Институт омбудсмена в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование опыта деятельности института омбудсмена, его правового положения на примере Соединенных Штатов Америки, где этот институт развит и имеет многолетнюю историю.
Основные задачи работы - исследование основ, форм и специфики деятельности института омбудсмена в США.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ОМБУДСМЕНА КАК СУБЪЕКТ ПРАВА……….
1.1. Возникновение и становление института омбудсмена……………..
1.2. Правовой статус института омбудсмена……………………………..
1.3. Задачи и цели введения института омбудсмена…………………….
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ОМБУДСМЕНА……………………
2.1. Специфика института омбудсмена в США…………………………..
2.2. Права омбудсмена в США и современные сферы деятельности…...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовик(ГУ и права человека).docx

— 65.68 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  учреждение высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Северо-Западный институт управления

 

 

 

 

Кафедра государственной  службы

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Институт омбудсмена в США»

 

 

 

 

Автор работы:             

Студентка IV курса группы 4105:

Незамова Анастасия Константиновна

Руководитель работы:

Профессор: Садыхова Арзу Ахмедовна

Оценка__________________

«_____»______________2013г.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

3

ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ОМБУДСМЕНА КАК СУБЪЕКТ ПРАВА……….

6

1.1. Возникновение  и становление  института омбудсмена……………..

6

1.2. Правовой статус  института омбудсмена……………………………..

9

1.3. Задачи и  цели  введения института омбудсмена…………………….

12

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ОМБУДСМЕНА……………………

17

2.1. Специфика  института омбудсмена в США…………………………..

17

2.2. Права омбудсмена  в США и современные сферы  деятельности…...

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

32


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наряду  с традиционными, классическими  механизмами контроля, к которым  относят судебный, парламентский  и общественный контроль, за деятельностью  государственных органов и обеспечения  соблюдения ими прав граждан, в мировой  практике последних десятилетий  получил значительное распространение  новый институт. Это так называемый институт омбудсмена, который сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира.

Институт  омбудсмена имеет скандинавское  происхождение. Впервые он был создан в Швеции в начале XIX века, когда  в Конституции 1809 года была введена  должность омбудсмена юстиции1, и долгое время оставался чисто шведским «изобретением». Однако после второй мировой войны институт омбудсмена стремительно завоевывал популярность в разных странах мира. Его особая роль состоит в том, что он находится между обществом и властью, поскольку, с одной стороны, это - орган государства, а с другой - это представитель гражданского общества, который должен реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников, и применять предоставленные ему этим же государством меры воздействия. Идея омбудсмена из скандинавских стран постепенно распространилась во многие другие государства. Сегодня институт национальных омбудсменов является неотъемлемым элементом правовой системы в странах Европейского Сообщества, а также в Австралии, Новой Зеландии, Израиле. Создан также Европейский Омбудсмен как институт европейского права2. Процесс постепенного распространения омбудсмена по всему миру свидетельствует об отнесении его к числу общечеловеческих правовых ценностей и способности к трансформации в соответствии с национальными особенностями того или иного государства. Механизм защиты прав человека является значимой преградой произволу, барьером на пути встречающихся противоправных действий со стороны государственных чиновников в отношении прав и свобод человека. Права человека реализуют сущность самого человека, его способность к логическому, абстрактному мышлению, к творчеству, саморазвитию, они обуславливают его социальную активность и ответственность. Без соблюдения прав человека общество обречено на деградацию и угасание. В современных условиях любое общество не имеет другого выбора для своего выживания и прогресса. Нельзя недооценивать социальную роль института омбудсмена, потому что как политический и правовой институт он является необходимой формой развития и возвышения государственности и демократии.

Сегодня институт омбудсмена - это конституционный  институт во многих странах мира, который  стал результатом поиска новых институциональных  форм с целью сделать механизм защиты прав человека более эффективным, в том числе и в Соединенных  Штатах Америки.

Среди альтернативных процедур урегулирования споров в американской правовой системе институт омбудсмена (ombudsmаn), выделяется особо. Он выражает обобщенное понятие специальной  службы или должность лица по рассмотрению жалоб граждан и урегулированию конфликтов в сфере государственного управления. В традиционных исследованиях  институт омбудсмена относят к сфере  конституционного и административного права. Однако опыт США корректирует такое правило и позволяет рассматривать этот институт как элемент не только публичного, но и частного права. В частноправовом смысле омбудсмен понимается как особая форма урегулирования разногласий, касающихся граждан при рассмотрении их жалоб на нарушения прав в различных сферах, альтернативно существующая наряду с судебной и иными несудебными частными формами защиты.

Целостных и системных научных исследований, анализа конституционных, правовых и иных основ деятельности института  омбудсмена и его места в системе  государственных органов США, на сегодняшний день в нашей стране, фактически не имеется.

Актуальность  выбранной мною темы курсовой работы обусловлена возрастающей необходимостью защиты прав и свобод человека в  связи с продолжающимися процессами формирования социально-экономической, политической и духовной сфер жизни  нашего общества. В связи с этим опыт Соединенных Штатов Америки  в этой сфере является актуальным.

Целью данной работы является исследование  опыта  деятельности института омбудсмена, его правового положения на примере  Соединенных Штатов Америки, где  этот институт развит и имеет многолетнюю  историю.

Основные  задачи работы - исследование основ, форм и специфики  деятельности института  омбудсмена в США.

Объектом  исследования является институт омбудсмена в Соединенных Штатах Америки, его  роль в процессе осуществления защиты прав, свобод и интересов человека.

Предмет исследования – понятие, значение и  роль института омбудсмена в обеспечении  защиты прав и интересов человека.

В работе использовались труды таких отечественных  авторов как Доронина О.Н., Калинин В.А., Зеленцов А.Б., Цымбалова Н.А., Ливеровский А.А., и др., а также информация с некоторых электронных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

глава 1. ИНСТИТУТ ОМБУДСМЕНА КАК СУБЪЕКТ ПРАВА

   

1.1. Возникновение и становление   института омбудсмена

    

Институт  омбудсмена получил мощное развитие после окончания Второй мировой войны. В то время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека. Эта дата стала международным днем прав человека.

Само  понятие “омбудсмен” (ombuds или ombudsperson) является иностранным и для русского, и для английского языка. Оно пришло из Скандинавии и первоначально переводилось в англоязычных странах (например, в Великобритании) как “парламентский комиссионер”. Но впоследствии, ввиду не совсем точного перевода, было заимствовано полностью. Существует несколько версий происхождения термина “омбудсмен”. Так, в средневековом шведском языке слово “umbud” означало силу и авторитет. Норвежским словом “ombud” первоначально называлось лицо – посол или делегат, — которое обращалось с посланием к народу от имени короля. В средневековых германских племенах “омбудсменами” были люди, которым поручалось собирать штрафы с семей, виновных в преступлениях, в пользу семьи жертвы. Так или иначе, по прошествии времени основным смысловым значением “омбудсмена” стало понятие авторитетного представителя других лиц, защитника интересов слабых от нарушений со стороны сильных. Так же, под омбудсменом понимается "достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и на опосредованный парламентский контроль в форме надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений"3. Некоторые исследователи предполагают, что корни компетенции этой фигуры просматриваются в римских должностях цензоров, трибунов, провинциальных прокураторов.

Первые исторические вехи в развитии института омбудсмена связаны с эпохой абсолютной монархии когда в Швеции, в XVI веке, возникла фигура Главного Сенешаля ("drotsen"), которому вменялось в обязанность осуществлять от имени верховной власти короля надзора за деятельностью судей и отправлением правосудия и представлять доклады королю. Другому должностному лицу (General Richz Schultz), примерно в то же время было дано право прямого воздействия на судебных чиновников, вплоть до их обвинения в суде4. Далее происходит расширение сферы такого контроля со стороны королевской власти и на администрацию королевства. Этот этап связан с именем Карла XII.

После поражения  под Полтавой в 1709 г. Карл уезжает в Турцию, но в Швеции в этот период начинаются волнения и беспорядки. Своим указом в 1713 г. Карл XII учреждает должность королевского омбудсмена (Konungens Ho"gsta Ombudsmanen), который с 1719 г. стал называться канцлером юстиции (Justitie Kansler)5. Его главной функцией являлось осуществление надзора за деятельностью судей, гражданских служащих, обеспечение должного исполнения ими национальных законов. Однако канцлер был слугой короля и подчинялся правительству, то есть, не обладал достаточной независимостью для того, чтобы эффективно защищать граждан6.

После смерти Карла XII следует сложный период, когда на разных этапах канцлер юстиции либо полностью подчинялся королю, либо становился в большей степени подотчетен законодателям или землям, получая значительную независимость. Окончательное освобождение Швеции от абсолютизма (после убийства короля Густава III и свержения его преемника Густава IV) ознаменовалось принятием парламентом Швеции в новой Конституции, в основе которой лежал принцип равновесия власти короля и парламента.

Конституция вводила должность омбудсмена юстиции (Justitie-Ombudsmanen). В отличие от канцлера  омбудсмен юстиции выходил из-под опеки короля и становился подотчетен парламенту, который его избирал и которому он должен был представлять ежегодный доклад о своей деятельности, будучи в своей деятельности независимым и не подчиняющимся никому, кроме закона. В сферу его компетенции входил надзор за администрацией, юстицией и даже Церковью7.

В настоящее  время в Швеции действует бюро омбудсменов из четырех человек: Главный парламентский омбудсмен и три Парламентских омбудсмена.

Второй  страной, где был введена должность  омбудсмена, стала Финляндия, а с середины ХХ века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах.

Сама  должность омбудсмена в настоящее время носит в разных странах различные наименования. В скандинавских странах используется название Омбудсмен юстиции, в англоязычных странах – парламентский уполномоченный. В Израиле – уполномоченный по жалобам, уполномоченный по правам граждан – в Польше, уполномоченный по правам человека – в нашей стране. Используются такие термины, как: посредник, медиатор во Франции, проведор юстиции в Португалии, помощник граждан в штате Айова, США, адвокат народа в Румынии. В названии этого института применяется также термин "защитник", подчеркивающий его направленность именно на защиту прав граждан: защитник граждан в Канаде, народный защитник (омбудсман) в Испании, публичный защитник в штате Небраска, США, гражданский защитник в некоторых итальянских провинциях и др8.

В целом  омбудсмен понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее специальный парламентский контроль в форме надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений9.

Таким образом, институт омбудсмена в международном  праве представляет собой достаточно новое явление, хотя зачатки современного института омбудсмена не являются новеллой в истории развития современной  человеческой цивилизации.

 

1.2. Правовой статус института омбудсмена

 

В соответствии с  определением международной ассоциации юристов, народный защитник – "омбудсмен" – это "служба, предусмотренная Конституцией или актом законодательной власти, возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которая ответственна перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия, представлять доклады"10.

Другое  международное определение института  омбудсмена, звучит следующим образом: "государственная служба, предусмотренная конституцией и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высшего ранга, которое ответственно только перед законом"11.

Кроме того, в разных странах институт омбудсмена создается как на национальном уровне, так и на уровне регионов, а иногда и на уровне муниципалитетов, а также могут вводиться должности "специализированных" омбудсменов, т.е. работающих по конкретным направлениям защиты прав человека.

В мировой  практике наиболее известны три модели института омбудсмена, которые различаются его местом в государственно-правовой системе, порядком его назначения, подчиненностью (подотчетностью) той или иной ветви власти или отсутствием таковой, объемом полномочий и т.д.12 Рассмотрим каждую из них:

Исполнительный омбудсмен является органом исполнительной власти, назначается правительством или президентом, ему подконтролен и подотчетен. Это довольно редко встречающийся вариант, который существует во Франции (Медиатор) и назначается Советом Министров. Также похожий институт действует в некоторых штатах США. То есть, врядли французского медиатора можно отнести в полном смысле к омбудсменам.

Независимый омбудсмен представляет собой особую и самостоятельную ветвь власти, уровень которой соответствует уровню законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом он может быть назначен президентом или парламентом, но после назначения не подчиняется назначившему его органу. Такая модель омбудсмена существует, например, в Португалии (Проведор юстиции), Намибии и Нидерландах.

Парламентский омбудсмен находится в системе законодательной ветви власти, назначается или избирается парламентом и подотчетен или подконтролен ему же. Омбудсмен выступает в качестве органа парламента, но обладает широкими полномочиями, придающими ему определенную самостоятельность и независимость от самого парламента. Основным направлением деятельности классического парламентского омбудсмена является контроль над деятельностью администрации и ее должностных лиц, в отличие от двух других моделей, в которых его контроль распространяется как на исполнительную, так и на законодательную власть.

Информация о работе Институт омбудсмена в США