ГЛАВА 2. Особенности
организации и проведения
социологического мониторинга
в системе
государственного управления
В современной
научной литературе термин социологический
мониторинг находит свое употребление
со словами политический, социальный,
социологический, экологический,
экономический, юридический и
т.д. В своей работе мы рассматриваем
социологический мониторинг в
системе государственного управления.
2.1 Функции, задачи, этапы
и основные направления
мониторинговых исследований
в системе
государственного управления
Система
государственного управления представляет
собой одну из наиболее существенных
сторон жизни общества и в
различных ситуациях приобретает
специфические признаки объекта
и управленческого целеполагания.
Управление
представляет собой целенаправленное
воздействие на какую-либо систему,
выступающую объектом этого воздействия,
с целью поддержания ее функционирования
в заданном режиме или перевода
ее в новое состояние в соответствии
с программой, принятой субъектом
соответствующей деятельности.1
Управление
как процесс имеет уровневую
направленность - от самоменеджмента
до государственного. В то же
время любой вид управления
предполагает реализацию наиболее
общих основополагающих управленческих
функций. К одной из таких
функций относится целеполагание
и связанное с этим прогнозирование
состояние объекта, относящееся
к функциям социологического
мониторинга.
Управление
в политической сфере представляет
собой целенаправленное воздействие
на системы, функционирующие в
обществе, и на поведение людей
в политической жизни. Сущность
социального управления можно
понимать в широком смысле, когда
им охватываются все явления
и процессы, существующие в его
сферах, сущность государственного
управления можно посмотреть
как на узкую область социального
управления - охватывающее явления
и процессы, относящиеся лишь
к одной сфере общественной
жизни — социально-политической.
Конечно,
вся совокупность видов управленческой
деятельности, относящихся к разным
сферам общественной жизни, тоже
может именоваться социальным
управлением, но уже в широком
смысле — тождественным понятию «управление
общественными системами и процессами».
Инструментом именно такого управления,
охватывающего различные сферы общественной
жизни, следовательно, различные по
своей природе общественные процессы
и явления, и является мониторинг, суть
которого связана с информационным характером
управления.1
Социологический
мониторинг в системе государственного
управления можно рассматривать
как способ организации деятельности,
направленной на эффективную
реализацию прогностических функций
государственного управления. Соответствующим
образом одна из целей социологического
мониторинга в государственном
управлении может быть обозначена
как обеспечение прогнозной оценки
и построение моделей управленческого
предвидения.
Функции
социологического мониторинга в
системе государственного управления
заключаются в том, что с
одной стороны, мониторинг иллюстрирует
изменения позиций в отношениях
власти с обществом, а с другой,
сам становится инструментом, способствующим
осознанию властью и обществом
своего реального положения в
социополитическом пространстве
современного общества.
Что же
касается задач социологического
мониторинга в системе государственного
управления, то они подразделяются
на две группы:
- первая
состоит в отслеживании и анализе сдвигов
в системе социально-политических отношений,
изменение ценностных ориентаций различных
социальных групп, их потребностей, взглядов
и настроений, отношение к политике государства
и проч.;
- вторая
задача связана с проверкой альтернативных
гипотез дальнейшего развития современного
общества.
Мониторинг
системы гос.управления включает
в себя нескольких этапов:1
1) Начинается
он со сбора и анализа информации, характеризующей
состояние объекта управления. На основе
чего выявляется наличие и характер присущей
ему проблемной ситуации. На этой стадии
идет поток информации снизу вверх.
2) На следующей
стадии происходит постановка целей управления
и выработка управленческой стратегии.
Здесь происходит анализ информации, которая
была получена о состоянии объекта и той,
которая добывается в ходе прогнозных
разработок.
3) Следующая
стадия включает в себя разработку и принятие
решения, в ходе чего завершается анализ
перечисленной выше информации.
4) На четвертой
стадии управленческого процесса — организации
выполнения принятого решения — информационный
поток идет сверху вниз. Информация позволяет
управляющей подсистеме проследить, как
начинается выполнение принятого решения.
5) На завершающей
стадии, когда осуществляется контроль
за ходом выполнения решения и, при необходимости,
корректировка соответствующей деятельности,
информация сверху вниз выходит на
первый план, и в то же время на основе
ее анализа при необходимости корректировки
решения и совершенствования деятельности
исполнителей снова начинают идти информационные
потоки снизу вверх.
Социологический
мониторинг популярен и используется
во многих сферах общества.
Его востребованность в системе
государственного управления, в
системе власти и общества
в современном мире подтверждается
сотнями мониторинговых исследований,
ежегодно проводимых как специализированными
государственными службами, так
и общественными организациями,
научными учреждениями, средствами
массовой информации и т.д.
В числе
важнейших направлений социологического
мониторинга — периодические
обследования социально-экономических
характеристик совокупности рабочих
мест, в решающей мере определяющих
социальную структуру общества
и актуальные направления ее
планомерных преобразований; контроль
за развитием сети и состоянием
объектов социальной инфраструктуры;
регулярные обследования материального
и культурного образа жизни
всех слоев и социальных групп
населения; исследование характеристик
духовного развития общества; анализ
социальных ограничений, факторов
и последствий научно-технического
прогресса.
Итак, являясь
востребованным в различных сферах
общества, социологический мониторинг
находит себе применение и
в системе управления, где, иллюстрируя
отношения власти с обществом,
он одновременно является инструментом,
с помощью которого власть
сама может ориентироваться относительно
своего положения в обществе
и социополитическом пространстве.
Имея широкую направленность, мониторинг
иллюстрирует ситуацию, возникающую
в социально-политическом институте
общества, включая все явления,
процессы, протекающие в нем, отношения
между группами, индивидами, а также
между органами государственного
управления и обществом. Это
подтверждает нашу основную гипотезу
о том, что социологический
мониторинг является важнейшим
элементом системы управления.
2.2 Методики
мониторинговых исследований в
системе государственного управления
В зависимости
от специфики деятельности и
складывающейся ситуации при
проведении мониторинга органов
власти можно использовать различные
методы. Мониторинг деятельности
органов власти по сути является
наблюдением за этой деятельностью,
проводимой в тех или иных
формах.
Основными
методами наблюдения деятельности
власти в системе государственного
управления являются следующие:
λ изучение
документов;
λ изучение
статистических показателей деятельности;
λ изучение
публикаций средств массовой информации
о деятельности в системе управления;
λ социологические
исследования;
λ изучение
отдельных типичных случаев;
λ проведение
экспертиз.
Каждый
из методов имеет как свои
достоинства, так и недостатки,
поэтому наиболее значимые результаты
дают мониторинги, проводимые
с помощью нескольких методов.
Довольно
полное и объективное представление
о деятельности органов государственного
управления можно получить, анализируя
поступающие в них документы,
циркулирующие внутри организаций
и поступающие из них в другие
организации. Анализ документов
позволяет изучить систему решений,
принимаемых в том или ином
органе власти, что помогает достичь
таких целей мониторинга как
описание деятельности исследуемого
органа власти, разработке методики
её оценивания и получение
соответствующей оценки, а также
разработке рекомендаций по совершенствованию
его деятельности. В данный метод
также может входить анализ
писем граждан в органы власти
и анализ сводных данных об
их обращениях в изучаемый
орган власти позволяет точнее
описать запросы граждан, реальные
возможности органа власти по
решению проблем, особенности
его взаимодействия с гражданами
и системы принятия решений
в нем.
Оценки
деятельности власти также позволяют
формировать статистические показатели,
которыми могут выступать показатели
отчетности, которые сдаются объектами
мониторинга в те или иные
органы власти или контролирующие
инстанции, такие как налоговые
службы, социальные фонды и др,
и в органы государственной
статистики. Однако изучение их
всегда желательно проводить
в течение достаточно длинных
периодов времени, чтобы была
возможность исследования динамики
изменения этих показателей. Кроме
того, желательно собирать данные
о целой системе показателей
деятельности органов власти, чтобы
получить системное представление
о них. Однако этод метод
может быть затруднительным ввиду
больших финансовых затрат, поэтому
следует отбирать статистические
показатели так тщательно, чтобы
не упустить значимые для получения
объективных результатов мониторинга.
Метод
анализа данных в ходе изучения
средств массовой информации
можно проводить различными методами.
В особенности, можно определить
количественно частоту появления
в массиве публикаций те фамилии
или темы, которые относятся к
объекту мониторинга, что позволит
показать уровень представленности
соответствующих упоминаний в
средствах массовой информации,
что в свою очередь характеризует
внимание общества или отдельных
его единиц к объекту исследования.
Глубокое изучение массива данных
публикаций средств массовой
информации может быть проведено
с помощью выделения и описания
нескольких основных позиций
по проблемам, относящимся к
целям мониторинга. Публикации
средств массовой информации
позволяют изучить не только
факты и события, но и обоснования
основных позиций и оценок
экспертов. Такое изучение может
быть полезно для более точного
определения целей и задач
мониторинга.
Метод
социологических исследований позволяет
собрать и проанализировать социальную
информацию об объекте мониторинга,
т.е. совокупность знаний, мнений,
оценок и других сведений, данных
и сообщений, которые формируются
и воспроизводятся в обществе
и используются индивидами, группами
индивидов, различными социальными
институтами в общении, совместной
деятельности и др. Он включает
в себя формализованные (анкетный
опрос) и неформализованные (фокус-группы,
глубинные интервью, экспертные
интервью) методы.
Использование
метода изучения отдельных типичных
случаев в деятельности органов
государственного управления заключается
в выявлении, описании и анализе
скрытых явлений, характерных
для объекта изучения, и процессов,
развивающихся в них, с помощью
детального изучения отдельного случая,
с помощью применения комплекса социологических
методов. С помощью данного метода возможно
обеспечить глубокое познание социальной
реальности и уникальности каждого случая
и выделить общие характеристики объекта
исследования для дальнейшего их обобщения.
Результаты данного метода имеют прежде
всего практическую направленность, они
помогают более точно определить проблему
исследования, вопросы, подлежащие изучению,
и сформулировать выводы относительно
того, какие ситуации могут возникнуть
в данном случае.
Метод
экспертиз заключается в специальном,
компетентном исследовании точно
сформулированного вопроса специалистами,
эффективно решающими проблемные
задачи в конкретной предметной
области. Эксперты формируют
свои заключения, содержащие экспертные
оценки по интересующему вопросу,
на основе которых можно определить
количественные и качественные
параметры объекта исследования
без проведения эксперимента
или статистической обработки
данных.
Для каждого
конкретного мониторинга следует
разрабатывать свои программы,
методики и планы его проведения.
Только при достаточно полном
учете всех особенностей объекта
мониторинга и правильно составленной
методике, проведение мониторинга,
анализ и оценка тех аспектов
деятельности объектов мониторинга,
которые нужны для достижения
его целей, будет успешным. Каждый
метод, используемый в мониторинге
системы государственного управления,
используется на разных этапах
его проведения, поэтому разработка
методики социологического мониторинга
происходит для каждого отдельного
случая, единой научно-обоснованной
методики для проведения социологического
мониторинга до сих пор не
существует. Тем самым подтверждается
наша дополнительная гипотеза
о том, что на данный момент
в большинстве сфер государственного
управления отсутствуют научно-обоснованные
методики, подтвердилась.