Институт патронажа в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить институт патронажа в законодательстве РФ.
Задачи работы:
● изучить общую характеристику патронажа;
● рассмотреть патронаж в российском законодательстве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАТРОНАЖА 6
1.1 ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 6
1.2 ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ПАТРОНАЖА 9
ГЛАВА 2. ПАТРОНАЖ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 14
2.1 ФОРМЫ ПАТРОНАЖА 14
2.2 РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПАТРОНАЖЕ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Файлы: 1 файл

Патронаж.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  Московской области

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

Московский  государственный  областной 

гуманитарный институт 

 

 

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

 

 

Курсовая работа

 

 

По дисциплине: ГРАЖДАНСКОЕ  ПРАВО

 

 

ТЕМА: Институт патронажа в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

                                                             Выполнил: студентка 4 курса

заочного отделения

юридического факультета

                                                 Заликова Лилия Шамилевна

 

                                                            

                                                Научный руководитель: ст. преподаватель Холодкова Александра Викторовна

 

                                                            

                                                            

 

 

 

 

Орехово-Зуево

2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Инвалиды и физически  немощные люди, обладая полной дееспособностью, являются равноправными членами  не только семьи, но и общества в  целом. Для таких лиц особенно важна их личная самостоятельность  и независимость, включая право  принимать решения в целях удовлетворения своих интересов и участия в жизни общества. Вместе с тем, мировое сообщество, признавая ценность нынешнего и потенциального вклада инвалидов в общее благосостояние, озабочено тем, что, несмотря на многочисленные документы, принимаемые в целях оказания им помощи (услуг), инвалиды продолжают сталкиваться с нарушениями своих прав. Именно поэтому ч. 3 ст. 12 Конвенции о правах инвалидов обязывает государства принимать надлежащие меры для предоставления таким лицам доступа к поддержке в реализации ими своей правоспособности.

Соответственно, задачи по оказанию помощи (услуг) таким гражданам  находят свое отражение в важнейших  нормативных правовых актах Российской Федерации, на их основе формируется  социальная политика государства, определяющая юридический механизм оказания различных видов социально значимой помощи (услуг).

О государственной значимости и общественной необходимости социальной помощи (услуг) и проявления заботы о нуждающихся слоях населения  свидетельствуют многие факторы, среди которых можно выделить следующие:

- лица пенсионного  возраста и инвалиды составляют  почти 1/3 населения России;

- ежегодно количество инвалидов увеличивается в среднем на один миллион человек;

- растет количество  лиц, страдающих рядом хронических заболеваний, ограничивающих их физические возможности, а потому постоянно нуждающихся в различных видах социальной помощи (услугах) и целях упорядочения деятельности государственных, муниципальных структур и частных субъектов по оказанию различных видов социально значимой помощи (услуг) в 2005 г. были приняты Социальные стандарты. Характерно, что эта юридическая конструкция применяется не только в публичной сфере государственного обеспечения, но и является правовой основой установления частных договорных отношений, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности.

Социальные стандарты  содержат определения таких видов  социально значимых услуг, как: социально-экономическая, социально-медицинская, социально-психологическая. В этом же документе сформулированы понятия следующих видов патронажа: социальный, социально-психологический, социально-педагогический, социально-медицинский, а также социально-правовой, под которым предлагается понимать социально-правовую услугу, заключающуюся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления угрозы насилия или применения насилия, а также другого незаконного действия в отношении детей, женщин, инвалидов, пожилых людей и оказания им, при необходимости, социально-правовой помощи.

Конечно, с точки зрения гражданско-правовой доктрины такое  определение социально-правового  патронажа не безупречно, его можно  критиковать, но следует иметь в виду, что Социальные стандарты ориентированы на опеку и попечительство, поскольку, в первую очередь, дети и ограниченно дееспособные лица нуждаются в социальной помощи и заботе. Именно поэтому в 2008 г. был принят и введен в действие Федеральный закон "Об опеке и попечительстве", который упорядочил задачи и принципы государственного регулирования отношений в области опеки и попечительства, а также впервые предусмотрел ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан. Наконец, данным федеральным законом законодатель изменил свою позицию по вопросу о патронаже, который отныне не рассматривается в качестве формы попечительства.

Данное положение следует  признать принципиальным, поскольку диспозиция ст. 41 ГК РФ до принятия ФЗ "Об опеке и попечительстве" устанавливала «попечительство в форме патронажа», с чем были не согласны некоторые ученые. Так, Т.Е. Абова и К.Б. Ярошенко утверждали, что патронаж: является самостоятельным видом помощи дееспособным, но физически беспомощным гражданам, который не следует смешивать с попечительством. Правильнее было бы говорить, подчеркивала Т.Е. Абова, о патронаже над дееспособными гражданами как совершенно самостоятельном правовом способе помощи со стороны лиц, которым они доверяют.

Однако, несмотря на выделение  новой редакцией ст. 41 ГК РФ патронажа  в качестве самостоятельного института  гражданского права, некоторые авторы по-прежнему придерживаются мнения, что  патронаж является формой попечительства, что обусловливает необходимость всестороннего обсуждения данного вопроса, имеющего важное практическое значение.

Объект исследования - правоотношения, складывающиеся в  процессе установления и осуществления  патронажа.

Предмет исследования составили научные труды отечественных цивилистов, а также правовые нормы, регламентирующие патронаж и попечительство в России.

Цель данной работы –  изучить институт патронажа в  законодательстве РФ.

Задачи работы:

● изучить общую характеристику патронажа;

● рассмотреть патронаж в российском законодательстве.

 

Глава 1. Общая характеристика патронажа

1.1 Историческое развитие

Наиболее древним правовым способом восполнения жизненного опыта лиц, оставшихся без родительской заботы, следует признать опеку, которая восполняла утраченные семейные отношения. Именно поэтому государство до определенного периода развития общества не контролировало деятельность опекунов.

Сравнительный анализ Древнеримских источников и более позднего законодательства показал, что опека явилась основанием попечительства, из которого со временем выделился патронат (позднелат. patronatus, от лат. patronus - покровитель) - особый способ оказания законной помощи нуждающимся. Следует отметить, что термин «патронат» трактовался многогранно и поэтому применялся в самых разных ситуациях.

Категории опеки и попечительства являются объективно необходимыми в любом государстве, поскольку в системе общественных отношений всегда возникают проблемы, связанные с неспособностью отдельных категорий граждан самостоятельно и в полном объеме осуществлять и защищать свои права, а также нести обязанности. История развития права подтверждает, что эти вопросы постоянно нуждаются в государственном регулировании1.

Опека и попечительство представляют собой самостоятельные гражданско-правовые институты, правовая регламентация которых осуществляется не только гражданским, но и семейным законодательством.

В российском законодательстве институт патронажа имеет довольно запутанную историю, хотя и не такую длительную как опека или попечительство. С принятием Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" законодатель признал, что патронаж не является формой попечительства. Несомненно, эта позиция законодателя является достижением цивилистической науки, поскольку еще при «старом» законодательстве некоторые авторы утверждали, что патронаж представляет собой новый институт гражданского права, посредством которого гражданам оказывается содействие в осуществлении их имущественных прав.

Ещё С.М. Корнеев и А.Е. Шерстобитов, руководствуясь положениями ГК РФ, но при этом, не высказывая своей позиции о статусе данного правового института, акцентировали внимание на то, что на отношения патронажа распространяется действие многих правил, регулирующих опеку и попечительство.

В связи с тем, что  в новой редакции ст. 41 ГК РФ законодатель признал патронаж самостоятельным  институтом гражданского права, исключив указание, что патронаж является формой попечительства, соответственно, полномочия органов опеки и попечительства в сфере патронажа следует передать органам социальной защиты населения. В целях приведения в соответствие содержания правосубъектности и названия этих органов некоторыми авторами предлагается изложить его в следующей редакции: Органы социальной защиты и патронажа населения.

Отметим, что введение данного термина в название обратит внимание потенциальных клиентов на эту функцию органов социальной защиты населения.

Общие теоретические  проблемы института опеки, попечительства и патроната исследовались в  работах таких известных дореволюционных ученых, как: П.И. Астров, П.Ф Ашротт, Е. М. Баранцевич, В.А. Гаген, И. Я. Гурлянд, А. И. Загоровский, С.А. Муромцев, К. А. Неволин, В. Пудалов, Г.Ф. Шершеневич. Характерно, что в те времена использовался термин «патронат» (лат. patronus - покровитель) как особый способ оказания законной помощи нуждающимся. Патронат, по мнению исследователей правовых систем стран Европы XIX века, выделился из попечительства и рассматривался ими как правовая форма представительства при осуществлении и защите прав и интересов лиц, нуждающихся в юридической помощи. Зарубежные юристы традиционно квалифицировали этот институт как гражданско-правовой или комплексный2.

Законодательству, науке  и практике гражданского права дореволюционной  России патронат был также известен. В период социализма институт патроната был упразднен, а единый подход к определению места института опеки и попечительства не был выработан. Многие авторы рассматривали данный правовой институт как комплексный. Например, В.А. Рясенцев полагал, что законодательство об опеке и попечительстве как особая совокупность норм "включает семейно-правовой и гражданско-правовой институты опеки и попечительства". Некоторые ученые подразделяли опеку и попечительство на две составляющие: семейную и гражданскую, посвящая им монографические исследования или уделяя внимание в общеотраслевых трудах. Именно в таком аспекте вопросы опеки и попечительства отражены в работах известных отечественных цивилистов: Т.Е. Абовой, М.Ю. Барщевского, З.С. Беляевой, С.П. Гришаева, А.А. Ерошенко, Н.М. Ершовой, А.Ю. Кабалкина, П.В. Крашенинникова, Р.П. Мананковой, A.M. Нечаевой, Л.М. Пчелинцевой, В.А. Рясенцева, Б.Б. Черепахина, Е.А. Чефрановой, Б.Л. Хаскельберга, В.П. Шахматова, К.Б. Ярошенко и др.

Наконец, Гражданский  кодекс РФ ввел в гражданское законодательство патронаж в форме попечительства, из чего можно сделать вывод, что отечественный законодатель воспринял накопленный дореволюционным правом опыт использования патроната и применил его в современных общественных отношениях как форму попечительства о нуждающихся гражданах. Хотя в последние годы некоторыми авторами обосновывается доктрина, в соответствии с которой правоотношения, возникающие из опеки, попечительства и патроната, должны регламентироваться нормами права социального обеспечения.

Известные отечественные  ученые констатируют, что в настоящее  время проявляется тенденция  к расширению сферы участия государства  в гражданских правоотношениях, опосредующих опеку и попечительство, и одновременно активно разрабатывается сфера частных услуг в данной области. Эти обстоятельства являются важными предпосылками для обсуждения возможности применения гражданско-правовых механизмов к отношениям опеки и попечительства. Именно поэтому ФЗ «Об опеке и попечительстве» содержит положения и нормы, которые уточняют и дополняют ст.ст. 31-40 ГК РФ, не меняя их гражданско-правового статуса.

1.2 Порядок установления патронажа

Законодательством РФ в  качестве оснований патронажа, приведена  аргументация о неприемлемости использования  договоров поручения, доверительного управления имуществом применительно к отношениям патронажа; сформулирована точка зрения о необходимости использования договора об установлении патронажа, который различные авторы предлагают как основу отношений патронируемого и помощника.

Помощником может быть совершеннолетний дееспособный гражданин, который, учитывая состояние здоровья патронируемого лица, должен обладать необходимыми знаниями и опытом, а также навыками и умением оказать помощь физически немощному гражданину.

Помощник, совершая действия (деятельность) в интересах гражданина, находящегося под патронажем, представляет, осуществляет и защищает его права и исполняет обязанности, но при этом не может совершать сделки от имени патронируемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства (п. 3 ст. 182 ГК РФ). Кроме того ни сам помощник, ни его супруг (супруга) и близкие родственники не вправе совершать сделки с патронируемым, а также представлять его интересы при заключении сделок или ведении судебных дел между патронируемым и супругом (супругой) помощника и их близкими родственниками (условия признания сделок с заинтересованностью)3.

Информация о работе Институт патронажа в Российской Федерации