Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:51, курсовая работа
Целью данной работы является исследование опыта деятельности института омбудсмена, его правового положения на примере Соединенных Штатов Америки, где этот институт развит и имеет многолетнюю историю.
Основные задачи работы - исследование основ, форм и специфики деятельности института омбудсмена в США.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ОМБУДСМЕНА КАК СУБЪЕКТ ПРАВА……….
1.1. Возникновение и становление института омбудсмена……………..
1.2. Правовой статус института омбудсмена……………………………..
1.3. Задачи и цели введения института омбудсмена…………………….
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ОМБУДСМЕНА……………………
2.1. Специфика института омбудсмена в США…………………………..
2.2. Права омбудсмена в США и современные сферы деятельности…...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….
Основной задачей омбудсмена является предупреждение судебных исков, среди которых основную массу составляют трудовые споры, связанные с установлением заработной платы, условиями труда, сроками контрактов, а также конфликты на почве дискриминации и сексуальных домогательств.
Особенностью омбудсмена в организациях, отличающей его от классической модели, а также от многих других альтернативных процедур урегулирования споров, является неформальность его деятельности. Порядок урегулирования спора определяется самим омбудсменом в каждом конкретном случае и не имеет никаких процессуальных правил.
Отмечается
ряд общих черт, которыми характеризуется
внутренняя система урегулирования
разногласий с помощью
Отдельного внимания заслуживает еще одна разновидность американских омбудсменов, службы которых образуются в университетах.
Университетские
омбудсмены стали создаваться в
конце 1960-х годов в ответ на
массовые студенческие волнения и протесты
против бюрократизации университетской
администрации и недостатков
в высшем образовании. Первоначально
офисы омбудсменов
Работа университетского омбудсмена предполагает также соблюдение двух основных принципов: не предпринимать никаких действий без согласия заявителя и не разглашать информацию, полученную от заявителя.
С учетом
названных общих положений и
принципов университетский
По мнению
американских исследователей, университеты
стали идеальным местом для внедрения
института омбудсмена. С одной
стороны, профессора, научные работники
и студенты – это наиболее цивилизованная,
прогрессивная часть общества, которая
служит распространению идей института
омбудсмена, его гуманизации, коррекции
и улучшения. С другой стороны, крупные
системы, подобные университету, имеют
бесчисленное количество внутренних конфликтов.
Омбудсмен в данной системе —
это безопасный и беспроигрышный
механизм борьбы с теми проблемами,
которые порождаются сложным
по своей структуре и зачастую
не персонифицированным
2.1 Права омбудсмена в США и современные сферы деятельности
Специфика развития в США института омбудсмена, существование его различных видов, многообразие практики привели к необходимости унификации этого института, единообразного понимания его сущности. В 1999 г. две секции Американской ассоциации адвокатов – административного права и альтернативного урегулирования споров — образовали подкомитеты для разработки единых в национальном масштабе параметров деятельности омбудсмена. В результате их совместной работы предложен проект легального определения понятия “омбудсмен”. В соответствии с данным определением омбудсмен – это независимое, беспристрастное лицо, занимающее должность высокого уровня, которое уполномочено получать и конфиденциально рассматривать жалобы и заявления, связанные с нарушениями прав или совершением неправомерных действий администрацией, должностными или другими лицами. Руководствуясь полученными жалобами, заявлениями или собственной инициативой, омбудсмен расследует или изучает дело и принимает меры к урегулированию конкретных разногласий или дает рекомендации для решения более широких проблем. Омбудсмен не уполномочен принимать, изменять или отклонять действующие нормы права, провозглашенную обществом политику или административные решения24. Это определение, с одной стороны, отражает особенности американского омбудсмена, с другой – основано на главных свойствах модели классического омбудсмена и демонстрирует ее универсальность и возможность модификации применительно к потребностям той или иной правовой системы.
В отличие
от многих других государств, где институт
омбудсмена внедрялся с трудом, преодолевая
определенные политические, социальные,
правовые барьеры, его становление
в США получило активную общественную
поддержку, в том числе и со
стороны юридического сообщества. Уже
в 1967 г., вышеупомянутая Американская
ассоциация адвокатов в рамках секции
административного права создает комитет
омбудсмена и в 1971 г. принимает резолюцию
о необходимости политики благоприятствования
в развитии концепции омбудсмена как на
федеральном уровне, так и на уровне штатов.
В резолюции, в частности, рекомендовалось,
чтобы законы или постановления муниципальных
органов, регулирующие статус омбудсмена,
содержали такие обязательные положения
как:
о компетенции омбудсмена осуществлять
контроль за деятельностью любых государственных
органов, за исключением судов и их персонала,
органов законодательной власти и их персонала,
руководителя исполнительной власти и
его персонала; о независимости омбудсмена
от контроля со стороны любых органов,
за исключением его ответственности перед
законодательной властью; о назначении
омбудсмена органом законодательной власти
или органом исполнительной власти, но
с дальнейшим утверждением большинством
голосов (не менее 2/3) в законодательном
органе;
о назначении омбудсмена на длительный
срок (не менее чем на пять лет) и невозможности
его смещения в этот период, за исключением
случаев, установленных большинством
голосов (не менее 2/3) законодательного
органа; о соответствии заработной платы
омбудсмена уровню заработной платы руководителя
соответствующего ранга; о компетенции
омбудсмена по своему усмотрению назначать
сотрудников своего офиса; о свободе омбудсмена
проводить расследование в связи с принятием
административного акта или совершением
административного действия; о доступе
омбудсмена к документации, которая ему
необходима для проведения расследования;
о свободе омбудсмена по своему усмотрению
определять, по какой жалобе проводить
расследование и какую информацию доводить
до сведения общественности; о праве агентств,
должностных лиц, чья деятельность расследуется
омбудсменом, получить его рекомендации
заранее до их опубликования с целью немедленного
принятия мер по устранению нарушений;
об иммунитете омбудсмена и его обслуживающего
персонала от применения мер гражданско-правовой
ответственности за действия, совершаемые
в рамках предоставленных ему полномочий25.
В американской
литературе отмечается ряд общих
черт, которыми характеризуется внутренняя
система урегулирования разногласий
с помощью омбудсмена. Служба омбудсмена:
является официальной структурой, занимает
свое определенное место и признается
всеми членами организации, так как имеет
сильную поддержку со стороны высшего
менеджмента;
служит источником информации для руководства
о возникающих проблемах и конфликтах
на всех уровнях организационного управления;
предоставляет руководству фирмы необходимые
доказательства для принятия мер по устранению
недостатков и нарушений в работе;
способствует распространению опыта мирового
урегулирования конфликтов среди членов
данной организации; способствует внедрению
“антивозмездной” политики (чиновники
не наказываются за изменение своих решений
по доброй воле, работники не подвергаются
гонениям за принесение жалоб); является
доступной для любого члена организации,
независимо от характера выполняемой
работы или уровня занимаемой должности,
и универсальной, так как пригодна для
решения любого рода проблем; является
альтернативной и не исключает возможности
использования судебной формы или иных
несудебных процедур урегулирования спора;
обеспечивает урегулирования конфликта
с помощью нейтрального третьего лица,
имеющего право вхождения в структуры
любого уровня и обладающего опытом ведения
переговоров;
гарантирует конфиденциальное урегулирование
индивидуального конфликта.
Обращение
к омбудсмену допускается на основании
письменного или устного
При наличии достаточных оснований омбудсмен
вступает во взаимодействие со службами
или должностными лицами, в чьи полномочия
входит разрешение проблемы, урегулирование
разногласий, и на месте выявляет обстоятельства
дела. При этом омбудсмен действует не
как представитель лица, обращавшегося
с жалобой, а как независимый посредник.
В зависимости от ситуации омбудсмен может
использовать различные приемы. Распространенным
является метод так называемой “челночной”
дипломатии, когда омбудсмен поочередно
встречается с каждой стороной с целью
выявления их истинных интересов и возможных
уступок. Омбудсмен обязан не разглашать
информацию, которая может причинить вред
заявителю, и попытаться, если позволяют
обстоятельства дела, урегулировать спор
анонимно, то есть без указания имени обратившегося
с жалобой. Ссылаться на имя конкретного
лица омбудсмен может только с его согласия
или если это требуется для разрешения
конфликта. Данные положения особенно
важны, когда стороны находятся в отношении
власти и подчинения. Омбудсмен использует
в качестве приема и традиционное посредничество,
приглашая стороны на совместное заседание,
содействуя им в ведении переговоров и
достижении соглашения по спору.
Осуществляя расследование, омбудсмен
во всех случаях действует неформально,
не ведется никаких записей (за исключением
статистических данных) с целью сохранения
независимости и конфиденциальности процедуры.
По результатам проведенного расследования
омбудсмен дает рекомендации по урегулированию
спора обеим сторонам или лицу, ответственному
за принятие решения в той или иной сфере
деятельности, либо лоббирует определенное
решение с целью изменения общей политики
управления фирмой. Рекомендации омбудсмена
также имеют неформальный характер, они
не являются обязательными для исполнения.
Омбудсмен не имеет полномочий на вынесение
властных решений и обеспечение их принудительного
исполнения26. Необязательность
рекомендаций омбудсмена – это неотъемлемое
свойство процедур, отражающих сущность
не только организационного, но и классического
института омбудсмена.
Омбудсмен может действовать только методом
убеждения27. Гарантированность
исполнения его рекомендаций основана
не на авторитете силы, а на силе авторитета
личности омбудсмена, на его независимости,
объективности и беспристрастности. Само
введение должности внутреннего омбудсмена
можно рассматривать как косвенное признание
моральной обязанности подчиняться его
рекомендациям.
Функции омбудсмена ограничиваются рамками
индивидуального конфликта только в его
определенной стадии, как правило, первоначальной.
(В этом еще одно преимущество этого механизма,
который позволяет остановить разрастание
противоречий, еще не дошедших до антагонизма.)
В случае же безуспешности раннего урегулирования
спора и передачи его на рассмотрение
суда или иных несудебных форм полномочия
омбудсмена в отношении данного конфликта
прекращают свое действие. Омбудсмен не
вправе участвовать ни в каких последующих
процедурах. Он не может быть привлечен
в качестве свидетеля ни на стороне организации,
ни на стороне заявителя для дачи показаний
в суде по обстоятельствам, ставшим ему
известными в связи с проводившимся расследованием.
В этом важная гарантия его независимости.
Опыт американского омбудсмена показывает, что данный институт может использоваться не только как демократическая форма несудебного контроля за деятельностью правительственных и иных организаций, но и как альтернативное средство урегулирования конфликтов, способствующее профилактике правовых конфликтов, сокращению количества обращений в суды, а также решению многих не правовых внутрикорпоративных проблем: организационных, технических, социальных, психологических.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Человек
и власть, природа их взаимоотношений
по поводу реализации ими своих прав
и выполнения обязанностей уже долгое
время является предметом споров
и обсуждений на различных уровнях.
Институт омбудсмена имеет многолетнюю
историю. Данный институт имеется в
активе 100 зарубежных государств. При
этом задачи и цели формирования такого
института и его
Защита
и обеспечение основных прав
и свобод человека и
Опыт
США в вопросе учреждения и
функционирования института омбудсмена,
интересен, крайне важен и практически
значим для нашей страны. Несмотря
на местные объективные различия в формировании
и функционировании института омбудсмена,
созданный по образцу скандинавской модели,
он получил название классического, т.
е. относящегося к сфере публично - правового
регулирования.
Заимствовав эту модель, США пошли по пути
ее дальнейшего развития и дифференциации.
Именно в США институт омбудсмена действует
во всем многообразии моделей и форм. Рассмотренный
в работе опыт развития института омбудсмена
в Соединенных Штатах Америки, позволяет
сделать вывод о высокой адаптивности
этого института к конкретным социально
- политическим условиям.
Американское
законодательство в области прав
человека, в отношении механизмов
действия института омбудсмена, четко
регламентировано, структурировано, достаточно
единообразно, что позволяет этому
важному общественному