несанкционированного доступа. Например,
во время проведения федеральных выборов
2003 - 2004 гг. интернет-портал ГАС «Выборы»
подвергся примерно 1800 атакам (из них 20%
из-за рубежа), причем все они были успешно
отражены подсистемой обеспечения безопасности
информации, и неискаженная, достоверная
информация оперативно размещалась на
интернет-сайтах.
2.2. Обеспечение безопасности
функционирования Государственной автоматизированной
системы Российской Федерации «Выборы».
В процессе функционирования ГАС «Выборы»
возникают следующие угрозы безопасности
информации и угрозы воздействия на средства
ее обработки и передачи:
- несанкционированный доступ к информационным
ресурсам из других ЛВС1;
- нерегламентированные действия системного
администратора КСА ИКСРФ2,
ТИК, влекущие за собой утечку информации
в сторонние ЛВС;
- несанкционированный доступ к активному
сетевому оборудованию ЛВС и/или ПСПД3;
- нарушение функционирования: сетевого
оборудования и ПСПД в результате агрессивного
потребления;
- ресурсов оборудования или пропускной
способности каналов и др.
Требование безопасности информации
в ГАС «Выборы» обеспечивается недопустимостью
подключения ГАС «Выборы» к сети Интернет
(п. 10 ст. 4 Федерального закона о ГАС «Выборы»).
Обеспечению безопасности информации
в ГАС «Выборы» посвящена гл. VI Федерального
закона о ГАС «Выборы» (ст. 21 "Обеспечение
безопасности информации в ГАС «Выборы»),
где указано, что безопасность информации
в ГАС «Выборы» обеспечивается посредством
применения организационных и технических
мер защиты, а также посредством осуществления
контроля за использованием ГАС «Выборы». Согласно Концепции развития безопасности
информации в Государственной автоматизированной
системе Российской Федерации «Выборы»
(одобрена Постановлением ЦИК России от
26 декабря 2005
г. N 163/1080-4) обеспечение безопасности информации
в ГАС должно осуществляться по следующим
направлениям:
- создание правовых и технических условий
для внедрения юридически значимого электронного
документооборота, в первую очередь для
обмена электронными документами с электронной
цифровой подписью в целях обеспечения
текущей деятельности избирательных комиссий
за исключением подведения итогов голосования;
- обеспечение необходимого уровня безопасности
информации в ГАС «Выборы» при использовании
ее ресурсов органами государственной
власти, государственными органами, органами
местного самоуправления и другими организациями
для решения задач, не связанных с выборами
и референдумом, в период между выборами;
- совершенствование механизмов своевременного
выявления, прогнозирования, локализации
и блокирования угроз безопасности информации,
оперативного реагирования на проявления
негативных тенденций в использовании
информационных ресурсов и подсистем
ГАС «Выборы», мониторинга состояния безопасности
информации;
- создание комплексной системы обеспечения
безопасности информации, консолидирующей
правовые, технологические, организационные,
технические меры и способы противодействия
угрозам безопасности информации.
Выделим задачи обеспечения безопасности
информации на рабочих станциях ГАС «Выборы»:
- контроль доступа к работе на компьютерах;
- защита операционной системы и программы
от случайного или преднамеренного повреждения
пользователями;
- обеспечение контроля над целостностью
программ, исключение возможности их подмены;
- запрет установки любых дополнительных
программ;
- обеспечение протоколирования всех
действий пользователей системы.
Обеспечение безопасности информации
в ГАС «Выборы»осуществляется с помощью
технических мер, описанных в таблице,
приведенной в приложении 1 настоящей
работы.
Неправомерное вмешательство или попытка
вмешательства в работу ГАС «Выборы» членами
избирательных комиссий, комиссий референдума,
работниками аппаратов избирательных
комиссий, комиссий референдума, в том
числе работниками информационных центров
избирательных комиссий субъектов Российской
Федерации, другими работниками, принимающими
участие в технологических процессах
обработки информации, содержащейся в
ГАС «Выборы», и имеющими право доступа
к информационным ресурсам ГАС «Выборы»,
иными лицами, согласно ст. 24 Федерального
закона о ГАС «Выборы», влечет дисциплинарную,
административную, уголовную или материальную
ответственность.
Лица, имеющие право доступа к информационным
ресурсам ГАС «Выборы», в том числе к персональным
данным, получающие и использующие их,
несут ответственность в соответствии
с федеральными законами за нарушение
режима защиты, обработки и порядка использования
этой информации.
Принцип ответственности за правонарушение
в сфере обеспечения функционирования
информационных возможностей ГАС «Выборы»
помимо КоАП РФ и Уголовного Кодекса РФ
реализуется в ч. 7 ст. 17 Федерального закона
о ГАС «Выборы»: в случае нарушения целостности
или утраты составляющей (составляющих)
части (частей) информационных ресурсов
ГАС «Выборы», искажения содержания таких
информационных ресурсов соответствующие
избирательные комиссии, комиссии референдума
и информационные центры избирательных
комиссий субъекта Российской Федерации
принимают меры по восстановлению утраченной
(утраченных) части (частей) и содержания
информационных ресурсов за счет средств
виновной стороны, устанавливаемой в предусмотренном
федеральными законами порядке.
Данные
об участии избирателей, участников референдума
в выборах, референдуме, о предварительных
и об окончательных итогах голосования
должны быть оперативно доступны абонентам
информационно-коммуникационной сети
общего пользования Интернет. Однако такой
доступ допускается исключительно в режиме
"только чтение". Это означает, что
абонентам неподвластно каким-либо образом
изменять предоставляемые им для чтения
данные. Они остаются пассивными участниками
информационного обмена.
Такая ситуация обусловлена отсутствием
непосредственной связи ГАС «Выборы»
с сетью Интернет. Пользователям этой
сети информация предоставляется в порядке
и сроки, не противоречащие требованиям
законодательства о выборах и референдуме.
Правом получения любой информации, содержащейся
в ГАС «Выборы», наделены лишь члены группы
контроля за работой системы, члены соответствующих
комиссий и наблюдатели. В соответствии
с Федеральным законом РФ «О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации» и Федеральным
законом РФ «О выборах Президента Российской
Федерации» введенные в государственную
автоматизированную информационную систему
данные об участии избирателей в выборах
депутатов Государственной Думы, Президента
РФ, о предварительных и об окончательных
итогах голосования должны быть оперативно
доступны (в режиме "только чтение")
абонентам информационно-
Головным сайтом интернет-портала является
сайт ЦИК России, который существует с
мая 1998 г. Его создание было вызвано необходимостью
получения гражданами страны объективной,
официальной и своевременной информации
о деятельности Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации, этапах
подготовки и проведения выборов всех
уровней и референдумов в Российской Федерации.
В последнее время в России и в других
странах подведение итогов выборов нередко
заканчивалось громкими скандалами, связанными
с фальсификацией итогов голосования.
В связи с этим резко возрос интерес к
новым технологиям тайного голосования.
Среди используемых в настоящее время
мировым сообществом технологий тайного
голосования известны технологии с использованием
технических средств для подсчета голосов,
в том числе программно-технических комплексов
обработки бюллетеней, или систем прямого
электронного голосования. В первом случае
такого рода комплексы создаются на базе
компьютеризированных и автоматизированных
систем с применением оптических сканеров,
устройств ввода перфокарт или разного
рода смарт-карт (магнитных, радиоизлучающих
и т.д.) и специального программного обеспечения,
используемого для обработки бумажного
бюллетеня. Во втором случае реализуется
принцип сенсорного программируемого
экрана и используется виртуальная экранная
форма бюллетеня. Этап предварительной
фиксации выбранного варианта голосования
на бумажном носителе (бюллетене) отсутствует. Главный эффект от внедрения электронного
голосования состоит в возможности подключения
к голосованию людей, которые сейчас в
нем участия не принимают: инвалидов, избирателей,
находящихся далеко от "своих" участков,
за рубежом, и т.п. А их задействовать можно
только с помощью Интернета.
Электронное голосование, по мнению ряда
исследователей, через сеть Интернет позволяет
выявить ряд несомненных достоинств.
В частности, удобство голосования и минимальные
затраты времени на голосование. Для голосования
нет необходимости идти на избирательный
участок. При внедрении этой технологии
можно ожидать повышения процента голосующих
граждан и повышения доверия граждан к
лицам, избранным в результате выборов.
Другим преимуществом такого способа
голосования являются низкие затраты
на проведение выборов. Интернет-провайдеры
и владельцы телекоммуникационных сетей
с готовностью предоставят свое уже существующее
оборудование для проведения голосования.
Никаких новых значительных затрат технологии
голосования через Интернет практически
не потребуют.
Однако при более тщательном анализе этой
технологии голосования, несмотря на применение
самых современных программно-аппаратных
средств и высоких технологий, нельзя
не заметить следующие сложности и проблемы.
Эти технологии фактически не обеспечивают
анонимность голосования. Эта проблема
остается даже при многоступенчатом доступе
на сервер для голосования и использовании
динамической адресации. При этом под
сервером понимается не столько мощный
компьютер, сколько аналог "виртуального
избирательного участка".
Не решена проблема аутентификации (установление
подлинности избирателя при регистрации)
и связанная с ней проблема надежности
ключей для доступа на сервер для голосования.
Следует отметить, что пока не разработан
надежный механизм защиты от попыток неоднократного
доступа на сервер для голосования одного
и того же избирателя. Также открытым остается
вопрос, как действовать, если избиратель
зарегистрировался, но не успел выбрать
конкретный вариант голосования из-за
аварийного прекращения сеанса связи.
Учитывая низкое качество линий связи
в России, эта проблема является очень
актуальной.
Существует также проблема фальшивого
(виртуального) сервера для голосования.
Технически создание такого сервера вполне
возможно. Если есть физическая возможность
подключения к сети Интернет, то, используя
похищенное программное обеспечение (пароли,
ключи и т.д.), можно создать фальшивый
сервер для голосования.
Необходимо также предусмотреть защиту
промежуточных результатов голосования
от несанкционированного доступа. Промежуточные
результаты голосования помещаются в
базы данных на серверы избирательных
комиссий всех уровней. Они должны быть
надежно защищены от несанкционированного
доступа посторонних лиц или преждевременного
доступа членов избирательных комиссий.
Весьма актуальным представляется вопрос
о том, кто будет являться оператором сети
для голосования, кто будет отвечать за
создание сети, ее модернизацию, ремонт,
эксплуатацию и самое главное - за честное
установление итогов голосования с помощью
этой сети. Необходимо законодательное
закрепление персональной ответственности
за внедрение новых избирательных систем
и выборных технологий и их нормальное
функционирование.
Как известно, основополагающими принципами
правового регулирования информационных
отношений являются свобода информации
и равенство субъектов информационных
отношений, достоверность, полнота и своевременность
информации, соблюдение требований законности
и правопорядка в информационных отношениях,
информационная безопасность и защита
информации, ограничение доступа к отдельным
видам информационных ресурсов.
Проанализировав вопрос об использовании
сети Интернет при голосовании на выборах
в Российской Федерации, можно прийти
к следующим выводам.
1. В настоящее время ни одно из государств
не готово полностью перейти на вариант
проведения голосования через Интернет.
В связи с тем что Интернет - добровольное
сообщество и его общедоступные каналы
и технологии могут быть использованы
как кибертеррористами, так и специальными
службами различных государств, голосование
через Интернет требует повышенного и
гарантированного уровня безопасности.
2. Интернет-голосование в настоящее время
не позволяет обеспечить анонимность
электората, что является серьезным препятствием
и противоречит существующим нормам проведения
выборов. Возможность проведения интернет-голосования
напрямую связана с уровнем развития всего
общества. Вместе с тем электронное голосование
через сеть Интернет позволяет выявить
ряд несомненных достоинств, среди которых
основными можно считать удобство голосования
и минимальные затраты времени на голосование,
а также низкие затраты на проведение
выборов.
3. Представляется целесообразным внести
изменения в действующее законодательство
путем внесения дополнений и поправок
и принятия новых нормативных актов с
учетом специфики общественных отношений,
складывающихся в Интернете. В этой связи
актуальным представляется принятие следующих
мер:
- закрепить единую терминологию путем
выработки и правового закрепления в законодательстве
РФ основных понятий, используемых в интернет-отношениях
(например, информационный посредник,
сетевой информационный ресурс, пользователь
сети, сайт, хостинг и др.);
- принять нормативный акт, регулирующий
регистрацию пользователей сети и процесс
распространения информации в сети Интернет;
ввести институт ответственности провайдеров
за качество информации, размещаемой на
принадлежащих им серверах;
- внести дополнения и поправки в соответствующее
процессуальное законодательство РФ с
целью закрепления процедуры сбора, фиксации
и предоставления доказательств в суде
и определения критериев их достоверности
и допустимости;
- раскрыть в действующем законодательстве
РФ те или иные понятия применительно
к интернет-отношениям, скорректировать
и приспособить положения действующих
законов (например, критерии отнесения
сайта к средствам массовой информации).
4. Целесообразным представляется принятие
"рамочного" закона Российской Федерации
о сети Интернет. Он должен быть комплексным
(содержать нормы различных отраслей права)
и включать положения, устанавливающие:
- структуру законодательства и основы
государственной политики в отношении
сети Интернет;
- принципы применения законодательства
Российской Федерации (в первую очередь
- гражданского) к интернет-отношениям;
- принципы регулирования общественных
отношений, складывающихся в Интернете,
с учетом их специфики.
5. Эффективность международного правового
регулирования сети Интернет будет заключаться
в гармоничном унифицированном законодательстве
заинтересованных государств, в частности
в заимствовании прогрессивного опыта
друга у друга в сфере электронного голосования
через Интернет. Представляется, что международное
законодательство также должно строиться
на "рамочном" нормативном акте, который:
- определит основные принципы международного
правового регулирования интернет-отношений:
предмет, методы, пределы правового регулирования,
вопросы самостоятельного правового регулирования
национальных законодательств;
- определит основные понятия, применяемые
к интернет-отношениям для устранения
возможных на этой почве разночтений в
законодательстве различных государств;
- решит принципиальные и первой необходимости
вопросы, такие как: юрисдикция государств,
ответственность провайдеров и др.;
- определит основные направления международной
борьбы с правонарушениями и преступлениями
в сети Интернет, а также безопасности
Сети.
Заключение .
На первый взгляд, не происходит ничего сверхъестественного — информационная индустрия является новой отраслью технологий, она всегда бурно развивалась, ускорения чередовались с относительно плавными периодами. Происходящее сегодня сопоставляют с такими вехами, как появление персональных компьютеров в эпоху властвования больших ЭВМ и повсеместное объединение персональных компьютеров в локальные сети. Соглашаясь с этим сравнением, следует отметить эволюционный характер явления. Просто когда люди хотят отразить важность какого-либо момента, они называют его революционным.
Никто не может игнорировать новые
технологии, широко распространяющиеся
в нашей жизни, не говоря уже о
той непосредственной выгоде, которую
из них могут извлекать потребители уже
сегодня. Результаты этих усилий уже воплощаются
в реальных проектах. В результате развития
информационных технологий и большой
прибыльности проектов в отрасль привлечено
множество фирм. В результате создалась
ситуация совершенной конкуренции. Результатом
сегодняшней обостренной конкуренции
будет совершенствование ИТ, появятся
новые отрасли, рынок предложения станет
прозрачнее.
Проблема гарантий избирательных
прав является стержневой в процессе организации
выборов и формирования представительных
органов власти. Не случайно именно так
называется основной рамочный Закон по
проведению выборов в России, устанавливающий
и обеспечивающий механизм гарантий прав
граждан на всех этапах проведения выборов,
а в других законах о выборах закрепляются
нормы, обеспечивающие реализацию избирательных
прав применительно к конкретным избирательным
процессам или функционированию систем,
обеспечивающих эти выборы.
Анализ гарантий обеспечения избирательных
прав граждан в Российской Федерации при
проведении выборов с использованием
ГАС «Выборы» позволяет сделать следующие
выводы. Само родовое понятие "гарантии"
можно рассмотреть применительно к избирательным
правам и правам на участие в референдуме
как установленные Конституцией Российской
Федерацией, законом, иным нормативным
правовым актом условия, правила и процедуры,
обеспечивающие реализацию избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации. Такое понимание
совпадает с легальной дефиницией этого
понятия, закрепленного в Законе "Об
основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан
РФ Федерации".
Использование Государственной автоматизированной
системы Российской Федерации «Выборы»
при подготовке и проведении выборов и
референдума является важной гарантией
реализации прав граждан Российской Федерации.
Гарантии реализации избирательных прав
граждан Российской Федерации, в свою
очередь, основаны на таких принципах,
как гласность, достоверность, оперативность
и полнота информации о выборах и референдуме.
Такие принципы обеспечения гарантий
реализации избирательных прав граждан,
как гласность, достоверность, оперативность
и полнота информации, применительно к
ГАС «Выборы» требуют дополнения их содержания
и уточнения особенностей их взаимосвязи
с надежностью такой информации, оперативностью,
безопасностью информации, специального
порядка доступа к информационным ресурсам,
а также гарантии должны охраняться установлением
мер ответственности за правонарушения
в этих процессах.
Кроме того следует заметить, что существующее
законодательство недостаточно действенно
для эффективного регулирования связанных
с Интернетом общественных отношений.
В этой связи желательно интенсифицировать
правовую законотворческую деятельность,
направленную на принятие таких федеральных
законов, как: «О правовом регулировании
в сфере оказания интернет-услуг», «Основы
законодательства Российской Федерации
по развитию и использованию сети Интернет»,
«О праве на достоверную информацию» и
др.
Нормативные источники
1. Конституция Российской Федерации принята
всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. - 1993. - 25.12. - № 237
2. Уголовный кодекс Российской Федерации
от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства
РФ. - 17.06.1996 - № 25 - ст. 2954
3. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. - 07.01.2002 - № 1 (ч. 1),
ст. 1.
4. Федеральный закон РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ
Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации: Федеральный
закон РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Собрание законодательства
РФ. - 17.06.2002. - № 24. - ст. 2253.
5. Федеральный закон РФ от 10.01.2003 № 19-ФЗ
О выборах президента Российской Федерации:
// Собрание законодательства РФ. - 13.01.2003.
- № 2. - ст. 171.
6. Федеральный закон РФ от 10.01.2003 № 20-ФЗ
О Государственной автоматизированной
системе Российской Федерации «Выборы»:
// Собрание законодательства РФ. - 13.01.2003.
- № 2. - ст. 172.
7. Федеральный закон РФ от 18.05.2005 № 51-ФЗ
23.05.2005. - № 21. - ст. 1919. О выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации: // Собрание законодательства
РФ. -
8. О разработке и создании Государственной
автоматизированной системы Российской
Федерации «Выборы»: // Собрание законодательства
РФ. - 29.08.1994. - № 18. - ст. 1723.
9. Указ Президента РФ от 28.02.1995 № 227 Об обеспечении
создания, функционирования и развития
Государственной автоматизированной
системы Российской Федерации «Выборы»:
// Российская газета. - 1995. - 11.03. - № 50.
10. Указ Президента РФ от 18.08.1995 № 861 Об обеспечении
деятельности Государственной автоматизированной
системы Российской Федерации «Выборы»:
// Собрание законодательства РФ. - 21.08.1995.
- № 34. - ст. 3443.
Монографическая и учебная литература
1. Авакьян, С.А. Конституционное право
России: учебный курс: В 2 т. Т. 1. / С.А. Авакьян.
- М.: Юрист, 2005.
2. Баглай, М.В. Конституционное право Российской
Федерации: Учебник для юридических вузов
и факультетов. / М.В. Баглай. - М.: Издательство "НОРМА"
(Издательская группа "НОРМА-ИНФРА-М"),
2000.
3. Белов, С.А. Правовые гарантии осуществления
избирательных прав граждан РФ / С.А. Белов.
- СПб.: Электоральная политология: теория
и опыт России, 1998
4. Выдрин, И.В. Избирательное право Российской
Федерации. / И.В. Выдрин. - М.: Норма, 2004
Информация о работе Информационные технологии в избирательном процессе: понятие, виды